Автор: Сидор Нелли Валерьевна

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 18.11.2016

Библиографическое описание:

Сидор Н. В. Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 65-67.



В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей дошкольного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Ключевые слова: активизация речи, словесные игры, общение, дети

Речь во всем ее видовом многообразии является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольника является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Л. С. Выготский [5], исследуя проблемы обучения писал: «Если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослым, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребенок сделал программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту». Основной вид деятельности дошкольника — это игра. Игра развивает язык, а язык организует игру. Игра — это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. К четырем годам у детей впервые отмечается пристрастие к лингвистическим играм — играм в слова. Ребенок не рождается со сложившейся речью. И не следует думать, что малыш сразу начнет использовать морфологически, грамматически, синтаксически правильные формы и конструкции. Это происходит постепенно и длительно, но освоение их осуществляется самозабвенно и творчески. «Ребенок — труженик слова. Освоение речи — одно из величайших чудес детской психологической жизни» — так, восхищаясь лингвистическим мастерством ребенка, писал К. И. Чуковский. [4]Лингвистические игры способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Благодаря им, у малыша происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационная выразительность речи, четкость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение, верно, формулировать свою мысль; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует речевую активность ребенка. Но ни в коем случае игровая деятельность не должна целиком подменяться речью и подавлять эмоции ребенка. Если в процессе общения мы забываем о эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает. Поэтому, используя лингвистические игры, рекомендую чутко следить за настроением малыша, хорошо знать и учитывать его речевые возможности. Игра нравится ребенку, она — самоцель, и поэтому выбирается им свободно. Это желание ребенка необходимо всячески поощрять, так как словесное творчество активизирует потребность в выражении собственных мыслей словами; способствует формированию у него множества ценных человеческих качеств, таких, как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, компетентность, общительность и т. д.

Эффективность моей работы показала диагностика на конец года и общительность детей. Тогда я решила продолжить работу в последующих группах. Я составила планы для всех возрастных групп. Составляя план, опиралась на источники: «Методика развития речи детей» А.М Бородича и «Развитие речи детей» Е. И. Тихеевой. [3,4]

Начиная работу обязательно диагностировала детей. Цель диагностики выявить уровень знаний детей и составить план индивидуальной работы для детей с низким уровнем развития. В середине года с целью проверки качества проведенной работы, дети диагностировались еще раз. И в конце года проводила заключительную диагностику с целью выявления знаний детей и качества организованной работы. Следующий этап в организации работы — это консультации с родителями. Родители главные помощники в деле развития речи детей. В индивидуальной беседе сообщала результаты диагностики и давала рекомендации

В зависимости от цели, содержания игры и уровня знаний детей, она может занимать различное место в педагогическом процессе. Если игра новая, уровень знаний невысок, лучше организовать детей индивидуально или попарно. Такие игры лучше проводить в утренние, вечерние часы и на прогулке. Игра организовывается фронтально и коллективно, если дети знают игру, любят ее и если уровень знаний детей позволяет сделать это. Лингвистические игры можно планировать в любое время суток, но избирательно. В утренние часы рекомендую проводить игры, которые способствуют пробуждению мыслительной деятельности, речи, малой двигательной активности. В вечернее время можно проводить любые игры по плану или по желанию детей. есть игры совмещающие словесную и двигательную активность, их я рекомендую проводить в качестве физкультминуток, подвижных игр на улице и просто для развлечения и развития речи в свободное время. Игры можно включать в занятия как физкультминутку, или как обучающую часть. Следует отметить, что словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на активизацию и развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно — логическое мышление, необходимо использовать словесные игры с целью развития речи и развития самостоятельности мышления, необходимо использовать словесные игры с целью развития речи и развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.

Методика проведения игр:

  1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в ней. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания. Игра принесет пользу и радость детям в том случае, если она будет не слишком трудной, ни слишком легкой.
  2. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Использовать считалки, сговор, элемент соревнования, поощрение. Использовать в игре фант-любая вещь, которая отдается ребенком водящему, а затем «выкупается». Само разыгрывание фантов — веселая игра.
  3. Нужно создать условия для умственной активности всех детей. Игры следует строить так, чтобы не получилось так, что двое заняты, а остальные ждут своей очереди. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на одного, в этом случае используют брошенный мяч, считалку, переданный предмет. Отгадывает не тот, кто хочет, а тот, на кого укажет водящий. Очень хорошо, когда умственная активность сочетается с двигательной, особенно для детей младшего и среднего возраста.
  4. В каждую игру можно придумывать различные варианты усложнения задач.
  5. Роль воспитателя в процессе словесных игр меняется в зависимости от возрастных особенностей детей. С малышами воспитатель выступает как инициатор, руководитель, обучающий и заканчивающий игру, а со старшими детьми как советник, справедливый судья.
  6. При проведении игр особое внимание уделяется соблюдению правил. Правило — направляет игру, организует поведение детей. Объяснение правил — первый этап игры.

Литература:

  1. «Учите, играя» /под ред. М. И. Максаков, Г. А. Тумакова.- М. «Просвещение» 1983г
  2. «Игры и игровые упражнения для развития речи»/под ред. Г. С. Швайко.-М. Просвещение 1983г
  3. «Методика развития речи»/ А. М. Бородич.- М. «Просвещение» 1981г
  4. «Развитие речи детей»/Е. И. Тихеева. — М. «Просвещение» 1981г
  5. ВыготскийЛ. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. — СПб: Питер, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): развития речи, развития речи детей, словесные игры, знаний детей, уровень знаний детей, целью развития речи, речи детей дошкольного, лингвистические игры, детей младшего, Активизация развития речи, развития самостоятельности мышления, речи детей», развития речи детей», деле развития речи, умственного развития детей, процессе игры ребенок, интонационная выразительность речи, выявления знаний детей, активизация речи, становление культуры речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов