Автор: Суханинская Ульяна Ивановна

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (4) январь 2016 г.

Библиографическое описание:

Суханинская У. И. Анализ приемов, способствующих успешному написанию эссе // Школьная педагогика. — 2016. — №1. — С. 57-60.



 

Реалии современного мира предполагают, что успешный человек должен уметь работать с информацией: воспринимать, интерпретировать, отбирать, сжимать и хранить, разворачивать, передавать. Природа наделила человека уникальной способностью говорить, человек же научился передавать информацию невербально (письменно). Все это открывает массу возможностей для взаимодействия.

Современному ученику важно не столько получить готовые знания, которые могут не пригодиться в быстроменяющемся мире, сколько освоить универсальные алгоритмы по добыванию знаний. Деятельность педагогических коллективов Интеллектуальных школ направлена на формирование личности учащегося и выпускника — будущего гражданина страны, проявляющего:

                    активную патриотическую позицию;

                    ответственность, безупречность и честность;

                    трудолюбие и стремление к обучению на протяжении всей жизни;

                    критическое и творческое мышление;

                    уважение к разнообразию культур и мнений, коммуникативность;

                    открытость к новому;

                    высокую деловую и социальную репутацию [1, с. 38].

В связи с этим коммуникативные компетенции выходят на главный план в процессе преподавания русского языка.

Интегрированная образовательная программа (ИОП) [2] предполагает различные виды деятельности по развитию навыка письма. Вершиной же этого навыка мы считаем умение писать эссе. В современной лингвистической науке есть масса классификаций видов эссе. Опираясь на кембриджскую модель преподавания, мы можем говорить о следующих видах эссе: сопоставительное, обосновывающее, причинно-следственное, интерпретирующее (комментирующее), иллюстративное, описательное. О каждом типе эссе стоит сказать отдельно, так как на уроке следует работать над каждым из них в отдельности и далее усложнять, давая эти виды эссе в совокупности.

Сопоставительное эссе предполагает сравнение тем, событий, предметов и даже текстов. Основная задача эссе продемонстрировать умение учащихся выделять общее и различное, преимущества и недостатки (если мы говорим об оценке анализируемых субъектов).

Обосновывающее эссе предполагает умение автора доказывать свою точку зрения по предложенному вопросу или же автору необходимо предложить собственное решение указанной в вопросе проблемы. В данном виде эссе учащимся необходимо демонстрировать различные способы убеждения, воздействия на читателя (опираясь на авторитетные источники, ссылаясь на собственный жизненный опыт, приводя аналогии с явлениями и процессами). Следует избегать эмоциональных высказываний и оценочности. Данное эссе может быть оформлено от 1-го лица и от 3-го. Оформление от 3-го лица позволяет избегать субъективности в суждениях, воспринимается как более аргументированное.

Причинно-следственное эссе направлено на обсуждение причины или же на выявление последствий явления или события, указанного в заглавии. В данном эссе особую роль занимают грамматические конструкции. Часто эссе пишутся в сослагательном наклонении, которое задается самой формулировкой вопроса: «Что произойдет, если …». Также на протяжении обучения данному типу эссе, учителю следует, опираясь на предыдущий опыт учащихся, усложнять задания, требуя разнообразия применяемых конструкций: от употребления подчинительных союзов до синонимических синтаксических конструкций, выражающих причинно-следственную связь.

Интерпретирующее или комментирующее эссе является формой письма по разворачиванию смысла. В качестве задания для такого эссе может служить цитата в 1 или несколько предложений, которую необходимо развернуть. Вначале учащимся следует перефразировать данную цитату, показав свое понимание смысла. Затем автор эссе может либо дать свои комментарий по поводу данного высказывания, либо интерпретировать смыслы, заложенные в высказывании автором. Как правило, в данном виде эссе приветствуются отсылки к личному опыту, к обобщению общественного опыта (кино, литература и др.).

Иллюстративное эссе направлено на пояснения собственного тезиса конкретными примерами и иллюстрациями.

Описательное эссе является творческой работой, так как предполагает передачу чувственного восприятия явления (процесса и др.) по средствам языка. В данном эссе употребляются все изобразительно-выразительные средства способные передать образ того представления о предмете или явлении, которое имеет автор. Задача ученика при помощи глаголов передающих чувственное восприятие передать свойства описываемого явления. Однако следует избегать оценочных суждений: хорошо, плохо, нравится и др. Так как читателю предстоит самому выстроить свое отношение к описываемому. Основную сложность в написании и составляет подбор синонимических замен оценочным словам. Одним из тренировочных упражнений к подготовке данного эссе можно считать задание по описанию предмета человеку, который никогда не видел данного предмета в своей жизни. Например: Опишите иностранцу юрту. Избегая готовых суждений, учащийся не должен говорить, что юрта красива в своем убранстве, его задача более высокого порядка — передать красоту в описании.

Подводя некоторый итог по типам эссе можно сказать, что некоторые из них строятся на аргументации (сопоставительное, обосновывающее, причинно-следственное, интерпретирующее, иллюстративное), поэтому часто используются в совокупности. И данную совокупность можно назвать аргументативным эссе, которое в свою очередь противопоставляется описательному эссе.

Таким образом, на протяжении обучения русскому языку задача учителя развить навык написания данных видов эссе. Сформированность навыка оценивается на внешнем суммативном оценивании по русскому языку. Приведем примеры заданий на внешнем суммативном оценивании по русскому языку.

Проанализируем задания, которые предлагаются в тестовой спецификации по предмету «Русский язык» с русским языком обучения.

Экзаменационная работа 1. Чтение и анализ текстов

Учащиеся выполняют два обязательных задания, которые оцениваются в 25 баллов.

Вопрос 1 содержит два отрывка, объем которых не превышает в общем 700 слов и которые соответствуют пройденным темам. Учащимся необходимо сравнить стиль и язык отрывков.

В вопросе 2 необходимо написать текст объемом 170–200 слов с конкретной целью и для определенной целевой аудитории, при этом используя соответствующую лексику, стиль, в качестве аргументов переработанный материал текстов из 1 вопроса.

Экзаменационная работа 2. Письмо

Учащиеся выполняют одно задание из трех предложенных, которое оценивается в 25 баллов. Необходимо написать письмо, состоящее из 450–600 слов, или два коротких абзаца, связанных по содержанию, каждый из которых содержит 225–300 слов. Учащимся необходимо написать повествовательный или описательный текст. Данный вопрос оценивает способность учащихся образно описывать события, создавая определенные эффекты, например, при передаче настроения или при описании персонажа.

Мы выделили ключевые слова в заданиях, по которым можно сделать вывод, что все вышеупомянутые виды эссе будут прослеживаться в экзаменационных вопросах. Однако на этапе обучения важно научить видеть конкретную задачу в самом вопросе: по вопросу определять, какой вид эссе необходимо будет писать.

Таким образом, мы считаем, что учащемуся необходим определенный алгоритм по предварительной работе над эссе. Мы предлагаем ряд шагов, помогающих вычленить проблему, которую необходимо решить, подобрать языковой материал и структурировать его согласно цели эссе.

Алгоритм написания аргументативного эссе:

  1.                Чтение вопроса. Необходимо выделить глагол, который натолкнет на определения вида эссе или же комбинацию некоторых его типов.

Например:

Задание 1 а. Сравните оба текста и прокомментируйте, в чём их сходство и различие по форме, языку и стилю.

Задание 1 б. Представьте, что вас пригласили сделать доклад на межшкольной научной конференции по теме существования внеземных цивилизаций. Напишите тезисы своего выступления (170–200 слов), основываясь для защиты своей точки зрения на аргументах и фактах из текстов задания 1а.

Таким образом, первый шаг помогает ученику определить цель написания эссе. Словами-помощниками также являются слова определяющие жанр эссе.

  1.                Запись ключевой лексики. Учащимся следует построить лексическое гнездо или парадигму слов, относящихся к теме эссе.

Например:

Задание 1 б. Представьте, что вас пригласили сделать доклад на межшкольной научной конференции по теме существования внеземных цивилизаций. Напишите тезисы своего выступления (170–200 слов), основываясь для защиты своей точки зрения на аргументах и фактах из текстов задания 1а.

Выбираем ключевые слова и строим лексическое поле: в центре которого — синонимы; периферия ближайшая — антонимы; далее ассоциации и аналогии:

«существование»:

                    наличие, реальность чего-либо, проживание, бытие;

                    отсутствие, иллюзорность чего-либо;

                    борьба за существование; жалкое существование; я мыслю, следовательно, я существую.

«внеземные цивилизации»:

                    гипотетические цивилизации, инопланетяне, пришельцы, зеленые человечки, братья по разуму;

                    земляне, жители нашей планеты;

                    вторжение инопланетян, похищения людей, угроза человеческой цивилизации, развитие цивилизации, ступень цивилизации и др.

Таким образом, учащийся прорабатывает лексико-синонимичные замены для будущего текста. Если как в данном примере, текст должен писаться на основе уже существующих, то данная работа проводится и со словами из текста-источника.

  1.                Постановка тезиса (формулирование проблемы) текста. Ученик формулирует свою позицию по данной проблеме. Например: Внеземные цивилизации представляют потенциальную угрозу для человечества.
  2.                Подбор аргументов. Так как задание 1 б. строится с опорой на текст-источник, то здесь важно умение не только лексических замен, но и навык синтаксических замен одних конструкций на синонимичные. Кроме того важен прием сворачивания и разворачивания предложения. Такую практику необходимо вводить на начальном этапе обучения. Упражнения могут быть следующими: сократите абзац до минимума, сохраняя его идею. Или же распространите предложение, используя весь арсенал синтаксических единиц.

Если же в задании не предусмотрена опора на текст-источник, то поиск аргументов занимает больше времени. Учащемуся необходимо структурировать все знания по данной проблеме: личный опыт, культурно-исторический фактор и др. Вопросы, которые помогут найти аргументы: Что я знаю по теме? Предпосылки проблемы и ее последствия? Читал ли я об этом/ смотрел кино? Какие точки зрения существуют? Какая из них ближе мне и почему?

  1.                Структура будущего эссе. После подбора аргументов необходимо продумать их последовательность. Какой из них будет ведущим? Какие факты следует объединить в один аргумент? Чем следует закончить эссе? Эти вопросы помогут выстроить структуру текста и еще раз оценить качество аргументов.
  2.                Написание эссе.

Описательное эссе, как мы уже говорили, противопоставлено аргументативному. Поэтому, мы считаем полезным, выработать отдельные пункты для данного вида эссе. Данные пункты можно назвать отдельными приемами по подготовки к описательному эссе.

Возьмем для примера задание из спецификации: Напишите отрывок описательного характера под названием «Рабочее место». В своём отрывке уделите внимание описанию цвета, звуков и материалов, чтобы помочь читателю лучше представить себе картину этого места. Для начала определимся с понятием рабочее место и подберем к этому гиперониму ряд понятий.

«Рабочее место»: рабочий стол, офис, станок на производстве, цех, студия художника, мастерская, мольберт, стол на кухне, кабина самолета, поле и мн. др.

После определения рабочего места (пространства для описания). Наполняем его, наполнение можно изобразить на листке бумаги, можно представить в мыслях. Наполнение должно быть объемным, трехмерным (цвет, фактура, запах). После того, как составлены предметы для работы, их необходимо описать, указать их значимость

Еще один прием — построение ассоциативного ряда. Данный прием позволяет проводить аналогии для большей наглядности. Например: в два столбика пишутся понятия по лексической теме («Космос», «Мир труда» и др.). Представим это в виде лексем объединенных в лексической теме «Космос».

 

Понятие

Логическая связь между понятием и аналогией

Аналогия

планета

Является домом для …

дом

Земля

Движется в открытом космосе

корабль

 

Таким образом, учащимся предлагаются только понятия и аналогии, задача детей заключается в поиске связей между ними. Со временем учащиеся могут работать лишь с понятием, занимаясь самостоятельным поиском аналогий. Данный прием позволяет детям научиться применять изобразительно выразительные средства в эссе. В частности метафоры.

Интегрированная образовательная программа направлена на формирование целостной личности учащегося, так как, кроме знаниевого компонента, в ней усилен воспитательный компонент. Учащиеся на выходе должны представлять современные процессы и видеть свою роль в глобальных течениях. Это требует от учителя разносторонности и осведомленности о процессах, происходящих в мире, а также четкой гражданской позиции.

Таким образом, подготовка учащихся к написанию эссе — это многоаспектный процесс, требующий готовности от учителя учиться самому.

 

Литература:

 

  1.                Годовой отчет автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» за 2014 год. Электронный доступ: http://www.nis.edu.kz/ru/about/reports/?id=3749
  2.                Стратегия развития автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» до 2020 года. Электронный доступ: http://www.nis.edu.kz/ru/about/str-doc/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов