Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (2) июнь 2015 г.

Дата публикации: 05.06.2015

Статья просмотрена: 7045 раз

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования / О. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/185/ (дата обращения: 24.04.2024).

Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики и методики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Основная цель формирования пространственных представлений — совершенствование чувственного опыта пространственного различения и на этой основе создание базы для отражения пространства в понятийно-логической форме [4].

Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает: ориентировку «на себе» и освоение «схемы собственного тела»; ориентировку «на внешних объектах» и выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых; освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, вправо — влево; определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте; определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете; определение пространственного размещения предметов относительно друг друга; определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещения относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются [3, 10].

В дошкольном возрасте особое внимание необходимо уделять практической деятельности, в ходе которой формируются пространственные представления и понятия [2]. Одним из таких видов деятельности является конструирование. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению [7].

При конструировании для развития пространственных ориентировок широко используются игры с использованием развивающего дидактического материала:

-          палочки Х. Кюизенера. Комплект цветных палочек Кюизенера состоит из 116 палочек (призм), которые различаются по цвету (10 цветов), длине [5]. С помощью данного дидактического материала возможно не только делить целое на части, измерять объекты условными мерками, что способствует запоминанию состава числа из единиц, и приближает к математическим действиям. Выкладывая фигуры из альбомов «На золотом крыльце», «Посудная лавка», «Дом с колокольчиками», «Волшебные дорожки», «Страна блоков и палочек» дети развивают пространственные представления и навыки практической ориентировки на плоскости.

-          Логические блоки Дьенеша. Дидактический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; цветом — красные, желтые, синие; размером-большие и маленькие; толщиной-толстые и тонкие [9]. Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики и информатики (алгоритмы, кодирование информации, логические операции), но и способствует развития пространственных ориентировок, в т. ч. в трехмерном пространстве. Игры и упражнения с использованием данного пособия представлены в альбомах «Давайте вместе поиграем», «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Поиски затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь».

-          кубики «Сложи узор» Б. П. Никитина. Дидактический материал «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в большом количестве вариантов [8]. С детьми, имеющими большие трудности в пространственной ориентировке, работу начинают с использования узоров из 4 кубиков. Образец выкладывается педагогом, ребенок конструирует свою фигуру рядом. Затем возможно переходить к использованию печатного образца с сеткой. Если задание вызовет затруднения, педагог может сам выложить часть фигуры из 2–3 кубиков и дать возможность ребенку завершить постройку, либо выложить всю фигуру и разобрать ее. Далее, когда ребенок освоиться с выполнением заданий из 4 кубиков с печатным образцом с сеткой, можно переходить к использованию образцов без сетки. После свободного ориентирования в фигурах из 4-х кубиков можно переходить к складыванию узоров из 9, а затем и 16 кубиков. Работа с каждым набором кубиков строиться по вышеуказанной методике.

-          «Сложи квадрат» Б. П. Никитина. «Сложи квадрат» является упрощенной формой головоломки, где из разных кусочков нужно собрать ровный и целый квадрат. Дидактический материал «Сложи квадрат» представлен тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте. Уровни сложности игры «Сложи квадрат»: I уровень: 2–3 части квадрата, рекомендуемый возраст — для детей 3–4 лет; II уровень: 3–5 части квадрата, рекомендуемый возраст — для детей 4–5 лет; III уровень: 4–7 части квадрата, рекомендуемый возраст — для детей 6–7 лет [8]. Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста. Основная задача пособия «Сложи квадрат» — научится складывать квадрат из 2–7 частей, используя принцип от простого к сложному, развивать навыки пространственной ориентировки и творческого конструирования.

-          «Квадрат» В. В. Воскобовича. Квадрат изготовлен из плотной ткани, на которую с обеих сторон наклеены треугольники из легкого пластика контрастных цветов. Квадрат может быть двух- или четырехцветным. Предназначен для развития у детей мелкой моторики, пространственного воображения, логики. Существует несколько вариантов игр на развитие пространственных представлений с квадратом Воскобовича: ребенок изготавливает фигуры по образцу; взрослый рассказывает сказку ребенку, в процессе рассказа изготовляя ключевые фигуры сказки с помощью квадрата, потом ребенок сам должен собрать фигуры; ребенок с помощью взрослого может придумывать сказку о превращениях квадрата; вместе с ребенком можно придумывать на что еще похожа та или иная фигура [6]. Для начала ребенка в игровой форме знакомят с квадратом: «Знакомимся с квадратом» (обведи квадрат пальчиком, пройди по сторонам, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни уголок и др.); «Играем в прятки» (найди спрятанные квадраты меньшего размера, обведи их пальчиком); «Сложи квадрат разными способами»; «Путешествие в квадрате» (пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам). Далее ребенка учат складыванию фигур. Выделяется общий алгоритм складывания любой фигуры: дети выполняют складывание формы вместе с педагогом по показу; знакомятся их со схемой поэтапного сложения; самостоятельно складывают формы с использованием схемы; проговаривают действия во время складывания; самостоятельно складывают формы по памяти.

-          «Прозрачные льдинки» В. В. Воскобовича. В набор входят 30 квадратных прозрачных пластинок. Одна пластинка полностью окрашена в синий цвет, а на других закрашена только часть квадрата. Задания в инструкции разделены на три группы. В первой группе заданий имеются задачи на анализ геометрических фигур и соотношение части и целого, во второй — на составление квадратов из различных частей и самых разных фигур, а в третий — «Вертикальное домино». Задания направлены на освоение структуры геометрических фигур, их размера; развитие умения составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части; развитие умения конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок, развитие навыка пространственной ориентировки, внимания, памяти, воображения, умения анализировать и сравнивать, развивают творческие способности, речь, мелкую моторику рук [1]. Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу, решаются пространственные задачи.

-          геометрические игры-головоломки «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебнай круг», «Пентамимо». Все эти игры представляют части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала для составления плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей и др.

-          счетные палочки. Выполняя задания по выкладыванию фигур из палочек, включается в работу максимальное количество анализаторов, что в свою очередь позволяет добиваться положительных результатов в запоминании букв, соотнесения графического образа буквы со звуком, правильного расположения элементов каждой буквы [1]. Эти упражнения всегда интересны детям, повышают работоспособность на занятиях, совершенствуют тонкие дифференцированные движения пальцев рук, развивают творческие и речевые способности детей.

Важно, чтобы во время занятий педагог, объясняя детям последовательность выполнения действий, следил за своей речью, точно и правильно употреблял пространственные понятия, четко отражал в своей речи пространственное взаиморасположение элементов и т. д. Желательно, чтобы педагог чаще просил самого ребенка рассказать о том, что он сейчас делает, что будет делать потом. Речь в данном случае также выступает как способ анализа наглядной ситуации или двигательных действий, которые, в свою очередь, мотивируют речевую деятельность и способствуют формированию системы лексико-грамматических средств языка, отражающих все многообразие пространственных отношений между предметами. Необходимо побуждать детей самостоятельно использовать пространственные понятия для более осмысленного освоения пространства и обеспечения переноса усвоенных знаний и умений в другие виды деятельности. Детям можно предложить повторить за взрослым, а затем самостоятельно рассказать об условиях проведения игр и о порядке выполнения действий в игре.

 

Литература:

 

1.                  Ахальцева, Е. Н. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед — 2008. — № 4. — С.4–21.

2.                  Бурачевская, О. В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 139–142.

3.                  Бурачевская, О. В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 840–846.

4.                  Бурачевская, О. В. Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 1235–1238.

5.                  Комарова, Л. Д. Игры и упражнения по обучению математике детей 5–7 лет / Л. Д. Комарова — М., 2011.

6.                  Малиованова, Е. Л. Развитие пространственных представлений как профилактика неуспеваемости // Дошкольное воспитание — 2008. — № 11. — С.67–74.

7.                  Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / В. А. Езикеева, Т. С. Комарова, Е. В. Лебедева, Н. Б. Халезова — М., 1991.

8.                  Никитин, Б. П. Интеллектуальные игры / Б. П. Никитин — Самара, 2000.

9.                  Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. — М., 2004.

10.              Burachevskaya, O. V. The development of spatial perception and spatial representations in preschool children with General speech underdevelopment// European Applied Sciences: challenges and solutions, proceedings of the 2nd International scientific conference. ORT Publishing. Stuttgart. 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дидактический материал, квадрат, фигура, часть квадрата, кубик, пространственная ориентировка, рекомендуемый возраст, дошкольный возраст, печатный образец.

Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития пространственных...

дошкольный возраст, ребенок, фигура, дидактический материал, функция, квадрат, игра, пространственная ориентировка, дидактическое пособие, кубик.

Методика работы по развитию представлений о форме у детей...

Влияние дидактической игры на формирование математических... Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. 1. Игры с геометрическими фигурами.

Математическое моделирование в детском саду

Часто развитие математических представлений у детей дошкольного возраста связывают с подготовкой к обучению в школе.

Дети вместе с родителями собирают разноцветные коврики из 5 частей по номерам в дидактической игре «Сложи квадрат».

Психолого-педагогический подход к развитию...

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление, пространственное моделирование, пространственная ориентировка, пространственная ориентация, собственное тело...

Формирование математических представлений у детей старшего...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, фигура, задание, день недели, детский сад, лист бумаги.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание, фигура, лист бумаги, детский сад. Уголок занимательной математики как средство формирования... Занимательный математический материал в дошкольные и последующие...

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)».

сенсорное развитие, дошкольный возраст, дети раннего возраста, дидактические игры.

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Игровой материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трёх цветов. Правила игры. Играют двое.

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал.

К вопросу формирования пространственных представлений...

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление, пространственное моделирование, пространственная ориентировка, пространственная ориентация, собственное тело...

Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития пространственных...

дошкольный возраст, ребенок, фигура, дидактический материал, функция, квадрат, игра, пространственная ориентировка, дидактическое пособие, кубик.

Методика работы по развитию представлений о форме у детей...

Влияние дидактической игры на формирование математических... Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. 1. Игры с геометрическими фигурами.

Математическое моделирование в детском саду

Часто развитие математических представлений у детей дошкольного возраста связывают с подготовкой к обучению в школе.

Дети вместе с родителями собирают разноцветные коврики из 5 частей по номерам в дидактической игре «Сложи квадрат».

Психолого-педагогический подход к развитию...

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление, пространственное моделирование, пространственная ориентировка, пространственная ориентация, собственное тело...

Формирование математических представлений у детей старшего...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, фигура, задание, день недели, детский сад, лист бумаги.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание, фигура, лист бумаги, детский сад. Уголок занимательной математики как средство формирования... Занимательный математический материал в дошкольные и последующие...

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)».

сенсорное развитие, дошкольный возраст, дети раннего возраста, дидактические игры.

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Игровой материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трёх цветов. Правила игры. Играют двое.

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал.

К вопросу формирования пространственных представлений...

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление, пространственное моделирование, пространственная ориентировка, пространственная ориентация, собственное тело...

Задать вопрос