Курс по выбору «Основы геологии» 10–11 класс (34 часа) | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (1) апрель 2015 г.

Дата публикации: 31.03.2015

Статья просмотрена: 509 раз

Библиографическое описание:

Чувашова, А. И. Курс по выбору «Основы геологии» 10–11 класс (34 часа) / А. И. Чувашова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 1 (1). — С. 41-45. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/2/98/ (дата обращения: 25.04.2024).

Современное образование предполагает профориентацию учащихся еще на школьной скамье. Для учащихся старших классов естественно-математического направления как вариант можно предложить спецкурс или курс по выбору по географии «Основы геологии». Особый интерес курс может вызвать у учащихся, направленных на горную или металлургическую промышленности.

Курс по выбору «Основы геологии» 10–11 класс (34 часа)

Пояснительная записка:

Классы: 10–11 классы (согласно учебному плану).

Количество часов в неделю: 2 в течение одного полугодия или 1 час в течение всего года.

Образовательная область: география

Профиль: естественно-математический

Учебный курс «Основы геологии» формирует у учащихся общее представление о Вселенной, строении Земли и ее происхождении; о месте Земли в ряду других планет Солнечной системы; о минералах и горных породах, их составе, характере залегания и связанных с ними полезных ископаемых.

Школьники должны иметь представление о современных геологических процессах (извержение вулканов, землетрясения, подъём и опускание земной коры, оползни, оледенения и др.). Познакомиться с общими закономерностями формирования земной коры, основными структурными элементами, периодизацией геологической истории и развитием органической жизни.

Курс способствует формированию представлений о нашей планете как части общего мира, помочь ученикам ориентироваться в тех философских построениях, которые отражают неразрывное единство природных процессов.

Программа предусматривает экскурсии в музеи, просмотр видеофильмов, работу с минералами и горными породами, экскурсии на местность.

Место курса в образовательном процессе: одна из задач профильной школы — содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям современного общества.

Для этого учащимся естественно-математического профиля необходимо предложить курсы по выбору, на основе которых они могли бы расширить и углубить знания по отдельным темам школьного курса. Одним из таких курсов по выбору и является курс «Основы геологии», который поможет учащимся осознанно определиться в выборе профессий, связанных с добычей полезных ископаемых, строительством и др., а также будет способствовать подготовке к Е. Н. Т..

Курс рассчитан на 34 часа (по 2 часа в течение одного полугодия или по 1 часу в течение всего года) и связан с другими школьными дисциплинами (астрономия, география, физика и др.).

Концепция курса:

В основе курса — личностная, практическая и продуктивная направленность занятий.

Учащимся предоставляется возможность личностного самоопределения и самореализации в выборе профессии.

Рефлексивное сопровождение курса обеспечивает самоопределение уровня знаний, полученных в ходе изучения курса, что гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.

Особенность курса заключается в нестандартности подхода к отдельным темам образовательной области: строение Солнечной системы и планеты Земля, слагающих ее горных пород, процессы, происходящие на ее поверхности, геологическая история, эволюция жизни, полезные ископаемые, воздействие человека на природные геологические процессы. Общепедагогическая направленность занятий — сопряжения социализации и индивидуализации обучения.

Цели и задачи курса:

-          Углубить знания о строении Солнечной системы и планеты Земля, слагающих ее горных пород, процессах, происходящих на ее поверхности, геологической истории, эволюции жизни, полезных ископаемых, воздействии человека на природные геологические процессы.

-          Сформировать целостное представление о Земле как планете Солнечной системы и влияние других планет на явления прошлого настоящего и будущего.

-          Познакомить со способами определения горных пород и их происхождения.

-          Реализовать коммуникативные, технические, информационные компетенции учащихся в ходе выполнения практических си самостоятельных работ.

Методы обучения:

Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний изложенных в рабочей тетради для учащихся. Большинство заданий рабочей тетради выполняются учащимися самостоятельно и под руководством учителя.

При выполнении практических работ, кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачу учителя входит создание условий для организации и реализации работы учащихся.

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данной компетенции:

-          Социально-практическая значимость компетенции (где можно взять ту или другую информацию необходимую при изучении курса)

-          Личностная значимость компетенции (зачем ученику нужно быть компетентным в данной области знаний)

-          Минимально необходимый опыт для деятельности ученика в работе с информационными источниками.

-          Знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам.

Формы организации учебных занятий:

Весь учебный блок разбит на блоки — темы. Каждый блок охватывает определенное количество часов. Внутри блока разбивка часов учителем производится самостоятельно. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Курс составлен таким образом, что изучение нового материала проводится под руководством учителя, с использованием рабочей тетради для учащихся. Занятия проводятся с чередованием лекционных, семинарских и практических занятий.

Перед изучением новой темы учителем могут быть даны задания и для учащихся на проверке знаний и умений. Они составлены в основном с учетом объема опорных знаний по тематике, полученных из материалов учебных курсов по географии, физике, астрономии.

После изучения темы, учащимся из рабочей тетради, могут быть заданы различные по содержанию вопросы и задания для закрепления знаний и умений. Объем полученных знаний по определенной теме, работа с картами, текстом лекций, таблицами и другими источниками информации и практические работы, позволяют подвести итог и закрепить усвоенный материал.

В курсе предусмотрены практические работы по каждому блоку, которые проводятся по усмотрению учителя в конце всего блока, или внутри его.

В конце каждого блока, в рабочей тетради, предложены тестовые вопросы для итогового контроля, которые предназначены для определения качества знаний по данной тематике. Выполнение тестовых — контрольных заданий способствуют быстрой мобилизации и переключения внимания на осмысление материала изучаемой темы.

По окончанию курса предлагается провести итоговую контрольную либо проектную (групповую, индивидуальную) работу Ведущее место в обучении следует отвести методам поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся.

При изучении всего курса учащимся предлагаются самостоятельные работы с использованием дополнительной литературы, информации из «Интернета», карт по теме, видеоматериалов и т. д..

В работе по курсу учитель должен использовать индивидуально — групповые, коллективные, интерактивные формы (работы в группах, проектные работы и т. д.)

Занятия по курсу могут проходить с посещением музея, экскурсий в природу, на металлургические предприятия города и встречи с их специалистами.

Форма и сроки контроля.

В процессе обучения курсу «Основы геологии» проводится опрос учащихся, на который отводится 15–20 мин. урока. Опрос проводится с использованием рабочей тетради по предложенным вопросам на каждом уроке и в конце темы по тестам. Желательно проведение 2–3 текущих контрольных работ и итоговой контрольной или проектной работы. Форма проведения контрольной работы может быть различной и выбирается учителем самостоятельно. Оценивание возможно как в бальной шкале, так и в форме «зачтено» или «не зачтено».

Планируемые результаты изучения курса:

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями и умениями:

-          Знать: особенности внешнего и внутреннего строения Земли и ее месте в Солнечной системе и Космическом пространстве; историю образования и развития планеты; породы, слагающие земную кору; эндогенные и экзогенные процессы; влияние человека на окружающую среду.

-          Уметь: пользоваться различными источниками географической информации, давать оценку географическим явлениям; аргументировать и логично вести научно — географическую дискуссию; анализировать причины возникновения тех или иных географических явлений, предвидеть их динамику и последствия; анализировать текущую географическую информацию и уметь оценивать её.

Структура курса. Объем курса «Основы геологии» составляет 34 часа, по 2 часа в неделю в одном полугодии или 1 час в течение всего года. Из общего числа часов 28 часа отводится на теоретическую часть — последовательное изложение материала, текущий опрос и контрольные работы, а 6 ч.- практические занятия и контрольные работы. На практических занятиях должны ознакомиться с различными видами горных пород, рудами и их свойствами; знакомство с геохронологической шкалой, периодизацией геологической истории, геологической картой, рассматриваются складчатые т разрывные нарушения слоев земной коры.

Структура курса.

Раздел 1.

Теоретическая часть курса (28ч)

Тема 1. Земля в космическом пространстве.

Общее представление о Вселенной. Понятие о строении Солнечной системе как части галактики Млечного Пути. Планеты земной группы, пояс астероидов. Черты сходства и различия. Современное представление о происхождении Солнечной системы.

Тема 2. Строение Земли.

Основные параметры Земли. Понятие о магнитном поле Земли. Методы, с помощью которых изучают внутреннее строение Земли.

Основные геосферы: мантия, ядро, внешнее и внутреннее, земная кора. Роль космических аппаратов в изучении Земли и планет земной группы.

Тема 3. Земная кора, ее строение и состав.

Химический состав Земли в целом и земной коры. Общие сведения о наиболее важных и распространенных минералах. Понятие о различных состояниях вещества (кристаллическое, аморфное); связях химического состава, кристаллической структуры и физических минералов.

Общие сведения о минералах. Знакомство с наиболее распространенными породообразующими минералами: самородными элементами, силикатами, карбонатами, сульфатами, окислами.

Магматические горные породы. Понятие об эффузивных (излившихся), интрузивных (внедрившихся) и метаморфических (преобразованных под воздействием давления, температур, флюидов) горных породах. Черты сходства и различия, формы залегания, распространения в природе.

Осадочные горные породы: основные их группы и условия образования.

Главные типы полезных ископаемых, связанных с магматическими, метаморфическими осадочными породами их географическое распространение, в том числе в Казахстане.

Тема 4. Основные геологические процессы. Экзогенные процессы.

Выветривание и его типы, причины и следствия.

Эоловая деятельность. Пустыни и их типы.

Геологическая деятельность поверхностных и подземных вод. Речные системы, террасы, речные долины. Различные типы источников. Артезианские (напорные) воды. Ресурсы подземных вод, их охрана. Карстовые процессы (провальные воронки, пещеры и т. д.).

Современные и древние ледники, их распространение и причины образования. Ледниковые формы рельефа на равнинах и в горах.

Геологическая деятельность океанов и морей. Основные сведения о Мировом океане: состав воды, течения, рельеф океанического дна, вулканизм, осадконакопление, полезные ископаемые (нефть, газ, железомарганцевые конкреции, россыпи). Современные рудные залежи — «черные курильщики». Геологические процессы, связанные с океанами и морями.

Тема 5. Эндогенные процессы.

Вулканические процессы. Географическое распространение вулканов. Различные типы вулканических построек и извержений. Примеры катастрофических извержений вулканов. Действующие и потухшие вулканы на территории Евразии. Вулканическое тепло и его практическое применение.

Землетрясения. География распространения и связь с геологическим строением и структурой. Понятие об очаге землетрясений. Катастрофические землетрясения (примеры). Возможность предсказывания землетрясения.

Тема 6. Основные этапы развития Земли т и эволюция органического мира.

Понятие об относительном и абсолютном возрасте горных пород.

Возраст Земли. Геохронологическая таблица (шкала)

Начальные этапы формирования Земли из газово-пылевой туманности.

Древнейший — докембрийский этап развитие Земли и появление жизни.

Фанерозойский этап развития Земли, движение литосферных плит, эволюция органической жизни и появление человека.

Наиболее важные события в истории Земли: формирование и распад гигантских материков, великие оледенения, вымирание фауны, мощная вулканическая деятельность.

Тема 7. Деятельности человека и ее влияние на природную среду.

Взаимодействие человека и природы. Влияние деятельности человека на природные геологические процессы. Проблемы охраны недр, защита природной среды, задача улучшения природной обстановки. Международное сотрудничество в деле охраны природной среды.

Раздел 2.

Практическая часть курса (6).

Практические занятия предназначены для знакомства учащихся с минералами, горными породами и их свойствами, а также с геохронологической шкалой, которая отражает подразделения геологической истории и эволюции органического мира. Необходимо закрепить в 2–3 контрольных работах знания, полученные учащимися.

 

Приложение

Пример заданий из рабочей тетради

Тема 1. Земля в космическом пространстве.

Вопросы для проверки знаний и умений.

Задание 1. Как называется система, в которой вращается наша планета?

Задание 2. Кто впервые заметил шарообразность Земли? В каком веке?

Задание 3. Как называется форма Земли? ____________

Задание 4. Кто дал название форме Земли? __________

Задания 5. Перечислите планеты, входящие в Солнечную систему по мере их удаления от Солнца. _________________________________

Задание 6. Запиши, чему равен полярный радиус Земли__________

экваториальный радиус Земли _________

Вопросы и задания для закрепления знаний и умений.

Задание 1.Что такое сила Кориолиса и что на Земле связано с этой силой?

Задание 2. Что собой представляет Солнце?

Задание 3. Какие планеты относятся к группе внутренних?

Задание 4. Какие планеты относят к группе внешних?

Задание 5. Что такое астероиды? Приведи пример самых крупных астероидов

Задание 6. Какие типы метеоритов выделяют?

Задание 7. Что такое комета?

Задание 8. Какую орбиту имеют кометы?

Задание 9. Какова поверхность Луны?

 Практическая работа № 1.

Знать: небесные тела; современные способы изучения Солнечной системы.

Уметь: составлять прогноз, анализировать; делать выводы.

Задание 1. Заполни таблицу. Найди черты сходства и различиямежду планетами и астероидами.

Сходство

Различия

 

 

Задание 2. Какие современные способы изучения космоса тебе известны?

Задание 3. Составь прогноз по решению проблемы столкновения Земли с другими небесными телами.

Задание 4. Что тебе известно о влиянии солнечного и лунного затмения на здоровье людей.

Тестовые задания для итогового контроля.

1. Фигура Земли, возникновение силы Кориолиса, смена дня и ночи вызваны, в первую очередь…. движение планет:

а) орбитальным; б) осевым; в) галактическим; г) прецессионным.

2. Неравенство длины экваториального и полярного радиусов земли является следствием:

а) осевого вращения; б) вращения Земли вокруг Солнца

в) действия силы притяжения луны; г) положения океана в Арктике, а в Антарктике — материка.

3. Первым практически доказал шарообразность Земли:

а) Парменид; б) Аристотель; в) Эратосфен; г) Магеллан

4. Истинная форма Земли называется:

а) шар; б) эллипсоид; в) сфероид; г) геоид

5. Длина земного радиуса равна:

а) 20000 км. б) 25 000км. в) 15 000км; г) 60 000км.

6. 22 июня день равен ночи на:

а) северном полярном круге; б) северном тропике; в) экваторе; г) южном тропике.

7. К внешним планетам относится:

а) Юпитер; б) Сатурн; в) Уран; г) Марс.

8. Масса метеоритов достигает:

а) от нескольких грамм до миллионов тонн; б) в миллиграммах в) в килограммах; г) в тоннах

9. Период вращения Луны вокруг своей оси периодам вращения Земли:

а) совпадет; б) значительно больше; в) намного больше; г) совершенно различен.

10. Форма Земли:

а) эллипсоид; б) геоид; в) шар; г) овал.

11. Луна оказывает влияние на образование на Земле:

а) синхронность периодов активизации природных явлений; б) смену дня и ночи;

в) сиену времен года; г) приливов и отливов

12. Какую массу имеет земная атмосфера:

а) 0.00 %; б) 0.1 %; в) 0.03 %; г)1.5 %.

13. Какой главный химический элемент Солнца превращается в гелий:

а) углерод; б) водород; в) кислород; г) азот.

14. Небесные тела — эвкриты это название:

а) комет; б) метеоров; в) метеоритов; г) астероидов.

15. Какое небесное тело в переводе на русский означает «хвостатая»:

а) метеорит; б) астероид; в) комета; г) планета.

 

Литература:

 

1.      Апробов В. А. Вулканы. М., 1989.

2.      Войткевич Г. В. Геологическая хронология Земли. М., 1984.

3.      Войткевич Г. В. Развитие жизни на Земле. М., 1998.

4.      Гаврилов В. П. Кладовая океана.1987.

5.      Зейдболд Е. К. Дно океана. М.1987.

6.      Короновская Н. В. Якушева А. Ф. Основы геологии М.1986.

7.      Раст Х. Вулканы и вулканизм. М., 1982.

8.      Уотсон Дж. Геология и человек Л.1986.

9.      Шульц С. С. Земля и космос.Л.1984.

10.  Якушева А. Ф., Хайн В. Е., Славин В.И Общая геология М.1988.

Основные термины (генерируются автоматически): Солнечная система, задание, земная кора, рабочая тетрадь, геологическая история, курс, планет, процесс, работа, порода.

Похожие статьи

Вулканические пояса (ранняя геологическая истории Земли)

земная кора, область, миллиард, история Земли, образование, время, геологическая история планеты, геологическая история, вулканический пояс, Балтийский щит.

Природа катастроф | Статья в журнале «Молодой ученый»

Основные термины (генерируются автоматически): земная кора, Земля, эфир, земное ядро, зона деструкции, энергия, тело, процесс, вулкан, Солнечная система.

Вулканические пояса (ранняя геологическая истории Земли). Наиболее ярким отражением процесса тепло- и...

Содержание географической подготовки студентов-бакалавров на...

В курсе «Геология» студенты получают знания о вещественном составе земной коры, геологических процессах и истории формирования облика земной поверхности.

Эндогенные процессы минералообразования | Статья в журнале...

Курс по выбору «Основы геологии» 10–11 класс (34 часа). - Знать: особенности внешнего и внутреннего строения Земли и ее месте в Солнечной системе и Космическом пространстве; историю образования и развития планеты; породы, слагающие земную кору; эндогенные и...

Моделирование на уроках географии как условие достижения...

После «пластилиновых» работ, как правило, лучше воспринимается теоретический материал.

Так, при изучении тем «Земля среди других планет Солнечной системы», «Внутренне строение Земли», «Из чего состоит земная кора», «Природная среда.

Исследование геохронологического развития органического мира...

Геологическая история Земли [1] своеобразна и обширна.

Эволюция организмов затрагивает все процессы жизни, включая и экологическую систему [9], и биосферу [10] в целом.

Она сыграла большую роль в формировании земной коры.

Мантия и черносланцевые толщи верховья р. Индигирки...

В известной работе В. В. Масленникова [2] в

Насколько эффективны были подобного рода сейсмические процессы в начале геологической истории можно представить, сравнивая их

была создаваться рудосодержащая кора — «черносланцевая толща» как часть земной коры.

Организация экологического воспитания школьников...

Планета мыслилась ученым как единая система: биосфера активна, ее вещество космично.

В результате геологических процессов возникали и претерпевали изменения горные породы.

Земная поверхность превращается в города и культурную землю и резко меняет свои...

Штурм недр | «Молодой

Черский обнаружил семь геологических систем в горах Прибайкалья.

Урал стал первой темой работы ученого. Он составил геологическую карту Урала, которая долгие годы

Вымываясь из разрушенной породы, эти частицы уносились водой во впадины земной коры.

Похожие статьи

Вулканические пояса (ранняя геологическая истории Земли)

земная кора, область, миллиард, история Земли, образование, время, геологическая история планеты, геологическая история, вулканический пояс, Балтийский щит.

Природа катастроф | Статья в журнале «Молодой ученый»

Основные термины (генерируются автоматически): земная кора, Земля, эфир, земное ядро, зона деструкции, энергия, тело, процесс, вулкан, Солнечная система.

Вулканические пояса (ранняя геологическая истории Земли). Наиболее ярким отражением процесса тепло- и...

Содержание географической подготовки студентов-бакалавров на...

В курсе «Геология» студенты получают знания о вещественном составе земной коры, геологических процессах и истории формирования облика земной поверхности.

Эндогенные процессы минералообразования | Статья в журнале...

Курс по выбору «Основы геологии» 10–11 класс (34 часа). - Знать: особенности внешнего и внутреннего строения Земли и ее месте в Солнечной системе и Космическом пространстве; историю образования и развития планеты; породы, слагающие земную кору; эндогенные и...

Моделирование на уроках географии как условие достижения...

После «пластилиновых» работ, как правило, лучше воспринимается теоретический материал.

Так, при изучении тем «Земля среди других планет Солнечной системы», «Внутренне строение Земли», «Из чего состоит земная кора», «Природная среда.

Исследование геохронологического развития органического мира...

Геологическая история Земли [1] своеобразна и обширна.

Эволюция организмов затрагивает все процессы жизни, включая и экологическую систему [9], и биосферу [10] в целом.

Она сыграла большую роль в формировании земной коры.

Мантия и черносланцевые толщи верховья р. Индигирки...

В известной работе В. В. Масленникова [2] в

Насколько эффективны были подобного рода сейсмические процессы в начале геологической истории можно представить, сравнивая их

была создаваться рудосодержащая кора — «черносланцевая толща» как часть земной коры.

Организация экологического воспитания школьников...

Планета мыслилась ученым как единая система: биосфера активна, ее вещество космично.

В результате геологических процессов возникали и претерпевали изменения горные породы.

Земная поверхность превращается в города и культурную землю и резко меняет свои...

Штурм недр | «Молодой

Черский обнаружил семь геологических систем в горах Прибайкалья.

Урал стал первой темой работы ученого. Он составил геологическую карту Урала, которая долгие годы

Вымываясь из разрушенной породы, эти частицы уносились водой во впадины земной коры.

Задать вопрос