Использование игровых технологий в воспитательно-образовательном процессе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (29) май 2023 г.

Дата публикации: 26.03.2023

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Караульный, А. В. Использование игровых технологий в воспитательно-образовательном процессе / А. В. Караульный. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 3 (29). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/249/8220/ (дата обращения: 19.05.2024).



Цель воспитателя — способствовать личностному самоутверждению воспитанников, успешному взаимодействию их с окружающим миром. Осуществлению данной цели способствует умелое владение педагогическими технологиями.

В реализации деятельностного подхода особое место занимают игровые технологии. Игра способствует преодолению пассивности воспитанников, каждый воспитанник несет ответственность и стремится внести свой вклад в результат. Правильно организованная игра формирует не только личностные, но и коммуникативные, регулятивные УУД. Как итог воспитание познавательного интереса и активизация деятельности обучающихся.

Внеклассные мероприятия с применением игровой технологии являются основой здоровьесбережения. Игры отличаются по виду деятельности: двигательные, интеллектуальные, социальные, психологические. По характеру игровой методики мной применяются: сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.

Приведу в пример внеклассное мероприятие по теме «Экология здоровья человека». Понятие «экология человека» прочно вошло в нашу жизнь. Ухудшение состояния среды понижает и качество жизни. Экология затрагивает все сферы жизни человека: питание, здоровье, жизнедеятельность, настроение.

Цель мероприятия: актуализироватьиразвивать знания воспитанников о здоровом образе жизни, экологическом сознании.

Образовательные: актуализировать и развить знания воспитанников о здоровье и здоровом образе жизни; дать оценку собственного экологического сознания.

Развивающие: формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации ; принимать и сохранять целевые установки занятия; анализировать проявления внутреннего мира человека; взаимодействовать в группе.

Воспитательные: способствовать формированию стремления к здоровому образу жизни на основе физического, психологического и духовно-нравственного развития личности.

Технология: игровая, здоровьесберегающая.

Форма проведения: интерактивная игра

Методы: метод поиска правильного решения, реконструирования, работы в группах.

Приемы: «ассоциация», «веский аргумент», «интерактивная игра» «мозговой штурм», «дыхание по кругу», «эколого-психологический тест», «солнышко».

Педагогические приёмы для формирования УУД:

1. Прием «Ассоциация». Прием «Символизация».

Методическое описание приема: ассоциативная цепочка-совокупность понятий, где каждое последующее связано не с основным понятием, а с предыдущим. Символизация — посредством цвета, знаков и символов изображают отдельные элементы обсуждаемого материала.

Задание: нарисовать часть природы, с которой себя ассоциируешь, объяснить почему.

Формируемые УУД:

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность; осуществлять познавательную рефлексию, сверять свои действия с целью.

Познавательные: извлекать нужную информацию; осознанно строить высказывания; умение видеть и анализировать проблему.

2. Прием «Самый веский аргумент».

Методическое описание приема: упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично.

Критерии аргументации:

  1. Тезис является формулировкой вашей позиции.
  2. Аргументы — должны отвечать на вопрос оппонента, почему ему нужно вам верить.
  3. Демонстрация — это связка тезиса и аргументов. По сути, это и есть процесс убеждения.

Задание: анализ высказывания Г. Гейне “Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье”.

Формируемые УУД:

Познавательные: аргументировано излагать свои мысли. Коммуникативные: выражать свои мысли с полнотой и точностью; строить связное монологическое высказывание; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

3. Прием «Интерактивная игра».

Методическое описание приема:

  1. Подбор педагогом заданий и упражнений (проведение подготовительного занятия)
  2. Знакомство с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы. Четкие инструкции о правилах игры
  3. В процессе игры всестороннее взаимодействие для достижения поставленной цели. Педагог корректирует действия воспитанников.
  4. По окончании игры анализируются результаты, подводятся итоги. Важен эмоциональный аспект.

Формируемые УУД:

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные: умение общаться в предложенной ситуации; развитие предметно-научной речи.

Познавательные: умения ориентироваться в тексте и работать с ним, находить и использовать нужную информацию.

4. Прием «Эколого-психологический тест».

Методическое описание приема: постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания.

Формируемые УУД:

Личностные: сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества

Познавательные: делать выводы, строить логические рассуждения.

5. Прием «Дыхание по кругу»

Методическое описание приема: воспитанник не должен быть замкнут, напряжен во время мероприятия. В таком состоянии имеет рассеянное внимание, не может сконцентрироваться. Главное условие хороший психологический климат. Тренировка построена на использовании дыхательных упражнений в целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья.

Формируемые УУД:

Личностные: формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия.

Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Литература:

  1. Эколого-психологический тренинг. URL: https://pandia.ru/text/78/136/172.php?ysclid=lfmamecky2696142241. Текст электронный.
  2. Экология здоровья человека — необходимое условие устойчивого развития. Д. Ю. Анашкин, А. В. Смирнов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologiya-zdorovya-cheloveka-neobhodimoe-uslovie-ustoychivogo-razvitiya/viewer. Текст электронный.
Задать вопрос