Возможности изучения русскоязычных рэп-текстов в школе на уроках литературы | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (29) май 2023 г.

Дата публикации: 05.04.2023

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Сафонова, Е. А. Возможности изучения русскоязычных рэп-текстов в школе на уроках литературы / Е. А. Сафонова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 3 (29). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/249/8224/ (дата обращения: 05.05.2024).



Статья посвящена изучению и описанию опыта использования рэп-текстов в литературном образовании. На примере творчества представителей «интеллектуального рэпа» представлены элементы интертекстуального анализа, историко-культурного комментария, работа с выявлением художественно-изобразительных средств в рэп-текстах.

Ключевые слова: рэп-текст, уроки литературы, интертекст.

Филологический анализ декларирует свою принципиальную научную всеядность, поэтому в качестве предмета может быть принят абсолютно любой феномен словесности, в том числе рэп-тексты. В то же время считается обязательным при отборе и оценке литературного материала обращать внимание на его качество (эстетическую, идеологическую составляющую и пр.). В этом плане возникают определенные сложности, т. к. вопрос о качестве рэп-текстов и возможности выступить полноценным объектом филологического исследования остается дискуссионным. Такие аргументы как «низкая художественная ценность» и «несамодостаточность» выносят тексты рэп-исполнителей за рамки собственно художественной литературы, поэтому не будем называть словесное творчество рэп-поэзией, но заметим, что на сегодняшний день существует достаточное количество научных работ, в которых представлены лингвистические и экстралингвистические аспекты изучения рэп-текстов. Лингвисты изучают жанровые и стилистические особенности рэп-текстов, сленгизмы, заимствования, звукоподражания и междометия, средства выразительности, переводы рэп-текста, гендерные особенности текстов и паронимическую аттракцию [1]. Культурологи и социологи исследуют субкультуру рэпа (хип-хоп помимо музыки включает брейк-данс и граффити). Область литературоведческого изучения рэп-текстов, по-прежнему, не разработана. Слабо разработано такое направление, как изучение и описание опыта использования рэп-текстов в филологическом образовании. Но прецеденты имеются: О. А. Михайлова, А. С. Солдатов в своей статье демонстрируют пример использования рэп-текстов на уроках русского языка и РКИ при изучении разных уровней языка — фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса [2, 3]. А. А. Александрова в статье дает советы учителям по работе с лексическим анализом рэп-текстов [4, с. 51]. Во Всероссийской олимпиаде по русскому языку встречаются задания по нахождению и определению изобразительных средств в рэп-текстах Оксимирона, Пирокинесиса, «ЛСП».

Между тем, существуют работы педагогов и методистов, которые отрицают рэп как продуктивное явление. Например, В. А. Есаков предлагает запретить рэп в России, как в Таджикистане [5]. По этому поводу следует подчеркнуть, что рэп — крайне неоднороден. На сегодняшний день корпус рэп-текстов включает более 60 тысяч треков, принадлежащих 1800 авторам [6]. Далеко не все тексты содержат нецензурную брань и воспевают наркотики, крутость, секс и деньги. В России распространен такой поджанр рэпа, как «интеллектуальный» или «осознанный», представители которого пишут достойную музыку, знакомство с которой не подрывает основы образования и воспитания.

В корне неверно связывать хип-хоп культуру с «дегенеративным искусством». Рэп — повстанческая, бунтарская культура, это рупор протеста. В нем выражены наиболее острые проблемы молодежи в предельно (а нередко избыточно) эмоциональном тоне. Но качественные рэп-тексты отличаются философской глубиной, многослойностью смыслов, декодирование которых доступно не каждому и требует умственных усилий. Заметим, что представитель рэпа Оксимирон окончил Оксфорд, защитив диплом по средневековой английской литературе. Нойз МС окончил школу с золотой медалью, рэпер Хаски сдал ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов, окончил факультет журналистики МГУ. Олег Савченко (лидер группы «ЛСП») окончил филологический факультет МГЛУ по специальности «лингвист-преподаватель» и т. д.

Изучение текстов рэп-исполнителей считаем нужным на уроках литературы в школе. Во-первых, это может быть прослушивание трибют-альбомов или песен-посвящений классикам (у Нойза МС есть трек на слова О. Мандельштама «Век-волкодав», у Оксимирона — «Стихи о неизвестном солдате» О. Мандельштама, Миша Маваши исполняет «Письмо к женщине» С. Есенина и т. д.)

Во-вторых, важным является изучение интертекстуальных элементов в рэп-текстах. Интертекст является способом уплотнения смыслов в рэпе, однако аллюзивный пласт требует от слушателей широкого кругозора и знания специфического контекста. Приведем в пример отрывок из рэп-текста Оксимирона «Цифры и цвета»:

«Я рос один, только «Два капитана», «Три мушкетера»,

«Четыре танкиста» делали картину путевой

Мне было пять, я был гадкий лебединый утенок

От шести до семи я возненавидел учебу

На колесе восьмерка, во дворе спалили «девятку»

«Девять с половиной недель» все объяснили мне внятно».

«Билайн» и «Яндекс» разработали нейросеть, которая анализирует произведения классической литературы и рэп-хитов. С ее помощью специалисты определили, каких писателей и поэтов чаще всего цитируют российские рэперы. На основе исследования они создали наглядную интерактивную карту, с которой вы можете познакомиться в интернете [7]. Рэперы могут просто упоминать тех или иных поэтов и писателей и их произведения. Например:

«Ты спроси у ясеня, а лучше у Есенина,

Как люди выживают в эпоху потрясения» («25/17» трек «Победит»)

«Мы на посту с тобой, словно тот пацан из рассказа,

Что дал честное слово, и не было приказа» («25/17» трек «Комета»).

Аллюзивный план может быть и более концептуальным. Например, Нойз МС называет свой трек «Почитай старших» палимпсестом, в нем он цитирует О. Мандельштама, В. Маяковского, С. Есенина, которых называет гигантами-предшественниками. «Маяковский, Есенин — два главных для меня поэта. Оба примечательны тем, что, являясь представителями популярных поэтических течений, ни Маяковский, ни Есенин по-настоящему к ним не принадлежали и были такими жемчужинами в навозе. Эти поэты для меня интересны тем, что сумели подняться над тусовкой, в которой начинали», — признается исполнитель в одном из интервью [8].

Любимым поэтом рэперов также является Иосиф Бродский; особенно популярным в период пандемии стало его стихотворение «Не выходи из комнаты» [9]. Вот пример из трека Нойза МС «В темноте»:

«Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло

Что интересней на свете стены и стула?

Зачем выходить оттуда, куда вернёшься вечером

Таким же, каким ты был, тем более изувеченным?»

А это пример из трека «Комната» группы «25/17»:

«Белый шум на мониторе пыльного окна

Расскажет нам

Что за стеною в коридоре зацвела война

А ты не вооружена

Не выходи, не совершай ошибку

За дверью ад жаркий и липкий

Не выходи из комнаты

Тебе не понравится

Не выходи из комнаты

Поверь, там не Франция

Запрись со мной».

В третьих, на уроках литературы разговор о хип-хоп культуре возможен при изучении историко-культурного процесса 19–20 вв. Еще недавно в России были очень популярны рэп-баттлы, которые набирали десятки миллионов просмотров, а некоторые из них, например, баттл Оксимирона и Славы КПСС (Гнойного) обсуждали ученые, журналисты, политики. Баттл Оксимирона и Гнойного пестрил отсылками к узнаваемым коллизиям эпохи Серебряного века (оппозиции акмеистов и футуристов) и таким образом, демонстрировал схожесть историко-культурной ситуации начала 20 и 21 вв. Столкновения между рэперами напоминают войну разных поэтических школ Серебряного века, но, по сути, являются блестяще реализованным сценарием.

Сегодня в хип-хоп культуре популярны диссы — это оскорбительные выпады в адрес коллег-исполнителей, встречающиеся в текстах. На примере этого явления можно объяснить школьникам, какую реакцию в 1912 г. вызвал манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу».

Также сегодня рэперы делятся на представителей старой (например: Нигатив, Баста) и новой школы (Фэйс). Старички, как и принято, ругают молодежь, и это напоминает спор шишковцев и арзамасцев (вспомним их многочисленные эпиграммы и пародии) Думаем, полемика архаистов и новаторов 19 века будет более понятна и интересна учащимся, если сравнить ее с современными культурными реалиями.

Обращение к хип-хоп культуре поможет объяснить школьникам и постмодернистские игры в различных текстах. Например, рэперы часто устраивают перфомансы, выполняющие в молодежной культуре важные социальные функции. Рэпер Хаски в 2018 г. инсценировал собственные похороны. На протяжении нескольких часов он лежал в гробу, и все присутствующие могли с ним попрощаться. Позже режиссер Кирилл Серебренников на роль трупа в своем фильме по книге А. Сальникова «Петровы в гриппе» пригласил именно рэпера Хаски. Рэпер играет сам себя, в финале фильма он встает из гроба, бежит по городу и садится в автобус. Россия и в фильме, и в книге Сальникова представлена страной «живых мертвецов», которые бегут по кругу; наш народ пребывает в сюрреалистическом бреду, бьется в предсмертной лихорадке, но никак не умирает (в данном случае перфоманс Хаски помогает раскрыть замысел Серебренникова).

В профильных классах при углубленном изучении литературы можно предложить учащимся выполнить научно-исследовательские работы по изучению рэп-текстов. Перспективным видится изучение рэп-текстов как «городского текста» русской литературы. Рэперы — представители уличной культуры стремятся к достоверному описанию современного урбанистического пространства. Район Замоскворечья — концептуально значимый для русской классической литературы (вспомним А. Н. Островского и И. С. Шмелева) представлен в текстах рэперов сообщества «ZM Nation» (группа «Centr»). Но чаще в текстах рэперов мы видим топос провинциального города. Например, в текстах группы «Грот» представлен Омск, приведем отрывок из трека «Малосемейка»:

«Больно, тесно мне в бетоне бездушном

Ты обнимай меня, да не до удушья

Мне за линию, туда, где тлеют лучи

Ты отпускай меня с лаской, жалеючи».

Рэпер Хаски — уроженец Улан-Удэ, посвящает трек «Панельке»:

«Начинается как шум в животе,

Прятаться в мутной воде

Вынырнуть в колыбельку

И врастать помаленьку в панельку.

Прятки с отцом: горячо — холодно.

Жрать слез маминых в поварешке

Солнце тает в окне, как харчок золота

Папа папа был понарошку

Набито панельное брюхо

Панельного неба краюха

Еду по России не доеду до конца

Где панелька моего отца ха-ха?»

Актуальным литературоведческим исследованием нам кажется также сопоставление текстов рэперов и рокеров. В рэп-текстах довольно частотны отсылки к року, в частности, к творчеству Виктора Цоя и Егора Летова — лидера группы «Гражданская оборона». Например, в треке Нойза МС «Все как у людей» в припеве звучат слова Летова из одноименной песни. У Нойза МС, как и у Летова, мы видим мир как хаос, в котором невозможен порядок. Вместе с тем, при абсолютной мрачности и безысходности текстов творчество и того, и другого исполнителя несет в себе заряд положительной энергетики. Деструктивное оказывается конструктивным, а пессимистическое соединяется с жизнеутверждающим.

В треке «Колобок» группы «25/17» представлена отсылка не только к сказке, но и к хиту «Чижа и Ко»:

«– А не спеть ли мне песню?

— А не спеть

— А не написать ли хит?

— А не написать.

Колобок так хотел все и вся успеть

Вот и все, тик так, заходи, Лиса»

Если у «Чижа» хит не пишется, но есть надежда, что в следующий раз он будет написан, то в треке «25/17» отчетливо видно, что следующего раза не будет, так проявляется поколенческая тревога.

Интересным нам также кажется анализ религиозных мотивов в рэп-тексте. К примеру, альбом Оксимирона «Горгород» можно рассматривать в философском смысле как «еврейский текст» [10], а трек Хоруса (Луперкаля) «Папа, я к тебе вернусь», как притчу о блудном сыне.

Рэп-тексты издаются в печатном виде (например, творчество Хаски) и широко представлены в интернете — записанные тексты являются одной из форм бытования хип-хоп культуры, что предполагает возможное знакомство только со словесным вариантом текста. Однако стоит отметить, что записанный рэп-текст теряет свою энергию и импульс, поэтому рекомендуем при анализе-рэп текста обращать внимание на музыку и искусство исполнения, которые играют важную роль.

Таким образом, знакомство с рэп-текстами на уроках литературы видится нам продуктивным, это активизирует и мотивирует учащихся и помогает выявить идейно-художественное своеобразие, как классических, так и современных произведений.

Литература:

  1. Грудева Е. В. Лингвистические и экстралингвистические аспекты изучения современных русскоязычных рэп-текстов / Е. В. Грудева, А. А. Дивеева // Научный диалог. — 2021. — № 9. — С. 74–97.
  2. Михайлова О. А. Тексты рэп-культуры на уроках РКИ: опыт и анализ применения // TERRA RUSISTICA. Сборник материалов Первого международного форума молодых русистов / сост. е. В. Ковалых, С. В. Лукьянова, Н. С. Молчанова. — Псков: Псковский государственный университет, 2021. — С. 229–232.
  3. Солдатов А. С. Креативный дидактический материал для современного урока изучения грамматики // TERRA RUSISTICA. Сборник материалов Первого международного форума молодых русистов / сост. е. В. Ковалых, С. В. Лукьянова, Н. С. Молчанова. — Псков: Псковский государственный университет, 2021. — С. 324–327.
  4. Александрова А. А. Возможности использования лексических особенностей текстов исполнителей «нового» русского рэпа в методических целях //Русский язык и литература: актуальные проблемы теории и практики преподавания: сборник материалов IV Всероссийской научно-методической конференции под редакцией М. А. Дубовой, Т. А. Капыриной. — Коломна: ГСГУ. — 2019. — С. 51–60.
  5. Есаков В. А. Воздействие музыки в стиле рэп на сознание современной молодёжи / В. А. Есаков, И. В. Логвинова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2016. — № 1 (69). — С. 102 –106.
  6. Карпушкин В. Г. Не путай комическое и каноническое: креатив на ровном месте / В. Н. Карпушкин, Т. В. Шмелёва // Лингвистика креатива-4. Коллективная монография / под ред. Т. А. Гридиной. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. — С. 104–135.
  7. Дергачева А. Связи русского рэпа и литературы в интерактивной карте «Яндекса» 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.the-village.ru/village/weekend/wknd-news/367721-literatura (дата обращения 14.02.2019).
  8. Интервью Ивана Алексеева для «Частного корреспондента», 2011 [Электронный ресурс] // Частный корреспондент: российское интернет-издание. 2008–2022. URL: http://www.chaskor.ru/article/mc_noize_eto_slozhno_-_delat_normalnoe_litso_18123 (дата обращения: 23.05.2022).
  9. Долгобородова И. А. Литературные аллюзии в русском рэпе // Выпускная квалификационная бакалаврская работа. Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств, 2022.
  10. Летохо Е. В. Библейские аллюзии как способ мотивной организации в альбоме Оксимирона «Горгород» // Проблемы современной науки и образования. 2019. — № 11–2(144). — С. 44–46.

Ключевые слова

интертекст, рэп-текст, уроки литературы
Задать вопрос