Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 18.11.2016

Статья просмотрена: 553 раза

Библиографическое описание:

Сидор, Н. В. Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы) / Н. В. Сидор. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1635/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей дошкольного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Ключевые слова: активизация речи, словесные игры, общение, дети

Речь во всем ее видовом многообразии является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольника является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Л. С. Выготский [5], исследуя проблемы обучения писал: «Если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослым, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребенок сделал программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту». Основной вид деятельности дошкольника — это игра. Игра развивает язык, а язык организует игру. Игра — это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. К четырем годам у детей впервые отмечается пристрастие к лингвистическим играм — играм в слова. Ребенок не рождается со сложившейся речью. И не следует думать, что малыш сразу начнет использовать морфологически, грамматически, синтаксически правильные формы и конструкции. Это происходит постепенно и длительно, но освоение их осуществляется самозабвенно и творчески. «Ребенок — труженик слова. Освоение речи — одно из величайших чудес детской психологической жизни» — так, восхищаясь лингвистическим мастерством ребенка, писал К. И. Чуковский. [4]Лингвистические игры способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Благодаря им, у малыша происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационная выразительность речи, четкость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение, верно, формулировать свою мысль; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует речевую активность ребенка. Но ни в коем случае игровая деятельность не должна целиком подменяться речью и подавлять эмоции ребенка. Если в процессе общения мы забываем о эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает. Поэтому, используя лингвистические игры, рекомендую чутко следить за настроением малыша, хорошо знать и учитывать его речевые возможности. Игра нравится ребенку, она — самоцель, и поэтому выбирается им свободно. Это желание ребенка необходимо всячески поощрять, так как словесное творчество активизирует потребность в выражении собственных мыслей словами; способствует формированию у него множества ценных человеческих качеств, таких, как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, компетентность, общительность и т. д.

Эффективность моей работы показала диагностика на конец года и общительность детей. Тогда я решила продолжить работу в последующих группах. Я составила планы для всех возрастных групп. Составляя план, опиралась на источники: «Методика развития речи детей» А.М Бородича и «Развитие речи детей» Е. И. Тихеевой. [3,4]

Начиная работу обязательно диагностировала детей. Цель диагностики выявить уровень знаний детей и составить план индивидуальной работы для детей с низким уровнем развития. В середине года с целью проверки качества проведенной работы, дети диагностировались еще раз. И в конце года проводила заключительную диагностику с целью выявления знаний детей и качества организованной работы. Следующий этап в организации работы — это консультации с родителями. Родители главные помощники в деле развития речи детей. В индивидуальной беседе сообщала результаты диагностики и давала рекомендации

В зависимости от цели, содержания игры и уровня знаний детей, она может занимать различное место в педагогическом процессе. Если игра новая, уровень знаний невысок, лучше организовать детей индивидуально или попарно. Такие игры лучше проводить в утренние, вечерние часы и на прогулке. Игра организовывается фронтально и коллективно, если дети знают игру, любят ее и если уровень знаний детей позволяет сделать это. Лингвистические игры можно планировать в любое время суток, но избирательно. В утренние часы рекомендую проводить игры, которые способствуют пробуждению мыслительной деятельности, речи, малой двигательной активности. В вечернее время можно проводить любые игры по плану или по желанию детей. есть игры совмещающие словесную и двигательную активность, их я рекомендую проводить в качестве физкультминуток, подвижных игр на улице и просто для развлечения и развития речи в свободное время. Игры можно включать в занятия как физкультминутку, или как обучающую часть. Следует отметить, что словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на активизацию и развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно — логическое мышление, необходимо использовать словесные игры с целью развития речи и развития самостоятельности мышления, необходимо использовать словесные игры с целью развития речи и развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.

Методика проведения игр:

  1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в ней. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания. Игра принесет пользу и радость детям в том случае, если она будет не слишком трудной, ни слишком легкой.
  2. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Использовать считалки, сговор, элемент соревнования, поощрение. Использовать в игре фант-любая вещь, которая отдается ребенком водящему, а затем «выкупается». Само разыгрывание фантов — веселая игра.
  3. Нужно создать условия для умственной активности всех детей. Игры следует строить так, чтобы не получилось так, что двое заняты, а остальные ждут своей очереди. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на одного, в этом случае используют брошенный мяч, считалку, переданный предмет. Отгадывает не тот, кто хочет, а тот, на кого укажет водящий. Очень хорошо, когда умственная активность сочетается с двигательной, особенно для детей младшего и среднего возраста.
  4. В каждую игру можно придумывать различные варианты усложнения задач.
  5. Роль воспитателя в процессе словесных игр меняется в зависимости от возрастных особенностей детей. С малышами воспитатель выступает как инициатор, руководитель, обучающий и заканчивающий игру, а со старшими детьми как советник, справедливый судья.
  6. При проведении игр особое внимание уделяется соблюдению правил. Правило — направляет игру, организует поведение детей. Объяснение правил — первый этап игры.

Литература:

  1. «Учите, играя» /под ред. М. И. Максаков, Г. А. Тумакова.- М. «Просвещение» 1983г
  2. «Игры и игровые упражнения для развития речи»/под ред. Г. С. Швайко.-М. Просвещение 1983г
  3. «Методика развития речи»/ А. М. Бородич.- М. «Просвещение» 1981г
  4. «Развитие речи детей»/Е. И. Тихеева. — М. «Просвещение» 1981г
  5. ВыготскийЛ. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. — СПб: Питер, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, уровень знаний детей, мыслительная деятельность, развитие речи, развитие самостоятельности мышления, умственная активность, цель развития речи.

Похожие статьи

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная деятельность, познавательная способность детей, познавательный интерес детей, логическое мышление детей...

Исследование мыслительной деятельности детей...

наглядно-образное мышление, ребенок, контрольный этап, констатирующий этап, старший дошкольный возраст, уровень развития, мыслительная деятельность, уровень, нормативное развитие...

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при... ‒ развитию речи детей: пополнению и активизации словаря; ‒ социально-нравственному развитию

Исследование мыслительной деятельности детей... В целом уровень речевого развития современных...

Условия развития логического мышления детей старшего...

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка.

Предпосылками развития логического мышления в дошкольном возрасте являются овладение мыслительными операциями и усвоение...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Развитию мыслительной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации.

Творческие возможности идостигнутый уровень знаний.

Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Проблемы умственного развития ребёнка дошкольного возраста занимают одно из центральных мест в современных исследованиях по психологии.

Это тот уровень развития психических функций (восприятия, мышления, речи, воображения), который сложился у...

Развитие активного словаря дошкольников посредством...

Целью нашей работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Игры – предположения («что было бы, если…») используем для активизации мыслительной деятельности детей, умения слушать...

Развитие познавательной активности детей среднего...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское...

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению способами систематического обучения.

Похожие статьи

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная деятельность, познавательная способность детей, познавательный интерес детей, логическое мышление детей...

Исследование мыслительной деятельности детей...

наглядно-образное мышление, ребенок, контрольный этап, констатирующий этап, старший дошкольный возраст, уровень развития, мыслительная деятельность, уровень, нормативное развитие...

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при... ‒ развитию речи детей: пополнению и активизации словаря; ‒ социально-нравственному развитию

Исследование мыслительной деятельности детей... В целом уровень речевого развития современных...

Условия развития логического мышления детей старшего...

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка.

Предпосылками развития логического мышления в дошкольном возрасте являются овладение мыслительными операциями и усвоение...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Развитию мыслительной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации.

Творческие возможности идостигнутый уровень знаний.

Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Проблемы умственного развития ребёнка дошкольного возраста занимают одно из центральных мест в современных исследованиях по психологии.

Это тот уровень развития психических функций (восприятия, мышления, речи, воображения), который сложился у...

Развитие активного словаря дошкольников посредством...

Целью нашей работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Игры – предположения («что было бы, если…») используем для активизации мыслительной деятельности детей, умения слушать...

Развитие познавательной активности детей среднего...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское...

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению способами систематического обучения.

Задать вопрос