Библиографическое описание:

Жданова Л. У., Сафарова Г. М., Шалашова А. С. Развитие творческих способностей в младших классах // Школьная педагогика. — 2015. — №1. — С. 1-3.

В настоящее время общество испытывает потребность в людях, которые не только имеют прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. Социальный заказ общества ориентирует систему образования на формирование творческой личности, развитие творческих способностей учащихся.

Успешность решения этих задач во многом предопределяется организацией учебно-воспитательного процесса в младших классах, когда формируется учебная деятельность, закладывается основа активности, самостоятельности, творческого потенциала.

Если отсутствует у ребенка желание учиться, даже при его определенных индивидуальных возможностей, добиться успехов будет трудно. Отношение ребенка к учению также тесно связано с его способностями. Если учение идет успешно, то желание учиться возрастает, и гаснет при неудачах.

Причиной неудач могут быть не только недостатки в знаниях, полученных на предшествующих этапах обучения, но и неразвитые способности ребенка. Поэтому учителю необходимо привлечь ребенка к обучению, что бы он с желанием развивался.

Одной из основных задач, стоящих перед начальной школой является всестороннее развитие личности младшего школьника. Полноценному развитию ребенка способствуют следующие виды деятельности: учебная и творческая. В учебном процессе у детей формируются навыки и умения учиться, а в процессе творческой деятельности у младшего школьника развиваются такие способности как: самодеятельность, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Важно, чтобы познавательная деятельность проходила кроме репродуктивного уровня и на творческом уровне, так как только благодаря этому можно добиться успешного развития всесторонней личности ребенка. Включение творческой деятельности привлечет больше внимания со стороны учеников, тем самым изучаемый материал будет более интересен для них и лучше освоен.

Младший школьный возраст самый успешный для развития творческих способностей. При изготовлении что-либо своими руками, у детей развивается внимание и память, ребенок учится думать и размышлять. Формируется художественный вкус, логика, а так же пространственное воображение. При работе руками у ребенка развивается моторика рук, которые необходимо ему. Важно отметить, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук находятся очень близко. Развитее тонкой моторики активизирует отделы мозга, тем самым активизируются и зоны, отвечающие за речь. Так же это способствует улучшению письма. Правильно организованный труд дает младшим школьникам необходимые знания о качестве разнообразных материалов, способствует выработке положительных эмоций, навыков и желание трудиться и овладевать приемами мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.

Современная система развивающего обучения, которою разработали Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов, позволяет объединять на первый взгляд несовместимые учебные предметы, такие как литературное чтение, изобразительное искусство и технология.

Большие возможности для развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста содержат уроки русского языка. Среди основных задач обучения русскому языку в младших классах называются развитее коммуникативных умений, творческих способностей, увеличение возможностей самовыражения. Творческая деятельность учащихся может быть организована при изучении разделов «Речь», «Звуки и буквы», «Текст», «Предложение», «Слово», «Части речи». Творчество присутствует на этапе открытия новых знаний и выступает признаком высшего уровня усвоения учебного материала — уровня применения знаний и умений в незнакомой ситуации [2].

Систематическое использование творческих заданий на уроках русского языка способствует не только повышению качества усвоения учебного материала и развитию творческих способностей школьников, но и формированию у них интереса к предмету, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости в преодолении интеллектуальных трудностей.

Урок литературного чтения в начальной школе позволяет включить учащихся в творческую деятельность, которая на базе учебного материала позволяет развить их творческие способности. Творческий потенциал на уроках литературного чтения содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, написание стихотворений, составление устного рассказа.

Технология и изобразительное искусство играют особую роль в начальном образовании. Художественная деятельность у детей младшего школьного возраста способствуют развитию эстетического мироощущения, потребности в прекрасном, стимулирует художественную самодеятельность младших школьников. На уроках ученикам дается творческое задание — это изучение произведений искусства, подбор стихов к рассматриваемым картинам, а так же, выполнение практических работ. Это дает возможность объединять одной темой уроки [3].

Можно предложить детям ознакомиться с разделом по литературному чтению учебника Е. И. Матвеевой «Мир природы в авторских сказках» В этом разделе собраны авторские сказки для детей, ориентированный на их уровень восприятия, в которых раскрывается мир природы, конкретизированный как время года. Эти произведения помогают углубить представления учащихся о неограниченных возможностях художественной литературы по изображению природы, позволяет осуществить эстетическое восприятие детей. Уроки литературного чтения по данной теме проводятся с опорой на наблюдения младших школьников о природе, которые в последующем находят свое продолжение на уроках изобразительного искусства и технологии.

На уроке литературы детям предлагаются произведения для анализа особенностей авторских сказок — в том, как рисуется время года, в чем элементы волшебства при его изображении. Так выявляются особенности каждого из времен года.

Далее следует перейти к творческой деятельности. По ходу анализа произведения заинтересовать детей: — Расскажите, какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому произведению? Это творческое задание, которое включает учащихся в творческую деятельность и развивает творческие способности. Так же домашнее задание должно включать творческую работу, например, сочинение сказки на одну из предложенных тем, включающее описания одного из времен года.

Как продолжение темы «Мир природы в авторских сказках» урок изобразительного искусства предусматривает знакомство с произведениями искусства. Необходимо познакомить детей с картинами живописного жанра. Рассматривая картины художников, дети должны выделить их содержание. Как описывает художник Весну? Лето? Осень? Зиму? Давая описание этих картин, дети пользуются словами и оборотами, которым они научились на уроках литературы. В качестве практической работы на уроке учащиеся получают задание: нарисовать свое любимое время года [1].

Уроки по декоративному рисованию являются одним из главных видов работы по изобразительному искусству в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками. Наряду с рисованием с натуры и тематическими занятиями, декоративное рисование способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей и навыков младших школьников, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.

Программа по технологии включает в себя раздел «Работа с природным материалом». На уроке технологии можно выполнить такие задания как: выполнить нарисованный пейзаж в технике аппликации с помощью листьев, цветов, травы, ягод в соответствии с задуманным образом. Тем самым дети проявляют свою фантазию, ведь детей особенно привлекает все творческое, при этом они самостоятельно могут научиться чему-то новому, интересному и совсем не скучному.

Данный комплексный подход к изучению материала оказывает существенное влияние на развитие творческих потенциалов учащихся младших классов. Такие уроки помогут воспитывать гармоничной личности во всех проявлениях своей сущности, раскрыть его потенциальные возможности и подготовить к общению с миром, развитию в нем мыслительных способностей, чувствительности, умению творчески созидать.

Каждому педагогу начальной школе необходимо более полно учитывать индивидуальные способности и особенности личности младшего школьника в учебном процессе. Применение дифференцированных и индивидуализированных методов и приемов на различных этапах урока способствует достижению положительных результатов в обучении и развитии творческих возможностей учащихся младших классов.

Используются следующие средства дифференциации:

а) подготовка заданий, отличающихся по трудности и объема;

б) различные меры помощи педагога детям в процессе выполнения учебных заданий;

в) вариативность темпа изучения учебного материала;

г) применение индивидуальных и дифференцированных домашних заданий.

Как показывает практика, что на различных этапах урока не только является возможным, но и необходимым использование приемов и методов дифференциации и индивидуализации.

Главной задачей дифференциации и индивидуализации при изучении нового материала является актуализация полученных ранее знаний учащимися.

Необходимо вспомнить именно того материала, который будет использован при объяснении новый темы. Часто на этапе изучения нового материала детям предлагается выполнить задания одинаковой трудности, но при этом учитель оказывает ученикам различные меры помощи посредством инструктажа, планов, памяток. Такую помощь могут оказать ученики — консультанты, которые успешно обучаются по данному предмету.

Применение дифференцированных и индивидуальных заданий в процессе закрепления знаний, умений и навыков зависит от поставленных задач урока, уровня подготовленности и интереса к учению детей определенного класса. Разнообразные методы и приемы закрепления способствуют организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого учащегося.

Использование на каждом этапе урока по изобразительному искусству приемов методов дифференциации и индивидуализации, заданий различной трудности и объема позволит педагогу полнее учитывать индивидуальные способности и личные особенности учащегося, достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся начальной школы.

В заключении можно прийти к выводу в том, что организация учебной и творческой деятельности на уроках изобразительного искусства, технологии, русского языка и литературы, систематическое использование творческих заданий, приобщение детей к народному декоративному искусству, искусству родного края способствуют развитию творческих способностей младших школьников.

 

Литература:

 

1.         Кузьменко И. В. Развитие творческого потенциала школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования // Научный поиск. — 2012.

2.         Чумакова С. П. развитие творческих способностей младших школьников: методические рекомендации / С. П. Чумакова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2005. — 32 с.

3.         Шадриков В. Д. Развитие способностей. // Начальная школа. — 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов