Методическая разработка для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений «И петух свои часы знает» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии внеклассных занятий

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (27) январь 2023 г.

Дата публикации: 30.10.2022

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Амелина, Е. В. Методическая разработка для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений «И петух свои часы знает» / Е. В. Амелина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 1 (27). — С. 24-29. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/239/7728/ (дата обращения: 07.05.2024).



Современного человека окружает огромное количество предметов. Используя их в повседневной жизни, мы редко задумываемся об истории их возникновения, их свойствах и т. д. Одним из таких предметов являются часы. Вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было прожить день, не следя за временем.

Человеку известны разнообразные способы измерения времени: минутами, часами, днями, неделями, месяцами, годами, веками и так далее. Нам также знакомо большое количество фольклорных произведений, посвящённых времени. Это различные пословицы, загадки, поговорки: «Упустишь минуту — потеряешь час», «Время дороже золота», «Время красит, а безвременье сушит», «И петух свои часы знает» и многие другие.

Шли годы, и люди придумали прибор под названием «часы», который стал отличным помощником в ориентировании во времени. Постепенно механизм этого прибора становился всё более совершенным.

Мы с ребятами заинтересовались вопросами: Ведь часы существовали не всегда. Тогда как человек ориентировался во времени? Возможны ли другие способы определения времени?

Цель нашей исследовательской работы: показать, что изобретение часов — это величайшее достижение человечества.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов.

Оно не ждет и не стоит,

Оно всегда вперед бежит.

Все берегут его. Друзья,

Его вернуть, увы, нельзя (время).

Введение

С древнейших времён люди пытались понять саму суть времени, а не просто существовали в нём. Они понимали, что повернуть время вспять невозможно, но всегда старались измерить его. Каждый из нас хоть раз слышал выражения: «время идёт, пролетает, течёт, бежит». Что же такое «время»? Почему им необходимо дорожить и ценить?

Услышав однажды от моих учеников вопрос «Откуда появились часы?», тема изучения часов, их применение стала актуальной.

Цель нашей исследовательской работы: получить возможность открыть для себя мир часов, узнать о том, где и как они появились, познакомиться с их видами, попробовать изготовить часы своими руками.

Задачи проекта:

  1. исследовать историю происхождения часов;
  2. познакомиться с разными видами часов;
  3. научиться определять время с помощью растений, птиц и древних часов;
  4. познакомиться с функциями современных часов;
  5. изготовить модели часов своими руками

Основная часть

Таблица 1

Совместная деятельность детей и педагога

Образовательная область

Форма работы

Коммуникация

Ситуативные беседы

«Зачем человеку отслеживать время?», «Что использовали люди для определения времени до появления современных часов?», «Возможно ли изготовить часы самостоятельно?»

Труд

Ручной труд «Изготовление часов».

Совместная деятельность с родителями

Сбор информации по теме проекта, участие в конкурсе «Чудо-часы» (изготовление циферблатов часов в домашних условиях)

1. Теоретическая часть

1.1 История возникновения часов для измерения времени

Давайте посмотрим, с чего же всё начиналось.

Учёные давно заметили, что люди чувствуют время, даже не имея часов. Да и не только люди, а животные и даже растения.

Вот, например, звонкая песня петуха по утру. Чем вам не часы? По мнению древних греков песня петуха начинала первый час дня. Ровно в пять утра на солнечной полянке раскрываются одуванчики, а в два-три дня уже закрываются. Это самые настоящие луговые часы. В семь утра кувшинки открывают белые лепестки и поворачиваются за солнцем в течение всего дня. Это уже речные часы. Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Чем выше оно поднималось на небосклоне, тем ближе к полудню, а чем ниже спускалось к горизонту, тем ближе к вечеру. И вначале в каждых суток люди определяли только четыре «часа»: утро, полдень, вечер и ночь. Но всё-таки люди нуждались в более точном определении времени суток.

Что же такое «время»? Существует много определений. Мы выбрали наиболее понятное для нас: «Время — необратимое течение, протекающее лишь в одном направлении — из прошлого через настоящее в будущее. Время нельзя повернуть или остановить. Оно идёт своим чередом».

1.2 Мы начали знакомиться с историей предметов, отмеряющих время, с изучения книги В. В. Богданова и С. Н. Попова «Истории обыкновенных вещей». Оказывается, история часов насчитывает тысячи лет. Самые древние часы— солнечные . Циферблат таких часов помещали на открытом солнечном месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат. Но такими часами можно было пользоваться только днём в ясную, солнечную погоду.

Мы с ребятами тоже попробовали смастерить солнечные часы. Сначала мы изготовили циферблат. Стрелкой послужил вырезанный кусок картона. Солнечный свет мы заменили фонарём и быстро научились определять время по солнечным часам.

Изображение выглядит как человек, внутренний, ребенок

Автоматически созданное описание

Затем мы продолжили знакомство с древними часами. Наше внимание привлекли водяные часы. Это сосуд, из которого медленно, капля за каплей вытекала вода. По уровню оставшейся воды определяли, сколько времени прошло. Рядом находился человек, который наполнял сосуд снова.

Работу водяных часов мы тоже проверили экспериментальным путём. С моей помощью ребята сконструировали их из двух пластиковых бутылок, которые скрепили между собой клеем и наполнили водой.

Изображение выглядит как человек, внутренний, группа

Автоматически созданное описание

Конечно же, мы не могли обойти вниманием всем нам известные песочные часы, которые также пришли к нам из древности. Они представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединённых вершинами друг с другом с узким отверстием в месте соединения. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается в нижний сосуд за определённое количество времени.

Почти в каждой семье учащихся нашего класса оказались песочные часы, измеряющие разные временные отрезки 2, 5, 10, 15 … минут). Мы собрали небольшую коллекцию и с пользой применяли их на уроках при выполнении различных заданий на время.

Изображение выглядит как человек, внутренний, группа

Автоматически созданное описание

А ещё мы узнали о древних огненных часах. Огненные часы измеряли время по количеству масла, сгоревшего в лампе, или воска в свече. Распространенность огненных часов была столь велика, что единицей измерения времени стала свеча. На вопрос: — «Который час?» следовал ответ: — «Две свечи»; что соответствовало примерно трем часам ночи, поскольку вся ночь делилась на три свечи. Такие часы были дёшевы и удобны, но неточны. Были ещё и масляные лампы, где время определяли по уровню ещё не сгоревшего масла.

В память об огненных часах осталось выражение: «Прожигать время».

Сделать огненные часы оказалось для нас легче всего. Мы взяли две одинаковые свечи. Зажгли первую свечу и одновременно засекли время на часах. После 10 минут затушили свечу. Положили рядом две свечи: целую и прогоревшую. Маркером отметили на целой свече длину прогоревшей. Получили «эталонную» свечу длительностью 10 минут.

Изображение выглядит как текст, человек, ребенок, мальчик

Автоматически созданное описание

Испробовав на практике многие виды древних часов, мы убедились, что им свойственен ряд недостатков: неточность, зависимость от человека и природных факторов и т. д. Но древние часы указали нам путь к изобретению современных часов. Вы не задумывались, например, почему на обычных часах стрелки идут слева направо? Оказывается, потому, что тень в солнечных часах шла в том же направлении. Поэтому современные часы и переняли это движение от своих предков.

В доме каждого из нас есть самые различные часы: напольные, настенные, настольные, наручные и т. д. Чтобы не путаться в названиях часов, мы с ребятами решили закрепить наши знания, поиграв в игру «Какие бывают часы». За определённый промежуток времени (мы использовали песочные часы с временным интервалом в 2 минуты) необходимо было соединить картинку часов с их названием.

Изображение выглядит как человек, внутренний

Автоматически созданное описание

напольные часы

настенные часы

песочные часы

секундомер

электронные часы

часы настенные с кукушкой

наручные часы

будильник

солнечные часы

карманные часы

настольные часы

Изучая литературу и видеоролики по теме проекта, мы узнали, что в современных часах взаимодействуют три важные составляющие: циферблат, энергия, механизм .

Энергию для работы часов можно получить электронным или механическим способом. Мы получили некоторые представления о работе часов и единицах измерения времени, просмотрев видеоролик «Что такое часы».

1.3 Современные единицы измерения времени пришли к нам не сразу. Деление времени на определённые отрезки возникло постепенно. Древние люди ориентировались на временной отрезок обращения Земли вокруг своей оси. Это были 24 равных промежутка, составляющие сутки. Так были определены часы, 12 — составляли день, 12 — ночь.

Почему появилось именно это деление, на 12 частей? Число двенадцать равнялось количеству лунных циклов в году. Оно имело огромное, порой мистическое значение во многих древних культурах. Каждый час был также поделен — на 60 минут, а каждая из них — на 60 секунд, что тоже не случайно. Число 60 пришло из древней шумерской культуры. Эта шестидесятеричная система была создана примерно четыре тысячи лет назад и имела колоссальное значение, не меньшее чем изобретение алфавита.

1.4 Работа с литературными источниками и интернет-ресурсами позволила нам с ребятами отыскать некоторые интересные факты о часах.

— Раньше ношение часов считалось чисто женским. Сейчас это аксессуар как для мужчин, так и для женщин.

— Наиболее популярный цвет часов — черный.

— Часы были придуманы в Древнем Египте около 1500 лет до н. э.

— Есть даже часы, стрелки которых идут в обратном направлении.

— В Англии когда-то часы считались роскошью, на них был введен большой налог.

— Лидером по производству часов на данный момент является Япония, там производят около 60 %.

— Песочные часы использовались долгое время в морском деле, потому что им не страшна качка.

2 . Практическая часть

2. 1 Изготовление часов своими руками

Изображение выглядит как текст, человек, внутренний, пол

Автоматически созданное описание Изучив материал по теме нашего проекта, мы пришли к выводу, что вполне возможно смастерить часы своими руками. Конечно, нам не подвластно изготовление точных современных часов. А вот в изготовлении древних часов мы вполне преуспели. Также мы поучаствовали вместе с родителями в творческом конкурсе под названием «Чудо-часы». Каждой семье учащихся нашего класса было предложено изготовить необычный циферблат часов из самых неожиданных подручных материалов. Устроив выставку чудо-часов, мы увидели самые удивительные и непредсказуемые решения при изготовлении часов. В ход шла разная домашняя утварь (тарелки, сковородки, разделочные доски и т. д.); различный строительный материал (пробковое полотно, дерево, фанера, металлические пластины); различная ткань, мешковина, бумага и многое другое. Одним словом, применив творческую фантазию и изобретательность, мы доставили себе массу положительных эмоций.

А самое главное, мы поняли, что сегодня часы — наши верные спутники. Время не отдыхает, не стоит на месте, не ждёт никого. Поэтому его так легко потерять, а найти трудно. Необходимо беречь каждую минуту — ведь за неё так много можно сделать.

Мы потратили время с пользой, выполнив несколько интересных заданий, связанных с темой проекта .

Вставьте слова в пословицы и поговорки, заменяя выделенные числа на единицы времени.

100 лет живи, 100 лет учись.

живи, учись.

Обещанного 36 месяцев ждут.

Обещанного ждут.

Делу время, а потехе 60 минут.

Делу время, а потехе .

7 дней 12 месяцев кормит.

кормит

Вставьте пропущенные слова в предложения, используя слова-подсказки

Часы, которые нужно заводить через определённые промежутки времени, называются_______________.

Впервые такие часы изобрёл в 17 веке учёный Христиан Гюйгенс . С тех пор они верно нам служат.

Они работают на батарейках или от сети с электрическим током.

Во втором десятилетии 20 века появились __________

и _______________ часы. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током.

А самые точные часы — _______________.

Слова-подсказки: кварцевые, электронные, атомные, механические

Заключение

  1. Исследовательская работа была направлена на повышение интереса детей к многообразию предметного окружающего мира, на формирование у детей младшего школьного возраста социально-значимого отношения к предметам рукотворного мира, представлений о часах как о важном предмете в жизни человека.
  2. Исследовательская работа позволила расширить представления детей о видах бумаги; расширила знания детей об истории возникновения и способах применения часов; развила навыки совместной исследовательской работы со взрослыми.
  3. Реализация проекта способствовала развитию любознательности детей, повысила их интерес к истории предметов.
  4. В процессе исследовательской работы дети усвоили разные способы получения информации, смогли проявить свои способности и умения в индивидуальной и совместной работе, работе с книжным материалом и материалом Интернета, смогли практически выявить свойства изучаемого материала.
  5. Реализация проекта позволила сделать родителей активными и заинтересованными его участниками.
  6. Выполняя исследовательскую работу, мы достигли поставленной цели: дети узнали, что изобретение часов — это величайшее достижение человечества.
  7. Изложенный в этой методической разработке материал может быть полезен педагогам детских дошкольных учреждений, а так же учителям начальных классов. С его помощью можно быстро и доступно донести до детей основную информацию об истории возникновения, видах часов, о единицах измерения времени.
Задать вопрос