Библиографическое описание:

Захарчук А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 25-27.

В статье раскрыт педагогический подход к формированию представлений о малой Родине, рассмотрены этапы, методы и средства формирования представлений о малой родине у старших дошкольников.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, патриотическое воспитание, малая родина, региональные особенности, любовь, уважение.

 

Постановка проблемы. Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед образованием на современном этапе, выступает проблема становления ценностного отношения к малой родине, воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста. Особенно важна она в период дошкольного детства, в котором складываются первоосновы для дальнейшего развития нравственных чувств ребенка, в том числе ценностного отношения к малой родине. Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей.

Цель статьи: раскрыть возможности образовательной деятельности для формирования у детей представлений о малой родине и Отечестве.

Актуальность проблемы. Одна из наиболее актуальных проблем воспитания подрастающего поколения сегодня — это проблема патриотического воспитания.

На сегодняшний день, в период нестабильной обстановки в обществе, возникает необходимость обратиться к лучшим традициям русского народа, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Приобщение дошкольников к отеческому наследию воспитывает такие качества личности ребенка как гордость за свою малую родину, уважение к земле, на которой он живет. На сегодняшний день необходимость формирования представлений о малой родине у детей дошкольного возраста связана с социальным запросом общества, поскольку, чем полнее, содержательнее и глубже, будут знания детей о родном крае, его природе, традициях, его лучших людях, тем более действенными окажутся они в нравственно-патриотическом воспитании.

Анализ литературы. Обзор методической и психолого-педагогической литературы и исследований, посвященных изучаемой проблеме, показал, что корни данной проблемы уходят в советскую педагогику, где над этими вопросами работали в рамках интернационального, нравственно-патриотического и гражданского воспитания: В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Т. И. Богомолова, С. А. Козлова и другие. В современной педагогике появились новые подходы к данной проблеме, в частности работы С. А. Козловой в рамках ознакомления дошкольников с социальной действительностью, Э. К. Сусловой в рамках воспитания культуры межнационального общения, Е. Б. Алтабаевой в рамках организации историко-краеведческой работы, и многих других. Исследования содержат отдельные стороны ознакомления детей с малой Родиной, раскрывают методы и приемы работы, отображающие региональные особенности. Но, на сегодняшний день нет единой последовательной системы работы с детьми, отражающей всю полноту данного вопроса.

В каждом городе, в каждом селе, в каждом населенном пункте есть свои региональные особенности, особенности исторического развития, специфические черты культуры и традиций, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю.

По словам Н.Мельниковой [3], задача работы воспитателя с дошкольниками в процессе формирования представлений о малой родине — раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути родной ему земли.

В процессе работы, по мнению Е. Ю. Александровой[5], важно выделить все лучшее в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.

Изложение основного материала. Целью процесса формирования представлений о малой Родине при работе с дошкольниками должно стать создание таких условий для их воспитания, при которых оно осуществлялось бы не только в процессе освоения программных знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Шире познакомить с родным краем, помочь детям освоить и понять его историю, культуру, принять участие в созидательной деятельности — в этом заключаются основные задачи данной работы.

В процессе работы выделяет Ю. Е. Антонов [2] следующие представления о малой Родине, которые необходимо сформировать в старшем дошкольном возрасте:

-                   Представления о природе родного края (об особенностях, климата, растительности, многообразии деревьев, цветов, трав и т. п.)

-                   Представления о животном мире родного края (многообразие животных, птиц, насекомых, особенности их жизни и значение для малой родины).

-                   Представления об истории родного города, села, края (представления о возникновении города, его основателях, о коренном населении, важных исторических событиях, протекавших в данном регионе, исторических личностях, внесших вклад в развитие родного края).

-                   Представления о достопримечательностях и исторических местах родного города (о памятниках архитектуры, музейных комплексах и пр.).

-                   Представления о символах региона, города (о флаге, гербе как области, так и города, их цветовой символике, о значении каждого элемента на гербе и пр.).

Формами работы по формированию представлений о малой родине могут выступать:

-                    Экскурсии к историческим памятникам, по улицам города, в музеи.

-                    Прогулки по памятным местам родного края.

-                    Просмотр фильмов и презентаций о родной земле, о подвигах людей.

-                    Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой родине.

-                    Встречи со знаменитыми деятелями культуры, искусства, ветеранами родного города.

-                    Использование дидактических игр, заданий, игровых упражнений для закрепления материала.

-                    Проведение тематических выставок, изготовление сувениров, альбомов, буклетов.

-                    Музыкально-театрализованная деятельность [3].

Вся работа по формированию представлений о малой родине у старших дошкольников должна строиться последовательно, поэтапно с учетом возрастных особенностей.

Система и последовательность работы может быть представлена следующим образом: 1. Семья. 2. Детский сад. 3. Улица. 4. Район. 5. Город [1].

Первым этапом работы должно стать воспитание любви к семье, с помощью которой считается возможным привить любовь к Родине. Педагогу следует раскрыть «большое через малое», позволить детям уловить зависимость между деятельностью человека и жизнью всех людей — вот что является главным на данном этапе.

Продолжая работу, необходимо отобрать доступные ребенку данного возраста знания по направлениям: природа и мир животных; труд людей, традиции, общественные события и т. д.

Далее в процессе работы нужно показать детям, что родной город имеет свои сложившиеся традиции, славен конкретными достопримечательностями, памятными местами, историческими объектами, лучшими людьми. Сначала внимание детей должно быть привлечено к тем объектам, которые расположены в непосредственной близости к детям, и являются их постоянным объектом наблюдения: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., необходимо дать понятия детям об их назначении, обратить внимание детей на то, что все это создано для удобства людей. Далее диапазон объектов, с которыми необходимо знакомить старших дошкольников, расширяется. Ими становятся: район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям нужно объяснить, в честь кого они воздвигнуты, с чем связано название улицы, на которой живет ребенок и прилегающих к ней улиц. Для этого можно использовать экскурсии по городу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей.

В воспитании и обучении дошкольников большое значение имеет пример взрослых, а особенно близких ребенку людей. В связи с этим необходимо на конкретных фактах из жизни старших членов семьи привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что необходимо любить свой родной край, бережно относиться к его истории и традициям, сохранять и приумножать его богатства. С этой целью в работе с детьми важным условием является тесная взаимосвязь с родителями дошкольников. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению детей к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Планирование работы по формированию представлений о малой родине у старших дошкольников можно осуществлять по таким темам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Мой район», «Растительный мир родного края», «Животный мир родного края», «Черное море», «Герб нашего города», «Символы города», «Знаменитые люди города», «Памятники города», «Святыни родной земли», «Мы — патриоты», «За что мы любим свой город». Работа по каждой теме должна включать проведение занятий, игр, экскурсий, свободную деятельность детей, праздники и развлечения.

В процессе работы необходимо отбирать только те знания, которые будут доступны детям данного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего района, своей малой родины.

Успех ознакомлении детей с малой родиной может быть достигнут в полной мере только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города.

Выводы. Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед образованием на современном этапе, выступает проблема становления ценностного отношения к малой родине, воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста. Задача работы воспитателя с дошкольниками в процессе формирования представлений о малой родине — раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути родной ему земли. В процессе работы важно выделить все лучшее в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. Вся работа по формированию представлений о малой родине у старших дошкольников должна строиться последовательно, поэтапно с учетом возрастных особенностей. Формами работы по формированию представлений о малой родине могут выступать: экскурсии, прогулки, просмотр фильмов и презентаций, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой родине, встречи со знаменитыми людьми, дидактические игры, тематические выставки, праздники, развлечения.

 

Литература:

 

1.                  Алтабаева Е. Б. Организация историко-краеведческой работы в дошкольном учебном заведении. Учебно-методическое пособие/ Е. Б. Алтабаева. Севастополь: Рибэст, 2011. — 108 с.

2.                  Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова — М.:АРКТИ, 2003–168с.

3.                  Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм/ Н.Мельникова // Дошкольное воспитание. 2006. № 10. С.82–85.

4.                  С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред.Л. А. Кондрыкинской. М.: ТЦ Сфера, 2004–192с.

5.                  Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты и разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова и др. — Волгоград: Учитель, 2007–203с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов