Школьная телекомпания как детская школьная организация | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (25) май 2022 г.

Дата публикации: 04.05.2022

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Шаров, С. В. Школьная телекомпания как детская школьная организация / С. В. Шаров. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 3 (25). — С. 28-35. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/222/7329/ (дата обращения: 21.05.2024).



Современные смартфоны, которые сейчас есть практически у каждого ребенка, позволяют снимать видео высокого качества, а прикладные программы в том же смартфоне, не только позволяют делать спецэффекты голливудского качества, но и делиться этими роликами со всем миром и даже выходить в прямой эфир. Вот почему столь популярны стали различные медиасоциальные сети, в которых дети просматривают и делятся своими видеороликами. Снимая свои сюжеты, дети развивают креативное мышление, учатся соблюдать регламент. Подражая модным танцам — “трендам” — ребёнок старается повторить за блогером точь-в-точь, тренируется. Также стоит отметить социальный фактор таких медиасоциальных сетей: интересуясь их видеоконтентом, ребенок легче адаптируется, имеет малые шансы стать “белой вороной” среди сверстников. Так же стоит отметить, чтобы получить больше внимания к своим роликам, дети сами придумывают различные информационные поводы, иногда, к сожалению, выходящие за нормы морали, этики и здравого смысла.

Но факт, что увлечение масс-медиа, то, что дети называют блогерством, стало неотъемлемой частью детской и прежде всего подростковой субкультуры отвергать нельзя. Публикуемые в социальных сетях видео подростков пользуются популярностью по причине того, что их целевая аудитория проводит больше времени в сети по сравнению со взрослым поколением. Такое мнение высказала психолог Юлия Макарова. Она добавила, что ролики детей-блогеров вызывают повышение дофамина у зрителя — это быстрый и легкий способ получить радостные эмоции [3].

При этом, для нас, педагогов, здесь есть огромные возможности для развития дополнительного, предпрофессионального образования и эстетического воспитания.

Многие педагоги старшего поколения помнят, как в советские годы практически в каждой школе были редакции стенгазет, чаще всего органа Совета дружины школы. Там высмеивались школьные проблемы, писалось о школьной жизни, и о том, чем стоит гордиться. Но главное, дети, занятые в таких стенгазетах, получали первый свои опыт знакомства с профессией, и много можно привести примеров журналистов, писателей и просто творческих и успешных людей, которые начинали свой путь со школьной стенгазеты.

Сегодня место школьной стенгазеты могла бы занять Школьная телекомпания. Но вот только возможности у такого масс-медиа гораздо шире. Если Стенгазета была узко школьным делом, то Школьная телекомпания, точнее продукты, выпускаемые ею, способны выходить далеко за пределы школьных стен. А значит, и ответственность за конечный продукт становится строже. Но зато увлечь таким школьный делом можно гораздо больше детей и решить педагогических задач можно гораздо больше.

Задачи школьной телекомпании

Давайте рассмотрим те задачи, которые Школьная телекомпания способна решать в жизни конкретного ребенка, творческого коллектива (которым автоматически становится редколлегия школьной телекомпании), и школы в целом:

Во-первых, это концепция успеха. Для выполнения этой задачи необходимо позиционировать Школьную телекомпанию, ни как очередное школьное мероприятие, а как Школу блогинга, благодаря которой каждый ее учащийся сможет сделать свои ролики для социальных сетей лучше. Этим мы создаем концепцию успеха для каждого ребенка.

Во-вторых, это предпрофессиональная подготовка для детей, которые хотят в будущем связать свою жизнь с производством медиа контента или которым это в данный момент интересно, а Школьная телекомпания — это юные ведущие, журналисты, операторы, монтажеры, звукорежиссеры, сценаристы.

В-третьих, это многочисленные воспитательные и эстетические задачи. Я выделю только некоторые из них:

— работа, пусть и школьной телекомпании — это коллективное творчество, где от участия каждого зависит общий результат — а значит мы воспитываем ответственность и умение работать в команде;

— желание создавать контент (продукт) все лучшего качества вызывает необходимость развития навыков и умений. А значит, встанет вопрос об основах актерского мастерства, чистоты речи, умения свободно держаться перед камерой и вообще перед публикой. А это напрямую взаимосвязано и с историей искусства, а также развитием общего кругозора.

— уже сейчас в этой области существует достаточное количество детских фестивалей и конкурсов, а значит, Школьная телекомпания может быть включена в общероссийскую и даже международную проектную деятельность, где на выходе, может быть, либо научно-популярный, социальный или художественный ролик или даже короткометражный фильм. При этом участие в конкурсах может стать тем социальным лифтом, который заинтересует ребят еще более серьезно заниматься какой-то проблемой;

— работа школьной телекомпании невозможна без инфо-поводов, событий, которые она могла бы освещать. А значит она уже своим фактом существования будет способствовать появлению все большего количества информационных поводов в школьной жизни. Это не значит, что Школьная телекомпания должна полностью заменить школьную жизнь — это всего лишь один из элементов жизни школы, где есть место и физической культуре и развитию естественно-научных особенностей детей.

Модель организации работы школьной телекомпании

Как уже говорилась выше — Школьная телекомпания, это прежде всего Школа блогерства, рассчитанная на учащихся начиная с 7 класса. Именно с этого возраста у детей начинается осознанный интерес к видеоконтенту и возникает желание попробовать свои силы в его создании, опираясь на тот опыт и умения который уже приобретен ребенком.

В рамках школы «Школьную телекомпанию» лучше всего создавать как учебный курс по внеурочной деятельности, где, как и в любом учебном курсе, есть теоретические и практические вопросы. Но очень важно, чтобы педагог-организатор данного курса выступал не в роли педагога «всезнайки», а в роли увлеченного наставника, который направляет и корректирует творческий процесс, а не препятствует ему.

А раз уж речь зашла о курсе по внеурочной деятельности, то обучение на нем должно производиться в рамках Программы, которая может быть разработана как на 1 учебный год, так и на несколько лет обучения, с возможностью дополняться различными факультативами и быть модульной.

Продуктом учебного курса является Канал в социальной сети, который наполняется видеоматериалами, в соответствии с медиапланом. Медиаплан формируется редакцией школьной телекомпании и должен включать следующие блоки:

— новостной, где отражаются основные события в жизни школы;

— социальный, где поднимаются важные проблемы (не обязательно в жизни школы, а общества в целом);

— эстетический, где развиваются техника съемки художественных зарисовок и постановки красивых композиций;

— научно-популярный, который позволит развить навык постановки практических задач и их обзоров.

Иными словами, блоки отражают все основные направления современного блогерства, и каждый учащийся Курса попробует себя в каждом из этих направлений.

А выпуски роликов представляют из себя видеожурналы, где представлены все блоки, за выпуск каждого конкретного блока в рамках выпуска будет отвечать конкретный человек.

Школьная телекомпания формирует свой медиаплан, который, к примеру, может быть согласован с планом воспитательной работы школы, а также дополнять его.

Формирование редакции школьной радиокомпании

Одним из ключевых вопросов является формирование и запуск работы школьной телекомпании. На основе тех задач, которые были описаны выше, основной принцип работы видится в следующем.

С началом учебного года объявляется набор в Школьную телекомпанию. Участником школьной телекомпании может стать любой желающий с 7 по 11 класс. Из участников формируется Редакция школьной телекомпании. Редакция делится на отделы (согласно медиаплану представленному выше):

Продуктом редакции школьной телекомпании является «Выпуск школьной телекомпании», который выходит 1 раз в месяц.

Каждый отдел формирует свою тему в рамках «Выпуска» и выбирает выпускающего редактора отдела (человека отвечающего за работу отдела в рамках данного «Выпуска»). Выпускающие редакторы отделов собравшись выбирают Главного редактора «Выпуска», на плечи которого ложиться вся организационная работа над выпуском). Главный редактор «Выпуска» вместе с выпускающими редакторами отделов проводят планерки по мере необходимости и формируют общую концепцию месячного выпуска.

После выхода очередного выпуска отделы формируются по новой, так как основная задача чтобы каждый попробовал свои силы в работе каждого отдела, и как минимум 1 раз был выпускающим редактором одного из отделов.

Ежемесячные выпуски выкладываются на школьном канале в социальной сети.

При необходимости школьная телекомпания выпускает специальные (внеплановые выпуски). К примеру «Экстренный выпуск новостей» или видеообзор какого-то важного события в жизни школы.

Таким образом обучение учащихся в рамках школьной радиокомпании осуществляется внутри практической работы каждого из отделов, а также проводятся теоретические занятия для всей школьной кинокомпании по отдельному плану в рамках разработанной Программы внеурочной деятельности

Школьная телекомпания — работающий практический пример

Начиная с 2021–22 учебного года на базе ГБОУ Школа № 268 Невского района города Санкт-Петербурга работает Медиа-центр, в рамках которого действует Школьная телекомпания. Официально — это уроки внеурочной деятельности для учащихся с 7 по 11 класса. Неформально (но практически), школьная телекомпания уже самими учащимися интегрировалась в структуры школьного самоуправления, являясь его непосредственным рупором, который активно освещает внеурочную жизнь школы в регулярных выпусках новостей «268 секунд», а также активно вскрывает школьные и подростковые проблемы, которые волнуют подростков. На постоянной основе работает редакция школьной телекомпании.

Также совместно с театральной студией школы школьная телекомпания работает над проектами телеспектаклей. В этом учебном году общими усилиями учащихся театральной студии и школьной телекомпании готовятся выпуски телеспектаклей по сказке А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде» и пьесе Евгения Шварца «Голый король».

Вместе со школьным музеем и волонтерским движением школы «Юные экскурсоводы» ребята из школьной телекомпанией работают над проектом «Детские письма Блокады», который должен превратиться в короткометражный художественный фильм об ужасах войны детскими глазами.

Работа над каждым из этих проектов заслуживает отдельной темы разговора, мы видим отличный пример школьной коллаборации между разными курсами внеурочной деятельности и школьными творческими коллективами, направленной на достижение общих целей.

Но если защита проектов в этих областях запланирована к концу учебного года, то ряд социальных роликов, созданных школьной телекомпанией, уже увидели жизнь, и с ними можно познакомиться в группе ВКонтакте и на сайте школы. Помимо регулярных выпусков новостей «268 секунд», это специальные выпуски к значимым событиям в жизни школы. Отдельно стоит отметить социальный ролик «Мы выбираем движение», посвященный популяризации здорового образа жизни, в котором приняли участие гордость нашей школы — учащиеся, которые занимаются в многочисленных спортивных секциях школы.

Этот учебный год стал экспериментальным, или как говорят в журналистской среде — пилотным, для школьной телекомпании. Но уже сейчас можно сказать, что этот эксперимент удался. Школьная телекомпания активно влилась в школьную жизнь и не единожды выступала в роли инициаторов школьных мероприятий. В совместной работе со школьной телекомпанией были задействованы практически все формальные и неформальные школьные объединения, сформирована постоянная редакция школьной телекомпания, где ребята уже осознанно занимаются изучением навыков работы с телевизионной техникой, монтажными программами, основами журналистики и актерского мастерства.

Сейчас ведется активная работа над планом работы школьной телекомпании на следующий учебный год, в котором планируется реализовать еще больше творческих проектов и привлечь к работе ещё больше учащихся школы.

В качестве заключения

Создание школьной телекомпании — это школа, которая позволит научить детей делать ролики для их любимых социальных сетей более высокого качества. Это, в первую очередь, тот личный интерес, который будет стимулировать детей к саморазвитию, участию в работе школьной телекомпании и посещению учебных курсов в рамках данной деятельности. Мы же, как педагоги, ставим задачи куда шире, а главное с помощью разных надстроек факультативно мы можем развивать систему дополнительного образования, аргументируя ее, что называется, «производственной необходимостью». Так, например, условно, курс «Основы актерского мастерства» позволит лучше держаться перед камерой и четче произносить слова. А увлечь в рамках курса бо́льшим — это уже задача конкретного педагога. Основы видеомонтажа невозможны без более глубоко изучения прикладных компьютерных программ, и таких примеров можно привести огромное множество.

В методическом рекомендации «Воспитание в современной школе: от программы к действиям» под редакцией Степанова П. В. в частности говорится: «Профилактическая функция школьных массмедиа заключена в обеспечении позитивной занятости детей, предоставлении им возможности заниматься реальным интересным делом. Социальное пространство медиацентра можно рассматривать как модель особой системы взаимоотношений, социального партнерства, сотрудничества и сотворчества людей. Ребята здесь начинают с большим уважением относиться к школе как к творческому пространству, в котором они могут реализовать себя» [2].

Школьная телекомпания — это только один из вариантов воспитания успехом. И каждая школа вправе выбирать свой путь школьной организации, которая формирует свободные, временные инициативные и постоянные группы и коллективы, в которых ребёнок раскован и не чувствует подчинения учителю, где царит атмосфера сотворчества. Собственно «продукт» коллективного творчества разный. Это может быть спектакль, концерт, выставка, школьная газета, вечер — результат деятельности творческих групп разного уровня. Этот результат, в создании которого ребёнок принимал участие, результат, направленный на служение людям и саморазвитие личности.

Литература:

  1. Стряпан Валерия «Психолог: дети-блогеры могут столкнуться с проблемами в будущем». Эксперт рассказала, что может скрываться за весёлыми роликами на YouTube. / Стряпан Валерия. — Текст: электронный // News.ru: [сайт]. — URL: https://news.ru/society/deti-blogery/ (дата обращения: 30.04.2022).
  2. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. — М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. — 119 с. — (Серия: Примерная программа воспитания).
  3. «Психолог: дети-блогеры могут столкнуться с проблемами в будущем». Эксперт рассказала, что может скрываться за весёлыми роликами на YouTube. Источник: https://news.ru/society/deti-blogery/
Задать вопрос