Автор: Сидор Нелли Валерьевна

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (7) январь 2017 г.

Библиографическое описание:

Сидор Н. В. Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4.

Препринт статьи



В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей дошкольного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Ключевые слова: активизация речи, словесные игры, общение, дети

Речь во всем ее видовом многообразии является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольника является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Л. С. Выготский [5], исследуя проблемы обучения писал: «Если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослым, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребенок сделал программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту». Основной вид деятельности дошкольника — это игра. Игра развивает язык, а язык организует игру. Игра — это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. К четырем годам у детей впервые отмечается пристрастие к лингвистическим играм — играм в слова. Ребенок не рождается со сложившейся речью. И не следует думать, что малыш сразу начнет использовать морфологически, грамматически, синтаксически правильные формы и конструкции. Это происходит постепенно и длительно, но освоение их осуществляется самозабвенно и творчески. «Ребенок — труженик слова. Освоение речи — одно из величайших чудес детской психологической жизни» — так, восхищаясь лингвистическим мастерством ребенка, писал К. И. Чуковский. [4]Лингвистические игры способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Благодаря им, у малыша происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационная выразительность речи, четкость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение, верно, формулировать свою мысль; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует речевую активность ребенка. Но ни в коем случае игровая деятельность не должна целиком подменяться речью и подавлять эмоции ребенка. Если в процессе общения мы забываем о эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает. Поэтому, используя лингвистические игры, рекомендую чутко следить за настроением малыша, хорошо знать и учитывать его речевые возможности. Игра нравится ребенку, она — самоцель, и поэтому выбирается им свободно. Это желание ребенка необходимо всячески поощрять, так как словесное творчество активизирует потребность в выражении собственных мыслей словами; способствует формированию у него множества ценных человеческих качеств, таких, как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, компетентность, общительность и т. д.

Эффективность моей работы показала диагностика на конец года и общительность детей. Тогда я решила продолжить работу в последующих группах. Я составила планы для всех возрастных групп. Составляя план, опиралась на источники: «Методика развития речи детей» А.М Бородича и «Развитие речи детей» Е. И. Тихеевой. [3,4]

Начиная работу обязательно диагностировала детей. Цель диагностики выявить уровень знаний детей и составить план индивидуальной работы для детей с низким уровнем развития. В середине года с целью проверки качества проведенной работы, дети диагностировались еще раз. И в конце года проводила заключительную диагностику с целью выявления знаний детей и качества организованной работы. Следующий этап в организации работы — это консультации с родителями. Родители главные помощники в деле развития речи детей. В индивидуальной беседе сообщала результаты диагностики и давала рекомендации

В зависимости от цели, содержания игры и уровня знаний детей, она может занимать различное место в педагогическом процессе. Если игра новая, уровень знаний невысок, лучше организовать детей индивидуально или попарно. Такие игры лучше проводить в утренние, вечерние часы и на прогулке. Игра организовывается фронтально и коллективно, если дети знают игру, любят ее и если уровень знаний детей позволяет сделать это. Лингвистические игры можно планировать в любое время суток, но избирательно. В утренние часы рекомендую проводить игры, которые способствуют пробуждению мыслительной деятельности, речи, малой двигательной активности. В вечернее время можно проводить любые игры по плану или по желанию детей. есть игры совмещающие словесную и двигательную активность, их я рекомендую проводить в качестве физкультминуток, подвижных игр на улице и просто для развлечения и развития речи в свободное время. Игры можно включать в занятия как физкультминутку, или как обучающую часть. Следует отметить, что словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на активизацию и развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно — логическое мышление, необходимо использовать словесные игры с целью развития речи и развития самостоятельности мышления, необходимо использовать словесные игры с целью развития речи и развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.

Методика проведения игр:

  1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в ней. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания. Игра принесет пользу и радость детям в том случае, если она будет не слишком трудной, ни слишком легкой.
  2. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Использовать считалки, сговор, элемент соревнования, поощрение. Использовать в игре фант-любая вещь, которая отдается ребенком водящему, а затем «выкупается». Само разыгрывание фантов — веселая игра.
  3. Нужно создать условия для умственной активности всех детей. Игры следует строить так, чтобы не получилось так, что двое заняты, а остальные ждут своей очереди. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на одного, в этом случае используют брошенный мяч, считалку, переданный предмет. Отгадывает не тот, кто хочет, а тот, на кого укажет водящий. Очень хорошо, когда умственная активность сочетается с двигательной, особенно для детей младшего и среднего возраста.
  4. В каждую игру можно придумывать различные варианты усложнения задач.
  5. Роль воспитателя в процессе словесных игр меняется в зависимости от возрастных особенностей детей. С малышами воспитатель выступает как инициатор, руководитель, обучающий и заканчивающий игру, а со старшими детьми как советник, справедливый судья.
  6. При проведении игр особое внимание уделяется соблюдению правил. Правило — направляет игру, организует поведение детей. Объяснение правил — первый этап игры.

Литература:

  1. «Учите, играя» /под ред. М. И. Максаков, Г. А. Тумакова.- М. «Просвещение» 1983г
  2. «Игры и игровые упражнения для развития речи»/под ред. Г. С. Швайко.-М. Просвещение 1983г
  3. «Методика развития речи»/ А. М. Бородич.- М. «Просвещение» 1981г
  4. «Развитие речи детей»/Е. И. Тихеева. — М. «Просвещение» 1981г
  5. ВыготскийЛ. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. — СПб: Питер, 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов