Библиографическое описание:

Мартьянов Е. Ю. Этика педагога в интернет-пространстве: методические рекомендации и этические основания создания персональных сайтов учителя // Школьная педагогика. — 2015. — №1. — С. 5-8.

Статья определяет основные методические рекомендации и проблемные ситуации этического характера, возникающие при создании личных сайтов учителей. Автор говорит о необходимости разработки этического кодекса, распространяющегося на персональные сайты учителей, а также на материалы, содержащиеся на них. В статье представлены основные варианты создания учительского сайта, охарактеризованы плюсы и минусы каждого из вариантов. Работа также включает в себя анализ проблемных ситуаций, возникающих при разработке собственного веб-ресурса.

Ключевые слова:этика, персональный сайт учителя, этический кодекс, веб-ресурс, сайт, школьный сайт.

 

В современной образовательной среде наличие сайта для учителя начальной и средней школы. Является если не обязательным, то, однозначно, важным критерием для оценки профессиональной деятельности педагога, его методической, воспитательной и внеурочной работы. К примеру, в процедуре аттестации педагогических работников значимым требованием стало наличие собственного, регулярно обновляемого, веб-ресурса. В России, особенно столичном регионе, регулярно проводятся конкурсы, посвященные учительским сайтам, проводимых под эгидой департамента образования. Так, на страницах учительской газеты мы можем обнаружить информацию о подобных конкурсах, к примеру «позитивный контент-2014», прошедшего при поддержке департаментов образования и информационных технологий Москвы. [1] Отметим слово «контент» в названии конкурса, как совокупность информации, доступ которой безопасен для школьника. Одной из определяющих задач, стоящих перед автором данной статьи, можно считать морально-этическое осмысление современного контента, размещаемого на учительских сайтах. Нельзя не отметить, количество конкурсных сайтов (более 100!), участвовавших в конкурсе. [2] Подобная статистика, несомненно, объективно отражает необходимость создания персонального сайта для профессионального и личностного роста учителя. Обратим внимание и на требования для конкурсных проектов. Так, конкурс, организованный компанией Ru-centr, посвященный личным сайтам и блогам для молодежной аудитории, определяет четкие нравственные критерии содержания веб-ресурсов: «сайт должен иметь познавательную, образовательную, воспитательную направленность, высокую социальную значимость… контент сайта должен способствовать гармоничному и позитивному развитию целевой аудитории… способствовать воспитанию этики пользования Интернетом и навыков его безопасного использования…» [3

Персональный сайт может включать в себя не только портфолио педагога с его личными достижениями, но и определенный уровень интерактивности: от простейшей формы обратной связи, до серьезных разборок интерактивных уроков и домашних заданий. Можно с уверенностью говорить о том, что личное пространство в сети позволяет современному учителю грамотно организовывать свою трудовую деятельность, реализовывать достижения карьерного роста, применять современные информационные технологии в своей деятельности. Определяя обзор инициатив, предпринятых в современной отечественной образовательной системе, можно констатировать, что большинство из них направлены на вывод учебного процесса в информационное пространство. Обусловлены подобные стремления, во-первых, повышением интерактивности образовательного процесса, а также повышением мотивации учащихся к современной, сообразной им, учебной деятельности. Таким образом, к созданию персонального сайта учителя подталкивают не только инициативы руководства или же преддверие аттестации, но и современная информационная действительность. Однако, в современном сетевом образовательном пространстве можно наблюдать и ряд проблем, связанных, прежде всего, с контентом, расположенным на веб-ресурсах. Так, к примеру, эксперты Российского нового университета (РосНОУ) и издательства «Просвещение» опубликовали результаты исследований, где состояние лишь одной трети школьных сайтов признана удовлетворительным. [4]

Нынешние сервисы по созданию персональных веб-ресурсов можно разбить на несколько категорий: услуги частных специализированных компаний по созданию, продвижению и поддержке веб-сайта, ресурсы площадок по созданию персональных сайтов для личного пользования и бизнеса при помощи конструкторов, тематические ресурсы коммерческих информационно-образовательных порталов, предлагающих создание отдельной шаблонной страницы, своего рода, личного кабинета на веб-ресурсе. Говоря объективно, необходимо отметить, что реальная возможность создать персональный сайт для учителя сужается до границ онлайн-конструктора. Html-языки знают немногие педагоги, услуги по созданию и продвижению сайта компании достигают десятков тысяч рублей, а личные страницы педагогов на образовательных ресурсах не могут вместить весь полезный объем информации, которую учитель может использовать при создании собственного интернет-пространства.

Размещение персонального сайта учителя на крупных веб-хостингах, предлагающих создание веб-ресурса с помощью конструктора имеет ряд преимуществ: так, многие конструкторы уже поддерживают язык html5, что позволяет качественно повысить уровень интерактивности портала, также пользователю предлагается ряд готовых шаблонов и объектов, организуя которые пользователь может сравнительно легко создать качественный ресурс. Поддержка и хостинг подобного сайта бесплатны, развитие конструкторов и интерактивных форм позволяют учителю постоянно совершенствовать свой сайт. Однако, среди плюсов подобных площадок, можно отметить и ряд минусов: расположение сайта на домене компании, что определяет достаточно длинное имя сайта, неудобное для размещения в контактной и служебной информации, большое количество контекстной рекламы, возникающей при работе пользователей с сайтом, необходимость оплаты хостинга за отключение рекламы и сокращение доменного имени, ограниченность замысла пользователя возможностями конструктора. Для персональных сайтов учителей особенно не желательно наличие контекстной рекламы. Необходимо констатировать, что в современном информационном пространстве реклама превратилась в источник значительного дохода, однако, практически никак не регулируется в законодательной сфере. Учителю, чей сайт могут посещать ученики, родители и коллеги, нежелательна трансляция рекламы, чье содержание может не позволять просмотр несовершеннолетним. Также контекстная реклама привлекает создателей вредоносных программ, и сайт учителя может являться невольным распространителем вирусов и вредоносного программного обеспечения. Учитывая вышеперечисленные факторы педагогу необходимо с большой ответственностью подходить к выбору конструктора для своего будущего веб-ресурса.

Учительский сайт в системе персональных информационных ресурсов занимает особое место: его нельзя отнести к категории блогов, поскольку профессиональная этика педагога накладывает определенные рамки на содержание ресурса и обратную связь с пользователям, нельзя отнести учительский сайт и к информационным ресурсам, характер ресурса представляет несомненно больше, нежели размещение статистической информации и контактов. Учительский сайт занимает особое место среди ресурсов интернета, — обладая собственной уникальной структурой, сайт учителя выступает и как портфолио, и как информационно-методический ресурс, и как медиаресурс школьной жизни вокруг учителя.

Приступая к созданию персонального сайта учителя, необходимо учитывать, что общепринятая организация разделов сайта имеет определенную, устоявшуюся структуру, которую, так или иначе, избирает большинство педагогов при создании персонального веб-ресурса. К общепринятым разделам сайта относятся «методическая работа», «учебная работа», «контакты», «воспитательная работа», раздел, посвященный собственным электронно-образовательным ресурсам. Подобная организация структуры сайта позволяет наиболее выгодно разместить информацию с высокой степенью наглядности и интерактивности.

Вопрос о содержании разделов учительского сайта остается открытым. Автор убежден, что информация, выкладываемая на веб-ресурсе должна соответствовать требованиям профессиональной этики педагога и исключать личные увлечения, фотографии, мысли на политические и социальные темы. Наполнение сайта следует осуществлять той информацией, которая объективно отражает профессиональный уровень учителя, создает благоприятное впечатление от личностных качеств педагога и его работы. Важно отметить, что информация должна быть именно объективной. В интернете достаточно много примеров, когда педагоги, стремясь создать о себе лучшее впечатление, корректируют грамоты и наградные листы в портфолио, добавляют награды и достижения им не принадлежащие. Вопрос о достоверности информации, выкладываемой на сайте, целиком и полностью должен регулироваться профессиональной и информационной этикой педагога в информационном пространстве. Автор уверен, что разработка этических кодексов поведения педагога в интернете жизненно необходима современному обществу, однако подобное исследование обширно и выходит за рамки статьи, поэтому здесь рассматриваются лишь частные вопросы профессиональной этики, связанные с учительским сайтом. Одной из важных проблем современной информационной этики можно считать проблему плагиата и авторского права. Применимо это в полной мере и к учительским сайтам, — педагоги, размещая на своих ресурсах методические, дидактические и учебные материалы, подчас забывают об авторском праве и копируют информацию с первого попавшегося источника интернете. Подобные действия противоречат этическому кодексу глобальной сети и мотивированы, скорее, стремлением выдать желаемое за действительное. Подобная негативная практика приводит к засорению информационного пространства, потерям в качестве используемых материалов, и, как следствие, негативным результатам работы в дальнейшем. Несоблюдение этических кодексов приводит к серьезным проблемам в долгосрочной перспективе. Нельзя не согласиться с тем, что современная методическая база берется большинством педагогов из глобальной сети, причем, в основном, из персональных учительских сайтов. Постоянный плагиат приводит к тому, что задания и материалы повторяются из года в год, ученики легко находят их в сети интернет, списывая готовые ответы. Разработка собственных заданий и размещение их на сайте должны осуществляться педагогом с использованием современных технологий защиты данных, например водяные знаки Picasa, конвертация в pdf, защита документов от изменений и т. д.

Современные конструкторы, работающие на языке веб-программирования html-5, позволяют создавать сайты с высоким уровнем интерактивности. Так, например, на собственном сайте можно организовать раздел интерактивных домашних заданий. Интересна и интеграция современных конструкторов с социальными сетями. Так, на личном сайте педагога можно разместить кнопки: «опубликовать», «поделиться». Наиболее продуктивно интерактивные задания можно создавать пользуясь функцией блога. Сообщение блога может содержать в себе текст задания, интерактивные задачи, видеоуроки, тогда как ученики могут оставлять решения и ответы в комментариях или посредством отправки файлов через форму. Как мы уже писали выше, конструктор позволяет создавать пользователю готовые блоки, которые уже наполняются информацией пользователя, — это позволяет сравнительно легко создавать даже качественные и сложные сайты даже неопытному пользователю. Персональный сайт можно использовать как хранилище методических и учебных материалов, галерею школьной жизни, площадку для организации тематических опросов и обсуждений. На первый взгляд, ограниченное пространство для медиа-ресурсов возможно расширить за счет использования файловых хранилищ, что позволяет размещать на сайте гиперссылки на материалы большого объема.

В своей статье мы суммировали основные проблемы, возникающие при создании персональных учительских сайтов. Необходимо отметить, что в современном образовательном пространстве наличие у педагога персонального сайта становится если не требованием, то желательным этапом в становлении профессиональной деятельности учителя. Можно определить и значительную динамику в отношении личных сайтов учителей в российском интернет-пространстве. Так, существует общероссийский рейтинг школьных сайтов с четкими и определенными критериями, определяющими информацию, которая должна содержаться на веб-ресурсе. [5] Учительские сайты в современном пространстве имеют собственную специфическую структуру, которая ограничивает размещение медиаматериалов профессиональной этикой педагога. В современном обществе мы неоднократно можем наблюдать ситуации, когда учителя размещают на своих личных страницах в интернете информацию ненадлежащего содержания: это могут быть личные фотографии, мнения, высказывания. Нередки и случаи плагиата, когда педагог выстраивает свою карьеру и достижения, копируя чужие материалы. Частота подобных случаев, а также общественный резонанс, который они вызывают, требуют разработки этических кодексов поведения учителя в интернет-пространстве. Границы подобного кодекса должны быть включать и персональные сайты учителей. Статья представляет собой попытку обозрения актуальных проблем связанных с деятельностью педагога в цифровом информационном пространстве. Базовые методические рекомендации по созданию сайта, данные в статье, созданы с учетом тех базовых понятий профессиональных этических кодексов. Однако, разработка «цифровой» этики учителя еще далека от завершения.

 

Литература:

 

1.                   В Москве назвали семь лучших сайтов учителей столицы [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Учительская газета» [Сайт] — URL: http://ug.ru/news/13383 (дата обращения: 13.03.2015)

2.                   Более 100 интернет-порталов московских учителей соревнуются в конкурсе на лучший образовательный сайт для молодежи [Электронный ресурс] // Портал департамента образования города Москвы [Сайт] — URL: http://dogm.mos.ru/presscenter/news/detail/1343244.html (дата обращения: 13.03.2015)

3.                   Объявлен конкурс на самый позитивный сайт для молодежи [Электронный ресурс] // информационный портал медиасообщества Санкт-Петербурга, Ленобласти и Северо-Западного региона Лениздат.ру [Сайт] — URL: http://lenizdat.ru/articles/1123651/ (дата обращения: 13.03.2015)

4.                   Эксперты Общероссийского рейтинга признали качественными треть школьных сайтов [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Учительская газета» [Сайт] — URL: http://ug.ru/news/11111 (дата обращения: 13.03.2015)

5.                   Критерии Общероссийского рейтинга школьных сайтов (версия 4.0, Зима 2015) [Электронный ресурс] // информационный портал проекта РосНОУ и издательства «Просвещение» [Сайт] — URL: http://rating.rosnou.ru/?q=criteria4–0 (дата обращения: 13.03.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов