Автор: Шмелева Ольга Владимировна

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (6) июль 2016 г.

Библиографическое описание:

Шмелева О. В. Игровые технологии — эффективное средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики // Школьная педагогика. — 2016. — №3. — С. 19-24.



Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на уроках математики и во внеурочной деятельности с использованием игровых технологий.

Ключевые слова: ключевые компетенции, игровая технология, дидактические игры

Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок.

Л. С. Выготский

Важнейшей задачей современной школы является воспитание социально-активной, самостоятельной, творческой личности. В связи с этим становится актуальной проблема формирования у обучающихся универсальных социально-личностных и коммуникативных компетенций, обеспечивающих оперативное решение различных проблем в жизни и будущей профессии. Одним из эффективных средств формирования у обучающихся таких компетенций выступает игровая технология.

Это обусловлено тем, что во время игры создаются различные ситуации из сфер экономики, политики, культуры и общества в целом. Разрешая их, обучающиеся развивают знания и опыт, которые лежат в основе формируемых компетенций. Участие в игровой деятельности способствует более эффективному социальному развитию школьника. Многие учёные-педагоги пришли к выводу, что использование игровых методик (технологий) на уроке способствует внутренней мотивации к учению, формированию устойчивого интереса к изучению предмета. Применение игровых технологий на уроках естественнонаучного цикла способствует доступности и прочности усвоения учебного материала и часто разрушает психологические барьеры обучающихся.

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

– как элементы более обширной технологии;

– в качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления и т. д.);

– как технология внеклассной работы и внеурочной деятельности.

Все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, средний — общественно-полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития ребёнка.

Для обучающихся 5–6 классов характерны яркость и непосредственность восприятия, дети легко вовлекаются в игровую деятельность.

Особенности игры в старшем и среднем школьном возрасте — нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска.

В процессе игры у обучающихся любого возраста

– вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно;

– развивается внимание, стремление к знаниям, фантазия;

– пополняется запас представлений, понятий;

– формируется способность ориентироваться в необычных ситуациях.

В педагогической практике используют игровые технологии как элементы других технологий (на общественных смотрах знаний, во время зачетных уроков, на уроках с использованием укрупнения дидактических единиц при объяснении нового материала и др.); на уроках систематизации и обобщения знаний; во время итогового повторения в конце учебного года; как фрагмент на уроках различных типов; во внеклассной работе и внеурочной деятельности.

Для учителя математики при применении игровых технологий наиболее существенным является решение следующих вопросов:

  1. Определение места дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке.
  2. Целесообразное использование их на разных этапах изучения различного по характеру математического материала.
  3. Разработка методики проведения игр с учётом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся.
  4. Требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

– дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

– учебная деятельность подчиняется правилам игры;

– учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

– успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

– соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

– доступность для учащихся данного возраста;

– умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

– ролевые игры на уроке;

– игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок — эстафета, урок — конкурс, урок — турнир, урок — КВН);

– игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

– использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

– различные виды внеклассной работы и внеурочной работы (КВН, эстафеты, вечера, олимпиады и т. п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и тренируют память, развивают внимание и познавательный интерес к предмету.

Таблица 1

Дидактические игры на уроках математики

Класс

Предмет

Изучаемая тема

Название дидактической игры или её элемента

В каком качестве применяется

5

Математика

Числовой луч, измерение углов

Испорченный телефон

На отдельном этапе урока как игровой момент

5

Математика

Действия с десятичными дробями

Лучший счётчик

На отдельном этапе урока как игровой момент (использование CD «Математика 5» и ИД)

5

Математика

Формулы

Математическое домино

Урок систематизации знаний

6

Математика

Координатная прямая

Испорченный телефон

На отдельном этапе урока как игровой момент

6

Математика

Координатная плоскость

Соревнование художников

На отдельном этапе урока как игровой момент

6

Математика

Действия с обыкновенными дробями

Лучший счётчик

На отдельном этапе урока как игровой момент (использование CD «Математика 6» изд».Экзамен» и ИД)

6

Математика

Сложение и вычитание отрицательных чисел

Кодированные упражнения

На отдельном этапе урока как игровой момент

7

Алгебра

Формулы сокращённого умножения

Испорченный телефон

На отдельном этапе урока как игровой момент

7

Геометрия

Начальные геометрические сведения, смежные и вертикальные углы

Лото

Урок обобщения и систематизации знаний

8

Алгебра

Приведенные квадратные уравнения, теорема Ф.Виета

Испорченный телефон

На отдельном этапе урока как игровой момент

8

Алгебра

Числовые промежутки. Неравенства

Лучший счётчик

На отдельном этапе урока как игровой момент

8

Геометрия

Четырёхугольники

Аукцион понятий

(или Лото)

На отдельном этапе урока как игровой момент (урок обобщения и систематизации знаний)

9

Алгебра

Свойства функций

Аукцион понятий

(или Лото)

На отдельном этапе урока как игровой момент (урок обобщения и систематизации знаний)

10

Алгебра и начала анализа

Функции

Домино

Урок итогового повторения

10

Геометрия

Многогранники

Экстренная инвентаризация

На отдельном этапе урока как игровой момент

11

Алгебра и начала анализа

Правила интегрирования и дифференцирования

Испорченный телефон

На отдельном этапе урока как игровой момент

Дадим некоторые пояснения к таблице.

Дидактическая игра «Испорченный телефон»

Цель игры: закрепление умений и навыков по ранее изученным темам

Задачи:

образовательные: научить оперировать имеющимся потенциалом а конкретной игровой ситуации; совершенствовать умения и навыки решения упражнений по теме…(название темы);

воспитательные: вовлечь в активную деятельность, формировать гуманные качества личности обучающегося, совершенствовать навыки общения;

развивающие: развивать творческие способности, коммуникативные навыки работы в группах, познавательный интерес к математике;

здоровьесберегающие: создать у обучающихся положительную эмоциональную настроенность, использовать здоровьесберегающие методики и действия.

Организация игры:

  1. Для игры класс делится на 6 команд (по рядам).
  2. Учитель выдаёт карточки с заданием сидящим за 1-ой партой и сообщает, что нужно сделать.
  3. Обучающиеся выполняют задание как можно быстрее, затем отрывают своё решение, оставляя лишь ответ, и передают результат следующему участнику.
  4. Тот выполняет обратную операцию, отрывает своё решение и передаёт результат на 3-ю парту и т. д.
  5. Выигрывает та команда, которая быстро и верно выполнила задание.
  6. Время, затраченное на игру составляет 7–10 минут.

Некоторые темы, при изучении которых можно использовать игру «Испорченный телефон»:

1) «Числовой луч», «Координатная прямая», «Координатная плоскость» в 5–6 классах. Одни обучающиеся отмечают указанные точки по заданным координатам, а другие записывают координаты отмеченных точек.

2) «Измерение углов» в 5-ом классе. Сначала обучающиеся должны построить углы по заданной градусной мере, а затем — найти градусные меры построенных углов.

3) «Формулы сокращённого умножения» в курсе алгебры 7-ого класса. Разложить на множители — представить в виде многочлена.

4) «Приведенные квадратные уравнения и теорема Виета» в курсе алгебры 8-ого класса. Задания: решить приведенное квадратное уравнение — составить квадратное уравнение по его известным корням.

5) «Прогрессии», алгебра, 9-ый класс. Прогрессия задана перечислением своих членов — найти первый член и разность (знаменатель), затем по известному первому члену и разности (знаменателю) выписать второй, третий и т. д. члены прогрессии.

6) «Правила дифференцирования и интегрирования», алгебра и начала анализа, 11-ый класс. Задания: найти производную функции — найти первообразную полученной функции (восстановить функцию по производной).

Дидактическая игра «Математическое лото»

Цель игры: глубокое усвоение знаний по изученной теме

Задачи:

образовательные: выявить в процессе игры качество и уровень овладения знаниями и умениями, обобщить изученный материал;

воспитательные: создать условия для реальной самооценки обучающихся, вовлечь их в активную деятельность;

развивающие: совершенствовать умение классифицировать и выявлять связи, развивать коммуникативные навыки работы в группах, познавательный интерес к математике;

здоровьесберегающие: создать у обучающихся положительную эмоциональную настроенность.

Организация игры (один из вариантов):

  1. В игре может участвовать до пяти команд. Каждая команда получает карточку, в которой указаны номера вопросов.
  2. Ведущий игры достаёт из мешка бочонки с номерами.
  3. Команда, у которой на карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда закрывает соответствующий номер в карточке.
  4. Если команда дала неверный ответ, то номер остаётся открытым и право ответа передаётся другой команде, которая за правильный ответ получает жетон. Им можно закрыть номер на своей карточке.
  5. Побеждает команда, закрывшая первой все номера на карточке.
  6. Игра может продолжаться 7–10 минут (устные упражнения) или 20–25 минут (для проверки знаний и умений по какой-либо теме курса).

Играть можно и индивидуально, тогда карточки изготавливаются на каждого обучающегося, на этих карточках, например, размещаются ответы на несложные, устные задачи. В процессе игры закрываются не все номера. Сложив оставшиеся, не закрытые номера можно проверить правильность ответов (в сумме должно получиться конкретное, заранее известное ведущему число).

Некоторые темы, при изучении которых можно использовать игру «Математическое лото»:

1) Для совершенствования вычислительных навыков можно применять в любом классе (для устных упражнений).

2) «Начальные геометрические сведения, смежные и вертикальные углы», геометрия, 7 класс. На карточках — чертежи, задания — это определения различных понятий по теме (для проверке теоретических знаний на уроке обобщения и повторения, а также систематизации знаний). Можно использовать при изучении других тем курса геометрии в 7–9 классах, таких как, «Четырёхугольники» в 8 классе, «Уравнение окружности и прямой на координатной плоскости» в 9 классе и др.

3) «Свойства функций», алгебра, алгебра и начала анализа, 9,10 классы. На карточках — геометрическая интерпретация свойств функций, задание — соотнести определения этих свойств и рисунки.

Дидактическая игра «Лучший счётчик»

Цель игры: совершенствование навыков устных вычислений.

Организация игры:

  1. Учитель объявляет, что на следующем уроке будет проходить игра под названием «Лучший счётчик», класс делится на 3–4 команды.
  2. Дома каждая команда (или каждый обучающий) должна подобрать 3–4 примера для устного счёта по изучаемой теме.
  3. В каждой команде выбирается первый игрок, который будет защищать честь своего коллектива. Примеры для устного счёта предлагают «счётчику» члены других команд до тех пор, пока он не собьётся.
  4. Затем, его сменяет другой ученик из той же команды. Число игроков для первого тура рекомендуется не более 4.
  5. Побеждает команда, в которой было наименьшее число «счётчиков», решивших наибольшее количество примеров.
  6. Игра продолжается 12–15 минут и обычно проводится в начале урока.

Также как и предыдущая игра, используется при изучении различных тем курса, в основном, математики 5–6 класса:

1) «Сложение и вычитание десятичных дробей»

2) «Умножение и деление десятичных дробей»

3) «Сложение и вычитание отрицательных чисел»

4) «Арифметические действия с обыкновенными дробями» и т. п.

Дидактическая игра «Экстренная инвентаризация»

Цель игры: контроль знаний по теме, развитие внимательности

Организация игры:

  1. На столе сложены и накрыты салфеткой модели плоских (для 7–9 класса) или объёмных (для 10–11 класса) геометрических фигур. Всего 12–15 моделей.
  2. Двум обучающимся из каждой команды предлагается осмотреть набор моделей, осмотр продолжается не более 40–60 секунд.
  3. Играющие должны в течение 2- 4 минут записать на доске название фигур и выполнить от руки их изображения.
  4. Выигрывает тот, кто запишет или зарисует больше фигур, а также даст их определения и перечислит свойства.
  5. В игре могут участвовать до 6 обучающихся от каждой команды. Продолжительность не более 10 минут.

Такую игру можно с успехом проводить после изучения многих тем в различных классах.

Дидактическая игра «Математическое домино» (один из вариантов игры)

Цель: закрепление знаний и умений по изученной теме

Организация игры:

  1. Для игры надо подготовить карточки, разделив каждую на две половины (как кости домино).
  2. На одной из них записать некоторое задание, на другой — ответ, но совсем к другому заданию.
  3. Играющие должны составить цепочку карточек так, чтобы за заданием следовал ответ.

Таблица 2.

Пример карточек «Математического домино» по теме «Формулы» для 5 класса

6

Скорость пешехода 3 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 7ч?

21

Стороны прямоугольника 8см и 12 см. Найдите его периметр.

40

Площадь прямоугольника 24 кв.см ширина 4 см. Какова длина?

  1. Каждый игрок получает по одинаковому числу карточек.
  2. Первый ход делает тот, у которого «начальная» карточка (задание-задание). Далее возможность хода предоставляется всем членам команды по порядку.
  3. Если играющий не имеет подходящей карточки, то он пропускает свой ход. Если кто-то ошибся в ответе и поставил не ту карточку, а все остальные отвечали верно, то карточка «ответ — пусто» появится в цепочке раньше, чем нужно. Тогда вся команда считается проигравшей.
  4. Игра может продолжать до 30 минут.

Следует заметить, что математическое наполнение этой игры тоже может быть очень разнообразным. От темы «Квадратные уравнения» (алгебра, 8 класс) и «Функции» (алгебра, 9 класс) до «Дифференцирование и интегрирование» (алгебра и начала анализа,12–11 классы) и др.

Функция игры — это ее разнообразная польза с точки зрения формирования ключевых компетенций.

Социально-личностные компетенции. Игра — сильнейшее средство социализации обучающегося, включающее в себя социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих группе сверстников, и спонтанные процессы, влияющие на формирование обучающегося. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения им богатства культуры, возможности формирования его как личности, позволяющей стать полноправным членом коллектива. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности. Игровая деятельность даёт возможность самореализоваться обучающемуся, наиболее полно раскрыть его способности.

Коммуникативные компетенции. Игра — коммуникативная деятельность, хотя по игровым правилам. Она вводит учащегося в область сложнейших отношений коллектива. Ведь без взаимодействия, взаимопонимания, взаимных уступок никакой игры быть не может.

Дидактические игры хорошо сочетаются с традиционными уроками. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делают процесс обучения интересным и занимательным, создает бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная математическая задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному материалу. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Литература:

  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М:- «Народное образование», 1998
  2. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 12 декабря.
  3. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. — М., 1990.
  4. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [// Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов