Библиографическое описание:

Проскурина Т. Е., Копаева Е. Н., Бокова Е. Ю. «Загадки родного леса». Конспект организованной образовательной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 52-55.

Программное содержание: Воспитывать доброжелательное отношение к живой природе. Закрепить знания детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (лиственный, хвойный). Продолжать знакомить с представителями живой природы: дикими животными, насекомыми, растительностью. Формировать нравственные качества и уважительное отношение к растительному и животному миру природы. Продолжать учить нетрадиционной технике рисования. Развивать зрительное восприятие, фантазию, воображение, речь.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: Наблюдения за деревьями, насекомыми на территории ДОУ, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, рисование деревьев в свободное время.

Оборудование: Мультимедийная презентация «Загадки родного леса», карточки к дидактической игре «Берегите природу», карточки к игре «Посадим лес», магнитная доска, звукозапись для физминутки, черный картон, белый мел, гуашь зеленая, целлофан, простой карандаш, баночки под воду, салфетки, пена для бритья, шапочки гномиков на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель: — Ребята, я сегодня получила письмо от Старичка-Лесовичка, послушайте, что он пишет.

«Здравствуйте ребята. Я Старичок-Лесовичок прошу вас помочь мне. Злая колдунья заколдовала мой лес, а помочь можете только вы, если выполните все задания. Пожалуйста, найдите сундучок, в нем лежит конверт с заданиями. До свидания. Жду вашей помощи».

Воспитатель: Поможем Лесовичку? Посмотрите, где-то должен быть сундучок.

(дети находят сундучок, в нем лежит конверт с заданием).

Вы не боитесь отправляться в лес?

— Только беда нам попасть можно только в заколдованном виде.

— Мы превратимся в гномиков, скажем волшебные слова.

«Раз, два, три наклонись.

Раз, два, три повернись.

Раз, два, три покружись.

И в лесу ты окажись».

(Дети надели на голову шапочки гномиков).

Воспитатель: — Вот мы и в лесу (на экране изображены деревья без листвы).

Воспитатель: — Посмотрите, ребята, что это такое?

Дети: Все деревья стоят без листвы.

Воспитатель: Действительно злая колдунья заколдовала лес, но мы сможем расколдовать, если выполним все задания.

Задание № 1.

Помогите расколдовать лес.

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Посадим лес». На столе лежат плоскостные изображения деревьев. Вы должны отобрать те, которые могут расти в лесу, и расположить их на фланелеграфе. (дети размещают деревья).

Воспитатель: — Какие деревья, растут в лесу? (на экране изображены береза, клен, дуб, осина)

Дети: Береза, клен, рябина, дуб, осина.

Воспитатель: — Как называется такой лес?

Дети: Такой лес называется лиственный.

Воспитатель: – А какие еще растут деревья в лесу? (на экране изображены ель, сосна).

Дети: В лесу растут елочки ель, сосна.

Воспитатель: — Как называются такие леса?

Дети: Такие леса называются хвойные.

Воспитатель: — Чем отличаются лиственные леса от хвойных?

Дети: У хвойных деревьев маленькие иголочки — хвоинки, а у лиственных листочки. Лиственные деревья осенью сбрасывают листву, а хвойные деревья и зимой и летом стоят зеленые.

Воспитатель: — А если в лесу растут и лиственные и хвойные деревья, как называется такой лес?

Дети: — Такой лес называется смешанный.

Воспитатель: — Какой можно сделать вывод?

Дети: — Лес — это место, где растет много разнообразных деревьев. Живут птицы дикие животные, растут грибы и ягоды.

Воспитатель: — А вы знаете пословицы о лесе?

Дети: «Лес богатство и краса, береги свои леса».

«Враг природы тот, кто леса не бережет».

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса — посади».

Воспитатель: — Ребята мы справились с первым заданием. Посмотрите на экран, какой красивый лес. (на экране изображение леса).

Воспитатель: Давайте прочитаем второе задание.

Задание № 2

Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Воспитатель: — Сейчас мы проведем игру «Береги природу». На столе лежат карточки, что можно делать в лесу и чего нельзя. Найдите карточки, где изображено чего нельзя делать в лесу. (дети выставляют карточки на магнитную доску и объясняют почему выбрали именно эти карточки.)

Воспитатель: — Какой можно сделать вывод?

Дети: В лесу нельзя: разводить костер, брать животных домой, нельзя разбивать стеклянные бутылки, громко слушать музыку, оставлять после себя мусор, срывать первоцвет — ландыши, подснежники, мать и мачеху, разрушать муравейники.

Воспитатель: — Я предлагаю немножко отдохнуть и провести упражнение для глаз. «Лесные жители». (на экране игра на зрительное восприятие, дети следят, к кому идет ежик, и называют дорожки соответствующего цвета).

Воспитатель: — Ребята, какие животные могут жить в лесу?

Дети: В лесу живут волки, лисы, зайцы, белки, ежи, медведи. (дикие животные)

Воспитатель: — Давайте выполним третье задание.

Задание № 3

Расскажите все, что вы знаете о диких животных.

(Дети рассказывают о каждом животном).

Медведь просыпается от зимней спячки. Зимой у медведицы рождается медвежонок.

— Весной зайцы меняют свои шубки белые на серые, чтобы не попасть в лапы волку и лисе.

— Белка меняет свою серую шубку на рыжую. У нее сильные задние лапы, пушистый хвост. Он помогает белке как парашют держаться в воздухе.

— Ежи просыпаются весной от зимней спячки. В лесу они ловят насекомых, мышей и питаются ими. Если еж почувствовал опасность, то он сворачивается в клубок и защищается своими иголками.

Воспитатель: Мы справились и с этим заданием, посмотрите на экран. В лесу у Старичка-Лесовичка появились дикие животные. Я думаю, мы можем помочь расколдовать лес.

(на экране изображение диких животных).

Воспитатель: — Ребята, только дикие животные живут в лесу, или еще кто?

Дети: В лесу живут насекомые.

Задание № 4

Каких насекомых можно увидеть в лесу?

Дети: В лесу живут бабочки, пчелы, кузнечики, стрекозы, муравьи. (на экране изображение насекомых).

Воспитатель: — Когда мы играли в игру «Береги природу» вы сказали, что нельзя разрушать муравейник. Почему?

Дети: Муравьи уничтожают вредных насекомых, они рыхлят почву. (на экране муравейник)

Воспитатель: Сейчас мы с вами отдохнем на ковре и потом продолжим нашу деятельность.

Физкультминутка. Дети на ковре с закрытыми глазами отдыхают под музыку. (на экране лес).

Воспитатель: Нам осталось выполнить последнее задание.

Задание № 5

Оживить лес помогут ваши рисунки.

Воспитатель: Я предлагаю нарисовать деревья с зелеными листочками и подарить их лесным жителям. Так мы поможем Старичку-Лесовичку.

Нетрадиционная техника рисования.

(На столах лежит черный картон, пена для бритья, зеленая гуашь, целлофан, салфетки, белый мел, простой карандаш.)

Техника рисования

На черный картон нанести с помощью белого мела ствол березы и заштриховать его, с помощью простого карандаша нанести на ствол черные черточки. Смешать пену для бритья и зеленую гуашь, целлофан смять и с помощью целлофана нанести листья на ствол дерева.

(Дети садятся за столы и рисуют.)

На экране появляется Старичок-Лесовичок. «Ребята вы справились со всеми заданиями и помогли расколдовать лес, а ваши рисунки я подарю лесным жителям. Спасибо вам за работу. (На экране изображен лес: птицы, животные, грибы ягоды, насекомые).

Воспитатель: Мы справились с заданиями и помогли Лесовичку вернуть его красивый лес.

Воспитатель: — Ребята вы хотите вернуться домой. Нам необходимо превратиться опять в ребят, мы произнесем волшебные слова.

«Раз, два, три наклонись.

Раз, два, три повернись.

Раз, два, три покружись.

И дома окажись». (дети снимают шапочки гномов)

Вот мы и опять дети. Вам понравилось в лесу? Что вам понравилось? Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за вашу работу.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов