Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Класс мастеров» для 1-го класса начального общего образования (срок освоения 1 год) | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: рабочие программы

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (29) май 2023 г.

Дата публикации: 18.03.2023

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Юрченко, О. Н. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Класс мастеров» для 1-го класса начального общего образования (срок освоения 1 год) / О. Н. Юрченко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 3 (29). — С. 20-26. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/249/8182/ (дата обращения: 19.05.2024).



Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Класс мастеров» для 1-го класса разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООН МКОУ «Санаторная школа-интернат № 82», с учетом рабочей программы воспитания и на основе авторской программы Г. И. Долженко «100 поделок из бумаги» — Ярославль: Академия развития, 2019 г.

Цель данной программы раскрыть творческие способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

— Развить познавательный интерес к творческой деятельности.

— Научить использовать в работе различные материалы (бумага, картон, пластилин, природный материал и т. д.)

— Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

Место курса в учебном плане

Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме занятий общекультурной направленности. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 0,5 часа, во второй половине дня в учебном кабинете, 16,5 часа в год.

Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс

Раздел 1. Аппликация и моделирование (8 ч.)

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. Аппликация из листьев, семян, трав. Работа с бумагой. Поделки из бумаги «Елочка», новогодняя игрушка. Аппликация из пуговиц «Стрекоза», «Медвежонок».

Раздел 2. Работа с пластическими материалами (3 ч.)

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Разрезание смешанного пластилина. Изготовление бабочки.Изготовление цветочного куста. Изготовление листьев.

Раздел 3 . Аппликация из деталей оригами (5,5 ч.)

История возникновения оригами. Секреты оригами».

Аппликация-оригами «Лягушка», «Собачка», «Самолет», «Кораблик».

Коллективные композиции в технике оригами.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

— интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

— познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

— адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

— внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

— выраженной познавательной мотивации;

— устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— планировать свои действия;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

— адекватно воспринимать оценку учителя;

— различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

— проявлять познавательную инициативу;

— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся смогут:

— допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

— учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться, приходить к общему решению;

— соблюдать корректность в высказываниях;

— задавать вопросы по существу;

— контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

— владеть монологической и диалогической формой речи;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;

— высказываться в устной и письменной форме;

— анализировать объекты, выделять главное;

— осуществлять синтез (целое из частей);

— проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

— использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Конечный результат

В такой многонациональной стране как Россия особую актуальность приобретает сбалансированный подход к воспитанию у детей уважения к истории, традициям своего народа и народов, населяющих нашу страну. Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством России способствует формированию национального самосознания, взаимопроникновению культур, воспитывает чувство взаимопонимания между народами, формирует этническую толерантность.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

— развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

— расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

— познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

— использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

— познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

— совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

— оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

— достичь оптимального для каждого уровня развития;

— сформировать навыки работы с информацией.


Таблица 1

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Класс мастеров»

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Период

Формы проведения занятий

Виды деятельности

Электронные и цифровые образовательные ресурсы (ЭОР, ЦОР)

Количество часов

Теория

Практика

Раздел I. Аппликация и моделирование

8

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

0,5

0,5

05.09.22

Беседа, презентация

— познавательная

https://infourok.ru ›

2–3

Аппликация из листьев «Цветок»

1

0,5

0,5

12.09.22

19.09.22

Ознакомление с новым материалом, практическая работа

— познавательная;

— творческая;

— создают композиции из листьев

http://www.myshared.ru ›

4–5

Аппликация из сухих цветов и листьев «Бабочка»

1

0,5

0,5

26.09.22

03.10.22

Презентация практическая работа,

— творческая;

—практическая работа

— создают композиции из сухих цветов и листьев.

https://youtu.be/WwGlZ01G6k0

6–7

Аппликация из природных материалов «Петушок»

1

0,5

0,5

10.10.22

17.10.22

Беседа, презентация, практическая работа.

— познавательная; творческая;

— создают композиции из перьев и листьев.

https://minikar.ru ›

8–9

Аппликация «Прогулка ёжиков по осеннему лесу»

1

0,5

0,5

24.10.22

31.10.22

Видео-урок, практическая работа.

— познавательная;

— творческая;

— создают композиции из семечек и листьев.

https://www.maam.ru › detskijsad › aplikacija-iz-listev-

10

Беседа «История создания бумаги». Новогодняя игрушка «Елочка»

0,5

0,5

07.11.22

Ознакомление с новым материалом, презентация.

— познавательная;

— творческая.

https://ppt-online.org ›

11–12

Беседа «Как появились ножницы». Изготовление новогодней игрушки «Елочка»

1

0,5

0,5

14.11.22

21.11.22

Ознакомление с новым материалом, презентация, практическая работа.

— познавательная;

— творческая;

—практическая работа

— создают композиции из цветной бумаги.

https://youtu.be/a71xpcjtjN https://youtu.be/ziiM3–42HJ8c

13–14

Беседа «Откуда появились пуговицы». Аппликация «Стрекоза».

1

0,5

0,5

28.11.22

05.12.22

Ознакомление с новым материалом, презентация, практическая работа.

— познавательная

— творческая;

— создают композиции из пуговиц.

https://youtu.be/P9tN9flABqY

https://infourok.ru ›

15–16

Аппликация из пуговиц «Медвежонок». Выставка работ.

1

1

12.12.22

19.12.22

Презентация, практическая работа.

— творческая;

— создают композиции из пуговиц.

https://infourok.ru ›

Раздел 2. Работа с пластическими материалами

3

17

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с пластилином.

0,5

0,5

09.01.23

Видео-урок, ознакомление детей с техникой безопасности при работе с пластичными материалами.

— познавательная.

https://infourok.ru ›

18–19

Разрезание смешанного пластилина. Изготовление бабочки.

1

0,5

0,5

16.01.23

23.01.23

ознакомление детей с техникой разрезания смешанного пластилина. Практическая работа.

— овладевают практическими умениями по работе с пластилином.

https://nsportal.ru › tekhnologiya ›

20–21

Изготовление цветка из смешанного пластилина.

1

0,5

0,5

30.01.23

06.02.23

Презентация, практическая работа

— овладевают практическими умениями по работе с пластилином; -учатся видеть красивое вокруг себя

https://podelki-doma.ru › podelki ›

22

Изготовление стебля и листьев.

0,5

0,5

20.02.23

Практическая работа демонстрирующая выставку работ.

— овладевают практическими умениями по работе с пластилином; -учатся видеть красивое вокруг себя

https://podelki-doma.ru › podelki ›

Раздел 3. Аппликация из деталей оригами

5,5

23

История возникновения оригами.

0,5

0,5

27.02.23

Ознакомление обучающихся с историей создания оригами. Презентация.

— познавательная;

—знакомятся с историей возникновения техник «оригами».

https://ppt-online.org ›

24–25

Аппликация — оригами «Лягушка»

1

0,5

0,5

06.03.23

13.03.23

Ознакомление обучающихся с техникой оригами. Презентация.

— знакомятся с условными знаками принятыми в оригами;

— выбирают необходимые инструменты.

https://tratatuk.ru › origami › origami-lyagushka

26–27

Аппликация — оригами «Собачка»

1

0,5

0,5

20.03.23

03.04.23

Видео-урок, творческая мастерская, участие в конкурсах

— знакомятся с условными знаками принятыми в оригами;

— выбирают необходимые инструменты.

https://www.youtube.com ›

28–29

Аппликация — оригами «Самолет»

1

0,5

0,5

10.04.23

17.04.23

Презентация, практическая работа.

— знакомятся с условными знаками принятыми в оригами;

— выбирают необходимые инструменты.

https://infourok.ru ›

30–31

Аппликация — оригами «Кораблик»

1

0,5

0,5

24.04.23

01.05.23

Беседа, презентация, практическая работа.

— знакомятся с условными знаками принятыми в оригами;

— выбирают необходимые инструменты.

https://infourok.ru ›

32–33

Коллективные композиции в технике оригами. Выставка работ.

1

0,5

0,5

08.05.23

15.05.23

Практическая работа, демонстрация творческих работ.

— знакомятся с условными знаками принятыми в оригами;

— выбирают необходимые инструменты.

Итого часов

16,5

8,5

8


Таблица 2

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности (1 класс)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата фактического проведения занятия

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

0,5

0,5

2–3

Аппликация из листьев «Цветок»

1

0,5

0,5

4–5

Аппликация из сухих листьев «Бабочка»

1

0,5

0,5

6–7

Аппликация из природных материалов «Петушок»

1

0,5

0,5

8–9

Аппликация «Прогулка ёжиков по осеннему лесу»

1

0,5

0,5

10

Беседа «История создания бумаги». Новогодняя игрушка «Елочка»

0,5

0,5

11–12

Беседа «Как появились ножницы». Изготовление новогодней игрушки «Елочка»

1

0,5

0,5

13–14

Беседа «Откуда появились пуговицы». Аппликация «Стрекоза».

1

0,5

0,5

15–16

Аппликация из пуговиц «Медвежонок». Выставка работ.

1

1

17

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с пластилином.

0,5

0,5

18–19

Разрезание смешанного пластилина. Изготовление бабочки.

1

0,5

0,5

20–21

Изготовление цветка из смешанного пластилина.

1

0,5

0,5

22

Изготовление стебля и листьев.

0,5

0,5

23

История возникновения оригами.

0,5

0,5

24–25

Аппликация — оригами «Лягушка»

1

0,5

0,5

26–27

Аппликация — оригами «Собачка»

1

0,5

0,5

28–29

Аппликация — оригами «Самолет»

1

0,5

0,5

30–31

Аппликация — оригами «Кораблик»

1

0,5

0,5

32–33

Коллективные композиции в технике оригами. Выставка работ.

1

0,5

0,5

Общее количество часов по программе

16,5

8,5

8

Таблица 3

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (1 класс)

Наименование раздела

Модуль рабочей программы воспитания «Курса внеурочной деятельности»

Кол-во часов

1.

I Аппликация и моделирование

Презентация и поздравительные открытки к Дню учителя. Выставка работ обучающихся.

0,5

Презентация на тему «Безопасность школьников в сети интернет».

0,5

2.

II. Работа с пластическими материалами

Моя профессия «Скульптор». Занятие посвященное Международному дню инвалидов.

0,5

Выставка поделок к День Героев Отечества.

0,5

3.

III. Аппликация из деталей оригами

Выставка поделок к Дню Защитника Отечества.

0,5

Презентация. Выставка работ к Дню Победы

0,5

Итого:

3

Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы необходимо следующее оборудование :

— Компьютер;

— Медиа проектор;

Инструменты и приспособления:

— Простой карандаш;

— Линейка;

— Ножницы канцелярские с закругленными концами;

— Кисточка для клея и красок;

— Доски для работы с пластилином.

Материалы:

— Пластилин;

— Засушенные листья

— Бумага цветная для аппликаций;

— Двухсторонняя цветная бумага для оригами;

— Картон белый и цветной;

— Клей ПВА;

— Ватные диски;

— Бумага гофрированная, креповая, папиросная.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012-ог№ 273-ФЗ);

— Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309 (ред. от 23.07.2013г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

— Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и Среднего(полного) общего образования»;

— Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.14 г.№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014–2015 учебный год»;

— Приказ Минобразования России от 09.03.2004г.№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.№ 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№ 1897»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.№ 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».

Система контролирующих материалов:

— Входной контроль — проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка.

— Текущий контроль — проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.

— Промежуточный контроль — проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, защита работ.

— Итоговый контроль — проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).

В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся по определенным критериям:

— Выполнение практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;

— Подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);

— Система награждения и поощрения обучающихся, лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами;

— Организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося.

Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.

Возможные результаты практической деятельности младших школьников:

Выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для мам, пап, ветеранов, учителей, т.д.; оформления класса на новогоднюю тему.

Литература:

  1. Г. И. Долженко 100 поделок из бумаги — Ярославль: Академия развития, 2019.
  2. Первое сентября» «Начальная школа» с пометкой «Лепка» Глазова МГ.2011г.
  3. Т. Н. Проснякова, Н. А. Цирулик. Умные руки — Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2014. — Т. Н. Проснякова, Н. А. Цирулик. Уроки творчества — Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2014. — С. И. Хлебникова, Н. А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! — Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2014.
  4. https://www.google.com/url?q=http://stranamasterov.ru/&sa=D&ust=1540845442789000
Задать вопрос