Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 12.11.2016

Статья просмотрена: 3515 раз

Библиографическое описание:

Денисенко, Е. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Денисенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1619/ (дата обращения: 19.04.2024).



Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально˗демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Многообразие примеров образа жизни человека в современном обществе, с которыми постоянно сталкивается ребенок, не всегда является образцовым, в результате у формирующейся личности могут сложиться неправильные представления о здоровом образе жизни или разрушиться уже сложившиеся представления о нем.

Я буду опираться на определение Ю. П. Лисицына: «Здоровый образ жизни — это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей». Из этого понятия следует, что на процесс формирования направленности личности на здоровый образ жизни влияют экологическая обстановка, общественное мнение, технология воспитательно˗образовательного процесса, личности педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

Исследования педагогов и психологов последнего десятилетия направлены на разработку идеи ценности здоровья в работе с детьми дошкольного возраста, формирование здоровьесберегающих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

На педагогах и родителях лежит очень ответственная задача ˗ сформировать у детей потребность вести здоровый образ жизни. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации внедряется достаточно большое количество разнообразных программ (ООП ДО «Радуга»авторовС. Г. Якобсона, Т. И. Гризик, Т. Н. Дороновойи др.; «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, программа «Детство» авторов Т. Д. Рихтерман, Н. А. Ноткиной, Л. М. Гурович и др.)

Все эти программы объединяет одна общая цель: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни.

В МДОБУ № 7 г. Лабинска, мною было проведено анкетирование родителей, с целью выявления знаний и представлений родителей о здоровом образе жизни.

Анкетирование показало, что родители дошкольников не имеют представления о сущности понятия здорового образа жизни: 75 % отметили, что ЗОЖ — это правильное питание; 85 % считают, что ЗОЖ — занятия спортом и закаливание.

Большая часть родителей полагает, что одно из главных условий ведения здорового образа жизни это наличие свободного времени, отводимого для занятий (пойти в бассейн, в сауну, на прогулку), не задумываясь, что в повседневной жизни поведение родителей и детей также способствует сохранению и укреплению здоровья.

Ответы на вопросы анкеты свидетельствуют о том, что большинство родителей не особенно задумываются о выборе мест для прогулок со своими детьми, они чаще всего гуляют с ними во дворе дома. Большее количество анкетируемых (70 %) редко выезжают на природу; периодически выезжают на природу 15 % опрошенных. В лес или на пруд (реку) для отдыха с детьми выезжает всего 5 %.

Чтобы выяснить какие имеются у детей представления о здоровье и здоровом образе жизни, мною был проведен индивидуальный опрос, который показал, что 90 % детей считают, что здоровье ˗ это отсутствие болезни у человека. Типичные ответы детей: «Здоровье ˗ это когда человек не болеет», Здоровье — это когда человек не кашляет, чувствует себя хорошо», «это спорт». Оказалось, что некоторые не понимают смысла и значения понятия «здоровье» (8 %):они подразумевают под здоровьем лекарство и лечение.

В представлении детей о полезной для здоровья пище преобладают понятия о необходимости фруктов и витаминов, а не о пользе разнообразного питания. Дошкольники в большинстве полагают, что для того, чтобы чувствовать себя здоровым надо правильно питаться и заниматься спортом. О негативном воздействии окружающей (социальной и экологической) среды на здоровье старшие дошкольники имеют слабое представление.

Для стимулирования познавательной активности и формирования опыта здоровьесберегающего поведения у дошкольников я предлагаю использовать следующие методы:

– формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни (знакомство с понятиями «здоровье» и «здоровый образ жизни человека»);

– формирование понятия здорового образа жизни как основы сохранения и укрепления здоровья человека;

– формированиепонятия «окружающая среда» и его взаимосвязь со здоровым образом жизни.

В план работы воспитателя я рекомендовала бы включить раздел «Я, мой организм, мое здоровье».Основная работа по разделу может осуществляться на познавательных занятиях. Детям будет интереснее, если организовать занятие в нетрадиционной форме, например рассказывание «Сказочной истории».Герой сказочной истории Знайка рассказывает ребятам о секретах здоровья. Дети вместе с ним узнают, какого человека называют здоровым, какие бывают болезни, по перечисленным признакам рисуют здорового человека.

Актуально так же изготовить дидактические игры: «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины — полезные продукты», «Съедобное — несъедобное», «Веселые овощи», «Одень по погоде».

В работе рекомендуется использовать такие формы организации обучения:

– занятии (фронтальные, групповые, комплексные);

– часы общения, беседы;

– проблемно-игровые ситуации, логические задачи;

– дидактические и сюжетно-ролевые игры;

– экскурсии, наблюдения;

– экспериментирование;

– встречи с медработниками.

Рационально организовать работу по тематическим блокам:

– «В гостях у Мойдодыра»

– «Как я устроен»

– «Если хочешь быть здоров»

– «Уроки Неболейки»

– «Помоги себе сам».

При построении такого плана учитываются принципы: постепенности, научности, связи знаний, умений с жизненной практикой, развивающей направленности, доступности, активности и самостоятельности в познании.

Процесс обучения строится линейно-концентрически (как бы по спирали), т. е. использовать те же темы, но усложнять их содержание, насыщать новым объемом знаний.

Первичные знания о причинах болезни следует давать во время бесед на темы «Что такое болезни и откуда они берутся», «Правила поведения во время болезни».После беседы дети могут показать на практике, как они усвоили знания и умения Знайке: как они правильно умеют мыть руки, объясняют, в каких случаях нужно обязательно вымыть руки.Для закрепления полученных представлений можно предложить педагогические ситуации «Как ты поступишь?», способствующие воспитанию у детей опыт поступка и умение демонстрировать здоровьесберегающее социальное поведение. Например, «Во дворе вы с братом играли в мяч. Мама позвала вас обедать. Вы прибежали домой, и брат сразу же сел за стол. Как ты поступишь?». Дети все вместе решают, как поступить в предложенной ситуации, объясняют, почему поступить нужно так, а не иначе.

Дальнейшая работа с дошкольниками по ознакомлению с организмом человека предполагает знакомство с частями тела, внутренними органами, рассмотрение их значения для человека.Ознакомлению дошкольников со значением частей тела будет способствовать задание типа: «Кто первый допрыгает до стульчика на одной ноге» и т. п.Для формирования понятия об органах чувстви необходимости бережного обращения с ними предлагается провести ряд занятий «Органы зрения», «Органы дыхания»,«Органы слуха».

Следующий этап в работе с детьми направлен на формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, об основных показателях здорового образа жизни, о влиянии здорового образа жизни на сохранение и укрепление здоровья человека.

Формированию представлений о здоровом образе жизни способствуют прогулки, которые проводятся с целью заложить в детях представления о необходимости двигательной активности и занятий физической культурой и спортом для сохранения здоровья. Эти прогулки проводятся на игровых площадках детского сада.

Следует проводить беседы и консультации для родителей. Включить вопрос формирования представлений о здоровом образе жизни в родительские собрания, с привлечением штатной медсестры. Так же рекомендую оформить родительский уголок по данной тематике. Родители могут изучить условия формирования здорового образа жизни, получить конкретные рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей в семье. Эффективным методом в формировании у родителей педагогического мышления выступит анализ собственного образа жизни. Положительный эффект могут дать «домашние задания» родителям по формированию здорового образа жизни в семье, например, составить режим дня дошкольника, провести экологическое обследование квартиры на наличие вредных веществ, выпустить семейную газету «Витаминная азбука» и др.

По моему мнению, рассмотренные формы работы с дошкольниками и их родителями будут способствовать формированию представлений у детей о здоровом образе жизни и повышению педагогической культуры родителей в означенных вопросах, что благотворно отразится на здоровье детей и родителей.

Литература:

  1. Осяк С. А., Яковлева Е. Н., Лукин Ю. Л., Газизова Т. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2.;
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, формирование, формирование представлений, двигательная активность, детский сад, дошкольник, дошкольный возраст, ребенок представления, укрепление здоровья человека.

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Формирование представлений здорового образа жизни...

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

здоровый образ жизни, формирование представлений, родитель, детский сад, ранний возраст, дошкольный возраст, дошкольное образование, семья, форма взаимодействия, ребенок.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная...

Формирование навыков здорового образа жизни...

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания...

Формирование представлений дошкольников пяти-шести лет...

Для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни в нашей группе был разработан и реализован долгосрочный проект «Быть здоровыми хотим!»

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

Библиографическое описание: Исаенко Ю. М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта

‒ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического, психического и социального развития ребёнка.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников. Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека...

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Формирование представлений здорового образа жизни...

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

здоровый образ жизни, формирование представлений, родитель, детский сад, ранний возраст, дошкольный возраст, дошкольное образование, семья, форма взаимодействия, ребенок.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная...

Формирование навыков здорового образа жизни...

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания...

Формирование представлений дошкольников пяти-шести лет...

Для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни в нашей группе был разработан и реализован долгосрочный проект «Быть здоровыми хотим!»

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

Библиографическое описание: Исаенко Ю. М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта

‒ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического, психического и социального развития ребёнка.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников. Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека...

Задать вопрос