Библиографическое описание:

Яхшиева М. Ш., Хасанова Ш. Б., Абдулахатов А. Р., Бурибоев Б. Взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры // Школьная педагогика. — 2016. — №1. — С. 42-44.



 

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитать, развить.

Ключевые слова:педагог, воспитание, физические нагрузки, гармония, дидактика, обучение, физическое воспитание

 

Воспитание — процесс систематического воздействия на духовное и физическое развитие личности

Советский энциклопедический словарь

 

Проблема воспитания, о которой сегодня так много говорят все больше и больше обретает остроту и актуальность. Основная цель современного воспитания — формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Учитель реализует свою учебную деятельность в непосредственной взаимосвязи с познавательной деятельностью класса, примерно одного возраста, занимающихся по общей для всех единой образовательной программе. В процессе такого взаимодействия осуществляются перевод системы знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений в элементы структуры личности учащихся, развитие у них двигательных качеств в пределах не ниже требований учебной программы, а также воспитание духовно-нравственных и волевых качеств.

Задача учителя состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выбрать самый удачный вариант дидактического взаимодействия, когда наиболее полно учитываются возможности учащихся, чтобы на уроке они могли проявить познавательную самостоятельность. Однако нельзя шаблонно построить основное звено технологии учебно-воспитательного процесса, важно проявлять творческий подход.

Уроки физкультуры — это уроки физического воспитания. Они способствуют нравственному, эстетическому, духовному воспитанию, однако главное для них — это обеспечение развивающего физического воспитания. Здесь ясно, что процесс обучения является процессом воспитания. Если существуют умственное, нравственное, физическое воспитание, то уроки физкультуры в системе организованного воспитания обеспечивают в основном физическое воспитание. Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил, что к хорошему уроку учитель готовится всю жизнь. Один из старейших специалистов по теории и практике школьного урока физической культуры К. X. Грантынь подчеркивал, что даже высококвалифицированные учителя не могут пренебрегать подготовкой к уроку. Действительно, систематическая подготовка к уроку — одновременно одна из наиболее эффективных форм и методов повышения педагогической квалификации самого учителя.

Подготовка учителя к уроку требует значительного времени. Важно, чтобы еще до окончания текущего учебного года педагоги знали, в каких классах конкретно они будут работать в следующем учебном году. Если классы новые для учителя, необходимо за оставшееся время изучить их, выявить индивидуальные особенности детей: направленность общих и физкультурно-спортивных интересов, дисциплинированность, отношение к урокам физической культуры и внеклассным физкультурно-оздоровительным и спортивно-массовым мероприятиям и др. Изучая коллективы классов, с которыми предстоит работать, педагог определяет не только негативные моменты, но и их причины и способы их устранения. Такие материалы позволят конкретизировать цели, задачи, содержание и методы организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в новом учебном году.

После составления плана урока, который представляет собой модель организации учебно-воспитательного процесса, необходимо подготовить:

                    себя к работе;

                    актив класса;

                    место для проведения занятия;

                    состояние оборудования и учебного инвентаря и т. д.

Подготовка (проектирование) содержания урока начинается с обоснования, определения и конкретизации его педагогических целей и задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Наибольшую трудность испытывают учителя при конкретизации дидактических целей и задач. Например чтобы обучить технике бега надо для начала:

                    сформировать представление о беге с высокого (или низкого) старта;

                    научить правильно работать руками в беге на скорость, на выносливость и т. д.;

                    научить правильным положениям туловища или головы в беге;

                    научить правильной постановке стопы.

Затем:

                    научить сохранять правильную осанку в беге, ставить ногу с передней части стопы;

                    учить быстро и плавно увеличивать скорость движения в стартовом разгоне.

Конкретная формулировка образовательной задачи позволит более глубоко разработать содержание урока: подобрать рациональные виды деятельности учителя, задания-задачи для учащихся, разновидности методов (словесный и наглядности), обеспечить их единство и взаимосвязь.

Наиболее рационален вариант, когда один и тот же комплекс общеразвивающих упражнений выполняется на 2–3 уроках, если он состоит из 6–8 упражнений; на 4–5 уроках, если в комплексе их 12–13. Логично, когда вначале проектируется, моделируется основная часть урока, а затем вводная и заключительная.

При подготовке к уроку педагог должен обратить внимание на свою речевую и двигательную подготовленность. Заранее должны быть продуманы разновидности словесного метода (рассказ или беседа), чтобы заинтересовать школьников и добиться сознательного отношения к выполнению цели урока; сформулированы предложения, с помощью которых учащимся будет сообщена цель (задачи) урока; подготовлено грамотное, доходчивое объяснение техники выполнения физического упражнения.

Педагогу полезно проверить себя в подаче (произношении) команд, заранее сформулировать определения, указания, рекомендации, которые должны быть восприняты и осознаны учащимися, форму вводной беседы, описания игры; определить интонации, смысловые акценты; продумать другие речевые приемы, связанные с использованием словесных методов.

Для учителя физического воспитания важно иметь требуемый уровень двигательной подготовленности. Немаловажное значение имеет внешний облик (одежда, манера держаться, умение пользоваться жестами и др.).

Учащиеся должны знать назначение различных физических упражнений, ошибки и уметь их подмечать; уметь устранять ошибки, оказывать помощь и поддержку одноклассникам при выполнении ими двигательных действий, страховать, судить подвижные и спортивные игры.

Важное место в подготовке к уроку занимает подбор физической нагрузки, отчего зависит и дифференцированный подход к учащимся по результатам углубленного медицинского осмотра, контрольным испытаниям двигательной подготовленности и итогам текущего учета успеваемости. Например, при обучении лазанью по канату кроме основного упражнения намечаются: вис на качающемся канате с последующим приземлением в пределах отметки на гимнастическом мате или прыжок через гимнастического коня из виса на качающемся канате и т. д. Это рассчитано на сильных учащихся. Для менее подготовленных предлагаются относительно простые по координационной сложности и проявлению физических качеств упражнения. У творчески работающих учителей физической культуры спортивные залы оборудованы проекционной аппаратурой для изучения техники наиболее сложных упражнений, музыкальное сопровождение, магнитная доска (для воспроизведения размещения игроков на футбольном поле, баскетбольной, волейбольной и гандбольной площадках, их тактических комбинаций).

А. C. Макаренко писал, что в любой деятельности должны ставиться две задачи: специальные и воспитательные. Это означает, что второй результат, т. е. изменения в личности человека, как продукт его деятельности, и есть воспитательный результат, ради которого организуются все виды учебной деятельности. Формирование этого результата через учебную (умственную, нравственную, общественную, эстетическую, физическую и т. п.) деятельность и есть процесс воспитания. Оно осуществляется порождением и управлением деятельностью человека, направленной на изменение окружающего мира (первый результат). В этом процессе, благодаря которому осуществляется непроизвольное самосовершенствование, самосозидание и т. п., человек приобретает знания, потребности, способности и т. п., иными словами — создает себя.

На самом деле воспитание — это процесс многосодержательного изменения в духовном и физическом мире человека, его облике в результате всей мыслительной и практической деятельности. Посредством деятельности человек вносит заметные и незаметные изменения во внешний мир, тем самым этим процессом произвольно или непроизвольно вносятся определенные изменения в духовный и физический мир личности.

 

Литература:

 

  1.                Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник / Л. СПб.: Лань, Омега-Л, 2004. 142 с.
  2.                Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова, Теория и методика физической культуры: учебник / в 2-х т. — М.: Физкультура и спорт, 1991.
  3.                Ю. Ф. Курамшина.Теория и методика физической культуры: учебник / М.: 2004. С.47.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов