Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими (ППЦНС) заболеваниями в ДОО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лукьянова, С. Е. Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими (ППЦНС) заболеваниями в ДОО / С. Е. Лукьянова, Е. В. Земцова, Т. Е. Панина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1613/ (дата обращения: 19.04.2024).



С каждым годом растёт количество детей с проблемами развития,имеющими отставание (искажение) психического развития вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, речевого, слухового, двигательного) или обусловленного органическим поражением центральной нервной системы. Среди них отмечается большое число детей с последствиями органического поражения ЦНС, которые рано выявляются врачами-неврологами и нуждаются в комплексном психолого-медико-педагогическом воздействии. Поэтому особую актуальность приобретает проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы.

У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем возрасте часто отмечаются нарушения адаптации к условиям внешней среды, проявляющиеся различными нарушениями поведения, невротическими проявлениями, синдромом гиперактивности, астеническим синдромом, школьной дезадаптацией, нарушением вегетативно-висцеральных функций и т. д.

Учитывая недостаточно высокую медицинскую грамотность населения и дефицит детских неврологов в течение особенно первого года жизни такие дети не получают полноценной реабилитации.

Практика работы воспитателей и педагогов дошкольных свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью. У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации, дефекты осанки, аллергодерматозы, различные дисфункции желудочно-кишечного тракта и дисграфии. Спектр указанных нарушений довольно широк, разнообразен, а «набор» дефектов у каждого отдельно взятого ребенка индивидуален.

Необходимо сразу же заметить, что при своевременной диагностике в раннем детском возрасте имеющиеся нарушения, в первую очередь нервной системы, в подавляющем большинстве случаев могут быть практически полностью устранены коррекционными мероприятиями, а дети в дальнейшем жить полноценной жизнью.

С началом же занятий в школе процесс дезадаптации с проявлениями нарушений высших функций головного мозга, соматических и вегетативных симптомов, сопровождающих минимальную мозговую дисфункцию, нарастает лавинообразно.

Диагностическое обследование в начале учебного года дает возможность выявить уровень и особенности развития познавательной деятельности, эмоционально-личностной зрелости, уровень общего развития, потенциальных возможностей ребёнка, а также характер и причины отклонений в развитии. Результаты диагностики позволяют определить “зону ближайшего развития” ребенка, и на основе рекомендаций психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк), разработать индивидуальную программу реабилитации и сопровождения для каждого воспитанника, определить для него ведущего специалиста. ПМПк два раза в год осуществляет мониторинг развития детей и собирается по мере необходимости или запросу родителей и воспитателей.

В течение года каждый ребенок получает 3–4 курса массажа. Применение массажа создает благоприятный фон для занятий физическими упражнениями. Регулярно проводятся занятия ЛФК, которые улучшают общее физическое и психическое состояние детей, общую моторику, совершенствуют жизненно необходимые двигательные навыки. Занятия ЛФК проводятся малыми группами, а с особо тяжелыми детьми индивидуально. Важную роль в лечении последствий перинатальной патологии ЦНС играютфизиотерапевтические процедуры.

В ДОУ создана такаякоррекционная предметно-развивающая среда, которая соответствует “зоне актуального развития” самого слабого и “зоне ближайшего развития” самого сильного ребенка. Предметно-развивающая среда групп и кабинетов узких специалистов богата по содержанию, обеспечивает вариативность коррекционной помощи и систему разнообразных видов деятельности. Также администрация детского сада создает все условия для комплексной коррекции последствий перинатального поражения ЦНС; создает условия для творческой деятельности работников, повышения их профессионального мастерства; организует руководство и контроль по выполнению коррекционных программ развития ребёнка.

Все участники коррекционно-образовательного процесса для полноценного взаимодействия ставят перед собой ряд общих и частных задач. Общие задачи ориентируют в первую очередь на оказание своевременной и наиболее адекватной потребностям и возможностям ребенка с речевыми нарушениями: диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической помощи. Частные задачи наиболее специфичны для каждого из участников.

Бесспорно, что ключевые позиции в организации коррекционной работы в группах для детей с речевыми нарушениями принадлежит логопеду.

Логопедическая коррекция ведётся по разным направлениям, в соответствии с индивидуальной программой, составленной на каждого ребенка по итогам диагностики и в соответствии с рекомендациями врачей. Работа строится на полном взаимодействии и преемственности действий всех специалистов и родителей дошкольников. Все усилия педагогов направлены на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их гармоничного развития.

Каждое утро в группах начинается с артикуляционной и пальчиковой гимнастики в игровой или сказочной форме, с использованием игрушек или забавных картинок. До четырёх раз в неделю, в зависимости от возраста детей, учителями-логопедами проводятся занятия по развитию речи с использованием различных коррекционных методик и творческих находок педагогов.

Физическое воспитание в нашем детском саду своеобразно тем, что специфические особенности моторики детей с патологией ЦНС требуют разработки особых методов и приемов физического воспитания. Двигательные нарушения, в большинстве случаев имеющиеся у наших детей, отражаются на общем здоровье ребенка, снижают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, неблагоприятно влияют на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений составляет основу физического воспитания детей с патологией ЦНС, сочетающее в себе коррекцию их психического развития, лечение и обучение, способствует адаптации их в обществе и предупреждению тяжелой инвалидности.

В комплексную систему физического воспитания в ДОУ входит;

‒ утренняя гимнастика,

‒ физкультурные занятия,

‒ ЛФК

‒ гимнастика после сна

‒ подвижные игры,

‒ спортивные упражнения на прогулках,

‒ малые формы физического воспитания,

‒ физкультурные праздники и вечера развлечений.

Музыкальный руководитель не просто сопровождает физкультурное занятие, а благодаря творческому подходу создает в начале занятия соответствующий ассоциативный фон, дети организуются, повышается их внимание, сосредоточенность, стимулируется их двигательная и эмоциональная активность.

На занятиях используются элементы логоритмики, психогимнастика, релаксационные паузы, артикуляционная гимнастика, слушание музыки с опорой на образно-игровое погружение, разнохарактерное звукоизвлечение в пении и передача образа в движении. Разработанные совместно с узкими специалистами коррекционные занятия, способствуют развитию мышечного тонуса, пальцевой моторики, вокально-слуховой координации, развитию психомоторных функций.

Широко используются средства русского народного фольклора, в детском саду создан мини-музей “Русская изба”, который стал центром изучения традиций, культуры русского народа.Дети активно участвуют в театрализованных фольклорных праздниках, театральных постановках и театрализованных представлениях.

Для осуществления театрально-игровой деятельности в каждой группе имеются разнообразные виды театров: пальчиковый, теневой, кукольный, настольный, необходимые костюмы и атрибуты для игр и драматизаций.

В учреждении постоянно работает психологическая служба.

Вся работа с детьми строится педагогом-психологм на основе диагностики, выводов МПК, запросов родителей и воспитателей. Регулярно проводятся индивидуальные занятия с детьми по развитию психических процессов, консультации с родителями (по их запросу), заседания “Школы молодого родителя”, заочные консультации, индивидуальные собеседования с родителями.

Коллектив нашего учреждения продолжает творчески, на высоком профессиональном уровне осуществлять и совершенствовать свою работу, направленную на всестороннее развитие личности ребенка и сохранение его физического и психического здоровья, что в конечном итоге имеет значение для здоровья населения России.

Литература:

  1. Ю. И. Барашнев “Перинатальная неврология”, Москва,2005, “Триада-Х”
  2. Брязгунов И. П., Знаменская Е. И. Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лечения) // Медицинский реферативный журнал. — № 4. — 1980. — 87 с.
  3. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. — М., 1982. — 101 с.
  4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1985. — 32 с.
  5. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. М.: ВНИНМИ, — 1980. — 50 с.
  6. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: «Академия», — 2005. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, запрос родителей, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие.

Похожие статьи

Нейропротекция в перинатальной неврологии | Статья в журнале...

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

Проблема социальной адаптации семей, имеющих детей...

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

К вопросу развития психомоторных способностей дошкольников...

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста...

Причинами перинатальных поражений нервной системы, а в дальнейшем и нарушения нервно-психического развития, являются не только патология беременности и родов, которые обуславливают как острую, так и хроническую гипоксию плода и новорожденного...

Особенности нервно-психического развития детей раннего...

Нервно-психическое развитие детей с перинатальными поражениями ЦНС легкой и средней степени тяжести. /

У 18 детей морфологическим субстратом поражения центральной нервной системы были...

Соматическое, физическое и нервно-психическое развитие...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что нужно знать...

ребенок, детский сад, родовая травма, самый ребенок, самое дело, последнее время, поздний токсикоз, перинатальная энцефалопатия, мозговое кровообращение, задержка развития речи.

Влияние условий перинатального периода на развитие ребенка

К патологии второго периода — эмбриогенеза, относят врожденные пороки развития, которые охватывают систему или системы органов.

Нервно-психические заболевания у 80 % детей обусловлены или связаны с перинатальной гипоксией.

Основные направления работы по психомоторному развитию...

изобразительная деятельность, ребенок, работа, занятие, окружающий мир, Программа воспитания, психомоторное развитие детей, психическое развитие, Высокая эффективность, детский сад. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

Гиперактивный ребенок | Статья в журнале «Молодой ученый»

В классификации нервных и психических болезней оно было отнесено к гиперкинетическим расстройствам.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, детский сад, дошкольное

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом...

Похожие статьи

Нейропротекция в перинатальной неврологии | Статья в журнале...

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

Проблема социальной адаптации семей, имеющих детей...

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

К вопросу развития психомоторных способностей дошкольников...

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста...

Причинами перинатальных поражений нервной системы, а в дальнейшем и нарушения нервно-психического развития, являются не только патология беременности и родов, которые обуславливают как острую, так и хроническую гипоксию плода и новорожденного...

Особенности нервно-психического развития детей раннего...

Нервно-психическое развитие детей с перинатальными поражениями ЦНС легкой и средней степени тяжести. /

У 18 детей морфологическим субстратом поражения центральной нервной системы были...

Соматическое, физическое и нервно-психическое развитие...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что нужно знать...

ребенок, детский сад, родовая травма, самый ребенок, самое дело, последнее время, поздний токсикоз, перинатальная энцефалопатия, мозговое кровообращение, задержка развития речи.

Влияние условий перинатального периода на развитие ребенка

К патологии второго периода — эмбриогенеза, относят врожденные пороки развития, которые охватывают систему или системы органов.

Нервно-психические заболевания у 80 % детей обусловлены или связаны с перинатальной гипоксией.

Основные направления работы по психомоторному развитию...

изобразительная деятельность, ребенок, работа, занятие, окружающий мир, Программа воспитания, психомоторное развитие детей, психическое развитие, Высокая эффективность, детский сад. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

Гиперактивный ребенок | Статья в журнале «Молодой ученый»

В классификации нервных и психических болезней оно было отнесено к гиперкинетическим расстройствам.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, детский сад, дошкольное

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом...

Задать вопрос