Библиографическое описание:

Жданова Л. У. Содержание работы классного руководителя с родителями в первом классе // Школьная педагогика. — 2015. — №1. — С. 3-5.

Первая встреча ребенка при поступлении в школу с первым педагогом — для него это встреча с новым, особо значимым человеком. Общение с первым педагогом может положительно повлиять на ребенка: он может стать успешным учеником, уверенным в себе, породить стремление подражания своему педагогу.

У любого педагога должно быть полное представление о подготовленности ребенка к школьному обучению. На этой основе, используя различные способы, учитель сам поможет участвовать в диагностике данного параметра, распределении детей по классам и уровням обучения, следить за динамикой процессов, которые указывают на положительные или негативные изменения в ребенке во время процесса учебной деятельности.

Подготовленность детей к школе можно определить следующими параметрами: планирование (способность организации своей деятельности), контроль (способность сопоставлять результатов с намеченной целью), мотивация (желание находить скрытых свойств предметов), интеллектуальный уровень развитости. Знание данных параметров поможет педагогу лучше разбираться в проблемах адаптации детей к школьной среде, установить определенные виды помощи отдельным детям с тем, чтобы для любого учащегося школа стала по настоящему школой радости, личных успехов и достижений [2, с. 29].

Главное содержание взаимодействия классного руководителя с родителями первоклассников заключается в том, чтобы активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей общественно значимый и целенаправленный характер.

В начальной стадии работы с первоклассниками ведущая роль принадлежит педагогу. Классный руководитель проводит с учащимися беседы на различные темы и консультации.

При работе с родителями обучающихся в первом классе необходимыми являются: обеспечение условий родителям познакомиться не только с педагогом, но и для общения между собой; со школой и руководством школы; получение родителями конкретных информаций о школе, об учебном процессе, воспитании и других вопросах, которые интересуют их. При этом родители должны иметь возможность высказать свои мнения.

Умная и тактичная аргументация, обдуманное слово и хороший совет педагога часто способствуют решить затянувшихся и мучительных конфликтов. Работа школьных педагогов с родителями проводятся по направлениям: в коллективе всех родителей, группой или индивидуально.

Установление с родителями взаимоотношения и хороших отношений осуществляется легче, если педагог ведет общение целенаправленно, с учетом ситуаций, заранее обдумывает содержание беседы, её ход, всевозможные варианты и неожиданных поворотов.

Педагог, установивший тесный контакт с родителями и общественностью, решает следующих задач: изучает семью школьника; последовательно выясняет влияние на личность учащегося социального окружения; способствует совместной педагогической деятельности школы и семьи в воспитании и обучении детей, организации этой работы; содействует родителям в семейном воспитании детей; организует педагогическое просвещение родителей; не допускает отрицательного влияния семьи.

Воликова Т. В. подчеркивает, что методы работы учителя с родителями школьников многообразны:

-          индивидуальные: посещение семей школьников на дому, проведение в школе бесед с родителями, дни родительских консультаций в школе.

-          групповые: совместная работа учителя и родителей во время уроков, работа с активом.

-          коллективные: проведение классных и общешкольных родительских собраний; родительских конференций, посвященных обмену опытом работы по воспитанию; консультаций и вечера вопросов и ответов; проведение совместных внеклассных мероприятий и т. д.

Так же имеются несколько значимых аспектов общения педагога с родителями, которые выделяются Телькановой Г. Г., на которые педагогу рекомендуется обратить внимание:

-          общение с родителями желательно начинать не с детских проблем, а с общих вопросов воспитания, не рекомендуется сразу приступить к решению проблем;

-          оказывать доброжелательное отношение к родителям, интересоваться их деятельностью, домом;

-          разобраться в эмоциях, которые возникли из-за школы, педагогов, учащихся;

-          стараться выяснить мнение родителей, по какой причине они так думают;

-          прийти к единому мнению об общих целях и на родительских собраниях вести разговор о том, что является важным для всех;

-          индивидуально информировать родителей в письменной форме или лично провести беседу [4, с. 60–65].

Содержание всех видов работы школы с семьей заключается в организации тесного их взаимодействия в воспитательном процессе, которое направлено на всестороннее развитие подрастающего поколения.

Дапкене С. предлагает следующее содержание педагогического просвещения родителей:

1.         Цели, задачи и методы образования и воспитания подрастающего поколения.

2.         Педагогические, физиологические и психологические основы воспитания детей в семье, вопросные особенности детей.

3.         Обязанности членов семьи, формы и методы, трудности и ошибки в семейном воспитании.

4.         Характер общения детей с родителями, пути регулирования отношений между семьей и школой.

5.         Проблемы занятости и свободного времени учащихся, пропаганда здорового образа жизни и здоровья.

Педагогическое просвещение подразделяются на следующие формы: традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся: родительские собрания; лекции на различные темы; вечера вопросов и ответов; диспуты на различные темы; день открытых дверей.

Нетрадиционными являются: деловые игры; диспуты с регламентированием.

Работа классного руководителя с родителями является очень сложной. Для ребенка влияние родителей очень важно и имеет большое значение для него, но вместе с тем, в большинстве случаев это влияние является стихийным. Оценка поведения детей со стороны родителей, классного руководителя, самих учащихся часто не совпадают. Следовательно, учитель должен найти путь к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление. Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:

-          педагог не забывает, что родители должны относиться к школе глазами детей (сначала устанавливает контакт с детьми, а далее с их родителями);

-          педагог стремится выявить способности родителей в некоторых областях воспитания детей;

-          педагог должен помнит, что недопустимо указывать родителям, оскорблять их детей;

-          педагог надеется на преобладание добра в душе ребенка;

-          педагог делится своим педагогическим опытом и т. д.

Дапкене С. отмечает, что для успешной работы в воспитательном процессе учитель должен владеть педагогическим мастерством: хорошо знать и уважать своего воспитанника, любить свою работу; должен стремиться к достижению поставленных целей и задач; эффективно применять различные формы, методы и способы воспитательной работы; установить хорошие взаимоотношения с семьей воспитанника; способствовать повышению авторитета родителей в глазах учащихся; передавать родителям научные знания и педагогический опыт; развивать свои способности и педагогическое мастерство.

Целесообразно проведение бесед с родителями на интересующие их вопросы. Например: «Организации учебно-воспитательного процесса в первом классе»; «Задача родителей в учебной деятельности первоклассников»; «Возрастные особенности младшего школьного возраста»; «Оказание помощи первокласснику при выполнении домашних заданий»; «Методы воспитания сознательной дисциплины у детей младшего школьного возраста в семье» и другие. Необходимо отметить, что результаты всей учебно-воспитательной работы будут положительными в зависимости от того, какие связи и взаимоотношения сложились в период обучения в первом классе [3].

Гребенщиков И. В. отмечает: «Особенно необходимым для учителя первого класса являются: изучение учащихся за небольшой срок, установление взаимоотношений с их родителями».

По мнению Ибрагимовой В. Н. следующие три главные задачи определяют содержание работы классного руководителя с родителями первоклассников:

1.         Изучение опыта воспитания детей в семье, чтобы выявить уровень подготовленности первоклассников к школе; соблюдение преемственности между воспитанием в дошкольном учреждении, в семье и школе; найти индивидуальный подход к каждому ученику.

2.         Содействие и оказание методической помощи родителям в правильной организации учебной и творческой деятельности первоклассника и его отдыха.

3.         Организация учебно-воспитательной работы в школе, в классе с привлечением родителей учащихся первого класса.

Педагоги имеют возможность применять разные методы познания семьи: наблюдение, беседы, анкетирование, метод сочинений, и т. д.

Сухомлинский В. обращает внимание на следующее: в первом — втором классе важно поощрять родителей за знакомство между собой, за обмен адресами и телефонами. Учителю необходимо обсудить те случаи, когда отдельные родители проявляют недовольство дружбе детей. Работа будет эффективнее при проведении индивидуальных бесед. Следует чаще организовывать совместных праздников, утренников и других мероприятий. Необходимо выслушать родителей, дать возможность им говорить, высказать свои претензии школе, учителю, руководству школы.

Родители, посещающие школу, делятся в основном на две группы: те, которые знают, что их ребенок учится хорошо, поведение ребенка оценивается положительно, ждут похвалы, и те, которые знают о трудностях детей, неохотно говорят об этом, стараются избегать учителя, в основном не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не посещать школу и приходят в школу только тогда, когда их вызывает учитель. Нередко их пугают упреки других родителей по отношению к их ребенку. На эту группу родителей педагог должен обратить особое внимание.

Родители первого — второго класса отличаются в основном более высоким уровнем активности в деле воспитания и взаимодействии со школой. Они регулярно посещают школу, интересуются успехами своих детей в учебном процессе [1, с. 47–51].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, учитель — это связывающее звено между школой и семьями учащихся. Учителю необходимо установить тесные взаимоотношения с родителями своих учеников, так как без общения с родителями он оказывается лишенным важных для него информаций. У педагогов и семьи цели общие. В школе дети получают не только научные знания; школа воспитывает у них навыки сознательного отношения к окружающей действительности. Семья дает практический жизненный опыт, воспитывает сопереживать другому человеку, отнестись с чувством его состоянию. Для гармонического развития ребенка необходимо и то и другое.

 

Литература:

 

1.                           Григорьева Д. Г. Школа и родители: социальное партнерство // Воспитательная работа в школе. 2009. № 1. –С. 47–51.

2.                           Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 21 с.

3.                           Подласый И. П. Педагогика. Т. 2 — М.: ВЛАДОС, 2007. — 231 с.

4.                           Тельканова Г. Г. Родители и дети. // Учитель. 2007. № 3. — С. 60–65.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов