Библиографическое описание:

Гильманова Л. В., Штягина Л. А., Штягина Н. А. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 57-60.

В статье раскрываются теоретические аспекты формирования временных представлений дошкольников, а так же пути и средства развития «чувства времени».

Ключевые слова:формирование временных представлений, дети дошкольного возраста, пути, средства.

 

Время — это одно из звеньев реальности, в которой мы существуем. Все события окружающей действительности мира протекают во времени. Оно дисциплинирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его ходу, хотя порой этого не замечаем.

Современная жизнь отличается резкой сменой ритмов, нехваткой времени и невиданными скоростями. Сегодня человеку любой профессии и возраста требуется умение тонко его чувствовать и рационально им использовать. Поэтому современному человеку необходимо уметь перестраиваться в меняющихся условиях, быстро реагировать на время.

Многие педагоги занимались изучением формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста. Так, Я. А. Каменский в «Великой дидактике» указывал, что в к шести годам у ребенка должна быть заложено ядро для многих последующих занятий. Он указывал, что обучение дошкольников необходимо пройти «первые шаги хронологии» [2].

По мнению Ф. Фребеля, первые представления о времени ребенок должен усвоить в процессе практических игр, на играх и на занятиях с обучающим материалом.

Е. И. Водовозову интересовал вопрос об объеме знаний для дошкольников. Она считала, что детям достаточно знать последовательность дней недели, очередность времен года. Она предлагала освоить детям такие понятия как «полдень», «сумерки», познакомить со сторонами света [1].

Под руководством А. М. Леушиной были разработаны содержание и методы формирования у дошкольников временных представлений. Усвоение дошкольниками абстрактных понятий осуществлялось через усвоение практических действий и в практико-ориентированной деятельности. Содержание временных понятий, разработанных А. М. Леушиной широко представлено в образовательных программах. Это явилось существенным отличием от зарубежных образовательных программ[3].

Интересны теоретические аспекты и практические рекомендации М. И. Васильевой по развитию временных представлений. В ее работах описано роль времени в регуляции поведения и деятельности ребенка. Результат работы заключается в том, что дошкольники стали более быстро выполнять определенные действия, экономно его расходовать на выполнение бытовых процессов.

Р. Чуднова предлагает способы обучения ориентировки во времени. Автор рекомендует широко использовать картинки и художественное слово: пословицы, рассказы, стихотворения, загадки. Для совершенствования знаний о времени Р. Чуднова разработала наглядные модели «Части суток», «Дни недели», «Времена года» — символы года и сезонов. При использовании данного материала, автор рекомендовала учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников [7].

Т. Д. Рихтерман также выявляет основные специфические стороны восприятия времени детьми, уточняет задачи, предлагает разнообразные приемы работы. Автор предлагает знакомство с частями суток на наглядной основе — используя картинки, отражающие деятельность детей в различные части суток. Далее автор предлагает перейти на усвоение картинок с изображением, где каждое время суток обозначается различным цветом. Т. Д. Рихтерман для обобщения знаний о времени предлагает знакомить старших дошкольников с календарем как системой мер времени [5].

Так же Е. И. Щербакова изучала формирование у дошкольников временных представлений и понятий (сутки, неделя, год), некоторые свойства времени (одномерность, текучесть, необратимость), а так же интересовалась первичной практической ориентировкой во времени. Она разработала объемную модель времени в виде спирали, каждый завиток которой в зависимости от решения конкретной дидактической задачи наглядно показывал движения изменения процессов, явлений времени. Автором так же была создана модель «Дни недели», «Времена года», что способствует пониманию детьми реального момента, предоставляют детям возможность заглянуть в «лабораторию времени», увидеть и понять его суть [8].

Восприятие времени имеет свои особенности, так явления объективной действительности характеризуют определенной длительностью, поэтому восприятие времени — это прежде всего отражение продолжительности явлений объективного бытия, их течения в пределах того или иного отрезка времени.

Как во всяком восприятии, основу составляет чувственное восприятие времени. Специального анализатора времени не существует. Различные свойства времени отражаются определенным комплексом анализаторов при ведущей роли какого-то из них. И. М. Сеченов особое значение придавал слуховым и мышечным ощущениям, считая, что «только звук и мышечное ощущение дают человеку представления о времени, притом не всем своим содержанием, а лишь одною стороною, тягучестью звука и тягучестью мышечного чувства» [6].

Так можно выделить пять особенностей времени. Оно характеризуется текучестью: ни одна, даже самая маленькая, единица времени не может восприниматься сразу, а только в своем последовательном течении, т. е. фиксируется начало какого-либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно лишь вспомнить. Следующая особенность — необратимость времени: нельзя вернуть тот момент, который прошел. Время недоступно непосредственному созерцанию: его «не видно», «не слышно»; оно не имеет наглядных форм. Со временем нельзя совершить какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить. И последняя особенность, словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер.

«Чувство времени» может находиться на разных ступенях развития. В раннем возрасте оно формируется на основе чувственного опыта без опоры на знание временных эталонов. Так младенец кричит, если настало время его кормить. У него нет обобщенного понятия «чувства времени», оно связано только с конкретной деятельностью. Это чувство растет и совершенствуется в процессе специально отобранных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. Уровень развития временных представлений у детей является одним важных показателей интеллектуальной готовности к школе и выявляется посредством педагогической и психологической диагностики.

Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени, например: целенаправленность, собранность, организованность и т. д. В игровой, продуктивной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени.

Но освоение временных понятий ребенком дошкольного возраста идет медленно и трудно. Причины этому различны. Так Р. Л. Непомнящая выделяет следующие, первая причина это своеобразие времени как формы проявления реальности. Вторая несформированность у ребенка механизмов познания времени. Третья — особенности детского мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте. И четвертая причина небольшой опыт проживания ребенком жизни во времени.

Поэтому при знакомстве дошкольников с временными понятиями необходимо основываться на возрастных и индивидуальных особенностях детей. Начинать необходимо с ознакомления детей с единицами его измерения. Систематическая работа в образовательном учреждении по развитию временных представлений начинается с трехлетнего возраста. В каждом возрастном периоде воспитатель направляет свои усилия на решение определенных задач, которые в целом составляют программу ориентирующую педагога в его деятельности.

Анализируя программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Веракса [4] выяснили, что во второй младшей группе детей учат ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер. В средней группе расширяют представления дошкольников характеристикой последовательности утро — день — вечер — ночь. Затем в старшем дошкольном возрасте детям дают представления о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Учат устанавливать последовательность событий, например, что было раньше, а что потом. И уже в подготовительной группе дают детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учат различать длительность отдельных временных интервалов: 1 минута, 1 час.

Проведя теоретический анализ литературы, выяснили, что развитие представлений о времени у детей в детском саду осуществляется двумя путями: через повседневную жизнь и на занятиях. Оба пути могут сочетаться друг с другом. В повседневной жизни полезно опираться на режим дня, четкий распорядок в чередовании различных видов деятельности. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а так же природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознанию частей суток, сезонов.

Работа по ознакомлению детей со временем должна иметь ярко выраженную практическую направленность. В процессе работы важно использовать самые разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки) и пр.

Таким образом, в современных условиях развития общества особую актуальность приобретает решение такой проблемы, как развитие временных представлений. Важно в работе с дошкольниками использовать все многообразие средств. Работу проводить не только в ходе образовательной деятельности, но и в течение дня и режимных моментах.

 

Литература:

 

1.                  Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста: Книга для воспитателей / Е. Н. Водовозова. — СПб, 1913.

2.                  Коменский Я. А. Великая дидактика. — Избр. Пед. соч. — / Я. А. Каменский, М.: 1955.

3.                  Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. / А. М. Леушина — М., 1974

4.                  От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 368 с.

5.                  Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. / Т. Д. Рихтерман — М. — 1982.

6.                  Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга. Избранные произведения / И. М. Сеченов. — М., 1952. С. 77–78.

7.                  Чуднова, Р. Обучение детей ориентировке во времени / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 7. — № 1. — С. 24–29.

8.                  Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду. / Е. И. Щербакова. — М., 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов