Библиографическое описание:

Коростелёв Д. Е., Коростелёва А. А. Начальные профессиональные компетенции как основа профориентационного самоопределения и социальной адаптации выпускника школы // Школьная педагогика. — 2015. — №3. — С. 1-6.

 

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный и продуктивный этап обучения в жизни каждого человека и является одним из решающих факторов его индивидуального успеха в будущем.

Профориентационное самоопределение на рынке труда выпускников школ к окончанию периода школьного обучения основано на представлениях молодых людей, сформировавшихся на основе полученной информации:

        из внутренней среды школы (методическое наполнение предоставляемых образовательных услуг, разработанное на основе федеральных государственных образовательных стандартов);

        из внешних источников (СМИ, мнение родителей и знакомых, профориентационные мероприятия профессиональных учебных заведений, и т. д.).

Однако, выпускник школы, освоивший навыки школьного обучения только в рамках образовательной программы, чаще всего не имеет чёткого представления о востребованности выбираемой им профессии, о своих профессиональных наклонностях и поэтому испытывает неуверенность, и страх перед выбором. Такое психологическое напряжение негативно сказывается на личности и является фактором риска не только в выборе профессионального предпочтения, но и в социальной среде, потому что каждый молодой человек в силу своих возрастных особенностей стремится к самоутверждению, и подобные затруднения провоцируют его дезориентацию в обществе и нарушают его социальные связи. Дополняет создавшуюся ситуацию современное развитие социально-экономической сферы нашей страны, которое мотивирует человека к постоянному личностно-профессиональному росту. Таким образом, желание быть востребованным и успешным в жизни способствует возникновению важной проблемы — социальной адаптации молодых людей в период их профориентационного выбора и профессионального становления.

Актуальность обозначенной проблемы обостряет кризис экономико-политической системы современного этапа развития России, где предложения рынка труда значительно снижены, а расстановка приоритетов профессиональных предпочтений работодателей меняется быстрей, чем смена технологий, диктующая потребность в специалистах и уровнях их квалификации.

Мотивация выпускника школы к выбору будущей профессии формируется, прежде всего, во время освоения трудовых навыков и умений на уроках технологии. Именно качественная передача знаний ученику учителем, обеспечивает осознание собственной конкурентоспособности и уверенности в своих силах, стимулирует к инициативности в выборе профессии, к способности творчески мыслить и находить нестандартные решения в сложных ситуациях.

Изучение дисциплины «Технология» в общеобразовательной школе направлено на достижение следующих целей [5, 7, 8]:

                    освоение технологических знаний, технологической культуры с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов и на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

                    освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

                    овладение общетрудовыми умениями и умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;

                    развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;

                    развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;

                    воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;

                    приобретение опыта применения и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Таким образом, образовательным стандартом установлен ряд требований к формированию определённого уровня социальной адаптации молодого человека и направлений разработки ключевых критериев для оценки подготовленности выпускника школы к дальнейшему профессиональному поиску.

Отметим, что требования федеральных государственных образовательных стандартов на сегодняшнем этапе развития сферы образования определены с учётом компетентностного подхода, который лежит в основе выбора и конструирования современных методик обучения. Особенности такого подхода заключаются в организации образовательного процесса, ориентированного на личность ребёнка, отбора содержания образования под каждого конкретного ученика [2]. Необходимо учитывать возможность совмещения в образовании установки на развитие личности обучающегося и практико-ориентированного формирования компетенций, которые могут быть приравнены к начальным профессиональным компетенциям [1].

Приобретение начальных профессиональных навыков на основе профориентационного самоопределения частично реализуется в рамках работы с детьми межшкольных учебных комбинатов. По нашему мнению, необходимо данный вид подготовки ученика дополнить механизмами, позволяющими на более ранних этапах развития детей определять их личностные психосоциальные особенности и профориентационные наклонности. Полученную информацию необходимо использовать при разработках общей педагогической методики построения образовательного процесса по предмету «Технология». Индивидуальный подход позволит более чётко установить ориентиры при построении урока и сформировать у каждого ребёнка начальные профессиональные качества, дополненные навыками социальной и психологической адаптации. Методическое обеспечение необходимо основывать на возможности реализации специальной технологической подготовки, включающей содержательные элементы деятельности, указанные в квалификационных характеристиках по предположительно выбранному направлению будущей профессии. Таким образом, методику обучения в школе, предполагающую профориентационную и социальную адаптацию человека после её окончания, необходимо планировать не только через выделение начальных профессиональных компетенций, но и через синхронизацию образовательного стандарта с профессиональными, и, соответственно, вектор её формирования при этом должен быть направлен из профессиональной сферы в образовательную, а не наоборот.

Пример подобной синхронизации разработан Министерством труда и социальной защиты совместно с Министерством образования и науки. Профессиональные стандарты становятся нормативной основой профессиональных образовательных организаций, которые обязаны разрабатывать основные образовательные программы на основе принятых профессиональных стандартов [3]. Более того, с 1 января 2016 года планируется для всех муниципальных и государственных учреждений и организаций в обязательном порядке начать использовать профстандарты при приёме на работу и аттестации кадров. С 1 января 2020 года применять профстандарты обяжут уже всех работодателей.

Однако принятие синхронизации образовательных и профессиональных стандартов, как нормы, приведёт к ряду трудностей, поскольку по ряду профессий стандарты ещё до конца не разработаны. Некоторые же профстандарты пишутся на скорую руку и практически полностью копируют существующие образовательные стандарты. Таким образом, необходимо именно на этапе становления синхронизации образовательных стандартов и требований работодателей обратить внимание на проблемы выпускников школ — будущих абитуриентов и работников. Уровень формирования школьных навыков, готовность молодых людей к выбору профессии и трудовой деятельности — начальная «точка отсчёта» профессиональной компетентности человека и его социальной адаптации в жизни, которая должна устанавливаться до момента выбора профессии и начального профессионального обучения.

По нашему мнению, необходимо синхронизировать профессиональную сферу и образовательную, начиная именно со школьного обучения. Это будет способствовать решению поставленной перед нами задачи, так как начальные профессиональные компетенции, приобретённые в рамках среднего образования как «входящие» навыки, призваны не только сформировать у обучающихся представления о предлагаемых современным рынком технологиях, но и способствовать привитию жизненно-необходимых навыков, дающих возможность ребятам после окончания школы быть социально подготовленными к жизни. Данный подход даёт возможность выпускникам уже непосредственно после окончания школы работать по некоторым направлениям, не требующим более высокой квалификации. Это создаст предпосылки обогащения разрабатываемой личностно-ориентированной педагогической методики механизмом формирования профессиональных компетенций и психологической подготовкой в выборе профессии с целью своевременной гибкой адаптации выпускника школы, владеющего начальными навыками и осознанными представлениями будущей профессии [4].

Предлагаемое решение поставленной задачи реализуется в рамках методики преподавания на уроках технологии и предполагает организацию, и функционирование системы непрерывного образования. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача в рамках уроков труда знаний и технологий, но и формирование начальных профессиональных компетенций, готовности к переобучению. Профессиональные образовательные организации в таком случае призваны к предоставлению образовательной услуги по обучению уже выбранным на предыдущем этапе профессиям более высокого профессионального уровня с расширенным перечнем профессиональных компетенций, дополняющих начальный уровень по требованию работодателей.

Начальные профессиональные компетенции выпускника школы — это, по нашему мнению, собирательное понятие. Оно включает:

  1. Социально-адаптационную основу:

        осознание себя как личности в социуме;

        способность к самоанализу и саморазмышлению;

        уверенность в собственной конкурентоспособности, осознание собственных сил и возможностей.

  1. Практико-ориентированную подготовку с формированием начальных профессиональных компетенций:

        приобретение необходимых трудовых навыков к самостоятельной реальной жизни;

        способность к адаптации в предлагаемом на рынке труда профессиональному выбору;

        формирование на уроках начальных представлений, знаний и умений в предлагаемых педагогической методикой технологий и начальная квалификационная оценка;

        систематизация и применение на практике приобретённых в ходе уроков теоретических и практических навыков;

        владение необходимым профессиональным минимумом, способствующим профориентационному выбору и дающим возможность реализации себя на рынке неквалифицированного (низкоквалифицированного) труда.

Личностное отношение и интерес учащихся к труду — вот ключевой компонент, способствующий развитию социально-адаптированной личности. Необходимо сформировать социальные, психологические и культурные ориентиры у ребёнка, позволяющие установить компетентностные цели в будущем выборе профессии [2, 4].

Первоначальные профессиональные качества личности, формируемые в процессе обучения в школе:

                    способность к профессиональной деятельности;

                    профессиональная любознательность;

                    способность организовывать свой труд;

                    способность организовывать работу в коллективе;

                    способность к освоению инноваций;

                    способность связывать учебные технологии с практическим применением изучаемого материала.

Непрерывность образовательного процесса предлагаемого нами подхода предполагает тесное взаимодействие школы с учебно-производственными комбинатами, профессиональными учебными заведениями и предприятиями — будущими работодателями. Таким образом, с нашей точки зрения необходимо отметить недостаточность построения учебного процесса только в рамках государственного образовательного стандарта. Необходимо разумное сочетание требований для образовательного процесса общеобразовательного учреждения, требований ФГОС профессиональных учебных заведений и профессиональными стандартами рынка труда. Это позволит достичь не только личностно-ориентированного подхода в образовательной среде, но и подхода деятельностного, практико-ориентированного направления, поскольку выделение компетенций в содержании учебных предметов определяет ориентиры в отборе тех знаний и умений, которые наиболее значимы для формирования ценностных ориентаций и будут востребованы в жизни самого ученика.

При разработке педагогической методики учитель должен руководствоваться схемой «ученик — учитель — работодатель» [2]. Уроки технологии с самого первого года обучения должны быть дополнены рядом мероприятий, позволяющих качественно функционировать указанной схеме, а именно:

        разработка инновационных, практико-ориентированных проектов на уроках труда;

        создание практических моделей, в том числе по инновационным проектам самих обучающихся;

        организация выставочных мероприятий, представляющих модели, созданные учениками;

        разделение коллектива учащихся на группы и воссоздание конкурентной среды рынка труда с помощью игровых технологий (деловая игра);

        организация и проведение экскурсий на предприятиях населённого пункта;

        периодическое профессионально-ориентированное тестирование учащихся с целью выявления личностных наклонностей и определение профессиональных предпочтений;

        организация мастер-классов с приглашением специалистов предприятий города;

        организация сотрудничества с профессиональными учебными заведениями, в рамках разработки совместных методических подходов к освоению профессиональных навыков.

Последний пункт предлагаемых мероприятий необходимо сочетать с требованиями профессиональных стандартов, включающие компетенции, которые, по мнению работодателей, наиболее необходимы в определённых профессиях на начальных этапах. Так, например, в рамках школьной программы по предмету «Технология» основные навыки и умения по таким разделам, как: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария», «Электротехнические работы», и т. д. соответствуют профессиональным стандартам профессий: «швея», «закройщик», «модельер», «электрик», «повар», «кондитер», «официант», «бармен» и т. д. [6]. Данное соответствие необходимо подтверждать возможностью сдачи обучающимися квалификационного экзамена на добровольной основе с целью присвоения низшего квалификационного уровня.

Схема формирования образовательного пространства, способствующего функционированию предлагаемой методики представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Образовательное пространство, способствующее социальной адаптации человека на рынке труда

 

Подчеркнув вышесказанное можно сделать вывод, что предлагаемая методика, основанная на социальной адаптации выпускников и согласованности требований освоения начальных профессиональных навыков во время школьного обучения с профессиональными компетенциями высшего квалификационного уровня даёт право на:

        продолжение обучение по рабочим профессиям и сдачи квалификационного экзамена на более высший разряд;

        приступить к работе;

        использовать приобретённые начальные профессиональные навыки в практических жизненных ситуациях.

Таким образом, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, грамотно выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное образование обеспечивает переход от детства к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система общественных отношений.

 

Литература:

 

  1. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. «Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции». — М.: издательство «Логос», 2009.
  2. Дахин А. Н. «Моделирование компетентности участников открытого образования» / Педагогический профессионализм в современном образовании. Материалы III Международной научно-практической конференции. — Новосибирск: издательство НГПУ, 2007.
  3. «Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов» (утверждены Министерством образования и науки РФ 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн) / http://fgosvo.ru/support/43/5/8
  4. Коростелёва А. А. «Защита прав ребёнка как фактор устойчивого развития личности» / Теория и практика образования в современном мире. Материалы V Международной научной конференции. — Санкт-Петербург: издательство СатисЪ, 2014.
  5. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по технологии (опубликован в издании «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование» (Москва, Министерство образования РФ, 2004) / http://window.edu.ru/resource/271/39271
  6. Перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования и науки РФ № 03–1508 от 21 июня 2006) / http://sh33.oskoluno.ru/docs/prof/pismo.pdf
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010) / http://минобрнауки.рф/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/543.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 г.) / http://минобрнауки.рф/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/2365.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов