Содержание работы классного руководителя с родителями в первом классе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (1) апрель 2015 г.

Дата публикации: 06.04.2015

Статья просмотрена: 1136 раз

Библиографическое описание:

Жданова, Л. У. Содержание работы классного руководителя с родителями в первом классе / Л. У. Жданова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 1 (1). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/2/91/ (дата обращения: 25.04.2024).

Первая встреча ребенка при поступлении в школу с первым педагогом — для него это встреча с новым, особо значимым человеком. Общение с первым педагогом может положительно повлиять на ребенка: он может стать успешным учеником, уверенным в себе, породить стремление подражания своему педагогу.

У любого педагога должно быть полное представление о подготовленности ребенка к школьному обучению. На этой основе, используя различные способы, учитель сам поможет участвовать в диагностике данного параметра, распределении детей по классам и уровням обучения, следить за динамикой процессов, которые указывают на положительные или негативные изменения в ребенке во время процесса учебной деятельности.

Подготовленность детей к школе можно определить следующими параметрами: планирование (способность организации своей деятельности), контроль (способность сопоставлять результатов с намеченной целью), мотивация (желание находить скрытых свойств предметов), интеллектуальный уровень развитости. Знание данных параметров поможет педагогу лучше разбираться в проблемах адаптации детей к школьной среде, установить определенные виды помощи отдельным детям с тем, чтобы для любого учащегося школа стала по настоящему школой радости, личных успехов и достижений [2, с. 29].

Главное содержание взаимодействия классного руководителя с родителями первоклассников заключается в том, чтобы активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей общественно значимый и целенаправленный характер.

В начальной стадии работы с первоклассниками ведущая роль принадлежит педагогу. Классный руководитель проводит с учащимися беседы на различные темы и консультации.

При работе с родителями обучающихся в первом классе необходимыми являются: обеспечение условий родителям познакомиться не только с педагогом, но и для общения между собой; со школой и руководством школы; получение родителями конкретных информаций о школе, об учебном процессе, воспитании и других вопросах, которые интересуют их. При этом родители должны иметь возможность высказать свои мнения.

Умная и тактичная аргументация, обдуманное слово и хороший совет педагога часто способствуют решить затянувшихся и мучительных конфликтов. Работа школьных педагогов с родителями проводятся по направлениям: в коллективе всех родителей, группой или индивидуально.

Установление с родителями взаимоотношения и хороших отношений осуществляется легче, если педагог ведет общение целенаправленно, с учетом ситуаций, заранее обдумывает содержание беседы, её ход, всевозможные варианты и неожиданных поворотов.

Педагог, установивший тесный контакт с родителями и общественностью, решает следующих задач: изучает семью школьника; последовательно выясняет влияние на личность учащегося социального окружения; способствует совместной педагогической деятельности школы и семьи в воспитании и обучении детей, организации этой работы; содействует родителям в семейном воспитании детей; организует педагогическое просвещение родителей; не допускает отрицательного влияния семьи.

Воликова Т. В. подчеркивает, что методы работы учителя с родителями школьников многообразны:

-          индивидуальные: посещение семей школьников на дому, проведение в школе бесед с родителями, дни родительских консультаций в школе.

-          групповые: совместная работа учителя и родителей во время уроков, работа с активом.

-          коллективные: проведение классных и общешкольных родительских собраний; родительских конференций, посвященных обмену опытом работы по воспитанию; консультаций и вечера вопросов и ответов; проведение совместных внеклассных мероприятий и т. д.

Так же имеются несколько значимых аспектов общения педагога с родителями, которые выделяются Телькановой Г. Г., на которые педагогу рекомендуется обратить внимание:

-          общение с родителями желательно начинать не с детских проблем, а с общих вопросов воспитания, не рекомендуется сразу приступить к решению проблем;

-          оказывать доброжелательное отношение к родителям, интересоваться их деятельностью, домом;

-          разобраться в эмоциях, которые возникли из-за школы, педагогов, учащихся;

-          стараться выяснить мнение родителей, по какой причине они так думают;

-          прийти к единому мнению об общих целях и на родительских собраниях вести разговор о том, что является важным для всех;

-          индивидуально информировать родителей в письменной форме или лично провести беседу [4, с. 60–65].

Содержание всех видов работы школы с семьей заключается в организации тесного их взаимодействия в воспитательном процессе, которое направлено на всестороннее развитие подрастающего поколения.

Дапкене С. предлагает следующее содержание педагогического просвещения родителей:

1.         Цели, задачи и методы образования и воспитания подрастающего поколения.

2.         Педагогические, физиологические и психологические основы воспитания детей в семье, вопросные особенности детей.

3.         Обязанности членов семьи, формы и методы, трудности и ошибки в семейном воспитании.

4.         Характер общения детей с родителями, пути регулирования отношений между семьей и школой.

5.         Проблемы занятости и свободного времени учащихся, пропаганда здорового образа жизни и здоровья.

Педагогическое просвещение подразделяются на следующие формы: традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся: родительские собрания; лекции на различные темы; вечера вопросов и ответов; диспуты на различные темы; день открытых дверей.

Нетрадиционными являются: деловые игры; диспуты с регламентированием.

Работа классного руководителя с родителями является очень сложной. Для ребенка влияние родителей очень важно и имеет большое значение для него, но вместе с тем, в большинстве случаев это влияние является стихийным. Оценка поведения детей со стороны родителей, классного руководителя, самих учащихся часто не совпадают. Следовательно, учитель должен найти путь к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление. Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:

-          педагог не забывает, что родители должны относиться к школе глазами детей (сначала устанавливает контакт с детьми, а далее с их родителями);

-          педагог стремится выявить способности родителей в некоторых областях воспитания детей;

-          педагог должен помнит, что недопустимо указывать родителям, оскорблять их детей;

-          педагог надеется на преобладание добра в душе ребенка;

-          педагог делится своим педагогическим опытом и т. д.

Дапкене С. отмечает, что для успешной работы в воспитательном процессе учитель должен владеть педагогическим мастерством: хорошо знать и уважать своего воспитанника, любить свою работу; должен стремиться к достижению поставленных целей и задач; эффективно применять различные формы, методы и способы воспитательной работы; установить хорошие взаимоотношения с семьей воспитанника; способствовать повышению авторитета родителей в глазах учащихся; передавать родителям научные знания и педагогический опыт; развивать свои способности и педагогическое мастерство.

Целесообразно проведение бесед с родителями на интересующие их вопросы. Например: «Организации учебно-воспитательного процесса в первом классе»; «Задача родителей в учебной деятельности первоклассников»; «Возрастные особенности младшего школьного возраста»; «Оказание помощи первокласснику при выполнении домашних заданий»; «Методы воспитания сознательной дисциплины у детей младшего школьного возраста в семье» и другие. Необходимо отметить, что результаты всей учебно-воспитательной работы будут положительными в зависимости от того, какие связи и взаимоотношения сложились в период обучения в первом классе [3].

Гребенщиков И. В. отмечает: «Особенно необходимым для учителя первого класса являются: изучение учащихся за небольшой срок, установление взаимоотношений с их родителями».

По мнению Ибрагимовой В. Н. следующие три главные задачи определяют содержание работы классного руководителя с родителями первоклассников:

1.         Изучение опыта воспитания детей в семье, чтобы выявить уровень подготовленности первоклассников к школе; соблюдение преемственности между воспитанием в дошкольном учреждении, в семье и школе; найти индивидуальный подход к каждому ученику.

2.         Содействие и оказание методической помощи родителям в правильной организации учебной и творческой деятельности первоклассника и его отдыха.

3.         Организация учебно-воспитательной работы в школе, в классе с привлечением родителей учащихся первого класса.

Педагоги имеют возможность применять разные методы познания семьи: наблюдение, беседы, анкетирование, метод сочинений, и т. д.

Сухомлинский В. обращает внимание на следующее: в первом — втором классе важно поощрять родителей за знакомство между собой, за обмен адресами и телефонами. Учителю необходимо обсудить те случаи, когда отдельные родители проявляют недовольство дружбе детей. Работа будет эффективнее при проведении индивидуальных бесед. Следует чаще организовывать совместных праздников, утренников и других мероприятий. Необходимо выслушать родителей, дать возможность им говорить, высказать свои претензии школе, учителю, руководству школы.

Родители, посещающие школу, делятся в основном на две группы: те, которые знают, что их ребенок учится хорошо, поведение ребенка оценивается положительно, ждут похвалы, и те, которые знают о трудностях детей, неохотно говорят об этом, стараются избегать учителя, в основном не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не посещать школу и приходят в школу только тогда, когда их вызывает учитель. Нередко их пугают упреки других родителей по отношению к их ребенку. На эту группу родителей педагог должен обратить особое внимание.

Родители первого — второго класса отличаются в основном более высоким уровнем активности в деле воспитания и взаимодействии со школой. Они регулярно посещают школу, интересуются успехами своих детей в учебном процессе [1, с. 47–51].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, учитель — это связывающее звено между школой и семьями учащихся. Учителю необходимо установить тесные взаимоотношения с родителями своих учеников, так как без общения с родителями он оказывается лишенным важных для него информаций. У педагогов и семьи цели общие. В школе дети получают не только научные знания; школа воспитывает у них навыки сознательного отношения к окружающей действительности. Семья дает практический жизненный опыт, воспитывает сопереживать другому человеку, отнестись с чувством его состоянию. Для гармонического развития ребенка необходимо и то и другое.

 

Литература:

 

1.                           Григорьева Д. Г. Школа и родители: социальное партнерство // Воспитательная работа в школе. 2009. № 1. –С. 47–51.

2.                           Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 21 с.

3.                           Подласый И. П. Педагогика. Т. 2 — М.: ВЛАДОС, 2007. — 231 с.

4.                           Тельканова Г. Г. Родители и дети. // Учитель. 2007. № 3. — С. 60–65.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст.

Похожие статьи

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст.

Роль воспитательной системы классного руководителя...

классный руководитель, воспитательная работа, родитель, школа, место жительства, ребенок, метод работы, индивидуальная особенность ребенка, семейный коллектив, VIII.

Роль учителя в формировании личности детей младшего...

ребенок, классный руководитель, семья, коррекционная работа, воспитание ребенка, работа, учитель, воспитательная работа, детский коллектив, классный коллектив.

Взаимодействие классного руководителя с родителями как...

Без союза с родителями не обойтись даже самому опытному педагогу. Взаимодействие классного руководителя и родителей решает следующую задачу: создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи.

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по...

Содержание работы классного руководителя с родителями... родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст.

Планирование совместной деятельности педагога с родителями...

родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст. Проблемы взаимодействия школы и семьи | Статья в сборнике...

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения

Дальше, родители должны поддерживать и оберегать авторитет учителя в глазах ребенка, критиковать школьных педагогов в присутствии детей нельзя.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе.

Поступление ребенка в школу ставит перед учреждением целый ряд задач в период работы с младшими школьниками

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

ребенок, учебная деятельность, школа, младший школьный возраст, учитель, вид деятельности, начальная школа, младший школьник, интеллектуальное развитие, подрастающее поколение.

Похожие статьи

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст.

Роль воспитательной системы классного руководителя...

классный руководитель, воспитательная работа, родитель, школа, место жительства, ребенок, метод работы, индивидуальная особенность ребенка, семейный коллектив, VIII.

Роль учителя в формировании личности детей младшего...

ребенок, классный руководитель, семья, коррекционная работа, воспитание ребенка, работа, учитель, воспитательная работа, детский коллектив, классный коллектив.

Взаимодействие классного руководителя с родителями как...

Без союза с родителями не обойтись даже самому опытному педагогу. Взаимодействие классного руководителя и родителей решает следующую задачу: создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи.

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по...

Содержание работы классного руководителя с родителями... родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст.

Планирование совместной деятельности педагога с родителями...

родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст. Проблемы взаимодействия школы и семьи | Статья в сборнике...

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения

Дальше, родители должны поддерживать и оберегать авторитет учителя в глазах ребенка, критиковать школьных педагогов в присутствии детей нельзя.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе.

Поступление ребенка в школу ставит перед учреждением целый ряд задач в период работы с младшими школьниками

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

ребенок, учебная деятельность, школа, младший школьный возраст, учитель, вид деятельности, начальная школа, младший школьник, интеллектуальное развитие, подрастающее поколение.

Задать вопрос