Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Платонова, Е. В. Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций / Е. В. Платонова, О. В. Алёхина, А. Ю. Голикова, Е. А. Губаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3365/ (дата обращения: 19.04.2024).



Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и методов работы в данном направлении на примере опыта работы МБДОУ «Детский сад № 12» г. Воркуты.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ребенок, семья, среда, проект

Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, являясь важным компонентом социального заказа. В дошкольном образовательном учреждении должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь дошкольника.

Для организации эффективного воспитательного пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: детского сада, семьи, общественных организаций, поскольку в современных условиях вне социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска методов и модернизации форм работы по духовно-нравственному воспитанию в новых условиях.

С этой целью педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения из года в год осуществляет поиск и отбор все более эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания дошкольников в сотрудничестве с семьей и общественными организациями. В условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных средств, а гармонично организованная их система, проходящая через разнообразные формы работы с детьми.

Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях, передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, являясь приоритетными нравственными установками, существуют в культурных, семейных, социально-исторических и религиозных традициях.

Ознакомление с культурными и социально-историческими традициями проходит в рамках деятельности по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников, где большое место занимает как работа с социальными партнерами, так и собственная работа педагогического коллектива, представленная различными формами работы, такими как непосредственно образовательная деятельность, игры, целевые прогулки и экскурсии, тематические праздники, семейные экскурсии, проектная деятельность, в том числе семейные мини-исследования, а также изготовление тематических макетов по нравственно-патриотическому воспитанию.

Сетевое взаимодействие в данном направлении работы позволяет значительно расширить и обогатить образовательное пространство за счет информационных и предметно-пространственных ресурсов социальных партнеров, используемых в рамках экскурсий и обучающих тематических занятий для дошкольников по ознакомлению с бытом разных народов Коми края, с предметами старинной утвари, поделками, национальными костюмами, воспитывая в детской душе любовь к своей малой родине и ее культуре.

Ознакомление с религиозными традициями, православной культурой и искусством, народными традициями имеет большое влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка. На протяжении последних пяти лет наше дошкольное учреждение сотрудничает с настоятелем Храма Иверской иконы Божьей Матери игуменом Рафаилом и служителями Храма. За это время стали традиционными празднования таких больших православных праздников как Пасха и Рождество Христово, которые объединяют педагогов, детей, их родителей и гостей из числа духовенства ощущением искренней светлой радости, всеобщим весельем, вдохновенными песнями и стихами. Подготовка праздника предваряется экскурсиями в храм, в том числе виртуальными экскурсиями, изготовлением рисунков и поделок к тематическим выставкам, чтением литературы из православной библиотеки детского сада. Праздник заканчивается Благотворительной ярмаркой, где плоды семейного декоративного и кулинарного творчества, игрушки и книжки превращаются в инструмент бескорыстной помощи нуждающимся.

Так деятельность церкви и дошкольного учреждения приносит свои плоды, с каждым годом все более увеличивая число вовлеченных семей, меняя их отношение к православной культуре, традициям и ценностям.

Отмечая положительные тенденции в данном направлении, вместе с тем, мы пришли к выводу, что необходим дополнительный катализатор — фактор, способствующий более прогрессивным, быстрым изменениям в семейной культуре и духовно-нравственном воспитании детей.

Таким катализатором выступил проект «Территория добра».

Девиз проекта: «Дружественная образовательная среда детям».

Проект направлен на создание условий, способствующих гармоничному развитию личности, самоопределению, развитию ценностной структуры личности ребенка и успешного социального взаимодействия. Цель проекта: обогащение традиционных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей и сотрудничества с семьей.

Задачи проекта:

– обогащать содержание педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;

– стимулировать познавательную активность воспитанников и их эмоциональную включенность в деятельность;

– способствовать формированию у воспитанников нравственных качеств личности — доброты, отзывчивости, заботы, толерантности, принятия

– развивать навыки рефлексии и саморефлексии мотивов и поступков воспитанников;

– усилить вовлеченность родителей в образовательный процесс,

– способствовать развитию культурно-досуговых традиций в семье.

Символом проекта и ключевым звеном является Медвежонок — знакомый с детства персонаж русских сказок, добрый, смелый, отзывчивый, дружелюбный.

Реализация проекта начинается в тот момент, когда в детский коллектив — участник проекта приходят игрушки — маленькие медвежата по количеству детей в группе и большой медведь группы.

Большой медведь — защитник, олицетворение заботливого взрослого, носителя мудрости. проводит рефлексию, дает оценку ситуации или поступку,

Маленькие медвежата — способствуют эмоциональному отождествлению ребенка с игрушкой, что позволяет прорабатывать многие этические и нравственные вопросы в игровой форме.

Увлекательные игры и беседы с медвежатами заставляют детей задумываться о важных и сложных для понимания ребенка вещах и явлениях, своем отношении к ним. Игрушка является инструментом социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности, оказывая значительное влияние на его эмоциональное и нравственное развитие. Ребенок имеет возможность наполнить душевный мир игрушки по своему усмотрению, эмоционально отождествляясь с нею, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей игрушкой все события жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Наша работа по использованию игрушки в целях духовно-нравственного воспитания работает на обратном процессе эмоционального отождествления, когда разрешенная ситуация с игровым персонажем интериоризуется ребенком, принимается как часть личного опыта и трансформирует привычные модели поведения. Потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника — у девочек и у мальчиков.

Игра становится своеобразной школой социальных отношений. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее игровых перипетиях. Такая игрушка учит ребенка доброте, способности отождествляться (идентифицироваться) сначала с игровым персонажем, позднее и с окружающими людьми.

Игрушка должна непременно изменяться, усложняться, опережать опыт ребенка, ставить перед ним задачу и ориентироваться на зону ближайшего развития и здесь поле деятельности педагога и сфера приложения его профессионального мастерства.

  1. Мишки выступают как средство проекции и рефлексии, имея своей целью изменение деструктивных моделей поведения у детей и развитие нравственных качеств. В процессе беседы, инсценировки или рефлексии дети развивают умение анализировать слова и поступки себя и других людей, высказываться самому и слушать других, дискутировать, понять точку зрения другого человека, испытывать уважение к своим и чужим взглядам и мнениям. Каждое событие или конфликт в группе обсуждается в кругу доверия среди воспитанников и педагога. Такая форма работы позволяет понять, какие ценности лежат в основе выбранных способов действия и моделей поведения. Здесь нет готовых решений, но есть желание обсуждать и искать их вместе.
  2. Мишки являются средством поддержания эмоционального комфорта у детей, в частности оказания эмоциональной поддержки застенчивым и тревожным детям, детям с низким социальным статусом в группе. Педагог использует игрушку чтобы успокоить или утешить ребенка, вселить в него уверенность и смелость. Сжатый в ладонях ребенка мягкий медвежонок выступает и как игрушка-антистресс.
  3. Мишки также выступают средством активизации эмоциональной включенности детей в деятельность, что способствует лучшему усвоению программного материала. В данном качестве педагоги используют медвежат для проведения тематических занятий, целевых прогулок и экскурсий.
  4. Мишки как средство развития детско-родительских отношений и культурно-досуговых традиций в семье.

В самом начале проекта каждая семья получает задание: придумывает своему персональному медвежонку пол, имя, историю о нем, шьет ему одежду, проводя таким образом индивидуализацию игрушки, что способствует большему отождествлению с ней ребенка и одновременно повышению включенности родителей в содержание детской деятельности.

Выходные медвежата проводят в своей семье, а на следующей неделе фотоальбом проекта пополняется самыми интересными фотографиями из жизни медвежат. Поэтому все большее число родителей старается организовать совместный семейный досуг в выходные интересным и познавательным, азартно соревнуясь друг с другом. Такая форма работы с семьей не только сплачивает ее членов и способствует развитию детско-родительских отношений, но и оказывает заметное влияние на культурно-досуговые традиции семьи.

В данный момент проект реализуется в режиме апробации на одной возрастной группе нашего учреждения. И все участники отметили определенные результаты.

Дети отметили, что атмосфера в группе стала более дружелюбная, многие ребята изменились к лучшему, стали терпимее и добрее, снизилось число ссор и конфликтов, лучше научились играть, дружить и общаться друг с другом.

Родители охарактеризовали данный проект как полезный для духовно-нравственного развития детей, поскольку отмечается меньше конфликтов между детьми, дети проявляют больше вежливости и заботы по отношению к своим домочадцам и сверстникам.

Педагоги группы утверждают, что проект существенно дополняет и обогащает репертуар форм и методов деятельности конкретного педагога и существенно снижает проявления агрессивности и нетерпимости в детском коллективе.

Таким образом, мы имеем возможность судить о высокой эффективности проекта для решения поставленных задач духовно-нравственного воспитания детей и новой практики взаимодействия с семьей. В созданных условиях со-бытия детей и взрослых, духовно-нравственное воспитание становится эффективным средством устранения разобщенности, восстановления межпоколенческих связей, создания жизнеспособных детско-родительских общностей, выстроенных на основе социокультурных ценностей и смыслов.

Литература:

1. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей. — М.: Перспектива. — 2009. — 298с.

2. Взятышев В. Ф. Введение в методологию инновационной проектной деятельности: Учебник для вузов. — М.: «ЕЦК», 2012. -199с.

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М: Просвещение, 2009.

4. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. — 2010. — 109с.

5. Социология воспитания./ Ильчиков М. З., Смирнов Б. А. М.,2011. — 263с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание детей, семья, детский сад, дошкольное учреждение, игрушка, детский коллектив, дошкольный возраст, игровой персонаж.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

ребенок, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, воспитание детей, отечественная культура, образовательное учреждение, институт воспитания, Духовно-нравственное воспитание...

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

Духовно-нравственное воспитание является не только первостепенной задачей, средством преодоления трудностей между родителями и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и ДОУ.

Взаимодействие детского сада и семьи... | Молодой ученый

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду. Автор: Демина Галина Дмитриевна.

Поэтому, так важна организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в семье, детском саду.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников...

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, культурные ценности, народный фольклор,элементарные математические представления, познавательные задачи. Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Создание условий для развития нравственных качеств...

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, эмоциональной отзывчивости. Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро.

детский сад, Ребенок, духовно-нравственное воспитание...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду.

ребенок, духовно-нравственное воспитание, православное воспитание, сюжетно-ролевая игра, педагог, Бог, инновационная форма работы, духовное воспитание, детский сад...

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

ребенок, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, воспитание детей, отечественная культура, образовательное учреждение, институт воспитания, Духовно-нравственное воспитание...

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

Духовно-нравственное воспитание является не только первостепенной задачей, средством преодоления трудностей между родителями и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и ДОУ.

Взаимодействие детского сада и семьи... | Молодой ученый

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду. Автор: Демина Галина Дмитриевна.

Поэтому, так важна организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в семье, детском саду.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников...

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, культурные ценности, народный фольклор,элементарные математические представления, познавательные задачи. Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Создание условий для развития нравственных качеств...

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, эмоциональной отзывчивости. Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро.

детский сад, Ребенок, духовно-нравственное воспитание...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду.

ребенок, духовно-нравственное воспитание, православное воспитание, сюжетно-ролевая игра, педагог, Бог, инновационная форма работы, духовное воспитание, детский сад...

Задать вопрос