Библиографическое описание:

Серебрянская О. Д. Домашние задания по физической культуре // Школьная педагогика. — 2016. — №3. — С. 3-7.



Мы добиваемся того, чтобы ребенок, работая, думал и, думая, работал, только при этом условии человек может понять смысл физической культуры”.

В. А. Сухомлинский

Известно, что уроки физической культуры в школе удовлетворяют лишь 11 % потребности учащихся в двигательной активности. Что дети, ведущие малоподвижный образ жизни, хуже усваивают учебный материал по физической культуре. Снижение двигательной активности в сочетании с образом жизни приводит к появлению избыточной массы тела, ухудшению здоровья, снижению умственной и физической работоспособности. Чтобы повлиять на уровень двигательной активности школьников, улучшить функциональное стояние систем организма и сформировать положительное отношение к занятиям физической культуре, разработано мною комплекс домашних упражнений с разным уровнем сложности. В связи с этим домашнее задание по физической культуре из самых эффективных форм физического воспитания, позволяющие реально охватить самостоятельными занятиями каждого школьника.

Цель домашнего задания: заключается в улучшении двигательных показателей, повышения функционального состояния организма.

Задачи домашнего задания:

– привитие привычки к самостоятельным занятиям;

– укрепления здоровья;

– улучшение физического развития;

– ведение здорового образа жизни;

– повысить престиж уроков физической культуры;

– активизировать самостоятельные занятия учащихся;

– воспитание устойчивого интереса к двигательной активности.

Одной из форм самостоятельных занятий дома является утренняя зарядка, которая помогает быстрому переходу организма от состояния сна к активной жизнедеятельности, дает человеку бодрость, хорошее настроение.

Зарядка — это гигиенические утренние упражнения, которые укрепляют организм, закаливают тело, придают бодрости, воспитывают волю. Не случайно эти упражнения называют зарядкой, они заряжают организм энергией на весь день.

Сразу после пробуждения от сна, во время которого организм находится в состоянии торможения, человек не может быстро включиться в работу с полной нагрузкой. Зарядка снимает все эти явления, облегчает переход организма от состояния заторможенности к активности, от ночного сна к дневному труду.

Активизируется дыхание, кровообращении, деятельность кишечника. Многочисленные импульсы, возникающие во время выполнения утренних упражнений в мышцах, сухожилиях, суставах, внутренних органах, поступают в соответствующие центры коры головного мозга, который стимулирует работу различных органов, повышая как их работоспособность, так и работоспособности всего организма в целом. Зарядка имеет и воспитательное значение: под влиянием ежедневных упражнений вырабатываются активность, уверенность в своих силах, дисциплина, внутренняя собственность.

Чтобы зарядка принесла максимальную пользу здоровью ребенка, надо соблюдать следующие правила:

– Зарядку надо проводить ежедневно, систематически, в одни те же часы. От выполнения упражнений детей можно освобождать только в те дни, когда они больны.

– Зарядка выполняется натощак. Предварительно прополоскать рот.

– Зарядка не должна слагаться из большого количества упражнений, а так же упражнений, требующих большого мышечного напряжения.

Выполняя упражнения, надо задерживать дыхание, дышать через нос, полной грудью, соразмерять ритм движения и дыхания. Для усиления эмоционального воздействия упражнений на детей надо проводить зарядку под музыку. После окончания зарядки следует проделать одну из водных процедур (обтирание, обливание, душ), а так же самомассаж. Упражнения зарядки должны в своем комплексе охватывать активирующим действием основные компоненты организма: позвоночник, мышцы ног, рук и плечевой пояс, мышцы туловища, важнейшие органы двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Заключительное упражнение (ходьба) должно способствовать постепенному переходу от возбужденного состояния к более спокойному.

Научить школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями одна из главных задач учителя физической культуры. Как же методически правильно обеспечить внедрение в практику домашних заданий? Вопрос этот имеет особое значение в связи с тем, что домашние задания предусмотрены программой. Домашние задания по физической культуре по своему содержанию стали логическим продолжением учебной работы. Более того, сегодня они — необходимая ступень в привитии учащимся потребности в занятиях физической культурой. Формирования этой потребности во многом зависит от проводимой учителем работы по совершенствованию навыков и умение самостоятельных занятий физическими упражнениями. Именно, по этой причине к выполнению домашних заданий привлечены учащихся 5–11 классов. Знания о том, как самостоятельно заниматься физическими упражнениями и какими именно, ученики получают на уроке. Домашние задания по физической культуре складываются из выполнения комплексов утренней гимнастики, упражнений по развитию физических качеств и простейших двигательных навыков.

Работа по внедрению домашних заданий начинается с проведения бесед с родителями, классными руководителями о значении и необходимости регулярных занятий физическими упражнениями. Родителям сообщается о форме и контроле за выполнением учениками заданий, в частности о росписи в дневнике, где зафиксированы задания и оценки за их выполнение. Критерии оценок и нагрузку устанавливаю на основе исходных результатов учащимися. Например, в прыжках через скакалку делается это так. Включается секундомер и все одновременно прыгают с подсчетом количества раз до сигнала “Стоп”. За несколько попыток устанавливается высокий, средний и ниже среднего результат. Раз в четверть фиксируются результаты и определяются соответственно новые нагрузки. Нагрузка повышается постепенно. Первое задание в учебном году (на четверть) дается на вводном уроке с предварительным объяснением заданием и другими организационными вопросами. В частности, обращается внимание на регулярное выполнение заданий, на эстетическую сторону ведения записи в дневнике и росписи родителей. Проверка проводится на каждом уроке. Ученики выстраиваются в две противостоящие шеренги, лицом друг к другу. Одна шеренга выполняет задание, вторая проверяет его с последующей сменой мест с передвижением в одной шеренги вправо или влево на одном месте. После передвижения на одно место задание выполняет другая шеренга. Таким образом, судьи отмечают правильность выполнения упражнений, о том, как правильно делать каждое упражнение, знают все, это объясняется, когда дается задание и подсчитывают количество повторений. В конце каждого месяца провожу углубленную проверку домашних заданий. Все учителя физической культуры прекрасно понимают, что домашние задания немыслимы без индивидуального подхода к каждому ученику без реального развития и подготовленности. Поэтому, я не ставлю перед учащимися задачу выполнить упражнения точно определенное количество раз, а предлагаю им улучшить к контрольному сроку личный показатель на какое-то количество раз (повторений, подходов и т. д.) Такое положение, как мне представляется, ставит в равные условия сильного и слабого учеников, заставляет заниматься обоих. В связи с этим, мне кажется, исключительно важным становится момент определения первоначальных возможностей ученика в выполнений упражнений домашнего задания. Нужно знать максимальный результат ученика, чтобы быть уверенным, что его дальнейший рост идет действительно за счет самостоятельной работы показывает, что 5–7 классах, этот вопрос особо остро не стоит: дух соперничества, соревновательный азарт обычно заставляют ребят выполнять упражнения до предела. Однако 8–9 классах некоторые школьники пытаются уже приспособиться к знакомой им системе домашних заданий и порой сознательно занижают свои возможности, чтобы иметь резерв будущего. Выявлять этот “скрытый” резерв мне помогает преемственность при включении в домашние задания тех или иных упражнений. В результате, когда ученик переходит в следующий класс, я уже хорошо знаю его физические возможности. Оценочные нормативы разработаны последующим упражнениям: прыжки со скакалкой за 10, 20, 30, 40, 50,60 сек. Подтягивание на перекладине в висе лежа, висе. Сгибание и разгибание рук в упоре, в положение лежа. Поднимание туловища, лежа, ноги закреплены, за 30 сек. Приседание на одной ноге (с опорой одной рукой и без опоры). Прыжки в длину с места. Наклон вперед сидя.

Упражнения для домашнего задания

Сгибание иразгибание рук вупоре от пола.

По моему мнению, проще нет упражнений, которые бы столь эффективно развивали мышцы рук и груди. А ведь грудная клетка с отличной мускулатурой обеспечивает хорошую работу легких, вследствие чего кровь насыщается кислородом и затем обогащает организм питательными веществами.

Правила выполнения. Сгибание — разгибание рук в упоре. Чем выше упор, тем легче сделать упражнение. В начале занятий выполнять упражнение следует в быстром темпе — это гораздо легче и меньше нагрузка на мышцы плечевого пояса. Руки на ширине плеч, ладони параллельны. Туловище, ноги, голова на одной линии. Согнуть руки до образования угла 90º в локтевом суставе, затем выпрямить руки.

Подъем туловища из положения лежа (на гимнастическом мате).

С помощью данного упражнения контролируются силовые качества мышц живота, спины и общую выносливость.

Правила выполнения. Исходное положение — лежа на спине, ноги согнуты в коленных ставах под углом 90°, руки за головой, пальцы сложены в “замок”. Партнер прижимает ступни выполняющего к полу. По команде “Марш!” — энергично подняться до положения вертикальной спины и коснуться коленей локтями. Обратным движением вернуться в исходное положение до касания лопатками гимнастического мата в течение 30 секунд. Попытка не засчитывается, если нет касания локтями коленей или нет касания лопатками гимнастического мата.

Подтягивание на высокой (мальчики) инизкой перекладине из виса лежа (высота 90 см от пола, девочки).

Контролируются силовые возможности верхних конечностей и плечевого пояса.

Правила выполнения на высокой перекладине. Из виса на прямых руках хватом сверху подтягиваться так, чтобы подбородок был выше перекладины, опускаться в вис до полного выпрямления рук, зафиксировать это положение. При выполнении упражнения маховые движения и рывки не разрешаются.

Правила выполнения на низкой перекладине из виса лежа (высота 90 см от пола). Из виса лежа, на прямых руках хватом сверху подтянуться так, чтобы подбородком коснуться перекладины, туловище и ноги составляют прямую линию, опускаться в вис лёжа до полного выпрямления рук. При выполнении упражнения маховые движения, прогибание туловища относительно ног не разрешаются.

Прыжок, вдлину сместа.

Здесь проверяются скоростно-силовые качества.

Правила выполнения. Исходное положение — стоя носками на линии старта со взмахом рук вперед — вверх из положения “старт пловца” — выполнить прыжок вперед с приземление на обе ноги. Результат засчитывается по сзади стоящей пятке. Лучшая из трех попыток записывается или фиксируется.

Прыжки через скакалку.

Путем выполнения данного упражнения мы проверяем и совместно с учащимися развиваем у них прыгучесть, координацию, общую выносливость.

Правила выполнения. Упражнение выполняют толчком обеими ногами: один подскок на один оборот скакалки.

Приседание на одной ноге (“пистолетик”).

Большое количество травм бывает в результате повреждения мышц и связок в коленном суставе и голеностопе как при занятиях физической культурой, так и в быту. Этого можно избежать или свести к минимуму, выполняя “пистолетик”, когда при работе со своим весом реализуется оптимальная нагрузка на мышцы и связки коленного сустава.

Правила выполнения. Вначале выполняется упражнение с опорой на руки. Приседание до прямого угла бедро — голень, бедро — туловище. Выполнять упражнение в медленном темпе (2 повторения по 15–20 приседаний) на 2–3-й недели осуществлять 3–4 подхода по 20–30 приседаний с интервалом отдыха 1,5–2 минуты. По окончании упражнения подсчитать пульс.

Наклон вперед из положения сидя.

Проверяют гибкость и подвижность коленных, тазобедренных суставов и подвижность поясничного отдела позвоночника.

Правила выполнения. Выполняющий садится так, чтобы его ноги находились у линии, проведенной на полу. Расстояние между стопами 20–30 см измерительная линия должна проходить посредине, между ног (на уровне пяток — нулевая отметка). Руки кладут на измерительную линию ладонями вниз. Большие пальцы сцеплены. Партнеры удерживают ноги в выпрямленном положении. При выполнении наклона руки движутся вдоль измерительной линии. Выполняют два медленных наклона, третий наклон — основной. В этом положении наклона школьник должен задержаться не менее 2 секунд.

Литература:

  1. Бубэ Х., Фэк Г., Штюблер Х., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. — М.: Физкультура и спорт, 1968. — 216 с.
  2. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников. — Минск: Народная асвета, 1978. — 88 с.
  3. Курпан Ю. И. Требования времени. Здоровый образ жизни.// Физическая культура в школе. -1994. — № 5. — С. 61
  4. Ломейко В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроке физической культуре 1–10 класс. — Минск: народная асвета, 1980. — 128 с.
  5. Лях В. И. Координационные способности школьника. — Минск: Полымя, 1989. — 160 с.
  6. Лях В. И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников: Научный анализ проблем, проблемы, находки. — М., 1992. — 95 с.
  7. Лях В. И. Физическое воспитание в общеобразовательных школах Западной Европы: Состояние и перспективы// Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 5/6. — С. 55–59.
  8. Лях В. И. Развивая координационные способности // Физическая культура в школе. — 1993. — № 4. — С. 26
  9. Трещалин Б. И. Формируя навыки самостоятельности// Физкультура в школе. — 1993. — № 3. — С. 20.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов