Применение вариативных заданий в общеобразовательной школе на основе цифровых ресурсов
Авторы: Малова Розалия Евгеньевна, Хрусталев Алексей Андреевич
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (27) январь 2023 г.
Дата публикации: 24.12.2022
Статья просмотрена: 134 раза
Библиографическое описание:
Малова, Р. Е. Применение вариативных заданий в общеобразовательной школе на основе цифровых ресурсов / Р. Е. Малова, А. А. Хрусталев. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 1 (27). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/239/7887/ (дата обращения: 10.05.2024).
В статье рассматривается организация обучения с применением вариативных заданий на основе цифровых образовательных ресурсов.
Ключевые слова: ЦОР, вариативность, учащиеся, школа, ФГОС.
В педагогике вариативность дает возможность ученикам выбирать тип, форму, вид и темы заданий, опираясь на свои собственные желания, предпочтения, особенности мыслительной деятельности, а также интересы. Учителя в условиях вариативности обучения смогут преподавать, ориентируясь на запросы и индивидуальные способности учащихся и так, как считают необходимым.
При вариативном подходе к обучению общеобразовательная школа формирует не только знания умения и навыки, но и опыт индивидуальной деятельности, а также личную ответственность учащихся за качество ее осуществления, предоставляя им возможность самостоятельной ориентации, многообразие учебного материала и способов учебной деятельности, соответствующих уровню познавательных способностей учащихся.
Применение вариативных заданий повышает мотивацию обучающихся к обучению и к изучению предметов, а цифровые ресурсы позволяют надежнее закрепить знания, полученные в ходе решения заданий. При применении цифровых ресурсов на уроках физики стимулируется познавательный интерес учеников, значительно повышается эффективность индивидуальной работы. Цифровые средства открывают перед учениками совершенно новые возможности в образовательном процессе и творчестве.
Вариативные задания направлены на реализацию идей ФГОС ОО и позволяют продуктивно работать с учащимися, которые имеют разные способности, потребности и возможности в образовании.
По мнению В. В. Пикапа, вариативность реализуется через целостный подход к личности, свободу образования и личности. На основе этой концепции он выводит следующие положения:
а) признание в качестве главной субъективной позиции учащегося в обучении;
б) принятие того, что ведущим координирующим механизмом личности является ее ценностно-смысловая сфера, потребности, мотивы, способности;
в) конструирование содержания образовательного процесса таким образом, чтобы появилась возможность предоставлять ученику права на самостоятельный выбор источника информации, способов получения и уровня освоении новой информации;
г) обеспечение взаимодействия ребенка и педагога на основе сотрудничества;
д) соответствие педагогических методов, приемов, технологий психовозрастным особенностям учащихся;
е) опора на внутреннюю мотивацию учения, ситуацию успеха.
На основе данных положений можно сделать вывод, что вариативность в педагогике реализует идеи индивидуализации образования. Она способствует раскрытию разнообразия образовательных программ, создает условия для возможности структурирования учебного материала различными способами, основываясь на психофизиологических особенностях учащихся, и позволяет построить индивидуальную траекторию, нацеленную на развитие детей в различных образовательных сферах.
Вариативные задания — это задания, предоставляющие ученикам право на выбор уровня и характера заданий, индивидуального способа действия, привлекательной темы, ориентация учеников на поиск возможных вариантов эффективного решения поставленной задачи.
Для применения вариативных заданий могут быть следующие основания:
— развитие у обучающихся вариативного мышления;
— задание вариативного характера учат ребенка не бояться ошибок, принимать неудачу как опыт и как мотив для исправления ситуации;
— использование заданий как средства для тренировок перед участием в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах разного уровня, при чем как в рамках общего, так и дополнительного образования;
— повышение мотивации учащихся к учебе за счет учета субъективных учебных запросов учащихся.
Содержание вариативных заданий определяется совокупностью факторов: личностными особенностями, индивидуальными интересами, потребностями и потенциалом самого ученика и его семьи в получении необходимого учебного результата; профессионализмом учителя; возможностями образовательной организации удовлетворять образовательные потребности ученика; потенциалом материально-технической базы образовательного учреждения.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) — это информационные продукты, представленные в виртуальном пространстве в форме фотографий, учебных видеоматериалов, моделей, аудиоматериалов, документов, символов и других образовательных материалов, используемых в процессе обучения. Цифровые ресурсы, в данном случае, являются платформой для представления вариативных заданий в необходимой для педагога цифровой форме.
Использование цифровых вариативных заданий в педагогическом процессе позволяет:
— создавать личностно-ориентированный подход к учащимся, индивидуализировать обучение, формировать, помимо знаний, умения и навыки, а также акцентировать внимание на деятельности школьника, а не педагога;
— углубить деятельностный подход;
— получить вариативность представления учебного материала, а также индивидуальные образовательные траектории для школьников;
— получить новое качество наглядности и осмысления материала;
— перейти на новый уровень самостоятельности учащихся, посредством принятия ими самостоятельных решений, приобретения навыков в поисково-исследовательской деятельности, возможности создавать новое знание.
Цифровые образовательные ресурсы в образовании являются вспомогательным средством, предоставляющим возможность выражать учебный материал в цифровой форме.
Таким образом, внедрение и применение цифровых вариативных заданий в педагогический процесс в общеобразовательной школе — важное дидактическое условие формирования личностных качеств учеников. Они предоставляют возможность педагогу получить продуктивный инструмент педагогического труда. А всем учащимся путем активизации познавательного интереса к обучению получить необходимую подготовку к окончанию школы.
Литература:
- Батомункуева, А. М. Работаем на основе индивидуальных учебных планов / А. М. Батомункуева // Директор школы. — 2009. — № 9.
- Пикан, В. В. Технология вариативного обучения / В. В. Пикан. — М.: Перспектива, 2008.
- Синицина, И. А. Вариативность как системообразующий концепт постнеклассической образовательной парадигмы / И. А. Синицина // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 3.