Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 03.10.2017

Статья просмотрена: 5286 раз

Библиографическое описание:

Гриценко, Н. В. Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Гриценко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2733/ (дата обращения: 24.04.2024).



Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают серьезные трудности у дошкольников в общении со сверстниками: неумение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать и радоваться успеху другого человека. Все это приводит к различным конфликтам и непониманию собеседниками друг друга. Как отмечала М. И. Лисина, «доброжелательное отношение к ребенку со стороны товарищей, проникнутое сочувствием и сопереживанием, возможность поделиться с ними своими радостями и огорчениями, надежда на то, что они в трудную минуту помогут, делает человека жизнерадостным, счастливым, создает оптимистическое настроение». Все это влечет за собой необходимость формирования дружеских взаимоотношений между детьми в группе сверстников.

Среди целевых на этапе дошкольного образования Федерального государственного стандарта (далее — , Стандарт) является о том, ребёнок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен учитывать других и разрешить конфликты»» [5, с.28]. Из этого , что требования подводят педагогических дошкольного образования необходимости формировать дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.

Под дружескими взаимоотношениями дошкольников мы понимаем систему избирательных связей, основанных на представлениях о дружбе, избирательной эмоциональной привязанности, сочувствии и сопереживании.

По мнению Т. И. Бабаевой, доброжелательность проявляется в активном интересе детей друг к другу, в приветливом обращении со сверстниками, в умении откликнуться и разделить их радости и огорчения, оказать посильную помощь. В развитом виде доброжелательное отношение старших дошкольников к сверстникам проявляется в стремлении к содержательному, эмоционально-положительному общению на основе дружеского сотрудничества со сверстниками [1, с.20].

Уже в процессе наблюдения за повседневным общением детей воспитатель может выявить, какие дети пользуются популярностью у сверстников: их постоянно приглашают в общие игры и дела, проявляют к ним симпатию, выражают стремление к общению. Для каких детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе складывается недостаточно благоприятно: они часто играют в одиночку, их неохотно приглашают в общие игры, предлагают второстепенные, неинтересные, пассивные роли, не прислушиваются к их мнению. Это свидетельствует о том, что положение данных детей в системе межличностных отношений складывается неудовлетворительно для их социально-личностного развития.

Для более точного анализа и оценки положения каждого ребенка в системе межличностных отношений в группе мы воспользовались известной социометрической методикой «Секрет» (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина) Эмпирическое исследование организовано на базе структурного подразделения МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» г.Гуково, в котором приняли участие дети дошкольного возраста — 14 человек. Возрастная категория участников эксперимента — 5–6 лет.

Перед началом исследования были подготовлены красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). Каждому ребенку из группы, предлагалось подарить три открытки «по секрету» трём детям. При беседе с ребенком результаты фиксировались в бланке.

По итоговому количеству выборов каждого ребенка было определено статусное положение каждого и распределили детей по условным статусным категориям:

‒ «звезда» — 5 и более выборов;

‒ «принятые» — 2–4 выборов;

‒ «непринятые» — 1 выборов;

‒ «изолированные» -0 выборов;

Обработка полученных данных происходит на основе подсчета выборов, которые получает каждый ребенок от сверстников, что выражается в его статусной категории. Высокий статус занимают дети, получившие наибольшее количество выборов от сверстников (от 6 и более). Данные дети занимают наиболее благоприятное положение в группе, пользуются симпатией и расположением сверстников, их принято называть «звезды».

За ними следуют дети, занимающие благополучное положение, так называемые «предпочитаемые», получившие от 3 до 5 выборов.

Низкий социальный статус поучают дети с недостаточно благополучным положением в системе межличностных отношений в группе. Это так называемые «принятые», получившие минимальное число выборов (1–2 выбора, без взаимности) и «изолированные» дети, не получившие от сверстников ни одного выбора.

Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий показывает уровень благополучия взаимоотношений в группе (УБВ). Высокий УБВ, если I + II > III + IV; средний, если I + II = III + IV; низкий, если I + II меньше III + IV, в последнем случае в группе наблюдается преобладание детей, находящихся в неблагоприятных статусах.

Важно выявить наличие взаимных выборов между детьми. Чем больше детей связано взаимными выборами, (если их выборы совпадают и дети выражают взаимную симпатию, стремление к общению друг с другом), тем выше показатель удовлетворенности детей взаимоотношениями со сверстниками

Исходя из обработанных данных, уровень благополучия взаимоотношений у детей данной группы достаточно низкий, показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками ниже среднего. Намечаем план работы с детьми по формированию дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.

На начальном этапе мы разработали систему игр, направленную на привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это на улучшение отношений между детьми в группе. Предлагаемые игры развивают у дошкольников умение замечать достоинства и переживания сверстников и помогают ему в игровом и реальном взаимодействию. Игры проводились с детьми в свободной совместной деятельности.

Для развития дружеских взаимоотношений важно, чтобы дети лучше узнали друг друга, увидели позитивные черты сверстников, проявляли взаимодействие, помощь и участие. Сначала мы привлекаем внимание детей к внешним данным сверстников, затем — к их личным качествам, умениям, интересам, достижениям и побуждает детей к совместной деятельности, общению.

Лучше узнать друг друга детям содействуют игровые ситуации, требующие умения описать особенности внешности сверстников («Фоторобот», «Угадай, о ком идет речь?», «Словесный портрет моего друга», «Диктор телевидения и радио»), некоторые черты характера, увлечения и умения (отлично рисует, придумывает истории, веселый и смелый) и сообразить, о ком из детей группы идет речь по рассказу-описанию.

Затем мы использовали игры для овладения дошкольниками правил культуры общения, вежливости и доброжелательности. Грубый тон, неумение вежливо провести беседу, проявление безразличия к потребностям, эмоциям и настроению сверстника приводят к конфликтам и распаду совместной деятельности. Нами использовались такие игровые ситуации как «Добрые пожелания», «Выбросим грубые слова», «У нас нет равнодушных», «Краски», «Новенькая девочка».

На заключительном этапе в систему игр по формированию дружеских взаимоотношений у дошкольников мы включили авторские игры В. М. Холмлгоровой, требующие от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования. Такие игры дают им возможность не только поддержать сверстника, но и моделируют ситуации, в которых ребенок может проявить содействие не только в воображаемой игровой ситуации, ной в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедом младшую группу, одеть маленьких на прогулку [4, с.74]

Эти игры вызвали у детей большой эмоциональный отклик. Особенно понравилась игра «Шляпа волшебника». Для игры необходимы разноцветные карточки и шляпа.

Мы раздаем детям по три разноцветных карточки каждому, рассаживаем их вокруг себя и говорим: «На свете живет добрый волшебник, который лечит больных детей. Он прилетает к больному, надевает ему на голову свою волшебную шляпу, и ребенок моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он — невидимый. Но вот беда, этот волшебник — ужасный растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет ее уже вторые сутки, а она лежит у нас с вами. (Показываем детям шляпу.) Есть только один способ вернуть ее владельцу. Хотите помочь волшебнику и всем больным детям заодно? Нужно заполнить его шляпу вашими цветными карточками, и тут-то, пролетая мимо, он заметит ее. Но есть еще одно условие: чтобы шляпа не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас обязательно должен в чем-то помочь другому и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей».

В течение дня напоминаем детям о том, что к вечеру шляпа должна быть наполнена цветными карточками, а класть их можно только после того, как ребенок помог сверстнику. Вечером опять организовываем детей и торжественно ставим шляпу на подоконник, чтобы ночью волшебник нашел ее.

В таком направлении мы проводили работу с детьми в течение трёх месяцев с февраля по май 2017 года.

При повторном проведении методики «Секрет», были выявлены следующие положительные изменения:

1) Дети, занимающие статус «Звезды» так и остались в этом статусе, однако получили на один выбор меньше.

2) Детей, получивших статус «Принятые», стало на 15 % больше, чем на констатирующем этапе.

3) К группе детей, получивших статус «Непринятые», присоединились «Изолированные». Таким образом, детей со статусом «Изолированные» не осталось.

Исходя из обработанных данных, уровень благополучия взаимоотношений у детей старшей группы можно считать высоким, так как большинство детей (57 %) находятся в благоприятных статусных категориях. Показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками вырос и составил 43 %, что является средним значением.

Работа по формированию дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста и итоговый эксперимент позволили нам проследить динамику в проявлении доброжелательного отношения детей к сверстникам.

Рис. 1

Литература:

  1. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С.Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод, пособие. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012. -224 с.
  2. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А. Г. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2011. — 384 с.
  3. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста. [Текст]. Материалы III международной научной конференции (февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 102–106
  4. Смирнова Е. О. Конфликтные дети / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.:Эксмо, 2010.- 176 с
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. — М.: Перспектива, 2014.- 32 с.
  6. Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы [Текст] / Гильдебрандт О. П. — Нижневартовск, 2015. — С. 390–393.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, III, сверстник, выбор, дошкольный возраст, игра, группа, друг друга, показатель удовлетворенности детей, уровень благополучия взаимоотношений.

Похожие статьи

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во...

ребенок, III, сверстник, игра, выбор, дошкольный возраст, друг друга, показатель удовлетворенности детей, уровень благополучия взаимоотношений, группа.

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

Особенности межличностных отношений детей дошкольного... ребенок, отношение, детский сад, группа, совместная деятельность, дошкольный возраст, действие сверстника, группа детей, рисуночный тест, наличие колебаний.

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во... ребенок, группа, детский сад, сверстник, друг, детский коллектив, дошкольный возраст, игра, эмоциональное благополучие.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сверстник, игра, взаимоотношение, недостаточная

ребенок, совместная деятельность, детский сад, игровая деятельность, взаимоотношение, отношение, игра, дошкольный возраст, Бабаево, Артемово.

Игра как средство формирования межличностных отношений...

ребенок, игра, взаимоотношение, отношение, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, эмоциональная идентификация, развитие личности, действие, взаимодействие.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник, взаимоотношение, взрослый, действие.

Формирование положительных взаимоотношений детей...

На протяжении дошкольного возраста взаимоотношения детей друг с другом существенно изменяются по всем параметрам: содержанию потребности, мотивам и средствам общения.

Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для взаимоотношения детей.

Условия развития положительных взаимоотношений...

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни.

Уровень игровой деятельности определяет характер, длительность общения детей, а, следовательно, и их взаимоотношения.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Важную роль в жизни ребенкадошкольника играет сверстник.

Кукла — заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст...

Похожие статьи

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во...

ребенок, III, сверстник, игра, выбор, дошкольный возраст, друг друга, показатель удовлетворенности детей, уровень благополучия взаимоотношений, группа.

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

Особенности межличностных отношений детей дошкольного... ребенок, отношение, детский сад, группа, совместная деятельность, дошкольный возраст, действие сверстника, группа детей, рисуночный тест, наличие колебаний.

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во... ребенок, группа, детский сад, сверстник, друг, детский коллектив, дошкольный возраст, игра, эмоциональное благополучие.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сверстник, игра, взаимоотношение, недостаточная

ребенок, совместная деятельность, детский сад, игровая деятельность, взаимоотношение, отношение, игра, дошкольный возраст, Бабаево, Артемово.

Игра как средство формирования межличностных отношений...

ребенок, игра, взаимоотношение, отношение, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, эмоциональная идентификация, развитие личности, действие, взаимодействие.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник, взаимоотношение, взрослый, действие.

Формирование положительных взаимоотношений детей...

На протяжении дошкольного возраста взаимоотношения детей друг с другом существенно изменяются по всем параметрам: содержанию потребности, мотивам и средствам общения.

Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для взаимоотношения детей.

Условия развития положительных взаимоотношений...

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни.

Уровень игровой деятельности определяет характер, длительность общения детей, а, следовательно, и их взаимоотношения.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Важную роль в жизни ребенкадошкольника играет сверстник.

Кукла — заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст...

Задать вопрос