Программа «Школьное лесничество». Экологическое воспитание школьников | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (4) январь 2016 г.

Дата публикации: 15.01.2016

Статья просмотрена: 390 раз

Библиографическое описание:

Свиязов, С. В. Программа «Школьное лесничество». Экологическое воспитание школьников / С. В. Свиязов. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/19/567/ (дата обращения: 18.04.2024).



 

В настоящее время в соответствии с национальным проектом “Образование” экологическое воспитание школьников становится одним из наиболее перспективных направлений. При школах организуются детские и подростковые экологические объединения. Они различаются по форме, методам, приемам и стилю работы, однако задачи у них одни: привить учащимся любовь к родному краю, научить их бережно относиться к природе, расширить знания в области биологии, экологии и других естественных наук, сформировать трудовые умения и навыки.

Программа «Школьное лесничество» Муниципального Автономного Общеобразовательного Учреждения «Захарьинская ООШ».

  1.                Информационная карта
    1.          Программа “Школьное лесничество”.
    2.          Основные цели: экологическое образование, трудовое воспитание, профессиональная ориентация лесохозяйственного профиля и охраны природы.
    3.          Авторы программы: Бунин А. М. –участковый лесничий Мясноборского лесничества, Свиязов С. В.- учитель биологии и географии МАОУ «Захарьинской ООШ».
    4.          Адрес: Новгородская обл., Новгородский район, д.Захарьино, ул.Рахманинова, д.6
    5.          Структура программы:

                         — теоретическая часть — 150 ч;

                         — практическая часть — 80 ч;

                         — исследовательская часть — 32 ч.

    6.             Практическая часть осуществляется в условиях летнего экологического лагеря с июня по август, а также осенью и зимой по выходным дням.
    7.             “Зеленая лаборатория” школьного лесничества — обустройство пришкольного участка(территории). Озеленение школьного двора(посадка сосен, ёлочек).
    8.             Условия реализации: программа рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач и уровня активности, заинтересованности и включения в нее учащихся. Изучение программы предусматривает теоретическую, практическую, научноисследовательскую, опытническую и пропагандистскую деятельность. Курс могут вести учителя географии, биологии, экологии, которые проявляют интерес к сфере экологического образования и воспитания. Программу можно вводить во 2–9 классах.
  1.                Цели и задачи программы

Цели: воспитать чувство единства с природой, привить любовь к родному краю, научить бережному отношению к “зеленому другу”.

Задачи:

                   — укрепление и расширение знаний об основах охраны природы, особо охраняемых территориях, развитие навыков практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, сбор лекарственного сырья, умение вести наблюдения, описания леса;

                   — осмысление связи между деятельностью человека и природой, выработка собственного нравственного отношения к окружающему миру, стремление улучшить его.

  1.                Отличительные особенности программы:

Разработанная программа школьного лесничества учитывает национально-региональный компонент. Школьники, изучая природу и экологию родного края, приобретают знания о природно-культовом комплексе Новгородского края.

По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края — экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно-исследовательских работ.

  1.                Тип и вид программы
    1.          Возрастной контингент обучающихся — 7–15 лет.
    2.          Статус — объединение.
    3.          Вид программы — межпредметная, ориентационная, активная (призывает вооружить учащихся определенными умениями, деятельностными навыками по экологическому образованию).
    4.          Состав группы –сменный.
    5.          Срок реализации программы — 3 года
  2.                Формы и режим занятий

Формы занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Предполагаются сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских проектов, а также включение в учебную деятельность экскурсии в Новгу на лесохозяйственный факультет, работа на экологических тропах, полевые экспедиции. Режим занятий — 2 часа в неделю.

  1.                Ожидаемые результаты

Программа нацелена на следующие результаты:

                   — развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей — ценностносмысловых, учебнопознавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности;

                   — профессиональную ориентацию лесотехнического направления;

                   — ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;

                   — привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;

                   — получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу;

                   — практические навыки по выращиванию саженцев сосны, березы, тополя и уходу за ними;

                   — умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет, благоустройство территории школы, изготовление кормушек, скворечников;

                   — умение вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов, паломников: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса;

                   — участие в экологических акциях; научнопрактических конференциях школьников;

                   — воспитание юных хозяев леса — будущих кадров “зеленого цеха”;

  1.                Подведение итогов реализации программы

Предусматриваются следующие формы:

                   — выставки;

                   — научно-практические конференции “Шаг в будущее”;

                   — школа тьюторов: выступления с докладами;

                   — пресс-конференции “Войди в лес с другом”;

                   — круглый стол с учеными НовГУ по экологии и криологии;

                   — конкурс плакатов по противопожарной безопасности и их защита;

                   — экологическая спартакиада;

                   — конкурсы, соревнования, праздники и т. д.;

                   — научно-исследовательская работа учащихся;

  1.                Содержание программы
    1.          Основы лесоведения и лесоводства — 150 ч:

                   — Мой Новгородский край. Легенды и рассказы старожилов.

                   — История создания лесокультур.

                   — Природнокультовые объекты леса.

                   — Лес — наше богатство.

                   — Основы лесоведения и лесоводства.

                   — Изучение леса в селе Захарьино.

                   — Лесной биоценоз, его охрана.

                   — Лесная подстилка — “одеяло почвы”.

                   — Дары нашего леса.

                   — Мелодии леса — птицы.

                   — Звериными тропами наших лесов.

                   — Парад лесных ягод.

                   — Грибное лукошко.

                   — Лесная аптечка.

                   — Лес и здоровье человека.

                   — Роль леса. Биосферное значение леса.

                   — Культура общения с природой.

                   — Традиции русского народа по охране леса.

                   — Народные промыслы нашего края.

                   — По лесным экологическим тропам.

                   — Мой любимый уголок леса.

                   — Писатели и поэты о красоте родного лесе.

                   — Рубка леса. Очистка мест рубки.

                   — Посади свое дерево.

                   — Полезные насекомые леса.

                   — Подведение итогов работы.

8.2.           — Исследовательская и практическая работа — 32 ч:

                   — геоботаническое описание лесного массива;

                   — флора и флористические исследования, изучение особенностей флоры на данном участке;

                   — фитоценоз. Количественные и качественные отношения между растениями;

                   — ярусы и ярусное расчленение фитоценоза;

                   — фенологическое состояние растений;

                   — фитопатологическое обследование леса на закрепленном участке леса;

                   — учет естественного возобновления под пологом леса и на вырубках закрепленного участка;

                   — наблюдения за хвоелистогрызущими насекомыми;

8.3.           — Опыты в школьном лесничестве — 80 ч:

                   — правила очистки лесов и лесных насаждений;

                   — подготовка черенков красной и черной смородины к посадке;

                   — размножение красной и черной смородины черенками и уход за ними;

                   — размножение шиповника и малины сахалинской корневыми отпрысками в лесу и определение лучших сроков посадки;

                   — определение грунтовой всхожести семян сосны в зависимости от срока посева. Организация подкормки птиц и зверей в зимнее время;

                   — наблюдение за поведением и образом жизни полезных и вредных птиц;

                   — создание кабинета лесничества;

                   — создание зеленой зоны вокруг школы.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, лес, школьное лесничество, экологическое образование, Лесной биоценоз, практическая работа, Практическая часть, противопожарная безопасность, профессиональная ориентация, черная смородина.

Похожие статьи

Оценка влияния лесных и экологических проектов на...

родной край, лес, школьное лесничество, экологическое образование, Лесной биоценоз, Практическая часть, практическая работа, противопожарная безопасность, профессиональная ориентация, черная смородина.

Формирование экологической компетенции обучающихся...

школьное лесничество, экологическая компетенция, практическая деятельность, окружающая среда, экологическое образование, неосознанная некомпетентность, природоохранная деятельность...

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже

Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера.

Лесной пожар и его влияние на лес | Статья в журнале...

Являлась экологическим фактором, лесные пожары имели место на нашей планете задолго до

Для практической деятельности очень важно знать непосредственно после пожара, какая доля

Леса данного лесничества интенсивно эксплуатируются в течение последних 65 лет.

Анализ лесокультурного производства Уральского...

Все работы УУОЛ ведутся в соответствии с проектом освоения лесов.

Из рис.1 видно, что большую часть территории занимают сосняк ягодниковый (48,2 %), относительно одинаковую

Журнал лесных культур Северского участкового лесничества Билимбаевского лесничества.

Анализ роста и развития лесных культур лиственницы...

Бесконтрольная вырубка лесов влияет на климатические, экологические и

Леса данного лесничества интенсивно эксплуатируются в течение последних 65 лет.

Особенно негативным является то, что горят по большей части молодняки хвойных пород и лесные культуры.

Формирование экологического воспитания у обучающихся...

...природоохранной деятельности (школьные лесничества, садоводство, работа в охотничьих хозяйствах и др.), работа

Декабрь. 5,6. В лесу родилась ёлочка… О выборе искусственных и натуральных деревьев.

– Виды экологических катастроф и наша безопасность.

Экологическое воспитание как средство социализации младших...

Я стараюсь проводить уроки интересно, используя межпредметные связи, практические опыты, творческие работы детей, экологические экскурсии, даю задания, ставящие ребёнка в положение исследователя

Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?»

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся...

Одним из элементов экологической культуры является экологическое отношение к миру природы — действенно-практическое, волевое

Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа — это наш родной край, земля...

Похожие статьи

Оценка влияния лесных и экологических проектов на...

родной край, лес, школьное лесничество, экологическое образование, Лесной биоценоз, Практическая часть, практическая работа, противопожарная безопасность, профессиональная ориентация, черная смородина.

Формирование экологической компетенции обучающихся...

школьное лесничество, экологическая компетенция, практическая деятельность, окружающая среда, экологическое образование, неосознанная некомпетентность, природоохранная деятельность...

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже

Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера.

Лесной пожар и его влияние на лес | Статья в журнале...

Являлась экологическим фактором, лесные пожары имели место на нашей планете задолго до

Для практической деятельности очень важно знать непосредственно после пожара, какая доля

Леса данного лесничества интенсивно эксплуатируются в течение последних 65 лет.

Анализ лесокультурного производства Уральского...

Все работы УУОЛ ведутся в соответствии с проектом освоения лесов.

Из рис.1 видно, что большую часть территории занимают сосняк ягодниковый (48,2 %), относительно одинаковую

Журнал лесных культур Северского участкового лесничества Билимбаевского лесничества.

Анализ роста и развития лесных культур лиственницы...

Бесконтрольная вырубка лесов влияет на климатические, экологические и

Леса данного лесничества интенсивно эксплуатируются в течение последних 65 лет.

Особенно негативным является то, что горят по большей части молодняки хвойных пород и лесные культуры.

Формирование экологического воспитания у обучающихся...

...природоохранной деятельности (школьные лесничества, садоводство, работа в охотничьих хозяйствах и др.), работа

Декабрь. 5,6. В лесу родилась ёлочка… О выборе искусственных и натуральных деревьев.

– Виды экологических катастроф и наша безопасность.

Экологическое воспитание как средство социализации младших...

Я стараюсь проводить уроки интересно, используя межпредметные связи, практические опыты, творческие работы детей, экологические экскурсии, даю задания, ставящие ребёнка в положение исследователя

Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?»

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся...

Одним из элементов экологической культуры является экологическое отношение к миру природы — действенно-практическое, волевое

Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа — это наш родной край, земля...

Задать вопрос