Автор: Романова Наталья Витальевна

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (4) январь 2016 г.

Библиографическое описание:

Романова Н. В. Использование метода проектов на уроках физической культуры в условиях здоровьеформирующей среды ОУ // Школьная педагогика. — 2016. — №1. — С. 55-57.



 

Двигательная активность людей должна быть озарена мыслью.

П. Ф. Лесгафт

 

ФГОС нового поколения впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья, формирования привычек здорового образа жизни у школьников.

Созданная в гимназии модель здоровьесберегающего обучения («тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда) способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. «Сохраняющая здоровье ребенка среда» опирается на факторы санитарно-гигиенические, психологического комфорта, эмоциональной активности, эмоционального эффекта, двигательной активности и другие критерии, которые влияют на успешность в обучении. «Тренирующая среда гимназии» связана с развитием интеллектуальных и физических способностей ребенка, развитием физических качеств. Она основывается на активной педагогике, в основе которой системно-деятельностный подход, активные формы и методы обучения.

Владея элементами здоровьесберегающих образовательных технологий, учителя физической культуры гимназии используют те из них, которые обеспечивают в конкретной ситуации достижение цели — формирование здоровой, спортивно-ориентированной, адаптированной к жизни в социуме личности, владеющей информацией и физкультурно-спортивными способами деятельности, которые бы позволяли ученику успешно познавать и преобразовывать самого себя.

Для достижения указанной цели в практической деятельности применяют следующие технологии: здоровьесберегающую, игровую, информационно–коммуникационную технологии, интегрированного и разноуровневого обучения, обучение в сотрудничестве, с направленным развитием двигательных способностей, систему инновационной оценки «Портфолио», компетентностный подход, метод проектов.

Метод проектов является одним из новых направлений в совершенствовании физического воспитания школьников.

Проектная деятельность позволяет реализовать требования к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС второго поколения, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений.

Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией обучения, реализует ряд педагогических принципов — развитие потенциала личности, самодеятельность, сотрудничество, индивидуализация, дифференциация, успешность, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой, творчество, что является критериями здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения.

Но!! Использование проектной технологии в образовательном процессе требует не только психологической готовности детей к новому способу обучения, необходимы кардинальные изменения в отношениях учитель — ученик, изменения в стиле поведения педагога — таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учения, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.

Новые образовательные стандарты нацеливают учащихся на самостоятельное и осознанное развитие физических качеств. А использование проектной технологии позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы, учащиеся приобретают опыт организации самостоятельных занятий физической культурой.

Тематика и типы проектов, созданных учащимися под руководством учителей физической культуры гимназии на уроках и во внеурочное время за последние три года, разнообразны:

  1.                Прикладные проекты: их отличает чётко обозначенный с самого начала конечный продукт деятельности его участников.

Например:

                    «Комплекс утренней гимнастики» (учащиеся 1–2-х классов)

                    «Мой режим дня» (учащиеся 2–3-х классов)

                    «Саморазвитие: программа по развитию гибкости», «Саморазвитие: программа по развитию силовых способностей» (учащиеся 7-х классов)

                    Сборник игр «Любимые подвижные игры учащихся 2Б класса»

                    акробатические комбинации, комплексы физических упражнений

  1.                Социальные проекты:

                    видеофильм «Баскетбол — это наша судьба» на немецком языке (Романов В., ученик 8 Б класса)

                    видеоролик «Скажи жизни — ДА!" (Крючков А., ученик 8 Б класса)

                    флеш-моб «Делать вместе зарядку — это весело!" (ученицы 3 А класса Абрамочкина М., Баландина А., Кармакова В.)

Их ценность заключается в реальном использовании продукта на практике и его направленности на решение заданной социальной проблемы, задачи.

  1.                Учебно-исследовательские проекты:

                    проекты-презентации «Спорт в моей жизни и семье» (ученики 3Б класса Мердеева В., Ермолаев Я. — 3В)

                    презентация «Здоровый образ жизни нашего класса» (групповой проект учащихся 6Б класса)

                    проект «Моя двигательная активность в норме?" (Каткова Д., ученица 6А класса)

Чаще всего такие проекты являются межпредметными, поэтому решают проблему формирования метапредметных результатов и представлений.

  1.                Информационные проекты:

                    проект «Олимпийские игры Древней Греции» (ученик 5Б класса Шищенко С.)

                    проект «Олимпийские игры древности и современности» (учащиеся 3Б класса Любушкин И., 3А класса Константинова К.)

                    буклет «Вот это мышцы!" (ученик 9 класса, Матвеев А)

                    проекты по истории возникновения и развития видов спорта, например:

«Интересные факты: шахматы»,

«Почему баскетбольный мяч похож на апельсин»,

«Бокс и кулачный бой — одно и то же?"

Информационные проекты используем как форму домашнего задания исследовательского характера.

  1.                Игровые и ролевые проекты:

                    спортивные конкурсы, подвижные ролевые игры, мини-соревнования на уроках физической культуры и организуемые учащимися во внеурочное время

Например, сценарный спортивный праздник с участием театральных героев «На пороге Новый год» был организован учащимися 4-х классов для первоклассников

                    школьная газета «Мы — за здоровый образ жизни» — 7 А класс

Их ценность заключается в том, что ученики приобретают опыт социальных практик, соответствующих их возрасту.

С лучшими проектами учащиеся выступают на конкурсе творческих учебно-исследовательских работ«Малая академия», итоговом мероприятии научного общества учащихся «Эврика» (среднее и старшее звено) в гимназии.

У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний и умений применения разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Таким образом, они становятся компетентными в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений.

Наиболее значимыми и интересными в моей практике являются мини-проекты, которые укладываются во временные рамки одного урока.

Предлагаю вам более детально рассмотреть фрагмент урока во 2-м классе с применением проектного метода. Урок проводился как заключительный по теме «Оздоровительные комплексы физических упражнений».

Цель урока: контроль знаний и умений учащихся по пройденной теме в рамках группового проекта “Утренняя гимнастика”.

Планируемые предметные результаты:

                    Понимание утренней гимнастики как средства организации здорового образа жизни;

                    Умение разрабатывать содержание комплекса утренней гимнастики;

                    Применять полученные знания и умения в работе над проектом.

Планируемые метапредметные результаты:

                    Формирование навыков проектной деятельности;

                    Проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности.

Планируемые личностные результаты:

                    Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений;

                    Способность активно включаться в совместные проекты, принимать участие в их реализации.

Применение проектного метода подразумевает деление урока на следующие этапы:

1 этап — Организационный момент — мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

2 этап — Самоопределение к деятельности — постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели. Перед учащимися была поставлена проблема: почему некоторые взрослые и дети не делают зарядку?

Первых два этапа во фрагменте не представлены

4 этап — Создание проекта: формирование состава проектных групп (группа девочек и мальчиков); распределение обязанностей в группах (выбор капитана, который направляет работу группы и распределяет обязанности между участниками, оформителя проекта); выполнение практической части проекта (составление комплекса упражнений). Каждая группа получила «Набор исследователя»: заготовка проекта, карточки физических упражнений, образцы комплексов физических упражнений, клей. Учащиеся использовали технологическую карту, которая представляет собой план последовательных действий.

5 этап — Представление продукта проекта — демонстрация и защита проектов, самооценка и взаимооценка групп. Оценивается вся группа в целом, но также учитывается участие каждого ученика в работе над проектом.

6 этап — Рефлексия — самооценка и самоанализ. Учащиеся продолжают фразы за учителем типа — «теперь я могу…», «у меня получилось…». Таким образом создается ситуация, связанная с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

Педагогическое наблюдение показало, что использование метода проектов в физическом воспитании школьников превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами. Но нельзя забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись. А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения». Поэтому традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.

Основные термины: физической культуры, уроках физической культуры, физической культуры гимназии, физических упражнений, здорового образа жизни, метода проектов, физических качеств, двигательной активности, здоровье ребенка, проектного метода, Использование метода проектов, утренней гимнастики, Метод проектов, разнообразных физических упражнений, проектной технологии, комплексов физических упражнений, развитием физических качеств,                     Проявление культуры, здоровье ребенка среда,                     Понимание утренней

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов