Автор: Барсукова Оксана Васильевна

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (7) январь 2017 г.

Библиографическое описание:

Барсукова О. В. Открытые игровые занятия как форма взаимодействия с семьей ребенка раннего возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4.

Препринт статьи



В настоящее время государственные образовательные учреждения перешли на новые стандарты образования. Одной из базовых ценностей Федерального государственного образовательного стандарта является реструктурирование, поддержание и укрепление взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Важнейшей задачей обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей, которое возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Знание воспитательных возможностей позволяет не только оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, но и привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Практический опыт показывает, что образовательный уровень современных родителей довольно высок, многими специалистами отмечается тенденция к повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и обучения детей. Однако и сегодня педагогами и специалистами обнаруживаются пробелы в психологических знаниях, педагогических умениях и навыках общения родителей с собственными детьми.

Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают специально организуемые мероприятия, проекты, дни открытых дверей, а также разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство родительской общественности с достижениями и трудностями своих детей.

Одной из наиболее эффективных традиционных форм взаимодействия с семьей являются комплексные открытые занятия. Они призваны вовлекать родителей в воспитательный и образовательный процесс, повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию и активную родительскую позицию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.

При разработке конспекта открытого занятия перед нашими специалистами, как правило, ставятся следующие основные задачи:

  1. Формирование активной позиции родителей по отношению к воспитательному и образовательному процессу в рамках единого информационного «поля»;
  2. Развитие эмоционального общения, родительской эмпатии и психологической вовлеченности;
  3. Формирование навыков делового взаимодействия в детско-родительских парах;
  4. Обучение родителей различным методам и техникам организации игровых развивающих занятий;
  5. Всестороннее развитие детей раннего возраста через интеграцию разных видов деятельности.

Нашими педагогами разработан примерный алгоритм комплексного открытого занятия, по которому мы успешно проводим открытые мероприятия.

Структура открытого занятия

Направленность

Ведущий

Содержание работы

1.

Вводная часть

Педагог-психолог

Инструктор по физической культуре

А). Приветствие;

Б). Начальный «круг»

2.

Основная часть

Педагог-психолог

Воспитатель

Инструктор по физической культуре

А). Занятие по сенсорному развитию;

Б). Творческая мастерская (художественно-эстетическая деятельность);

В). Физическое развитие (подвижные игры)

3.

Завершающая часть

Педагог-психолог

Воспитатель

Завершающий «круг», прощание

Важный психологический компонент заключается в том, что родители впервые видят своего маленького ребенка в обстановке, отличной от домашней, наблюдают процесс его самостоятельного общения с другими детьми и взрослыми. В свою очередь, воспитателям и специалистам зачастую недостает знаний о проявлениях ребенка вне детского сада. Преодолеть такую односторонность взглядов возможно, если увидеть различные проявления ребенка в семье и в детском саду, согласовать ценностные основы воспитания, проблемные и ресурсные области в развитии детей, а также поведенческие воздействия в отношении ребенка.

Первостепенная задача педагогического коллектива — это создание у родителей потребности в диалоге с педагогом, в поиске новых способов взаимодействия и общения с ребенком. Основная психологическая трудность родителей заключается в восприятии своего ребенка «еще слишком маленьким», неготовым к формированию многих навыков самообслуживания, самостоятельного общения, делового взаимодействия. Ребенок, уже готовый к принятию разнообразных умений и навыков имеет широкую «зону ближайшего развития», которую должны учитывать как педагоги, так и родители.

Проведение открытых занятий с непосредственным и включенным участием родителей имеет особую значимость и для психологической службы образовательных организаций, поскольку дает специалистам уникальную возможность изучить психологию современных родителей, узнать потребности семьи, выявить актуальные проблемы и особенности развития отношений в триаде «родитель — ребенок — педагог».

E:\СЕМИНАР ОВЗ\DSC09499.JPG

F:\ГКП\Открытое занятие 21.03.16\Открытое занятие 21.03.16\IMG_7360.JPGE:\СЕМИНАР ОВЗ\IMG_7353.JPG

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов