Библиографическое описание:

Прокопьев Н. Я., Игнатова В. А., Колунин Е. Т., Пономарева Л. И. Здоровьеформирующий потенциал естественнонаучного образования младших школьников: пути и средства его актуализации // Школьная педагогика. — 2015. — №1. — С. 13-21.

В статье раскрываются проблемы использования естественнонаучного образования как здоровье формирующего потенциала младших школьников. Показаны пути и средства его актуализации.

Ключевые слова: младшие школьники, здоровье, образование.

 

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Здоровье и образование признаются приоритетами государства.

Задачи, стоящие перед педагогической общественностью, требуют своего решения на теоретическом и практическом уровнях. Исследователи в разных регионах России обращают внимание на неблагоприятную динамику основных показателей здоровья учащихся [32, 55]. В исследованиях НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья РАМН отмечается, что за последние 10 лет заболеваемость младших школьников увеличилась на 89 %. Анализ работ отечественных ученых [7–9, 15, 16, 59, 60] свидетельствует, что проблема нарастает с переходом детей из класса в класс. В связи с этим существует потребность в теоретическом обосновании и разработке педагогических условий и средств, обеспечивающих формирование мотивации к сохранению и укреплению индивидуального здоровья, стремление к здоровому образу жизни (ЗОЖ), осознание ценности здоровья как важнейшего элемента общей культуры человека уже на самых первых этапах обучения в школе.

На младшей ступени обучения познание основ здорового образа жизни происходит, главным образом, в рамках естественнонаучного образования. Формирование ЗОЖ как педагогическая проблема интересует многих отечественных педагогов [24, 34]. Разработан ряд учебных пособий, посвященных проблеме обучения школьников здоровье сбережению. Знания о человеке как биосоциальной системе, о здоровье и способах его сохранения младшие школьники получают, изучая предмет «Окружающий мир». В его содержании представления о человеке раскрываются с точки зрения культурно-исторического подхода, основывающегося на работах И. Я. Лернера [40, 41]. Особое значение для нашего исследования имеют философские и гуманистические идеи о ценности здоровья и путях его сохранения Н. М. Амосова, И. И. Брехмана [2, 11, 12], теоретические основы оздоровительных технологий, разрабатываемые Б. С. Толкачевым [57], концепции становления начальных знаний о сохранении здоровья у младших школьников [30]. Однако, несмотря на ведущиеся в разных направлениях исследования, в современной науке и практике до сих пор не сложились целостная система и технология обучения здоровому образу жизни как форме и способу повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют генетически детерминированные возможности организма. Анализ философской, медики-педагогической и методической литературы, изучение опыта работы учителей начальных классов позволили выделить несоответствия, противоположности и противоречия между:

1.                  необходимостью формирования у школьников здорового образа жизни в связи с объективно существующей потребностью государства в членах общества, обладающих полноценным здоровьем, с одной стороны, и отсутствием целостной системы его формирования в массовой общеобразовательной школе — с другой;

2.                  наличием значительных здоровье формирующих возможностей естественнонаучного образования младших школьников и степенью их реализации в педагогической практике;

3.                  бесспорным признанием детьми и их родителями ценности здоровья и низкой поведенческой активностью, направленной на его сохранение и укрепление.

Под здоровье формирующим потенциалом (ЗФП) естественнонаучного образования мы понимаем те составляющие учебно-воспитательного процесса, источники, возможности и средства, которые могут быть приведены в действие и использованы для обеспечения успешности воспитания у учащихся привычки к здоровому образу жизни. Его актуализациязаключается в реализации полученных детьми теоретических знаний в практической деятельности.

Стремительное развитие социально-экономических, техногенных, культурно-информационных процессов в современном обществе меняет приоритеты в системе образования. Сегодня востребована активная личность, способная самостоятельно решать проблемные ситуации, противостоять агрессивному влиянию среды, сохраняя и приумножая свое здоровье. В период существенных изменений в нашей жизни, модернизации образования, повышается внимание к его качеству, возрастает значение здоровье сбережения в условиях школы, поскольку здоровье — важнейшая ценность человека, общества, государства, основа эффективного получения образования, залог комфортной, духовно наполненной жизни, продуктивной деятельности.

Теоретическое обоснование наших исследований основывается на подходах, рассматривающих проблемы улучшения здоровья нации с точки зрения воспитания у детей потребности ведения ЗОЖ с раннего детства. Культура ведения здорового образа жизни не дается человеку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития [48, 49, 50].

Чтобы выжить в современной жесткой, а порой и агрессивной по отношению к человеку социоприродной среде, и сохранить хотя бы относительное здоровье, необходимо иметь индивидуальную систему поведения на каждый день. Для выработки такой системы требуется выбрать точку отсчета — иметь понятие о здоровье и здоровом образе жизни, стойкую потребность в его осуществлении и необходимые для этого волевые качества. В современной научной литературе нет общепринятого понятия «здоровье», раскрывающего его сущность. Насчитывается 79 определений здоровья человека, сформулированных в разных странах мира. Авторы опираются на разные подходы в уточнении понятия.

Определение здоровья, приведенное в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (WHO) — описывает его как объективное состояние и субъективное чувство полного физического, духовного и социального благополучия (Устав WHO, 1949 г.). По этому определению высказывается немало замечаний и уточнений, поскольку оно не отражает характеристики здоровья как многомерного и многокомпонентного состояния организма. В Медицинской энциклопедии «здоровье» определяется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» [34]. По Н. Ф. Реймерсу «здоровье — это объективное состояние и субъективное самочувствие человека», причем эти состояния обусловлены совокупным действием внутренних и внешних по отношению к организму факторов. Именно равновесие этих факторов и составляет сущность здоровья.

В. П. Казначеев [31] указывает, что здоровье индивида — динамическое состояние сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека, а В. В. Колбанов [34], сформулировав наиболее полное определение здоровья, называет его континуумом естественных состояний жизнедеятельности.

Тот факт, что термин «здоровье» в настоящее время широко применяется к различным социальным системам («здоровье школьника», «здоровье семьи», «здоровье школы» и т. д.), заставляет нас взглянуть на здоровье как на категорию, которая приобретает широко интегрированный смысл. Разделяя мнение З. И. Тюмасевой [60] о том, что человек — это динамическая биоэкосоциальная система, внутренний гомеостаз которой обусловлен гомеостазом внешней среды — экзогомеостазом, мы, как и [57, 58], считаем, что способность к адаптации есть важнейшее свойство этой системы. Выбор термина «адаптация» в качестве онтологической основы понятия «здоровье» обусловлен исторической тенденцией его приближения к общенаучному, позволяющему характеризовать человека не только как биологический объект, но и как личность. И. И. Брехман [11, 12],как и П. П. Блонский [10] подчеркивают, что здоровье — это способность сохранять соответственно возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянно изменяющихся количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации. Под сенсорной информацией понимаются ощущаемые нами раздражители внешней среды, а под структурной информацией автор данного определения понимает совокупность антигенов, атакующих каждый организм. «Эта способность адаптироваться во все менее эволюционно благоприятной среде к все более содержательно богатой жизни и есть здоровье» [Брехман И. И. 12].

Здоровье человека определяется действием группы факторов:

1.                  генетических (показатели физического здоровья — пол, возраст, морфофункциональный, биоритмологический тип, уровень репродуктивного здоровья);

2.                  психическая конституция (тип ВНД, темперамента, уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации);

3.                  духовность человека (мудрость и справедливость, красота и возвышенность, совесть и стыд, достоинство и честь, сострадание и милосердие).

Таким образом, анализ различных дефиниций позволил нам заключить, что здоровье — это категория комплексная, включающая ряд взаимосвязанных компонентов:

1.                  соматическое здоровье — отсутствие заболеваний, нормальный уровень основных функций организма, своевременность и гармоничность развития, реактивность организма, текущее состояние его органов и систем;

2.                  психическое здоровье — взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций на окружающие социальные, биологические, психические и физические условия благодаря способности человека контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой путь в микро- и макросоциальной среде;

3.                  социальное здоровье — определенный уровень развития способов взаимодействия индивида с внешней средой;

4.                  нравственное здоровье — наличие высокоразвитых внутренних, духовных качеств и способность личности строить модели своего поведения в соответствии с принятыми в обществе нормами нравственности и морали [13].

Понятие «здоровье» напрямую связано с понятием «образ жизни». Образ жизни зависит от состояния здоровья, он же его формирует или разрушает. По существу, это — «система взаимоотношений человека с самим собой и внешней средой» [19], биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном уровне жизнедеятельности организма.

Обобщая ряд классификаций, Ю. П. Лисицын, И. В. Полунина [42] включают в образ жизни четыре категории: экономическую — «уровень жизни», социальную — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни», и социально-экономическую — «уклад жизни».

В социальном аспекте образ жизни и создание условий для здоровой жизнедеятельности каждого человека зависит от ряда факторов:

1)        макросоциальных (конкретные исторические условия и культурные традиции государства);

2)        микросоциальных (экономическое положение отдельной семьи);

3)        психосоциальных (место здоровья в иерархии потребностей конкретной семьи);

4)        психофизиологических (установка личности на определение места здоровья в иерархии потребностей);

5)        факторов риска биологического или социального происхождения (вредные привычки, заболевания, социальная неустроенность).

Таким образом, здоровье человека зависит не только от усилий государства и местных властей, но и от уровня личной культуры каждого, от стиля жизни, который носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями, которые формируются в процессе воспитания. Следовательно, здоровье — это категория педагогическая [3, 5].

Общеизвестное положение о том, что доля влияния на здоровье социально-экономических факторов и образа жизни составляет 50–55 %, иллюстрирует причинно-следственную связь между ними. Это обстоятельство заставляет нас обратить особое внимание на питание, соблюдение режима дня, двигательную активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками, отношение ребенка к своему здоровью — все, что составляет здоровый образ жизни. Обнаруженные нами трактовки этого понятия различны.

Н. М. Полетаева [46] отмечает, что ЗОЖ — непрерывная адаптация человека к меняющимся условиям внешней среды и внутреннего мира, точнее, типичные для данной общественно-экономической формации способы жизнедеятельности, которые создают возможность такой адаптации. По мнению Б. Н. Чумакова [61], ЗОЖ — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение социальных функций, независимо от политической, экономической, социально-психологической ситуации. Ф. А. Селиванов и В. М. Чимаров [47] понимает под ЗОЖ процесс выполнения определенных норм, правил, требований, обеспечивающих комфортное самочувствие, высокий уровень жизнедеятельности. Мы считаем, что ЗОЖ — непрерывно трансформирующийся, сознательный способ жизнедеятельности индивида, направленный на оптимальное функционирование в среде обитания: учебной, производственной, культурной, общественной. Это не просто способы сохранения и укрепления здоровья, но и создание новых форм поведения, полезных для здоровья, осознаваемых человеком. В этом смысле человек — субъект и результат своей собственной деятельности.

Таким образом, ЗОЖ говорит о приоритете здоровья в ряду ценностей человека, заботе о своем здоровье, культуре здоровья, воспитанной силе воли, наличии стойких мотиваций к его ведению и сформированности соответствующих умений и навыков. Деятельность учителя в этом направлении является оздоровительно-образовательной, и представляет собой комплекс мер гигиенической, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей по вопросам укрепления и сохранения здоровья, позволяющим понять значимость ЗОЖ для оздоровления и формирования осознанного отношения к своему здоровью. В работе по формированию ЗОЖ младшего школьника выделяются два направления [37, 38]: первое — выработка форм поведения, способствующих повышению защитных свойств организма, второе — выработка форм поведения, направленных на борьбу с вредными привычками (таблица 1).

В. П. Куликов, В. И. Киселев [36] в качестве основных выделяют два компонента ЗОЖ:

1.         Мотивационно-ценностный — убеждение в необходимости здоровой жизнедеятельности для самосовершенствования, самоутверждения личности для реализации ее жизненных целей.

2.         Содержательный — преодоление негативных факторов, влияющих на здоровье возможно лишь тогда, когда человек осознает, что лично отвечает за свое здоровье. ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья образа жизни. Для всякого выбора как действия нужен мотив — осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека.

Таблица 1

Формирование ЗОЖ младшего школьного школьника

Выработка форм поведения, способствующих повышению защитных свойств организма

Выработка форм поведения, направленных на борьбу с вредными привычками

Оптимальный режим,

рациональное питание,

двигательная активность,

физическая культура,

закаливание,

соблюдение правил личной гигиены, внимательное отношение к своему здоровью,

динамическое слежение за ним,

позитивное экологическое поведение.

Предупреждение употребление алкоголя,

предупреждение употребления опьяняющих и наркотических веществ,

предупреждение курения табака детьми,

разъяснительная работа с родителями.

 

Совокупность мотивов — мотивация — определяет образ жизни. Для сохранения здоровья важна мотивация здорового образа жизни. Но здоровый человек не ощущает своего здоровья и чаще всего заботой о его сохранении не обременен. Но он может и должен основывать свой образ жизни на опыте старших и на отрицании опыта больных людей. И. И. Соковня-Семенова [54] выделяет следующие виды мотиваций к ведению ЗОЖ:

1.         Самосохранение: когда человек знает, что какое-то действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает.

2.         Подчинение этнокультурным требованиям: человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды.

3.         Возможность для самосовершенствования и получение удовольствия от процесса самосовершенствования.

4.         Достижение максимально возможной комфортности жизни.

5.         Стремление к жизненному успеху.

Совершенно естественно, что на разных этапах онтогенеза ЗОЖ направляют разные мотивации. К сожалению, сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к ЗОЖ. Большинство людей знают о вреде тех или иных факторов, но не желают от них отказываться в своей жизни, т. е. знания не стали для них убеждениями, у них нет мотивации к заботе о своем здоровье. Одна из главных причин негигиеничного поведения людей — отсутствие сиюминутного эффекта от всех мероприятий, способствующих укреплению здоровья (соблюдение режима, занятия физкультурой, правильное питание). Требуется время, сила воли для поддержания здорового образа жизни в течение длительного времени.

Поскольку ребенок не всегда может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности, многое зависит от семьи, педагогов, организующих жизнь ребенка. В зависимости от того, как она организована, будет выстраиваться дальнейшее его поведение. Кроме того, дети имеют разные социально-экономические условия, у них встречаются различные нарушения здоровья, поэтому для обеспечения хорошего самочувствия дети должны вести себя по-разному. ЗОЖ не может быть одинаковым для всех, так как условия для него исходно различны и индивидуальный идеал здоровья может существенно расходиться с социальной нормой [13]. Здоровый индивид — тот, кто эффективно функционирует, даже имея ряд хронических заболеваний.

В России до сих пор остается характерным пренебрежение к ценности человеческого здоровья и к самой жизни, как на государственном уровне, так и в общественном и в индивидуальном сознании. Отсюда вытекает необходимость изменить индивидуальное отношение к своему здоровью и здоровью других людей. Оно должно рассматриваться не как условие человеческого бытия, а как один из смысл образующих компонентов успешной и счастливой человеческой жизни. Это переосмысление необходимо, прежде всего, на ценностно-философском уровне, в том числе и в педагогической теории. Ребенок должен рассматриваться не как «объект», о здоровье которого пекутся государство, общество, медицина, школа. Ребенок в педагогическом процессе должен обрести качество «субъекта», осознающего индивидуальную ценность здоровья. Следовательно, необходимо настроить ученика на здоровый образ жизни, он должен захотеть быть здоровым. Академик Н. М. Амосов [2] писал: «Чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

В законе РФ «Об образовании» [25] в числе различных социальных гарантий, постулированы и гарантии прав обучающихся на охрану их здоровья через соблюдение требований к условиям обучения, зафиксированным в Санитарных правилах и нормах (СанПиН 2.4.2.782.2002), утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора от 4.08.99 за № 49. Однако количество практически здоровых детей, относимых к первой группе здоровья, постоянно уменьшается и в настоящее время среди школьников младших классов составляет 10–12 %. В Тюменской области более 33 % детей младшего школьного возраста состоит под диспансерным наблюдением по различным видам хронической патологии [26]. В структуре заболеваемости детей младшего школьного возраста доминируют болезни органов дыхания, пищеварения и нервной системы, т. е. заболевания, возникновение которых обусловлено либо неправильной организацией жизни ребенка, либо негативным влиянием окружающей экологически неблагоприятной социоприродной среды [18].

Имеются указания и на наличие так называемых школьных факторов риска (ШФР) для здоровья детей [37, 38, 48]. М. М. Безруких и В. Д. Сонькин [8] ранжировали эти факторы по значимости и силе влияния на ребенка:

1.                  преобладание элементов авторитарной педагогики в учебно-воспитательном процессе;

2.                  информационная интенсификация учебного процесса, особенно в начальном звене обучения;

3.                  нарушение принципов природосообразности и культуросообразности в содержании образования на современном этапе;

4.                  отсутствие в школе необходимой материальной базы для реализации здоровье сберегающих технологий обучения;

5.                  недостаточная подготовленность педагогов в вопросах охраны здоровья детей;

6.                  пассивная позиция родителей и детей в отношении здоровья;

7.                  недостатки в системе физического воспитания.

Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют:

1.                  в период интенсивного роста, развития и формирования всех систем организма;

2.                  комплексно и системно;

3.                  длительно и непрерывно (ежедневно в течение 11 лет обучения).

Поэтому даже в случае минимального влияния, их суммарное действие значительно. Микро симптоматика вызванных ими нарушений не привлекает внимания врачей и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию [7–9].

Для преодоления негативного воздействия ШФР предпринимаются меры на разных уровнях: государственном, региональном, муниципальном, административном. Но этого недостаточно. Необходима педагогическая стратегия формирования ЗОЖ, которая должна способствовать выработке убеждений учащихся на основе обретаемых знаний и опыта. Благодаря убеждениям вначале создается устойчивая мотивация ЗОЖ, а затем активность в созидании своего здоровья. Методология воспитания у учащихся ЗОЖ, кроме обеспечения их грамотности в вопросах здоровье сбережения, включает как формирование мотивации на ведение ЗОЖ, так и воспитание ответственности за собственное здоровье, и здоровье близких людей [52]. Известно, что при переходе на следующую ступеньку возрастной лестницы, у детей часто случается деформация мотивационной сферы. Ее можно не допустить, если уже в младшем школьном возрасте удастся сформировать у ребенка установку на ЗОЖ [50].

На практике же, как показывают результаты исследований [39], более чем у половины учащихся школ не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки (соблюдение режима дня, умение чередовать физическую и умственную нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены). В настоящее время существует острая необходимость пересмотра и изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов формирования ЗОЖ.

В международной практике сложились несколько моделей обучения основам ЗОЖ. Одна из них — медицинская (профилактическая) является чисто когнитивной, формирующей поведение через знания. Согласно этой модели дается информация об устройстве организма, функционировании органов, первой помощи, заболеваемости, которой люди боятся и стараются избежать, информация, касающаяся поведения, направленного на поддержание ЗОЖ. Основной упор делается на ЗОЖ, профилактику вредных привычек. Предполагается, что если человек знает об опасности какого-либо стиля поведения, он начнет относиться к нему отрицательно и будет от него воздерживаться. Этот взгляд редко оправдывается на практике. Конечно, информация необходима, как базис принятия решения, но имеет шанс изменить поведение человека, если только она нова для него. После первоначально произведенного эффекта она уже не играет значительной роли. Болезни, связанные с вредными привычками — слишком далекая перспектива, чтобы волновать детей, которые часто не знают, что в действительности представляет собой то или иное заболевание. Школьные программы, рассматривающие различные факторы риска для здоровья скучны, излишне назидательны, часто лишь провоцируют нежелательное поведение.

Представление о детерминированности развития здоровья факторами окружающей среды формируются под воздействием средовой образовательной модели (образовательные мероприятия раскрывают понимание связи здоровья с загрязнением воздуха, воды, социальными условиями).

Образовательная модель обучения ЗОЖ делает акцент на обучении навыкам, необходимым для принятия решений на основе информации о вредных и полезных для здоровья факторах. Однако, процесс принятия решений очень сложен, и ребенок, при совершении какого-либо поступка, взвешивает те плюсы и минусы, которые он будет иметь в личностном и социальном аспектах. К сожалению, его решение не всегда совпадает с принципами ЗОЖ.

На принятие решения могут влиять и объективные факторы, такие, как загрязнение среды, реклама, низкий финансовый статус, отсутствие продуктов, традиции и семейные предпочтения в питании и т. д. Поэтому необходимы законодательные меры (субсидии на питание, регламентация школьного питания и др.), способствующие созданию здоровой среды обитания для детей [13, 14].

Развитием направления в педагогике, главная задача которого — обучение детей ЗОЖ, активно занимается ряд исследователей [22, 23, 27, 28, 29, 30, 56]. В этой области исследования ведутся в нескольких направлениях:

1)                 теоретико-методологическом [2, 11, 12] — развитие философских и гуманистических идей о ценности здоровья и путях его сохранения;

2)                 образовательно-технологическом, включающим в себя два направления:

а) оздоровительные технологии [57] — обоснование необходимости и разработка методики проведения массажа, закаливания, норм соблюдения правил гигиены;

б) онтогенетическое — [4] — изучение проблемы повышения функциональных возможностей детского организма;

3)        образовательном, связанном со становлением начальных знаний о сохранении здоровья у младших школьников [30], развитием основ «здоровье сберегающей педагогики» в условиях семьи и школы [24, 34];

4)        физиолого-гигиеническом [33, 45], занимающимся обоснованием многофакторной детерминации здоровья школьника и определением гигиенических норм, требований к условиям внутри школьной среды.

В каждом из описанных вариантов и направлений есть позитивные стороны, каждое из них своими средствами решает задачу укрепления здоровья детей и воспитание культуры здоровья. Среди исходных положений, которыми необходимо руководствоваться при организации образования в области здоровья ведущее значение имеет принцип актуальности, который предполагает отражение насущных проблем, возможно, и местного характера, связанных со здоровьем детей, экологической обстановкой, социальными нормами и ценностями. Принцип возрастного соответствия предполагает соответствие содержания, методов, форм, средств обучения и воспитания социально-культурному уровню, интересам, потребностям и возможностям младших школьников. Принцип альтернативности предполагает демонстрацию позитивных примеров, положительных эталонных образцов, использование ярких, понятных наглядных пособий. Принцип последовательности и системности предполагает поэтапный, регулярный характер его осуществления, формирование целостной концепции в отношении здоровья, овладение необходимыми для ведения ЗОЖ знаниями и навыками. Принцип связи обучения с жизнью означает связь теории и практики, перевод знаний из потенциального состояния в действенное, для чего необходимо изучение материала, максимально приближенного к реальной жизни ребенка, к тем жизненным ситуациям, с которыми он сталкивается ежедневно. В обсуждении с детьми проблем, связанных с вредными привычками, важно соблюдать принцип запретной информации (не следует затрагивать темы, не актуальные для данного возраста, нельзя говорить о том, что положительного люди находят, предаваясь вредным пристрастиям) и принцип превентивности, заключающийся в предварении приобщения детей к вредным привычкам.

Обосновывая необходимость закладки привычки к здоровому образу жизни с раннего детства, мы подчеркиваем актуальность здравоведческих аспектов школьного образования, подтверждающих целостность, универсальную ценность таких категорий, как «человек», «жизнь», «здоровье», «здоровый образ жизни». Понимание этих ценностей, сложившееся в общественном и индивидуальном сознании, существенно влияет на личность и характер ее отношений с окружающим миром. При этом их содержание в значительной мере формируется социокультурной средой, в которой ведущее место занимает школа [1]. Обучение здоровье сбережению, адресующееся к сознанию, должно быть тесно связано с воспитанием, направленным на подсознание воспитуемого. Благодаря подсознанию внешние по отношению к субъекту социальные нормы становятся регуляторами его поведения [49].

Угрожающая статистика роста числа заболеваний среди младших школьников и более старших групп детей позволяет сделать вывод о том, что образование в области здоровья носит мозаичный, отрывочный характер, знания детей о ЗОЖ не находят отражения в повседневной жизни. Отсутствие осознания проблемы как одной из первостепенных в культуре организации образовательного пространства мешает пониманию значения здоровье формирующих технологий в учебном заведении [43, 44].

Следование целевой установке на сохранение здоровья, сформированной еще в раннем детстве, уменьшает в дальнейшем риск возникновения сердечнососудистых, онкологических и других заболеваний. Поведение, способствующее укреплению здоровья, должно быть выработано раньше, чем нездоровое поведение станет привычкой. Таким образом, именно начальная ступень обучения и должна обеспечить усвоение разумного стиля жизни, который позволит каждому прожить долгую и здоровую жизнь.

 

Литература:

 

1.         Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям /Ш. А. Амонашвили. — Воронеж, 1998. — 544 с.

2.         Амосов Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64с.

3.         Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань, 1996. — 565 с.

4.         Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. — М.: Наука, 1982. — 270 с.

5.         Асмолов А. Г. Деятельность и установка /А. Г. Асмолов. — М.: Издательство Московского университета, 1979. — 150 с.

6.         Базарный Б. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде / Б. Ф. Базарный. — Сергиев Посад, 1995. — 230 с.

7.         Безруких М. М. Проблемные дети /М. М Безруких. — М.: УРАО, 2000. — 307 с.

8.         Безруких М. М. Аналитическая записка /М. М Безруких, В. Д. Сонькин. //Здоровье детей. — 2003. — № 5. — С. 20–21.

9.         Безруких М. М. Нужна ли ранняя профилактика курения и употребления алкоголя //М. М Безруких, А. Г. Макеева, П. А. Филиппов. // Начальное образование. — 2003. — № 2. — С. 9–14.

10.     Блонский П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. — М.: Воронеж, 1997. — 570 с.

11.     Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.

12.     Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1999. — 420 с.

13.     Гарритон Э. Основные принципы обучения ЗОЖ / Э. Гарритон. // Вопросы психологии. — 1997. — № 2. — С. 3–14.

14.     Глазачев С. Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии /С. Н. Глазачев, Е. А. Когай. — М.: Горизонт, 1999. — 173 с.

15.     Голиков Н. А. Комплексная реабилитация учащихся в условиях полифункционального образовательного учреждения / Н. А. Голиков. — Тюмень: Вектор Бук, 2004. — 223 с.

16.     Голиков Н. А. Мед и горечь образования / Н. А. Голиков. — М.: Экшен, 2004. — 216 с.

17.     Гребнева Н. Н. Особенности формирования и адаптационные возможности детского организма в условиях Западно-Сибирского севера /Н. Н. Гребнева. — Тюмень: Вектор Бук, 2003. — 89 с.

18.     Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 480 с.

19.     Дистервег А. Избр. пед. соч. / А. Дистервег. — М., 1956. — 231 с.

20.     Доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Тюменской области в 2003 году». — Тюмень: ООО ИПЦ «Экспресс», 2004. — 216 с.

21.     Долинский Г. К. К понятийному аппарату валеологии. Здоровье в образовании. Педагогические проблемы валеологии / Г. К. Долинский. — СПб., 1997. — 125 с.

22.     Звягина В. В. Образовательная программа «Здоровье»: информационно-методические материалы для разработки и реализации. Методическое пособие / В. В Звягина. — Тюмень: ТОГИРРО, 2005. — 63 с.

23.     Звягина В. В. Здоровьесберегающие методики организации образовательного процесса. Методическое пособие / В. В Звягина. — Тюмень: ТОГИРРО, 2004. — 33 с.

24.     Зайцев Г. К. Уроки Знайки: воспитай себя / Г. К. Зайцев, С. А. Насонкина. — СПб., 1999. — 80 с.

25.     Закон Российской Федерации «Об образовании». — Новосибирск: Изд-во Сиб. унив., 2006. — 18 с.

26.     Закон Тюменской области «Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области» // Тюменские известия. — № № 280–281. — 2004.

27.     Игнатова В. А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: автореферат дисс.... докт. пед. наук / В. А. Игнатова. — Тюмень, 1999. — 52 с.

28.     Игнатова В. А. Основы экологической культуры. Концепция, программа и методические рекомендации / В. А. Игнатова. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998. — 68 с.

29.     Игнатова В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика /В. А. Игнатова. — Тюмень: Издательство ТюмГУ, 1998. — 195с.

30.     Игнатова В. А. Если хочешь быть здоров / В. А. Игнатова, Н. Я. Прокопьев. — Тюмень: Издательско-полиграфический центр «Экспресс», 2005. — 200 с.

31.     Казначеев В. П. Основания формирования программы общей и частной валеологии / В. П. Казначеев. // Валеология. — 1996. — № 4. — С. 75–82.

32.     Касаткин В. Н. Некоторые аспекты преподавания курса «Валеология» / В. Н. Касаткин, Е. Г. Штефан, С. М. Чечельницкая. // Школа здоровья. — 1998. — № 3–4. — Том 5. — С. 8–19.

33.     Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии /В. И. Ковалько. — М.: ВАКО, 2002. — 296 с.

34.     Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения /В. В. Колбанов. — СПб., 1996. — 105 с.

35.     Краткая медицинская энциклопедия / Под ред. Б. В. Петрова. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1989. — Т. 1. — 624 с.

36.     Куликов В. П. Потребность в двигательной активности /В. П. Куликов, В. И Киселев. — Новосибирск: Наука, 1998. — 150 с.

37.     Кучма В. Р. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков / В. Р. Кучма, Н. К. Барсукова, П. И. Храмцов. // Вестник образования России. — 2004. — № 18. — С. 34–43.

38.     Кучма В. Р. Физиолого-гигиенические основы здоровьесберегающего воспитания и обучения детей в процессе модернизации школы / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, М. И. Степанова, Л. М. Текишева. // Школа здоровья. — 2004. — № 4. — С. 11–16.

39.     Кушнина Е. Г. Педагогические условия эколого-валеологического образования в дошкольном образовательном учреждении: автореферат дис.... канд. пед. наук /Е. Г. Кушнина: — Ектеринбург, 2002. — 23 с.

40.     Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. — М.: Знание, 1980. — 96 с.

41.     Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. — 186 с.

42.     Лисицын Ю. П. Здоровый образ жизни ребенка / Ю. П. Лисицын, И. В. Полунина. — М., 1984. — 192 с.

43.     Малярчук Н. Н. Представления педагогов об индивидуальном здоровье и здоровом образе жизни. Образование и здоровье / Н. Н. Малярчук. //Сб. науч. статей. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. — С. 39–44.

44.     Мартемьянова Г. В. Педагогическое сопровождение как условие развития самостоятельности у младших школьников в процессе обучения естествознанию /Г. В. Мартемьянова: автореферат дисс.... канд. пед. наук: — Екатеринбург, 2006. — 22 с.

45.     Мотылянская Р. Е. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе / Р. Е. Мотылянская, Л. А. Ерусалимский. — М., 1986. — 250 с.

46.     Полетаева Н. М. Валеологические воспитание школьников: теория и практика / Н. М. Полетаева. // Образование и общество. — 2004. — № 4. — С. 76–81.

47.     Селиванов Ф. А. Философия здоровья / Ф. А. Селиванов, В. М. Чимаров. — Тюмень: Изд-во Вектор Бук, 1998. — 132 с.

48.     Сердюковская Г. Н. Гигиена детей и подростков /Г. Н. Сердюковская, А. Г. Сухарев. — М.: Медицина, 1986. — 240 с.

49.     Симонов П. В. Мотивированный мозг / П. В. Симонов. — М.: Наука, 1987. — 237 с.

50.     Симонов П. В. Как уберечь школу от внедрения псевдоноваций / П. В. Симонов, Е. Г. Черненко. // Начальная школа. — 2002. — № 8. С. 56–64.

51.     Симонова Л. П. Загадки как средство экологического образования / Л. П. Симонова. //Начальная школа. — 2003. — № 12. — С. 38–40.

52.     Сиротюк А. Л. Природосообразность обучения: дифференцированный или холистический подходы? / А. Л. Сиротюк. // Народное образование. — 2005. — № 1. — С. 117–123.

53.     Сиротюк А. Л. О природосообразном обучении / А. Л. Сиротюк. //Школьные технологии. — 2004. — № 3. — С. 32–42.

54.     Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь / И. И. Соковня-Семенова. — М.: Академия, 2000. — 208с.

55.     Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. — М.: АРКТИ, 2005. — 320 с.

56.     Татарникова, Л. Г. Педагогическая Валеология: Генезис. Тенденции развития /Л. Г. Татарникова. — СПб: Петорк, 1997.

57.     Толкачев Б. С. Физкультурный заслон ОРЗ /Б. С. Толкачев. — М.: Физкультура и спорт. — 1992. — 175 с.

58.     Трещева О. Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания /О. Л. Трещева: автореферат дис.... докт. пед. наук — Омск, 2003. — 50 с.

59.     Тюмасева З. И. Невалеологические проблемы валеологии /З. И. Тюмасева. //Народное образование. — 2004. — № 7. — С. 73–79.

60.     Тюмасева З. И. Валеология и образование: проблемы и решения // З. И. Тюмасева. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. — 285 с.

61.     Чумаков Б. Н. Валеология: Избранные лекции / Б. Н. Чумаков. — М., 1997. — 220 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов