Реализация проектно-исследовательской деятельности как инновационной педагогической технологии в воспитательном процессе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (25) май 2022 г.

Дата публикации: 29.04.2022

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Караптан, А. И. Реализация проектно-исследовательской деятельности как инновационной педагогической технологии в воспитательном процессе / А. И. Караптан. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 3 (25). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/222/7321/ (дата обращения: 20.05.2024).



Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и, хотя и криво, да сами.

Готхольд Эфраим Лессинг, драматург и философ

Главная цель в суворовском училище — подготовка воспитанников к служению Отечеству, посредством постепенной выработки верных понятий и стремлений, служащих прочной основой искренней преданности Родине. В настоящее время перед образовательными учреждениями стоят задачи, связанные с созданием благоприятных условий для духовно — нравственного, патриотического и интеллектуального развития обучающихся. Для реализации этих задач, большим воспитывающим потенциалом является внеурочная деятельность. [4,115].

Внеурочная деятельность, согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, предусматривает работу по нескольким направлениям, в том числе и проектная деятельность, которая присутствует во всех программах внеурочной деятельности [1].

Проектная деятельность рассматривается как определенная практическая деятельность обучающихся. С одной стороны, это эксперимент (наблюдение), с другой — производственная деятельность, направленная на обучение и воспитание.

Важным условием проектной деятельности является представление о конечном продукте деятельности, всевозможных этапов реализации проекта, включая его результат и анализ, а также выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий [3,135].

Проекты духовно-нравственно, патриотической направленности дают возможности для воспитания ценностных и волевых качеств суворовцев, формирования чувства патриотизма, ответственности, отношения к явлениям социальной жизни, истории и культурным традициям и т. д. в ходе работы над проектами обучающиеся получают опыт работы с информацией, умение планировать, навыки работы с презентацией, умение взаимодействовать в коллективе. Проектная деятельность суворовцев занимает важнейшее место в процессе воспитания, и мы успешно применяем её в своей работе [1,35–36].

  1. Практикоориентированные проекты.

Данные проекты должны быть направлены на решение практических задач. Конечным результатом данных проектов являются: памятки, буклеты, макеты.

Так, в рамках месячников «Экстремизму нет!», «Армия против коррупции» суворовцы 8–10 классов готовят буклеты, памятки, рекомендации по профилактике терроризма и экстремизма.

В преддверии дня Победы суворовцы изготавливают макеты исторических сражений и др.

  1. Социальные проекты.

Наиболее востребованные направления: волонтерство, экология, здоровый образ жизни, культура и традиции. В училище не первый год реализуется такие проекты как:

– «Забота о братьях наших меньших», в рамках которого суворовцы изготавливают кормушки, скворечники для птиц, домики для белок;

– «Ветеран живет рядом», в рамках данного проекта суворовцы посещают ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов педагогического труда на дому, оказывают им посильную помощь;

– «Подари жизнь цветку», социальная акция, направленная на озеленение своего подразделения, комнаты.

  1. Исследовательские проекты.

Данные проекты направлены на доказательство или опровержение какой-то проблемы, явления. Результатом является- исследование.

Суворовцы младших курсов исследуют свою родословную, узнают историю своего рода и фамилии, в результате защищают свой проект-генеалогическое древо своей семьи. Суворовцы старших курсов изучают историю края, биографии великих полководцев, изучают исторические данные боевых сражений, проводят различные предметные исследования и др. Большинство исследовательских работ обучающихся принимают участие в научно-практических конференциях и занимают призовые места.

  1. Информационные проекты.

Данные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, и призваны научить суворовцев добывать и анализировать информацию.

К информационным проектам относится стенная печать и выпуск боевых листов.

  1. Творческие проекты направлены на привлечение интереса обучающихся к проблеме проекта. Результатом данных проектов являются плакаты, картины, видеоролики, макеты, творческие поделки, номера художественной самодеятельности.

Применяя проектную деятельность в воспитательной работе с суворовцами подразделения, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организации деятельности в целом, и профессионализма воспитателя в частности. Воспитательные возможности проектной деятельности связаны, прежде всего, с самореализацией каждого участника.

Литература:

  1. Ковалёв Е. Н. «Опыт реализации «Метода проектов» в процессе воспитания суворовцев»/ Е. Н. Ковалев// Журнал «Образование и воспитание». -2021. — № 10-С.35–39.
  2. Казанское суворовское военное училище: официальный сайт. -Казань. — URL: https://ksvu.mil.ru/Obrazov/Vneurochnaya-deyatelnost (дата обращения: 10.10.2021).-Текст: электронный.
  3. Степанишин Р. В. Специфика воспитательного процесса в суворовском военном училище/ Р. В. Степанишин//Журнал «Альманах педагога». -2019-№ 2. -С.135–139.
  4. Сухарев И. В. Проектная деятельность как эффективное средство воспитательной работы в кадетском корпусе/ И. В. Сухарев//Журнал «Образование в школе». -2018-№ 4. -С.115–120.
Задать вопрос