Автор: Самойлова Елена Афанасьевна

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (1) апрель 2015 г.

Библиографическое описание:

Самойлова Е. А. Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО // Школьная педагогика. — 2015. — №1. — С. 34-38.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача нового образовательного стандарта, который призван реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Методическим основанием реализации ФГОС выступает грамотное сочетание и использование образовательных технологий, позволяющих удовлетворять все образовательные потребности обучающихся. Среди всего многообразия реализуемых технологий до сегодняшнего дня не существует какой-либо одной универсальной, поэтому необходим их отбор согласовывать с методологическими основаниями той образовательной системы, которая выбрана в рамках конкретного подхода реализации ФГОС в конкретной образовательной организации.

В МАОУ НГО «СОШ № 4» в основе основной образовательной программы лежит образовательная система «Школа 2100», в которой основные акценты расставлены в отношении следующих образовательных технологий:

−          технология проблемного обучения;

−          технология продуктивного чтения;

−          технология оценивания учебных результатов;

−          технология проектной деятельности;

−          технология преемственности.

Среди реализуемых технологий с целью формирования познавательных универсальных учебных действий (УУД) приоритетной нами видится технология проблемного обучения.

Идея проблемного обучения широко разрабатывается с 60-х гг. ХХ века. Большое значение по теории проблемного обучения имели работы отечественных психологов, развивших положения о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий.

Различные направления исследований в области проблемного обучения способствовали тому, что авторы по-разному определяют сущность проблемного обучения. Так, проблемное обучение понимается как совокупность определенных действий (В. Оконь), участие обучающихся в решении учебных проблем (И. Лернер), решение проблемных задач (Т. В. Кудрявцева), тип развивающего обучения (М. И. Махмутов) и др.

Мы принимаем позицию Е. Л. Мельниковой в том, что технология проблемного обучения — это технология открытия знаний. Суть проблемного обучения — «творческое усвоение знаний». Содержательным аспектом проблемного обучения выступает диалог — побуждающий диалог, подводящий диалог.

Проблемно-диалогическая технология — это технология обучения, которая обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем с помощью побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся.

Основные достоинства проблемного обучения заключаются в том, что:

−          во-первых, проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся. Новое применение знаний ищется и находится самим учеником;

−          во-вторых, цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его в системе умственных действий;

−          в-третьих, мне кажется, что учащиеся способны и к активной интеллектуальной деятельности, и мыслить логично, и работать самостоятельно, и устанавливать причинно-следственные связи, и проверять полученные результаты на практике;

−          в-четвертых, технология проблемного обучения позволяет развивать, творческие способности учащихся.

−          в-пятых, проблемное обучение способствует успешной социализации учащихся путем создания и решения проблемных ситуаций. Если ученик способен найти ответ на проблемной вопрос в учебной деятельности, то он способен разрешить и любую другую, социальную или жизненную проблему.

Результатом обучения с помощью технологии проблемного обучения является развитие универсальных учебных действий:

−          личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;

−          регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;

−          познавательные универсальные действия: общеучебные универсальные действия (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование);

−          коммуникативные: действия планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

При реализации технологии проблемного обучения необходимо учитывать методический компонент организации образовательного процесса в условиях начального общего образования. Проблемное обучение позволяет реализовывать разнообразные типы уроков. Типология уроков представлена в Таблице 1.

Таблица 1

Типология уроков с использованием технологии проблемного обучения

Тип урока

Цель урока

Применяемые методические приемы

1.

Урок введения нового знания

Формирование новых понятий.

Проблемно-диалогическое введения нового знания через противоречия.

2.

Урок применения знаний

Выработать умения применять полученные знания в приобретении опыта творческой деятельности.

Моделирование ситуаций, решение проблемных задач через дифференциацию.

3.

Урок обобщающего повторения и систематизации знаний

Организовать обобщение базового содержания темы на уровне применения знаний, оперативных действий.

Составление таблиц и схем, сопоставление явлений.

4.

Урок проверки знаний и умений

Осуществить контроль умения применять знания к решению практических образовательных задач.

Выполнение тестовых заданий, контрольная работа, защита мини-проектов.

 

В качестве конструкта урока нами используется общая схема организации урока введения нового знания, состоящая из 9 этапов: организационный момент, актуализация знаний, возникновение проблемной ситуации, постановка проблемы (целеполагание), поиск решения, выражение решения, применение знаний на практике, самостоятельная работа итог урока. Общая схема конструкта урока представлена в Таблице 2.

Таблица 2

Общая схема урока

№ этапа

Название этапа

Цель

Формируемые УУД

I

Организационный момент

Включение обучающихся в деятельность на лично-значимом уровне

Личностные: самоопределение

На каждом этапе урока формируются коммуникативные действия: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества

II

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для изучения нового материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

Познавательные (логические): анализ, синтез, сравнение, обобщение

III

Возникновение проблемной ситуации

Создать проблемную ситуацию на основе противоречий

Познавательные (общеучебные): умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации

IV

Постановка проблемы (целеполагание)

Обсуждение «затруднений», проговаривание цели урока в виде вопроса на который предстоит ответить

Регулятивные: целеполагание, планирование

V

Поиск решения

Выдвинуть гипотезы. Построить выход из затруднения. Проверить гипотезу

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Познавательные (логические)

VI

Выражение решения

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

Общеучебные: моделирование

VII

Применение знаний на практике

Закрепить полученные знания в упражнениях, в которых новое знание используется вместе с ранее изученным

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Регулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка

VIII

Самостоятельная работа

Каждый обучающийся для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

Регулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка

IX

Итог урока

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Общеучебные: рефлексия.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

 

Методическое обоснование и систематическое использование основных идей проблемного обучения позволяют сформировать познавательные УУД и достичь значительных позитивных сдвигов.

Для оценки результативности технологии проблемного обучения нами были определены УУД, которые в полной мере отражают целесообразность в условиях НОО. Среди обозначенного перечня нами были взяты для анализа познавательные УУД.

Основными индикаторами познавательных УУД выступают:

1.    Осознание возможности извлекать информацию из дополнительных источников (понимать, что дополнительная информация нужна, предполагать, какая именно).

2.    Отбирать источники информации для решения учебных задач (из предложенных учителем, самостоятельно).

3.    Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных словарях, энциклопедиях.

4.    Наблюдать, обобщать, делать выводы.

5.    Группировать предметы по нескольким основаниям.

6.    Сравнивать предметы по нескольким основаниям

7.    Находить закономерность по двум и более признакам.

8.    Определять истинные и ложные выказывания с помощью учителя или самостоятельно.

9.    Составлять выступление в форме небольшого текста, ответов на вопросы, таблицы, схемы.

Каждый индикатор нами оценивался по трем уровням проявления:

−          повышенный (в заданиях повышенного (программного) уровня успешно выполнено 61–100 % действий, или решена новая, совершенно незнакомая задача

−          необходимый (в заданиях необходимого (базового) уровня успешно выполнено 61–100 % действий или известная задача решена полностью самостоятельно;

−          не достиг необходимый уровень (в заданиях необходимого (базового) уровня успешно выполнено 50–60 % действий или известная задача решена с ошибками или с чьей — то помощью, или не решена вообще.)

Сводные результаты оценки сформированности познавательных УУД представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Уровни сформированности познавательных УУД младших школьников

Индикаторы

Уровень

Период

1 класс

2 класс

Осознание возможности извлекать информацию из дополнительных источников (понимать, что дополнительная информация нужна, предполагать, какая именно)

повышенный

24

28

необходимый

72

68

не достиг необходимый уровень

4

4

Отбирать источники информации для решения учебных задач (из предложенных учителем, самостоятельно)

повышенный

20

28

необходимый

52

68

не достиг необходимый уровень

28

4

Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных словарях, энциклопедиях

повышенный

28

28

необходимый

64

68

не достиг необходимый уровень

8

4

Наблюдать, обобщать, делать выводы

повышенный

24

28

необходимый

60

64

не достиг необходимый уровень

16

8

Группировать предметы по нескольким основаниям

повышенный

16

28

необходимый

64

64

не достиг необходимый уровень

20

8

Сравнивать предметы по нескольким основаниям

повышенный

32

28

необходимый

60

72

не достиг необходимый уровень

8

0

Находить закономерность по двум и более признакам

повышенный

28

32

необходимый

72

68

не достиг необходимый уровень

0

0

Определять истинные и ложные выказывания с помощью учителя или самостоятельно

повышенный

20

32

необходимый

52

68

не достиг необходимый уровень

28

0

Составлять выступление в форме небольшого текста, ответов на вопросы, таблицы, схемы

повышенный

28

28

необходимый

60

68

не достиг необходимый уровень

12

4

Среднее (М)

повышенный

24

24

необходимый

48

68

не достиг необходимый уровень

28

8

 

Анализируя полученные результаты можно свидетельствовать, что:

−          осознание — имеет положительную динамику;

−          умение работать с источниками информации — доля обучающихся увеличивается на каждом уровне;

−          умение находить необходимую информацию — процент обучающихся, не достигших необходимого уровня сокращается до 4 %, за счет повышения необходимого уровня, показательно и то, что повышенный уровень не изменился, значит, работа над формированием познавательных УУД ведется правильно;

−          наблюдать, обобщать и делать выводы — увеличиваются все три уровня у обучающихся;

−          группировать предметы по нескольким основаниям — тоже в каждом уровне происходит рост;

−          сравнивать предметы по нескольким основаниям — все ученики достигли необходимого уровня уже во 2 классе 1 полугодия, а некоторые ученики перешли на повышенный уровень;

−          умение находить закономерность — результат также положительный, несколько учеников перешли на повышенный уровень;

−          определять истинные и ложные высказывания умеют 100 % обучающихся, 32 % достигли повышенного уровня;

−          составлять выступление в форме небольшого текста, ответов на вопросы, таблицы, схемы могут не все, мы видим, что еще небольшой % обучающихся не достигли необходимого уровня, но в целом тенденция положительная.

Теперь посмотрим на средний % результатов формирования познавательных УУД, видим, что доля обучающихся на необходимом уровне увеличилась за счет уменьшения обучающихся не достигших необходимого уровня, на повышенном осталась прежней.

Согласно полученным результатам и их анализу возможна дальнейшая коррекция, которая может быть реализована в двух ракурсах:

−          в совместной деятельности учителя и обучающихся (на основе сформированного уровня реализуется совместное целеполагание по развитию познавательных УУД при помощи школьного дневника «Школы 2100»);

−          коррекция методического компонента при подготовке к уроку учителем (в отборе содержательного компонента конкретного урока в зависимости от сформированного уровня познавательных УУД обучающихся).

Анализируя совокупные результаты проделанной работы становится возможным свидетельствовать, что проблемное обучение — такой процесс обучения, при котором каждый ученик не просто усвоит поток информации, полученный от учителя, а научится самостоятельно учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.

Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность. Чтобы знания становились инструментами, ученик должен с ними работать, то есть применять, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача учителя — создать для этого все условия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов