Библиографическое описание:

Демидова С. А., Новикова И. В. Детское школьное объединение как форма поддержки социальной активности учащихся // Школьная педагогика. — 2015. — №1. — С. 46-48.

Одним из основных направлений эффективной государственной молодежной политики в Российской Федерации становится волонтерское движение. Волонтерство является одной из эффективных форм приобретения трудового опыта молодыми людьми. Волонтерство (добровольчество) — это неоплачиваемая, сознательная и добровольная деятельность на благо других. Волонтерская деятельность позволяет участникам увидеть, что их труд приносит реальную пользу людям. Это ведет к изменениям в мотивационной сфере, воспитанию потребности в общественной деятельности, сознательной дисциплине труда, формированию умения планировать свое время и творческому подходу в решении жизненных ситуаций, формирования социальной активности подростка. Созданное общественное добровольческого объединения «Дружина «Дружная»» позволяет решать эти задачи на базе конкретной общеобразовательной школы.

Ключевые слова: социальная активность, социально значимые качества личности, индивидуальность, разумность, ответственность, характер, темперамент, активность, целеустремленность, самоконтроль, самоанализ, направленность, воля, способности, потребности, мотивация, мировоззрение, убеждения, ценностные ориентации, патриотизм, волонтерство, социальное воспитание.

 

One of the main areas of effective state youth policy in the Russian Federation becomes a volunteer movement. Volunteering is one of the most effective forms of work experience young people. Volunteering (volunteering) — is unpaid, conscious and voluntary activities for the benefit of others. Volunteering allows participants to see that their work brings real benefits to the people. This leads to changes in the motivational sphere, raising the need for social activities, conscious discipline of labor, the formation of the ability to manage your time and creativity in solving situations. The purpose of formation of social activity teenager, is the creation of school-based social volunteer association «Militia «Amicable».

Keywords:social activity, socially important personality traits, personality, intelligence, responsibility, character, temperament, activity, commitment, self-control, self-awareness, focus, will, abilities, needs, motivation, worldview, beliefs, values, patriotism, volunteering, social education.

 

В настоящее время одним из основных направлений эффективной государственной молодежной политики в Российской Федерации становится волонтерское движение. Оно призвано способствовать активному привлечению молодых граждан к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитанию чувства патриотизма и гражданской ответственности молодого поколения.

На фоне сложной социально-экономической ситуации волонтерство является одной из эффективных форм приобретения трудового опыта молодыми людьми. Организация добровольческой деятельности подростков позволяет системно решать проблему организации внеурочной занятости учащихся школы, вовлечения их в социально значимую деятельность и повышение их социальной активности.

Одна из главных задач педагогов сегодня — привлечение детей и подростков к социально значимой деятельности, позволяющей, помимо конкретной помощи нуждающимся и всему обществу, развить у подростка социальную инициативу. А также создать условия для самостоятельного включения в жизнь общества, научиться выходить из ситуации выбора без стресса, действовать на основании постоянного творческого поиска [5, с. 115].

В последние годы ряд мероприятий приобрел статус «доброй традиции» и появилась необходимость систематизации проводимой работы. В МБОУ «СОШ № 40» города Владимира этому послужил долгосрочный социально-педагогический проект «Добровольческий отряд «Дружина «Дружная»», ключевыми понятиями которого стали:

Патриотизм — любовь к своему Отечеству. Это общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране. Это и ведущее нравственное качество, которое следует рассматривать как наивысшее проявление политической и гражданской активности.

Патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству [3, с. 38].

Волонтерство (добровольчество) — это неоплачиваемая, сознательная и добровольная деятельность на благо других. Волонтерская деятельность позволяет участникам увидеть, что их труд приносит реальную пользу людям. Это ведет к изменениям в мотивационной сфере, воспитанию потребности в общественной деятельности, сознательной дисциплине труда, формированию умения планировать свое время и творческому подходу в решении жизненных ситуаций [2, с. 91].

Социальное воспитание — процесс относительно контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях [1, с. 51]. Отсюда следует, что условия для управления социализацией создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых объектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных: организация социального опыта ребенка, его образования и индивидуальной помощи ему.

Социальная активность невозможна без преодоления трудностей, проявления волевого усилия, для того чтобы преодолеть негативное воздействие окружающей среды. Социальные пробы предполагают выбор способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей и охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе проб у школьников формируется социальная позиция и социальная ответственность, которые становятся основой их гражданской позиции [4, с. 63].

Программа «Дружина «Дружная»» реализуется в целях популяризации добровольческой деятельности учащихся общеобразовательной школы как формы их трудового воспитания, патриотического и духовно-нравственного развития личности учащихся, дающих возможность приобретения и совершенствования практических навыков и компетенций.

Целью программы является организовать работу объединения школьников, педагогов и родителей, способствующую возрождению лучших традиций благотворительности, передаче опыта поколений, социализации личности учащихся, а также развитие у них способности к эмпатии, коммуникативных навыков, воспитание неприятия к проявлению жестокости и насилия, развитие толерантности.

Цель программы реализуется через следующие задачи: привлечение к деятельности добровольческой организации всех участников школьного сообщества: учащихся, педагогов, родителей; содействие развитию инициативы учащихся, поддержание и поощрение личного желания добровольно и бескорыстно заботиться о тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации; развитие творческого потенциала, воспитание социально значимых качеств личности, умение противостоять негативному влиянию окружения; способствование позитивной социализации проблемных учащихся; пропаганда здорового образа жизни.

Основными направлениями деятельности являются: трудовая, культурно-эстетическая, пропаганда здорового образа жизни, помощь бездомным животным, волонтерская деятельность.

Наше исследование проводилось на базе «СОШ № 40» г. Владимира, где исследуемая группа составила 30 человек из учащихся 8–10-х классов. Диагностическим методом исследования социально значимых качеств личности подростка стал личностный опросник HSPQ (14-факторный опросник).

Социально значимыми качествами личности, согласно данному опроснику, являются: индивидуальность, разумность, ответственность, характер, темперамент, активность, целеустремленность, самоконтроль, самоанализ, направленность, воля, способности, потребности, мотивация, мировоззрение убеждения, ценностные ориентации.

 

На изображении представлено три графика функции: 1. Низкий показатель результатов социальной активности личности; 2. Средний показатель. 3. Показатель повышенной социальной активности.

Высокий балл по данному показателю говорит о стремлении человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для таких людей, как правило, очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто бывают убеждены в том, что самое ценное в жизни — это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. При высоком уровне социальной активности преобладают такие социально значимые качества как: эмпатичность, эмоциональная устойчивость, настойчивость (доминирующий, напористый в делах), беспечность (склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый), совестливость (исполнительный, ответственный), смелость (социально-смелый, непринужденный, решительный), интерес к участию в общих делах (любит совместные действия, внимание, подчиняет личные интересы групповым, сильный, энергичный), самоуверенность (безмятежный, спокойный, оптимистичный, самонадеянный, жизнерадостный), самостоятельность, самоконтроль.

Низкий уровень стремления к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Как правило, для него не очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, он довольно часто бывает убежден в том, что общаться и взаимодействовать с другими людьми не самое ценное в жизни. При низком уровне социальной активности преобладают такие личностные качества как: обособленность(замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный), эмоциональная неустойчивость (неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый, тревожный), покорность (послушный, зависимый, уступчивый), недобросовестность (недобросовестность, пренебрегающий обязанностями, безответственный), робость (робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе), мягкосердечность (чувствительный, зависимый от других), осторожный индивидуализм (замкнутый, препятствует общим интересам, холодно относится к общегрупповым нормам), импульсивность (низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов).

По данным диагностики мы выявили 30 % детей имеющие пониженную социальную активность, 20 % учащихся имеют повышенный уровень социальной активности, остальные (50 %) получили средние значения, которые составляют норму социализации подростка.

Мы включили в деятельность по программе как активных детей, так и социально «неактивных». Само участие «неактивных» детей способствовало повышению их социального статуса среди сверстников и внутри школы. За период реализации программы удалось увеличить численный состав добровольцев с 17 человек (активистов) до 46 человек за период 5,5 месяцев деятельности. Интерес к добровольческой деятельности, и волонтерской в частности, проявили учащиеся 8-х и 9-х классов, которые ранее социальной активности не проявляли.

Творческий потенциал реализовывался учащимися в процессе подготовки к городским мероприятиям, посвященным здоровому образу жизни, при подготовке и проведении школьных конкурсов аналогичной направленности, активисты добровольческого отряда входили в состав школьного жюри. Особое внимание уделялось учащимся «группы риска», состоящим на разных видах учета, которые охотно принимали участие в социально значимой деятельности, повышая, тем самым, свой уровень социальной адаптации.

Таким образом, мы можем утверждать, что детское школьное объединение может выступать в качестве формы организации деятельности учащихся с целью развития у них социальной активности.

 

Литература:

 

1.                  Василькова, Т. А. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика» / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова — М.: КНОРУС, 2010. — 240 с. — ISBN 978–5-406–00146–2

2.                  Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 160 с.

3.                  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. — М.: Просвещении, 2009. — 215 с.

4.                  Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. И доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с. — ISBN 5–7695–0640–7

5.                  Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. В. Шакурова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с. — ISBN 5–7695–1777–8.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов