Библиографическое описание:

Бежанова Н. Л., Беляева С. А. К вопросу этапности внедрения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников // Школьная педагогика. — 2016. — №1. — С. 50-53.



 

В статье рассматриваются этапы внедрения технологии «Метод проектов», а также описываются проекты, направленные на развитие читательской самостоятельностимладших школьников.

Ключевые слова: этапы читательской самостоятельности, технология «Метод проектов», уровень самостоятельности.

 

В Федеральном государственном стандарте второго поколения начального общего образования отмечается, что основная цель школы — развитие образованной, культурной личности [8]. Один из путей достижения этой цели — введение учащихся в культуру посредством приобщению к самостоятельному чтению и миру книг. Многие научные исследования доказывают непосредственную зависимость успешного развития личности с наличием у нее читательской самостоятельности; подчеркивают, что читательская культура и читательская самостоятельность — основа личностного, познавательного, эстетического и духовного развития личности.

Читательскую самостоятельность рассматривали в своих трудах следующие ученые: Р.Н.Бунеев, О.Ю. Богданова, О.В. Джежелей, А.П. Коваль, М.В. Качурин, П.И.Леонова, Е.И. Мороз, Т.С. Пиче-оол, Т.Г.Рамзаева, Н.Н. Светловская, О.В. Чиндилова, а также психологи, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Н.И.Жинкин, И.П. Подласый, И.И.Тихомирова, и другие. Под читательской самостоятельностью Н.Н. Светловская понимает «личностное свойство школьника, которое характеризуется наличием у читателя комплекса значимых для него мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих возможность с наименьшей затратой времени и сил реализовать свои побуждения сообразно общественной и личной необходимости» [5, с. 13].О.Ю. Богданова выделяет три этапа формирования читательской самостоятельности в начальной школе: подготовительный этап (первый класс); начальный этап (второй класс); основной этап (третий и четвёртый классы) [1]. Основной этап, как считает Л.Ф.Климанова, — это формирование умений подбирать и читать книги без помощи учителя, развитие читательских интересов и наклонностей, формирование умений думать над книгой, формирование культуры чтения, развитие литературного кругозора, индивидуальных литературных вкусов и предпочтений [3]. На основном этапе развития читательской самостоятельности Н.Н. Светловская рекомендует организовать уроки внеклассного чтения на основе объединения в небольшие (по 4 — 5 человек) группы по читательским интересам в целях обмена мнениями о текущей домашней работе [6]. Именно технология «Метод проектов», как отмечает Н.Л. Бежанова, помогает объединить детей в группы для разработки какого-либо актуального и значимого вопроса [2].

Следуя трактовке М.В. Кларина, педагогическую технологию следует понимать как систему, имеющую определенную последовательность работы всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для результативности обучения [7]. По мнению Н.Ю. Пахомовой, «Метод проекта — это технология, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики» [4, c. 30].

Однако, несмотря на наличие научных теоретических и практических разработок, направленных на развитие читательской самостоятельности младших школьников, их анализ свидетельствует о недостаточном использовании возможностей технологии «Метод проектов» и определенности этапов внедрения данной технологии для развития читательской самостоятельности младших школьников.

Цель статьи — рассмотреть этапы внедрения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников.

Младшие школьники приобретают навыки участия и организации проектов не единовременно, а постепенно, подчиняясь наиболее общим принципам развития и проходя определенные этапы, поэтому, выполняют проекты с различной степенью участия в них взрослого (т. е. проекты с различным уровнем самостоятельности). Открывая для себя необходимые приемы работы над проектом, учащийся развивает свою самостоятельность, в том числе, читательскую.

Рассмотрим характеристику этапов внедрения технологии «Метод проектов» в зависимости от уровня самостоятельности младшего школьника. М.К. Хуснетдинова выделяет следующие этапы внедрения «Метода проектов» в зависимости то степени участия в них взрослого: уровень (этап) полного контроля,усиленного контроля,ослабленного контроля,присутствия,самостоятельного выполнения [9]. Данные уровни самостоятельности позволили определить этапы внедрения технологии «Метод проектов» в процесс развития читательской самостоятельности младших школьников.

Уровень полного контроля. М.К. Хуснетдинова отмечает, что проектыуровня полного контроля подразумевают выполнение учащимися всех этапов задания за учителем, презентация проводится по заранее составленному и заученному плану, рефлексия организуется как совместная проработка по вопросам. После проекта отрабатываются последующие пути развития темы, и проводится работа над ошибками [9]. Г.И. Щукина в своем исследовании называет его «репродуктивно-подражательный уровень», на котором происходит подражание образцам, усвоение и воспроизведение своими словами учебного материала [10]. Н.П. Тарасовой выделяется «уровень репродуктивных действий», который характеризуется репродуктивными действиями, когда цель, а также способы ее достижения и контроля задаются извне. Таким образом, основной целью на данном этапе будет формирование у младших школьников умения поставить цель, удерживать ее в процессе деятельности, выбирать лучшую идею для воплощения [8].

В процессе работы с детьми мыреализовали проект «Самые умные книги». Задачами проекта «Самые умные книги» является развитие умений: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски); сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников; составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Содержание проекта:подготовка сообщения «Что такое словарь», «Энциклопедия», «Какие бывают словари и энциклопедии»; оформление книжной выставки «Книги, которые знают все»; мастер-класс «Как найти информацию в словаре или энциклопедии»; презентация заинтересовавшей статьи; составление текста для энциклопедического словаря; оформление читательского дневника.

Уровень усиленного контроля. Данный этап Н.П. Тарасовой определен как «этап самостоятельного целеобразования», на котором школьники еще не обладают необходимыми умениями организации проекта, однако уже осознают их отсутствие у себя, стремятся поставить цель своей деятельности [7]. На этом этапе, по мнению М.К. Хуснетдиновой, происходит постепенная передача младшему школьнику инициативы в выполнении задания под усиленным (пошаговым) контролем учителя [9]. Нами был реализован проект «Мама, папа, я — читающая семья». Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач проекта: приобщать родителей к воспитанию грамотного читателя; обучать учащихся планировать работу и контролировать выполнение действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе на внутреннем плане. Содержание проекта предполагает проведение конкурса семейной рукописной книги, выставки каталожных карточек по прочитанным произведениям, составление выставки «Наши любимые книги», презентации выбранных семейных книг, оформление читательского дневника.

Уровень ослабленного контроляГ.И. Щукина называет «поисково-исполнительским этап», на котором школьники получают знания из различных источников, производят оценку их с точки зрения своего опыта; приобретают необходимые умения самостоятельности, но еще не осознают их наличие у себя [10]. Н.П. Тарасова отмечает, что на данном этапе ученики могут самостоятельно осуществлять процесс постановки целей проектной деятельности, а также планировать отдельные этапы своей работы [7]. М.К. Хуснетдиновой отмечается, что выполнение заданий учащимися происходит под ослабленным контролем учителя — тема выбирается из нескольких предложенных, этапы планирования проекта необходимо не только поставить в нужный порядок, но и дописать недостающие; презентация составляется самостоятельно по плану; рефлексия проводится как совместная проработка по вопросам [9]. К концу данного этапа у младших школьников должно сформироваться умение распределять роли и адекватно воспринимать предложения и оценку других людей. Для достижения поставленной цели мы реализовали проект «Поэты о зиме», задачами которого выступили: формирование умения составлять рекомендательный список, подбирать сборники стихов к выставке книг,распределять роли и осуществлять контроль над ходом выполнения объема работ; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Содержание проектной деятельности учащихся: составление книжной выставки «В мире поэзии»; рекомендательного списка «Поэты России»; оформление читательского дневника; конкурс «Лучший чтец»; конкурс иллюстраций к стихотворению; создание своего текста (в прозе или стихах) о зиме.

Уровень присутствия. М.К. Хуснетдинова указывает, что на данном этапе происходит самостоятельное выполнение задания в присутствии учителя, который вмешивается в случае крайней необходимости, тема выбирается учащимися самостоятельно, составляется план работы [9]. По мнению Н.П. Тарасовой, ученики обладают необходимыми умениями самостоятельности в организации проекта, осознают их наличие у себя, однако у них еще не сформирован навык проектной деятельности [7]. На данном этапе мы осуществили проект «Великий баснописец — Иван Андреевич Крылов» с целью развития умения работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное художественное произведение; развития умения составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание. При выполнении данного проекта младшие школьники выполнили следующие задания: познакомились с биографией И. А. Крылова, подобрали иллюстративный материал, провели конкурс чтецов басен Крылова, составили альбом «Крылатые выражения из басен Крылова», разгадали кроссворд по басням И. А. Крылова, инсценизировали басни в группах, создали критический отзыв о качестве своего выступления и предложениях об его улучшении.

Уровень самостоятельного выполнения. Г.И. Щукина выделяет «этап творческой самостоятельности», на котором ученики проявляют критическое отношение к знаниям, умениям и навыкам, а также продуктивный характер мышления и деятельности [10]. Н.П.Тарасова считает возможным выделение «этапа самостоятельного осуществления целеобразования, планирования, контроля и оценки» [7]. На данном этапе, как отмечает Н.П. Тарасова, наблюдается самостоятельное формирование мыслительных действий — целеобразующих, планирующих и контрольно-оценочных. М.К. Хуснетдинова подразумевает, что этап самостоятельности характеризует полная передача выполнения задания учащемуся с итоговым контролем [9]. На этапе, который организуется с целью развития навыков рефлексии и организационных умений, младшим школьникам предлагалось выполнить проект «Писатели о подвигах и доблести». Задачи проекта: учить составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой;развивать навыки самооценки, рефлексии получают свою конкретную реализацию в его содержании: составление рассказов о родной стране, передавая свои чувства, своё отношение к Родине, используя прочитанные произведения; оформление книжной выставки «Писатели о героях и доблести», плаката; конкурс на лучший отзыв о прочитанном произведении; презентация прочитанной книги; создание небольшого текста на тему «Мои проекты по чтению»; конкурс на лучший читательский дневник.

Таким образом, внедрение технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников имеет определённые этапы, которые определены с учетом постепенного уменьшения степени участия учителя и повышение уровня самостоятельности в деятельности младших школьников, происходит формирование проектных действий — целеобразующих, планирующих и контрольно-оценочных, в результате чего постепенно повышается творческий характер участия в проекте. На каждом этапе, имеющем определенную цель, предполагается выполнение проектов с заданным содержанием.

Дальнейшее направление нашей работы мы видим в оценке результативности внедрения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников.

 

Литература:

 

  1.                Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы / О. Ю. Богданова, С. А. Леонова, В.Ф.Чертова. — М.: Академия, 2002. — 400 с.
  2.                Бежанова Н.Л. Педагогические технологии изучения русского языка в начальной школе: учебно-методическое пособие / Наталия Леонидовна Бежанова. — Севастополь: Рибэст, 2013. — 140 с.
  3.                Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения / Л. Ф. Климанова. — М.: Просвещение, 2004. — 64 с.
  4.                Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности /Н.Ю. Пахомова// Учитель. — 2000. — № 4. — С. 25-29.
  5.                Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя/ Н. Н.Светловская // Начальная школа. — 2003. — № 1. — С.11-18.
  6.                Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  7.                Тарасова Н.П. Уровни развития самостоятельности мышления младшего школьника: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1988. — 27 с.
  8.                Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект / РАО, руков. проекта: Н.Д. Никандров, А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов. — М.: Просвещение, 2008. — (Стандарты второго поколения).
  9.                Хуснетдинова М.К. Развитие самостоятельности младшего школьника на основе метода проектов: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Хуснетдинова Мария Константиновна. — М., 2009. — 243 с.
  10.            Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном» процессе: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 143 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов