Библиографическое описание:

Зотеева В. В. Речевое развитие дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 60-62.

Задание: Подбор дидактических игр по формированию словаря.

1.      на обогащение речи (словарного запаса)

2.      на обогащение лексического значения слова

3.      на формирование обобщенного понятия

4.      на подбор слова антонимы- синонимы

5.      на введение в речь детей эмоционально- оценочной лексики

№ п/п

Название игры

Возрастная группа

Цель игры

Учебное пособие

1.

«Какой цветок»

 

 

 

«Что делаете»

средняя группа

 

 

средняя группа

- учить описывать предложенное растение, развивать умение подбирать прилагательные, обогащать словарный запас

— развивать речь детей, обогащать словарь, обучать выбору глаголов обозначающих действие человека.

www.maam.ru/detskijsad...

(интернет ресурс)

2.

«Кто? Что?»

 

 

«Кто больше?»

средняя группа

 

средняя группа

Игровые упражнения направлены на обогащение лексического значения слова, развитие речи детей.

Nsportal.ru/detskiy-sad…

(интернет ресурс)

3.

«Я знаю много названий»

 

«Я знаю пять названий»

средняя группа

 

средняя группа

Закреплять обобщенное значение слов.

Закреплять слова, входящие в группу обобщенных понятий.

nsportal.ru

(интернет ресурс)

4.

«Найди другое слово»

 

«Высокий- низкий»

средняя группа

 

средняя группа

На подбор слова антонимы- синонимы.

Учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

Косинова Е. «Уроки логопеда». Москва 2009

5.

«Определить эмоциональные состояния по картинкам»

старшая группа

Оценить и назвать эмоциональные состояния по картинкам

Do.gendocs.ru

(интернет ресурс)

 

Пример игр:

1.      «Я знаю пять названий» на обобщенное понятие.

ЦЕЛЬ: закреплять слова, входящие в группу обобщенных понятий.

ХОД ИГРЫ: Дети перебрасывают мяч друг другу и по очереди называют слова на предложенную воспитателем тему:

Воспитатель: я знаю пять названий фруктов.

Дети (по очереди): ананас — груша — яблоко — виноград — киви.

И так далее.

2.      «Я знаю много названий» на обобщенное понятие.

ЦЕЛЬ: закреплять обобщенное значение слов.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель начинает, а дети продолжают. «Я знаю много названий зверей: заяц, медведь…, цветов: мак, роза…овощей: морковь, репа…, насекомых: комар, оса… и т. д.

3.      «Найди другое слово» на подбор слова антонимы- синонимы.

ЦЕЛЬ: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

ХОД ИГРЫ:

— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)

— Качели папа делал летом. Но вот наступила... зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее).

— Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек).

— Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках, и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)

— Придумайте предложения со словом «крепкий».

— Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.

— Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

4.      «Высокий — низкий» на подбор слова антонимы- синонимы.

ЦЕЛЬ: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

ХОД ИГРЫ: К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка.

— Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы.

Высокая — низкая (елка — елочка), длинный — короткий (карандаш), широкая — узкая (лента), грустное — веселое (лицо девочки), глубокая — мелкая (тарелка), чистый — грязный (мальчик).

На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река — ручей, клубника — земляника.

— Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал большой дом и маленький домик». «Река глубокая, а ручей мелкий». «Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие».)

— Послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян «Маша обедает»:

...Никому отказа нет,

Подан каждому обед:

Собачке — в миске,

В блюдечке — киске,

Курочке-несушке —

Пшена в черепушке,

А Машеньке — в тарелке,

В глубокой, не в мелкой.

— Что бывает глубоким и мелким? Как ты понимаешь выражение: глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); мелкая река (имеет небольшую глубину); мелкий дождь (несильный); мелкий песок (некрупный).

 

Литература:

 

1.      Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 400 с.

2.      Арушанова А. Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание, 1993 г., № 10.

3.      Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. — М.: Мозаика — Синтез, 2002. –272 с.

4.      Арушанова А. Г. Старшая группа: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание, 1997, № 1.

5.      Баймуратова Б. Б. Методика развития речи. — Алматы: Мектеп, 1987 г.

6.      Баймуратова Б. Б. Разработка уроков для подготовки детей к школе. — Алматы; 1991 г. — 203 с.

7.      Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981 г., 255 с.

8.      Володина В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5–6 лет // Дошкольное воспитание, 2002 г., № 8, С. 52.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов