Библиографическое описание:

Мартьянов Е. Ю. Этика педагога в интернет-пространстве: методические рекомендации и этические основания создания персональных сайтов учителя // Школьная педагогика. — 2015. — №1. — С. 5-8.

Статья определяет основные методические рекомендации и проблемные ситуации этического характера, возникающие при создании личных сайтов учителей. Автор говорит о необходимости разработки этического кодекса, распространяющегося на персональные сайты учителей, а также на материалы, содержащиеся на них. В статье представлены основные варианты создания учительского сайта, охарактеризованы плюсы и минусы каждого из вариантов. Работа также включает в себя анализ проблемных ситуаций, возникающих при разработке собственного веб-ресурса.

Ключевые слова:этика, персональный сайт учителя, этический кодекс, веб-ресурс, сайт, школьный сайт.

 

В современной образовательной среде наличие сайта для учителя начальной и средней школы. Является если не обязательным, то, однозначно, важным критерием для оценки профессиональной деятельности педагога, его методической, воспитательной и внеурочной работы. К примеру, в процедуре аттестации педагогических работников значимым требованием стало наличие собственного, регулярно обновляемого, веб-ресурса. В России, особенно столичном регионе, регулярно проводятся конкурсы, посвященные учительским сайтам, проводимых под эгидой департамента образования. Так, на страницах учительской газеты мы можем обнаружить информацию о подобных конкурсах, к примеру «позитивный контент-2014», прошедшего при поддержке департаментов образования и информационных технологий Москвы. [1] Отметим слово «контент» в названии конкурса, как совокупность информации, доступ которой безопасен для школьника. Одной из определяющих задач, стоящих перед автором данной статьи, можно считать морально-этическое осмысление современного контента, размещаемого на учительских сайтах. Нельзя не отметить, количество конкурсных сайтов (более 100!), участвовавших в конкурсе. [2] Подобная статистика, несомненно, объективно отражает необходимость создания персонального сайта для профессионального и личностного роста учителя. Обратим внимание и на требования для конкурсных проектов. Так, конкурс, организованный компанией Ru-centr, посвященный личным сайтам и блогам для молодежной аудитории, определяет четкие нравственные критерии содержания веб-ресурсов: «сайт должен иметь познавательную, образовательную, воспитательную направленность, высокую социальную значимость… контент сайта должен способствовать гармоничному и позитивному развитию целевой аудитории… способствовать воспитанию этики пользования Интернетом и навыков его безопасного использования…» [3

Персональный сайт может включать в себя не только портфолио педагога с его личными достижениями, но и определенный уровень интерактивности: от простейшей формы обратной связи, до серьезных разборок интерактивных уроков и домашних заданий. Можно с уверенностью говорить о том, что личное пространство в сети позволяет современному учителю грамотно организовывать свою трудовую деятельность, реализовывать достижения карьерного роста, применять современные информационные технологии в своей деятельности. Определяя обзор инициатив, предпринятых в современной отечественной образовательной системе, можно констатировать, что большинство из них направлены на вывод учебного процесса в информационное пространство. Обусловлены подобные стремления, во-первых, повышением интерактивности образовательного процесса, а также повышением мотивации учащихся к современной, сообразной им, учебной деятельности. Таким образом, к созданию персонального сайта учителя подталкивают не только инициативы руководства или же преддверие аттестации, но и современная информационная действительность. Однако, в современном сетевом образовательном пространстве можно наблюдать и ряд проблем, связанных, прежде всего, с контентом, расположенным на веб-ресурсах. Так, к примеру, эксперты Российского нового университета (РосНОУ) и издательства «Просвещение» опубликовали результаты исследований, где состояние лишь одной трети школьных сайтов признана удовлетворительным. [4]

Нынешние сервисы по созданию персональных веб-ресурсов можно разбить на несколько категорий: услуги частных специализированных компаний по созданию, продвижению и поддержке веб-сайта, ресурсы площадок по созданию персональных сайтов для личного пользования и бизнеса при помощи конструкторов, тематические ресурсы коммерческих информационно-образовательных порталов, предлагающих создание отдельной шаблонной страницы, своего рода, личного кабинета на веб-ресурсе. Говоря объективно, необходимо отметить, что реальная возможность создать персональный сайт для учителя сужается до границ онлайн-конструктора. Html-языки знают немногие педагоги, услуги по созданию и продвижению сайта компании достигают десятков тысяч рублей, а личные страницы педагогов на образовательных ресурсах не могут вместить весь полезный объем информации, которую учитель может использовать при создании собственного интернет-пространства.

Размещение персонального сайта учителя на крупных веб-хостингах, предлагающих создание веб-ресурса с помощью конструктора имеет ряд преимуществ: так, многие конструкторы уже поддерживают язык html5, что позволяет качественно повысить уровень интерактивности портала, также пользователю предлагается ряд готовых шаблонов и объектов, организуя которые пользователь может сравнительно легко создать качественный ресурс. Поддержка и хостинг подобного сайта бесплатны, развитие конструкторов и интерактивных форм позволяют учителю постоянно совершенствовать свой сайт. Однако, среди плюсов подобных площадок, можно отметить и ряд минусов: расположение сайта на домене компании, что определяет достаточно длинное имя сайта, неудобное для размещения в контактной и служебной информации, большое количество контекстной рекламы, возникающей при работе пользователей с сайтом, необходимость оплаты хостинга за отключение рекламы и сокращение доменного имени, ограниченность замысла пользователя возможностями конструктора. Для персональных сайтов учителей особенно не желательно наличие контекстной рекламы. Необходимо констатировать, что в современном информационном пространстве реклама превратилась в источник значительного дохода, однако, практически никак не регулируется в законодательной сфере. Учителю, чей сайт могут посещать ученики, родители и коллеги, нежелательна трансляция рекламы, чье содержание может не позволять просмотр несовершеннолетним. Также контекстная реклама привлекает создателей вредоносных программ, и сайт учителя может являться невольным распространителем вирусов и вредоносного программного обеспечения. Учитывая вышеперечисленные факторы педагогу необходимо с большой ответственностью подходить к выбору конструктора для своего будущего веб-ресурса.

Учительский сайт в системе персональных информационных ресурсов занимает особое место: его нельзя отнести к категории блогов, поскольку профессиональная этика педагога накладывает определенные рамки на содержание ресурса и обратную связь с пользователям, нельзя отнести учительский сайт и к информационным ресурсам, характер ресурса представляет несомненно больше, нежели размещение статистической информации и контактов. Учительский сайт занимает особое место среди ресурсов интернета, — обладая собственной уникальной структурой, сайт учителя выступает и как портфолио, и как информационно-методический ресурс, и как медиаресурс школьной жизни вокруг учителя.

Приступая к созданию персонального сайта учителя, необходимо учитывать, что общепринятая организация разделов сайта имеет определенную, устоявшуюся структуру, которую, так или иначе, избирает большинство педагогов при создании персонального веб-ресурса. К общепринятым разделам сайта относятся «методическая работа», «учебная работа», «контакты», «воспитательная работа», раздел, посвященный собственным электронно-образовательным ресурсам. Подобная организация структуры сайта позволяет наиболее выгодно разместить информацию с высокой степенью наглядности и интерактивности.

Вопрос о содержании разделов учительского сайта остается открытым. Автор убежден, что информация, выкладываемая на веб-ресурсе должна соответствовать требованиям профессиональной этики педагога и исключать личные увлечения, фотографии, мысли на политические и социальные темы. Наполнение сайта следует осуществлять той информацией, которая объективно отражает профессиональный уровень учителя, создает благоприятное впечатление от личностных качеств педагога и его работы. Важно отметить, что информация должна быть именно объективной. В интернете достаточно много примеров, когда педагоги, стремясь создать о себе лучшее впечатление, корректируют грамоты и наградные листы в портфолио, добавляют награды и достижения им не принадлежащие. Вопрос о достоверности информации, выкладываемой на сайте, целиком и полностью должен регулироваться профессиональной и информационной этикой педагога в информационном пространстве. Автор уверен, что разработка этических кодексов поведения педагога в интернете жизненно необходима современному обществу, однако подобное исследование обширно и выходит за рамки статьи, поэтому здесь рассматриваются лишь частные вопросы профессиональной этики, связанные с учительским сайтом. Одной из важных проблем современной информационной этики можно считать проблему плагиата и авторского права. Применимо это в полной мере и к учительским сайтам, — педагоги, размещая на своих ресурсах методические, дидактические и учебные материалы, подчас забывают об авторском праве и копируют информацию с первого попавшегося источника интернете. Подобные действия противоречат этическому кодексу глобальной сети и мотивированы, скорее, стремлением выдать желаемое за действительное. Подобная негативная практика приводит к засорению информационного пространства, потерям в качестве используемых материалов, и, как следствие, негативным результатам работы в дальнейшем. Несоблюдение этических кодексов приводит к серьезным проблемам в долгосрочной перспективе. Нельзя не согласиться с тем, что современная методическая база берется большинством педагогов из глобальной сети, причем, в основном, из персональных учительских сайтов. Постоянный плагиат приводит к тому, что задания и материалы повторяются из года в год, ученики легко находят их в сети интернет, списывая готовые ответы. Разработка собственных заданий и размещение их на сайте должны осуществляться педагогом с использованием современных технологий защиты данных, например водяные знаки Picasa, конвертация в pdf, защита документов от изменений и т. д.

Современные конструкторы, работающие на языке веб-программирования html-5, позволяют создавать сайты с высоким уровнем интерактивности. Так, например, на собственном сайте можно организовать раздел интерактивных домашних заданий. Интересна и интеграция современных конструкторов с социальными сетями. Так, на личном сайте педагога можно разместить кнопки: «опубликовать», «поделиться». Наиболее продуктивно интерактивные задания можно создавать пользуясь функцией блога. Сообщение блога может содержать в себе текст задания, интерактивные задачи, видеоуроки, тогда как ученики могут оставлять решения и ответы в комментариях или посредством отправки файлов через форму. Как мы уже писали выше, конструктор позволяет создавать пользователю готовые блоки, которые уже наполняются информацией пользователя, — это позволяет сравнительно легко создавать даже качественные и сложные сайты даже неопытному пользователю. Персональный сайт можно использовать как хранилище методических и учебных материалов, галерею школьной жизни, площадку для организации тематических опросов и обсуждений. На первый взгляд, ограниченное пространство для медиа-ресурсов возможно расширить за счет использования файловых хранилищ, что позволяет размещать на сайте гиперссылки на материалы большого объема.

В своей статье мы суммировали основные проблемы, возникающие при создании персональных учительских сайтов. Необходимо отметить, что в современном образовательном пространстве наличие у педагога персонального сайта становится если не требованием, то желательным этапом в становлении профессиональной деятельности учителя. Можно определить и значительную динамику в отношении личных сайтов учителей в российском интернет-пространстве. Так, существует общероссийский рейтинг школьных сайтов с четкими и определенными критериями, определяющими информацию, которая должна содержаться на веб-ресурсе. [5] Учительские сайты в современном пространстве имеют собственную специфическую структуру, которая ограничивает размещение медиаматериалов профессиональной этикой педагога. В современном обществе мы неоднократно можем наблюдать ситуации, когда учителя размещают на своих личных страницах в интернете информацию ненадлежащего содержания: это могут быть личные фотографии, мнения, высказывания. Нередки и случаи плагиата, когда педагог выстраивает свою карьеру и достижения, копируя чужие материалы. Частота подобных случаев, а также общественный резонанс, который они вызывают, требуют разработки этических кодексов поведения учителя в интернет-пространстве. Границы подобного кодекса должны быть включать и персональные сайты учителей. Статья представляет собой попытку обозрения актуальных проблем связанных с деятельностью педагога в цифровом информационном пространстве. Базовые методические рекомендации по созданию сайта, данные в статье, созданы с учетом тех базовых понятий профессиональных этических кодексов. Однако, разработка «цифровой» этики учителя еще далека от завершения.

 

Литература:

 

1.                   В Москве назвали семь лучших сайтов учителей столицы [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Учительская газета» [Сайт] — URL: http://ug.ru/news/13383 (дата обращения: 13.03.2015)

2.                   Более 100 интернет-порталов московских учителей соревнуются в конкурсе на лучший образовательный сайт для молодежи [Электронный ресурс] // Портал департамента образования города Москвы [Сайт] — URL: http://dogm.mos.ru/presscenter/news/detail/1343244.html (дата обращения: 13.03.2015)

3.                   Объявлен конкурс на самый позитивный сайт для молодежи [Электронный ресурс] // информационный портал медиасообщества Санкт-Петербурга, Ленобласти и Северо-Западного региона Лениздат.ру [Сайт] — URL: http://lenizdat.ru/articles/1123651/ (дата обращения: 13.03.2015)

4.                   Эксперты Общероссийского рейтинга признали качественными треть школьных сайтов [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Учительская газета» [Сайт] — URL: http://ug.ru/news/11111 (дата обращения: 13.03.2015)

5.                   Критерии Общероссийского рейтинга школьных сайтов (версия 4.0, Зима 2015) [Электронный ресурс] // информационный портал проекта РосНОУ и издательства «Просвещение» [Сайт] — URL: http://rating.rosnou.ru/?q=criteria4–0 (дата обращения: 13.03.2015)

Основные термины: персонального сайта учителя, сайтов учителей, школьных сайтов, Электронный ресурс, дата обращения, персональных сайтов, к созданию персонального сайта, сайт учителя, этических кодексов, персональных сайтов учителя, персональных учительских сайтов, личных сайтов учителей, методические рекомендации, этикой педагога, персональный сайт учителя, учительского сайта, этических кодексов поведения, профессиональной деятельности педагога, учителя начальной и средней, профессиональной этики педагога

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов