Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.

Дата публикации: 08.02.2018

Статья просмотрена: 760 раз

Библиографическое описание:

Дьякова, Т. А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности / Т. А. Дьякова, И. А. Страшко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3134/ (дата обращения: 23.04.2024).



Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества, она близка и понятна ребенку, она лежит глубоко в его природе и находит свое отражение стихийно потому что связанна с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и слышал и тому, что его заинтересовало, получая при этом огромное удовольствие.

Современные психологические исследования говорят о том, что способность понимать прекрасное не только умом, но и чувством, наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребенок не является пассивным объектом эстетического воздействия, а активно воссоздает художественные образы участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. принимая участие в художественной самодеятельности ребенок получает возможность к самореализации, развитию индивидуального мира, что способствует развитию его творческих способностей. Кроме того, творческое взаимодействие педагога и музыкального руководителя дает возможность получать детям массу впечатлений и эмоций.

На наш взгляд для творческого развития ребенка необходимо единство развивающей среды в группе и содержательного общения со взрослым. Исходным требованием к предметной среде стал следующий подход: она должна обеспечивать и создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, и зону ближайшего развития. В основу создания развивающей среды нами были взяты концепция развивающей среды С. Л. Новоселовой, и принципы В. А. Петровского, Л. М. Клариной и др.

Для того чтобы развивающая среда выступала как развивающая была подвижная и легко меняющаяся способствовала гибкому зонированию в нашей группе мы изготовили многофункциональные ширмы, которые позволяют детям играть в театр и используются в познавательно-образовательной деятельности. Деревянные ширмы очень тяжелые, а если упадут, да еще и на ребенка… Вот что мы придумали: взяли полипропиленовые трубы и уголки и сделали каркас из 4-х рамок, которые обшили по своему усмотрению, и получилась многофункциональная ширма «Времена года». Теперь играем в сказки, изолируем зоны в группе, играем в ролевые игры. Очень легкая и удобная в обращении и даже если упадет, то никто не поранится. Очень часто мы используем ширму как уголок уединения. Вот что у нас получилось.

Обогащению театрализованной деятельности так же способствует изготовление совместно с родителями атрибутики театрального пространства: кукол разных видов театра: бибабо, конусного настольного теневого и др. Изготовление театральных атрибутов всей семьей является конструктивной формой взаимодействия ДОУ и семьи объединяющая всех членов семьи в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов.

Изготовление театра способствует приобщению взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и взрослых побуждает интерес к истории и культуре малой Родины. Наш опыт показал, что в процессе театральной деятельности (участие в изготовлении костюмов, ширм, подготовки к театральным представлениям и т. д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей.

Для взрослых театральная деятельность является источником новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребенка, дает опыт совместных переживаний, способствует осознанию своего места в системе ролевых, деловых и межличностных связей, изменяет характер поведения, намерений и действий.

Совместно с родителями мы подобрали различные стихотворные тексты, которые используем в нашем театре.

Особое внимание в своей работе мы уделяем режиссёрским играм именно в них наиболее ярко развивается воображаемая ситуация и происходит зарождение сюжетно ролевой игры. В режиссёрских играх используются сюжетные игрушки, а действия разыгрываются на мини сцене импровизированного театра с занавесом, задником, набором декораций. Именно для создания режиссёрских игр, воображения, познавательной активности, развития творческих способностей мы взяли за основу опыт педагога дополнительного образования г. Волгограда О. Масленниковой «Театр на ладошке», который представляет собой прорисовку образа персонажа на руке и соответственно и действие данного персонажа в соответствии с данным образом. Такой вид деятельности стимулирует познавательную активность детей, развивает их творческие способности, формирует ценностные установки. Большое внимание здесь отдается развитию воображения, ведь ребенок сам может сочинять сказки о своем герое. Каждый ребенок при этом сам выбирает себе образ и кем он хочет стать.

В нашей работе большое значение придаётся гендерным представлениям наших воспитанников и как они влияют на мальчиков и девочек при распределении ролей в театре. В ходе работы было установлено, что роли в сюжетно-ролевых играх и на праздниках распределяются между детьми разного пола по-разному. Девочки предпочитают брать на себя роли, которые касаются во основном подготовки к семейным ролям и ведению домашнего хозяйства, а мальчики видят себя в профессиональной сфере.

В нашей группе мы используем разные виды театра для раскрытия внутреннего потенциала наших воспитанников к ним относятся: настольный. Название такого театра говорит само за себя — игровая деятельность проводиться на столе. Его особенностью является то, что все персонажи должны быть не большого размера и что бы была возможность распределить в се игровые атрибуты на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду? Бумажный (картонный) нередко такой вид театра можно найти в каком-либо детском журнале, нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.

Следующий вид театра, который есть в нашей группе, — это «Наручный театр» или пальчиковый театр перчаточных кукол можно сделать из носка, варежки сшить самому или связать, пришив к основе необходимые элементы (глаза, рот нос уши). Важно отметить, что пальчиковый театр развивает мелкую моторику дошкольников, что в свою очередь влияет на формирование речи детей. Маленький удобный, его можно брать с собой на прогулку. С его помощью можно оживить любые сказки, стихи, потешки. Незамысловатые игрушки разовьют интонацию артистические умения, творческие способности, воображение, память, мышление, фантазию.

Театров существует целое огромное множество всех сразу не перечислить и обо всех не рассказать хотелось бы остановиться на том, что привлекая родителей и подчеркивая успехи их детей, необходимо ненавязчиво способствовать возрождению традиции утраивать театры так в нашей группе родилась идея провести развлечение для детей по мотивам всем известной сказки «Колобок» в необычной для детского сада форме (главными героями и персонажами сказки стали не дети как обычно на детских утренниках, а сами родители), надев шапочки героев они стали действующими лицами (дедом, бабой, зайцем, лисой, медведем). Только роль колобка досталась маленькой девочке Лере, которая отнеслась к ней с полной ответственностью. Маленький колобок, укатившись от деда и бабы, отправился путешествовать в лес, где его ждало много приключений.

В ходе повествования и демонстрации сказки дети-зрители принимали участие в небольших викторинах, конкурсах загадок и выполняли несложные задания, пели и танцевали: очень ярко, эмоционально красочно родители преподнесли своим детям каждую роль украшая свое выступление положительными эмоциями и искренними улыбками. Интересно, весело, музыкально, прошла инсценировка русской народной сказки «Колобок».

Участники сказки получили огромное количество положительных эмоций и впечатлений, создалось ощущение открытия чего-то важного и значимого для каждого: родители взглянули на своих детей с новой творческой стороны, дети восхищались талантами и умениями своих родителей, а педагог открыл для себя потенциальные возможности детей, родителей в их совместной креативной деятельности.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки.

Благодаря общим усилиям жизнь наших детей стала интересной и содержательной, наполнилась яркими впечатлениями, интересными делами и радостью творчества.

Литература:

  1. Е. Евдокимова, Н. Додокина Семейный театр в детском саду журнал Дошкольное воспитание № 4 2007г. Стр102–108.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 2004 год.
  3. Зацепина М. Б. Организация культурно досуговой деятельности в детском саду М., 2006 год.
  4. Масленикова О. «Театр на ладошке» журнал Обруч 2010 год. № 5 Стр. 34--35
  5. Мигунова Е.В Театральная педагогика в детском саду, Т.Ц Сфера, 2009 год.
  6. eduboss.ru/viditeatrov
  7. kopilrauokov.ru djshkolnoe Obrazovanie/prjchee/vidy tieatrov
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, вид театра, развивающая среда, группа, игра, образ, пальчиковый театр, театрализованная деятельность, театральная деятельность, художественная самодеятельность.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная самодеятельность, театральная деятельность, пальчиковый театр, образ, игра, группа, театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие.

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие.

Технология развития коммуникативной деятельности детей...

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная самодеятельность, театральная деятельность, пальчиковый театр, образ, игра, группа, театрализованная деятельность.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная самодеятельность, театральная деятельность, пальчиковый театр, образ, игра, группа, театрализованная деятельность.

Творческое развитие дошкольников в процессе... | Молодой ученый

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая способность детей, кукольный театр.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор...

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Приобщение детей к театрально-игровой деятельности

Приобщение детей к театрально-игровой деятельности. Автор: Тураева Марина Борисовна.

Театр петрушки — яркое и захватывающее зрелище для детей, в котором гармонично слиты воедино зримые образы, звучащее слово педагога и музыкальное произведение.

Театрально-игровая деятельность | Статья в сборнике...

развитие детей» Радынова О., Антипина А. Е. «Театральная деятельность в детском саду», Буренина А, «Театр всевозможного». Суммарно педагогические идеи этих авторов используем в следующем контексте.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная самодеятельность, театральная деятельность, пальчиковый театр, образ, игра, группа, театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие.

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие.

Технология развития коммуникативной деятельности детей...

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная самодеятельность, театральная деятельность, пальчиковый театр, образ, игра, группа, театрализованная деятельность.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная самодеятельность, театральная деятельность, пальчиковый театр, образ, игра, группа, театрализованная деятельность.

Творческое развитие дошкольников в процессе... | Молодой ученый

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая способность детей, кукольный театр.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор...

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Приобщение детей к театрально-игровой деятельности

Приобщение детей к театрально-игровой деятельности. Автор: Тураева Марина Борисовна.

Театр петрушки — яркое и захватывающее зрелище для детей, в котором гармонично слиты воедино зримые образы, звучащее слово педагога и музыкальное произведение.

Театрально-игровая деятельность | Статья в сборнике...

развитие детей» Радынова О., Антипина А. Е. «Театральная деятельность в детском саду», Буренина А, «Театр всевозможного». Суммарно педагогические идеи этих авторов используем в следующем контексте.

Задать вопрос