Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время
Автор: Чертихина Лилия Вячеславовна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (24) март 2022 г.
Дата публикации: 22.02.2022
Статья просмотрена: 363 раза
Библиографическое описание:
Чертихина, Л. В. Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время / Л. В. Чертихина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 2 (24). — С. 13-18. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/221/7126/ (дата обращения: 04.05.2024).
В статье автор представляет направления работы во внеурочное время с подростками по формированию коммуникативных навыков.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, деятельность, взаимодействие.
У большинства подростков на низком уровне развиты коммуникативные навыки общения. Это приводит к отклонению в развитии эмоционально-волевой сферы, нарушениям в социальном взаимодействии, неуверенности в себе, низкой целеустремленности и степени готовности подростков брать на себя ответственности [1]. Проявление акцентуации в поведении, приводит к нарушениям в коммуникативном взаимодействии подростка с социумом: неконструктивное общение, проявление поведенческих отклонений с окружающими. Основное направление в воспитательной работе с подростками, в связи с этим, акцентируются в настоящее время на проблемах:
— межличностные отношения;
— коммуникабельность человека;
— адаптация в социуме.
Так как взаимодействие подростка со сверстниками является первостепенным, определяющие его поведение и деятельность, то встает вопрос о коррекционной воспитательной работе имеющихся уже приобретенных коммуникативных умений на момент взросления.
Коммуникативные умения можно условно разбить на:
— умение воспринимать и понимать оппонента (на уровне социализации);
— умения проявлять свое отношение и воспринимать критику;
— умения реагировать на провоцирующее поведение со стороны собеседника;
— умения оказывать сочувствие, поддержку;
— принимать сочувствие и поддержку со стороны других людей;
— умения контактировать с другими людьми [1].
Сформированность коммуникативных умений (навыки общения, умение слушать, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию) влияют на процесс самореализации, самоопределения и социализацию в целом обучающегося в жизни.
Воспитательная работа по формированию коммуникаций осуществляется поэтапно:
— диагностические мероприятия, направленные на анализ особенностей развития личности подростка;
— занятия, направленные на самоопределение, социализацию, познавательность, интеллектуальную деятельность;
— коррекционная работа (индивидуальная, групповая), направленная на устранение затруднений в общении.
В общеобразовательных учреждениях в настоящее время выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, научно-исследовательское, общественно полезная деятельность.
В организации о внеучебной деятельности с подростками необходимо помнить о результативности и эффективности деятельности.
Таблица 1
Формы внеурочных мероприятий и задачи их проведения
Формы работы |
Задачи мероприятий |
Олимпиады, конкурсы, викторины |
Создание творческой (индивидуальной или групповой) среды для решения прикладных задач в увлекательной форме, направленных на интеллектуальное, духовно-нравственное, креативное развитие ребенка |
Научно-исследовательская работа |
Приобретение функциональных навыков исследования, развития способностей к исследовательскому типу мышления, активизации личной позиции обучающегося |
Видеотворчество |
Формирование универсальных учебных навыков — личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Сенситивный тренинг |
Осознание подростком своих интеллектуальных, творческих возможностей, а также представление участникам тренинга возможности посочувствовать и обсудить суть партнерских отношений |
Внеурочные мероприятия |
Развитие навыков взаимодействия, способствующие самоопределению подростков и т. д. |
Основными показателями формирования коммуникативных навыков можно считать желание обучающегося вступить во взаимодействие с социумом по этапам:
— «Я хочу!» — мотивация к коммуникации;
— «Я знаю!» — вовлечение в коммуникативные деятельность;
— «Я умею!» — овладение практическими навыками.
Показателями сформированности коммуникативных навыков являются:
— реализация совместной идеи;
— умение взаимодействовать в группе, коллективе;
— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности и взаимопомощь;
— эмоциональная атмосфера от реализуемой совместной работы.
В образовательно-воспитательном процессе коммуникация включает в себя передачу и прием знаний и навыков, мнений и т. д., осуществляемые через универсальное средство коммуникации — речь.
Возрастающая роль коммуникативных способностей человека, его умение взаимодействовать в группе, коллективе, эффективно можно развивать через диалоговые технологии. Данные технологии реализуются в рамках классного часа. Речевая культура, как часть коммуникативной культуры, подразумевает формирование навыков общения, публичных выступлений, обсуждения проблем, которые реализуются непосредственно на занятии. Формирование данных навыков невозможно без умения обучающегося слышать и понимать собеседника, анализировать различные точки мнения, аргументировать свою позицию и корректно выражать оценочные суждения.
Основная воспитательная цель на занятии — посредством диалогического взаимодействия создать комфортные условия, при которых каждый обучающийся вовлекается в дискуссионный процесс, где источником познания для подростка служит его собственный жизненный опыт.
Так как коммуникативная деятельность является в подростковом возрасте ведущей, а одной из основных причин, приводящей к неконструктивному общению является проявление акцентуации у личности, что затрудняет внутреннее раскрытие и реализацию обучающегося в социуме, что приводит к уязвимости с психологической точки зрения, менее развитым коммуникативным навыкам, приводящие в заключении к результату неконструктивного общения.
Проведение информационно-профилактических работ с акцентуированными подростками позволяет рассчитывать на эффективность в данном направлении.
Еще одной из эффективных форм организации коммуникативной деятельности является тренинги, в которых применяются ролевые игры, дискуссии и др.
Главные задачи тренинговой работы:
— снижение эмоционального напряжения;
— развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выражать свое;
— формирование привычек положительного влияния на других;
— игровая коррекция поведения: устранение чрезмерного напряжения и тревожности; искоренение барьеров, которые мешают продуктивным конструктивным действиям;
— регуляция социальных отношений.
Подростковые трудности становления личности связаны также с чувством одиночества, беспокойности, неуверенности, приводящие к желанию общения, группирования со сверстниками, в обществе которых они находят спонтанность, деятельность, признание собственной значимости. Социально-ориентированное взаимодействие, в связи с этим, целесообразно реализовывать через коллективные творческие дела, направленные на общественно-полезную деятельность, способствующей на искоренение (или понижению потребности) стихийно-групповому взаимодействию подростков.
Проблемы формирования у подростков коммуникационных навыков является актуальной в социализации обучающихся в обществе, которое представляет высокие требования к уровню развития подрастающего поколения.
Литература:
- Как работает технология этического диалога в 10–11 классах. — URL: https://multiurok.ru/files/kapustina-l-kak-rabotaet-tekhnologiia-eticheskogo.html
- Этический диалог как форма нравственного воспитания. — URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2021/11/14/eticheskiy-dialog-kak-forma-nravstvennogo