Библиографическое описание:

Вихирева С. В., Киселева М. В. Система организации исследовательской деятельности в образовательной организации // Школьная педагогика. — 2016. — №3. — С. 14-16.



В России идёт развитие новой системы образования, направленной на интеллектуальное и нравственное развитие личности. Человек в современном обществе — это человек, не столько обладающий знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике. Наличие большого количества разнообразной научной информации в различных областях, ее динамичное изменение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов в полном объеме.

Возникает необходимость работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника. Научные исследования показывают, что учащиеся сохраняют в памяти примерно: 10 % из того, что читали, 20 % из того, что слушали, 30 % из того, что наблюдали, 50 % из того, что видели и слышали, 70 % из того, что высказывали и обсуждали, 90 % из того, что высказывали и самостоятельно выполняли.

Современные дети такие разные с виду и такие одинаковые по сути. Их объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужны забота, понимание и внимание. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него универсальные учебные действия (личностные и метапредметные). В решении этой задачи помогает использование методов, обеспечивающих становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Основным подходом выступает деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач и ситуаций); проектные и исследовательские формы организаций обучения. Организация исследовательской деятельности учащихся — одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, — наличие у них потребности узнавать новое

Человек по своей природе — исследователь. Особенно ярко поисковая активность проявляется в юном возрасте, когда небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Это природное стремление учитель может использовать к организации одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время — исследовательской деятельности.

Исследовательское обучение можно рассматривать как особый подход к обучению, построенный на основе стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры можно назвать главной целью исследовательского обучения. Любое исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели.

Исследовательская деятельность школьников — это деятельность учащихся, организованная через сотрудничество учителя и учащегося, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным результатом, при этом предусматривает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

В школе исследовательская деятельность значительно отличается от работы учёного по целям и задачам, по объёму и содержанию. Основной идеей исследования в школе это то, что оно является образовательным. Поэтому главной целью является не столько добиться собственных научных результатов, сколько получить знания, умения, навыки в области методики и методов научного исследования, другими словами развитие личности, раскрытие творческого потенциала учащегося. По мнению М. Н. Арцева: «Главное не овладение новыми фактами, а на учение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые будут использованы в исследовании любой сложности и тематики».

Сформированность исследовательских способностей и умений повышают вероятность альтернативной трансформации процесса развития личности в процесс саморазвития. Учебно-исследовательская деятельность учащихся направлена на поиск творческого подхода к решению исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, но, следует отметить, что учащиеся решают проблемы, уже решенные научным обществом и новые только для них.

Учащиеся знакомятся с научными методами добывания знаний, осваивают доступные им элементы научных методов. Главная ценность проведенного учащимся исследования — почувствовать себя в роли ученого. Грамотно организованное учебное исследование в конечном итоге способствует формированию необходимых черт исследователя.

Учебно-исследовательская деятельность осуществляется в нашей школе как проектно-организационная педагогическая модель интеллектуально-творческого развития обучающихся.

Проектно-исследовательская деятельность реализуется в учебное время и во внеурочной деятельности учащихся.

Учебное исследование в рамках урока осуществляется посредством деятельности учащихся на «уроках открытых мыслей», на уроках-семинарах, уроках-творческих отчетов, уроках-защиты творческих проектов, уроков-рассказов об ученых, выполнении домашнего задания исследовательского характера.

Приведем пример урока открытых мыслей, разработанный для 11 класса. Такой тип урока предполагает защиту своей точки зрения с привлечением достоверных источников для подбора аргументов и тезисов. При анализе информационных источников учащиеся, как правило, выбирают методический прием «с высоты птичьего полета к земле» для конкретизации общего теоретического материала.

Описание урочного занятия.

«Урок открытых мыслей».

Тема: ВИЧ-инфекция и СПИД.

Цель: создать условия для формирования толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным.

Этапы урока.

  1. Деление класса на группы.
  2. Сформировать понятие толерантности (по словарю), озвучить.
  3. Сформировать проблему: Можем ли мы быть толерантными к ВИЧ-инфицированным?
  4. Работа в группах с информационными источниками (подготовленными учителем).
    1. Понятие о ВИЧ (оформляют в виде краткого конспекта).
    2. Пути передачи ВИЧ (оформляют в виде схемы).
  5. Обсуждение в группах (аргументировать свою позицию).
  6. Представление итогов исследования.
  7. Дебаты: Имеют ли право ВИЧ-инфицированные на дружбу, участие, поддержку? (Аргументировать позицию своей группы.)
  8. Обобщение результатов. Выводы.
  9. Рефлексия. (На подготовленном учителем плакате с надписью: «Казнить нельзя помиловать!» поставить запятую.)
  10. Домашнее задание: Изготовление ленточек Мура.

Одним из способов, формирующих интерес к изучению школьного предмета, является привлечение учащихся к проектно-исследовательской деятельности в рамках дополнительного образования (внеурочная занятость). Школьники 5–7 классов посещают занятия в кружке «Первые шаги в науку», где знакомятся с основными аспектами проведения учебного исследования: овладение терминологией, структурой исследования. На начальных этапах детям предлагаются темы мини-исследований, например, наблюдение за домашними питомцами. Самое важное — вовлечь ребенка в исследовательский процесс, только заинтересованные учащиеся будут творчески переосмысливать информационные источники, соизмеряя полученную информацию с тематикой своей работы. Овладение общими методами исследования (анализ, наблюдение, эксперимент, сравнение) позволит школьникам качественно организовать свою деятельность.

  1. Тщательно продумывать темы исследований, формулировать проблемные вопросы, значимые для учеников.
  2. Четко планировать все этапы исследовательской и проектной деятельности, фиксируя отдельные шаги, сроки и промежуточные результаты.
  3. Представлять результаты своего исследования.

В процессе работы над исследованием учащиеся познакомятся с методами проведения научных исследований, научатся красиво и грамотно представлять результаты исследований (подготовка докладов, презентаций, тезисов), а также приобретут опыт публичного выступления.

При выполнении учебно-исследовательской работы, которая продолжается весь учебный год, учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, реализуя свои знания и способности в исследовательском проекте. Результаты своего исследования учащиеся представляют на школьной научно-практической конференции, затем на городских и региональных конкурсах исследовательских работ учащихся.

Мониторинг результативности организации учебно-исследовательской деятельности в нашей школе за последние три года показал, что качественный уровень работ год от года повышается, что подтверждается наградами, получаемыми учащимися школы на различных конкурсах, фестивалях и конференциях.

− Международный творческий конкурс «АртТалант».

− Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле».

− Региональный этап Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле».

− Региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского.

Обучаясь в школе, учащиеся уже имеют печатные работы.

  1. Публикации в журнале «Юный ученый».
  2. Тезисы их выступлений входят в сборники участников конференций.

− Сборник тезисов участников городской ученической научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

− Сборник тезисов участников областной научно-практической конференции обучающихся «ЭКО».

Вышеперечисленное в максимальной степени содействует становлению адекватной самооценки ребенка через переживание ситуации успеха, ситуации значимости своих действий. Применяемые в образовательной организации учебно-исследовательские технологии способствуют выявлению и сопровождению одаренных детей.

Литература:

  1. Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Беглова Т. В., Теплицкая А. Г. Развитие универсальных учебных действий̆ в школе (теория и практика). — М.: Сентябрь, 2015.
  2. Леонтович А. В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. — 2006. № 4. — С. 24–36.
  3. Леонтович А. В. Моделирование исследовательской деятельности учащихся: практические аспекты // Школьные технологии. — 2006, № 6, с. 89–98.
  4. Обухов А. С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Исследовательская работа школьников. — 2006. № 1. — С. 100–107.
  5. Савенков А. И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок. – 2005. – № 2. — с. 84–106.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов