Библиографическое описание:

Бурачевская О. В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 55-57.

Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики и методики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Основная цель формирования пространственных представлений — совершенствование чувственного опыта пространственного различения и на этой основе создание базы для отражения пространства в понятийно-логической форме [4].

Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает: ориентировку «на себе» и освоение «схемы собственного тела»; ориентировку «на внешних объектах» и выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых; освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, вправо — влево; определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте; определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете; определение пространственного размещения предметов относительно друг друга; определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещения относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются [3, 10].

В дошкольном возрасте особое внимание необходимо уделять практической деятельности, в ходе которой формируются пространственные представления и понятия [2]. Одним из таких видов деятельности является конструирование. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению [7].

При конструировании для развития пространственных ориентировок широко используются игры с использованием развивающего дидактического материала:

-          палочки Х. Кюизенера. Комплект цветных палочек Кюизенера состоит из 116 палочек (призм), которые различаются по цвету (10 цветов), длине [5]. С помощью данного дидактического материала возможно не только делить целое на части, измерять объекты условными мерками, что способствует запоминанию состава числа из единиц, и приближает к математическим действиям. Выкладывая фигуры из альбомов «На золотом крыльце», «Посудная лавка», «Дом с колокольчиками», «Волшебные дорожки», «Страна блоков и палочек» дети развивают пространственные представления и навыки практической ориентировки на плоскости.

-          Логические блоки Дьенеша. Дидактический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; цветом — красные, желтые, синие; размером-большие и маленькие; толщиной-толстые и тонкие [9]. Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики и информатики (алгоритмы, кодирование информации, логические операции), но и способствует развития пространственных ориентировок, в т. ч. в трехмерном пространстве. Игры и упражнения с использованием данного пособия представлены в альбомах «Давайте вместе поиграем», «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Поиски затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь».

-          кубики «Сложи узор» Б. П. Никитина. Дидактический материал «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в большом количестве вариантов [8]. С детьми, имеющими большие трудности в пространственной ориентировке, работу начинают с использования узоров из 4 кубиков. Образец выкладывается педагогом, ребенок конструирует свою фигуру рядом. Затем возможно переходить к использованию печатного образца с сеткой. Если задание вызовет затруднения, педагог может сам выложить часть фигуры из 2–3 кубиков и дать возможность ребенку завершить постройку, либо выложить всю фигуру и разобрать ее. Далее, когда ребенок освоиться с выполнением заданий из 4 кубиков с печатным образцом с сеткой, можно переходить к использованию образцов без сетки. После свободного ориентирования в фигурах из 4-х кубиков можно переходить к складыванию узоров из 9, а затем и 16 кубиков. Работа с каждым набором кубиков строиться по вышеуказанной методике.

-          «Сложи квадрат» Б. П. Никитина. «Сложи квадрат» является упрощенной формой головоломки, где из разных кусочков нужно собрать ровный и целый квадрат. Дидактический материал «Сложи квадрат» представлен тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте. Уровни сложности игры «Сложи квадрат»: I уровень: 2–3 части квадрата, рекомендуемый возраст — для детей 3–4 лет; II уровень: 3–5 части квадрата, рекомендуемый возраст — для детей 4–5 лет; III уровень: 4–7 части квадрата, рекомендуемый возраст — для детей 6–7 лет [8]. Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста. Основная задача пособия «Сложи квадрат» — научится складывать квадрат из 2–7 частей, используя принцип от простого к сложному, развивать навыки пространственной ориентировки и творческого конструирования.

-          «Квадрат» В. В. Воскобовича. Квадрат изготовлен из плотной ткани, на которую с обеих сторон наклеены треугольники из легкого пластика контрастных цветов. Квадрат может быть двух- или четырехцветным. Предназначен для развития у детей мелкой моторики, пространственного воображения, логики. Существует несколько вариантов игр на развитие пространственных представлений с квадратом Воскобовича: ребенок изготавливает фигуры по образцу; взрослый рассказывает сказку ребенку, в процессе рассказа изготовляя ключевые фигуры сказки с помощью квадрата, потом ребенок сам должен собрать фигуры; ребенок с помощью взрослого может придумывать сказку о превращениях квадрата; вместе с ребенком можно придумывать на что еще похожа та или иная фигура [6]. Для начала ребенка в игровой форме знакомят с квадратом: «Знакомимся с квадратом» (обведи квадрат пальчиком, пройди по сторонам, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни уголок и др.); «Играем в прятки» (найди спрятанные квадраты меньшего размера, обведи их пальчиком); «Сложи квадрат разными способами»; «Путешествие в квадрате» (пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам). Далее ребенка учат складыванию фигур. Выделяется общий алгоритм складывания любой фигуры: дети выполняют складывание формы вместе с педагогом по показу; знакомятся их со схемой поэтапного сложения; самостоятельно складывают формы с использованием схемы; проговаривают действия во время складывания; самостоятельно складывают формы по памяти.

-          «Прозрачные льдинки» В. В. Воскобовича. В набор входят 30 квадратных прозрачных пластинок. Одна пластинка полностью окрашена в синий цвет, а на других закрашена только часть квадрата. Задания в инструкции разделены на три группы. В первой группе заданий имеются задачи на анализ геометрических фигур и соотношение части и целого, во второй — на составление квадратов из различных частей и самых разных фигур, а в третий — «Вертикальное домино». Задания направлены на освоение структуры геометрических фигур, их размера; развитие умения составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части; развитие умения конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок, развитие навыка пространственной ориентировки, внимания, памяти, воображения, умения анализировать и сравнивать, развивают творческие способности, речь, мелкую моторику рук [1]. Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу, решаются пространственные задачи.

-          геометрические игры-головоломки «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебнай круг», «Пентамимо». Все эти игры представляют части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала для составления плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей и др.

-          счетные палочки. Выполняя задания по выкладыванию фигур из палочек, включается в работу максимальное количество анализаторов, что в свою очередь позволяет добиваться положительных результатов в запоминании букв, соотнесения графического образа буквы со звуком, правильного расположения элементов каждой буквы [1]. Эти упражнения всегда интересны детям, повышают работоспособность на занятиях, совершенствуют тонкие дифференцированные движения пальцев рук, развивают творческие и речевые способности детей.

Важно, чтобы во время занятий педагог, объясняя детям последовательность выполнения действий, следил за своей речью, точно и правильно употреблял пространственные понятия, четко отражал в своей речи пространственное взаиморасположение элементов и т. д. Желательно, чтобы педагог чаще просил самого ребенка рассказать о том, что он сейчас делает, что будет делать потом. Речь в данном случае также выступает как способ анализа наглядной ситуации или двигательных действий, которые, в свою очередь, мотивируют речевую деятельность и способствуют формированию системы лексико-грамматических средств языка, отражающих все многообразие пространственных отношений между предметами. Необходимо побуждать детей самостоятельно использовать пространственные понятия для более осмысленного освоения пространства и обеспечения переноса усвоенных знаний и умений в другие виды деятельности. Детям можно предложить повторить за взрослым, а затем самостоятельно рассказать об условиях проведения игр и о порядке выполнения действий в игре.

 

Литература:

 

1.                  Ахальцева, Е. Н. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед — 2008. — № 4. — С.4–21.

2.                  Бурачевская, О. В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 139–142.

3.                  Бурачевская, О. В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 840–846.

4.                  Бурачевская, О. В. Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 1235–1238.

5.                  Комарова, Л. Д. Игры и упражнения по обучению математике детей 5–7 лет / Л. Д. Комарова — М., 2011.

6.                  Малиованова, Е. Л. Развитие пространственных представлений как профилактика неуспеваемости // Дошкольное воспитание — 2008. — № 11. — С.67–74.

7.                  Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / В. А. Езикеева, Т. С. Комарова, Е. В. Лебедева, Н. Б. Халезова — М., 1991.

8.                  Никитин, Б. П. Интеллектуальные игры / Б. П. Никитин — Самара, 2000.

9.                  Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. — М., 2004.

10.              Burachevskaya, O. V. The development of spatial perception and spatial representations in preschool children with General speech underdevelopment// European Applied Sciences: challenges and solutions, proceedings of the 2nd International scientific conference. ORT Publishing. Stuttgart. 2015.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов