Библиографическое описание:

Шаповалова О. М. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 41-43.

Постановка проблемы. Воспитание здоровых детей — один из самых главных вопросов семьи и дошкольного образовательного учреждения. Лучшим вариантом является тот факт, если здоровый образ жизни поддерживается родителями. Но часто семья, занятая работой с одной стороны, не даёт детям собственный пример здорового образа жизни, а со второй не противостоит негативным внешним воздействиям. В этих условиях увеличивается роль дошкольного образовательного учреждения как основного звена в создании образовательной работы с детьми.

Цель статьи. Обзор основных ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ с семьей.

Анализ литературы. Проблема сбережения здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение во многих исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов. Подтверждение связи физического и психического состояния человека нашло свое отражение в исследованиях И. С. Бериташвили, Н. А. Берштейна, В. М. Бехтерева, С. П. Боткина, Л. Р. Лурье, А. Ю. Рахнера и др.; проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л. А. Абрамян, И. В. Дубровиной, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Я. З. Неверович, Т. А. Репиной, М. Ю. Стожарова и др.; взаимосвязь физиологического и психического развития была доказана в трудах таких психологов, как П. П. Блонский, Л. Выготский, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Тепловая и др.; на значимость трудностей формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А. А. Бодалева, А. Л. Венгера, В. Д. Давыдова, М. И. Лисиной, А. В. Мудрика, И. П. Подлас, В. А. Сластенина, Э. А. Смирновой.

Изложение основного материала. Детские годы — это чудесная пора в жизни людей: время, когда формируются здоровье и личность, опыт приобретённый в детстве значительно влияет на взрослую жизнь человека. С рождения рядом с ребёнком присутствуют главные в его жизни люди, мама и папа. Но на конкретном этапе жизни малыш вступает в детский сад. Теперь вокруг него взрослые и дети, которых он раньше не знал, его жизнь меняется. Главная цель воспитателя создать условия, которые обеспечат воспитание счастливых, физически и психически сформированных, здоровых детей. Эти цели и задачи не смогут воплотится в жизнь без совместной работы педагогов и семьи, а также нужно учитывать индивидуальность и интересы детей. Родители педагоги соединены преемственностью и именно это упрощает непрерывность воспитание детей. Однако, следует помнить и знать, что воспитание ребёнка — это не соревнование, где участвуют семья и педагог, здесь важна не параллельность воспитания и обучения, а правило взаимопомощи. Существенным условием считается налаживание доверительного контакта между семьёй и работниками ДОУ, во время которого меняются воспитательные принципы родителей и воспитателей [4, c.132].

Сегодняшний социум, его развитие с большой скоростью, введение новых информационных технологий требуют всё более высоких требований к современным людям и их здоровью. Одной из главных проблем XXI века является проблема сбережения и укрепления здоровья.

Главными социальными структурами, определяющими уровень здоровья детей, являются семья и ДОУ. Сегодняшний дошкольник поступая в дошкольное учреждение имеет отклонения в физическом развитии и здоровье: неправильную осанку, лишний вес, задержки в развитии скорости, ловкости, координации движений. Причин для этого множество, одна из них — это некомпетентность семьи в вопросах физического воспитания детей.

Уже с младенчества у детей необходимо планомерно и систематично совершенствовать и развивать все системы и функции организма, научить управлять свои телом, заботиться и беречь своё здоровье, развивать двигательные навыки, знакомить с последствиями вредных привычек [6, с.51].

Детский сад — это единственный общественный институт, где каждый день вступает в контакт семья и где происходит их постоянное педагогическое обучение. Именно поэтому дошкольные учреждения могут оказывать прямое влияние на родителей воспитанников. Функции, задачи и цели у ДОУ и семьи различны, но для полноценного воспитания и обучения детей желательно, и даже необходимо, их тесное взаимодействие. От того как взаимодействуют родители и ДОУ зависит уровень педагогической образованности родителей, результат — степень воспитания детей. Только целенаправленная деятельность семьи и детского сада даст положительные результаты в воспитании здорового ребёнка, но здесь важна поддержка и желание сотрудничества. Улучшение и формирование близкой взаимосвязи и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи гарантируют хорошие условия для жизни и формирования здорового малыша, гармоничной личности.

Для поиска верных способов сохранения и укрепления здоровья детей, необходимо прямое участие родителей в оздоровлении детей, привлечение их к здоровому образу жизни, возможна организация традиций физического воспитания в семье. Главным методом реализации совместной работы воспитателя и семьи выступает организация их совместной деятельности в воспитании, где родители не просто наблюдатели, а активные, заинтересованные участники. Исключительно при условии осуществления преемственности физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и семьи ребёнка дошкольного возраста, направленной деятельности взрослых будет гарантирована положительная динамика характеристик, отвечающих за здоровье детей в целом [5, с.12].

Под сотрудничеством ДОУ и семьи подразумевается общее определение целей и задач оздоровительной работы с детьми, рассредоточение сил и средств учитывая возможности каждого участника, коллективная проверка и оценка результатов совместной деятельности, а затем и прогноз новых целей, задач и результатов. Главной задачей сотрудничества ДОУ с семьёй ребёнка является обеспечение лёгкого привыкания ребёнка к детскому саду во время адаптации. Планируя работу с родителями на начальном этапе необходимо дать объективную оценку состоянию здоровья, физического и двигательного развития детей, сделать прогноз на их улучшение; обозначить одинаковые подходы к распорядку дня, питанию, условиям физической деятельности ребёнка.

Взаимодействуя семья и ДОУ должны искать новые формы и методы к физическому и оздоровительному развитию детей, несмотря на содержание всей физкультурной программы детского сада, анализируя внешние воздействия и проведя мониторинг состояния здоровья всех детей, учитывая и используя особенности молодого организма.

Планирование совместной работы с родителями должно строиться на конкретных принципах, которые в полной мере будут отражать ее содержание, организацию и методику:

1.         Общность, которая достигается в единстве целей и задач формирования и развития здорового ребёнка, когда родители прислушиваются к педагогам и следуют их рекомендациям, а воспитатели поддерживают семейные традиции в физическом воспитании детей.

2.         Последовательная и систематичная работа в течение всего учебного года в детском саду и во время пребывания ребёнка в домашних условиях.

3.         Личностный подход к дошкольнику и его родителям, учитывая индивидуальные особенности каждого.

4.         Взаимодоверие между семьей и педагогами учитывает критику, признание авторитетов.

Согласно этим принципам порядок работы с семьёй состоит из:

1.         Знакомство родителей с состоянием здоровья и развитием дошкольника.

2.         Активное участие в разработке новых программ направленных на оздоровление детей.

3.         Проведение санитарно-просветительской работы с родителями, пропаганды за здоровый образ жизни, ознакомление с правильным режимом дня с учётом особенностей молодого организма, правильным питанием, физкультурно-оздоровительными технологиями (самомассаж, закаливание, профилактика плоскостопия и т. д.).

4.         Создание уголков здоровья, папок передвижек, библиотеки для родителей для ознакомления с лечебно-профилактическими мероприятиями, направленными на оздоровление дошкольников.

5.         Проведение консультаций, бесед с участием медицинского персонала и психолога, родителей, имеющих положительный опыт по физическому воспитанию у детей.

6.         Участие семьи в физкультурных мероприятиях, организация дней здоровья.

Ответственным лицом со стороны дошкольного учреждения за работу направленную на повышение педагогической культуры родителей воспитанников несет руководитель учреждения. Все этапы, цели и задачи взаимодействия ДОУ с семьёй обозначаются в годовом плане, более точно разрабатываются в календарном плане руководителя, методиста и руководителя по физической культуре [6,с.64].

Хорошие результаты достигаются только в целенаправленной и систематичной работе всего коллектива ДОУ, сюда привлекают медсестру, логопеда, психолога, руководителей всех кружков и самое главное родителей. Лучшими формами совместной работы дошкольного образовательного учреждения с родителями считаются:

-          Родительские собрания;

-          Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья;

-          Дни открытых дверей;

-          Домашние задания;

-          Ознакомление с положительным опытом семейного физического воспитания и развития;

-          Создание библиотеки для родителей по организации физического воспитания в семье;

-          Выпуск газеты.

Вывод. Педагогам дошкольного учреждения необходимо доказать родителям и показать собственным примером, демонстрируя его в воспитании и развитии физически развитых детей, что занятия физической культурой является необходимым условием для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Большое значение имеет приобщённость семьи к спортивным мероприятиям, ведь в будущем у них вырастет здоровый, занимающийся спортом человек. Необходимо участие родителей в жизни детского сада где большую часть времени растут и развиваются их собственные дети, важна их помощь педагогам в осуществлении воспитательно-образовательного процесса.

Привлечение родителей в жизнь детского сада принесет пользу и дошкольному образовательному учреждению, и родителям. Важно, чтобы родители могли посещать своих детей и видеть, как они живут в детском саду, как строится их день и жизнедеятельность на протяжении всего дня. Положительный результат от взаимодействия семьи и дошкольного учреждения во многом зависит от того, насколько воспитатель знает родителей, их взаимоотношения с собственными детьми, потребности, стремления каждого. ведь только в таком союзе «Детский сад — Родители» возможно воспитать гармоничную личность ребенка.

 

Литература:

 

1.      Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. — Кемерово, 1981. — 198 с.

2.      Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа / / Дошкольное воспитание. — № 4. — 2003. — С.44.

3.      Доскин В. А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / Доскин В. А., Л. Г. Голубева Л. Г. — М.: Просвещение, 2002.- 156с.

4.      Змановская Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. — М.: Медицина, 1989.-258с.

5.      Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986. — 304 с.

6.      Тонкова-Ямпольская Р. В., Черток Т. Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста: (от рождения до 7 лет). — М.: Просвещение, 1987. — 224 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов