Библиографическое описание:

Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 105-107.



В статье рассматривается коррекционно-развивающая работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей дошкольного и младшего школьного возрастов с нарушениями речевого развития. Приводятся методические рекомендации по сочетанию традиционных и инновационных приемов и методов в формировании грамматической стороны речи. Описываются традиционные и инновационные приемы и методы работы, направленные на развитие лексико-грамматической базы речи.

Ключевые слова: предложно-падежные конструкции, предлог, грамматические категории, ориентация в пространстве, пространственные функции, интерактивные средства обучения, инновационные приемы и методы, нарушения речи

На современном этапе развития системы образования проблема подготовки детей с нарушениями речевого развития к школьному обучению имеет приоритетное значение. Решению данной проблемы способствует реализация индивидуального и дифференцированного подходов, а также комплексного и системного коррекционно-развивающего воздействия. Для совершения существующей системы подготовки необходимо преобразование методической базы с учетом неоднородности контингента детей с нарушениями речевого развития и ведущих тенденций обновления содержания образования.

Задача формирования грамматической стороны речи у детей является одной из наиболее значимых в педагогике, дефектологии и логопедии. Своеобразие овладения грамматическими конструкциями проявляется у детей данной категории в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития (Р. И. Лалаева, Н.В Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.) [1].

Несмотря на то, что определены теоретические основы формирования грамматических конструкций в речи детей с нарушениями речевого развития, специфика усвоения ими предлогов с пространственным значением исследована недостаточно. Не в полном объеме изучены нарушения понимания и употребления предлогов старшими дошкольниками с различными проявлениями нарушений речи, не определены наиболее продуктивные приемы формирования предложно-падежных конструкций, обусловленных недоразвитием оптико-пространственных представлений и других пространственных функций [2, 5].

Коррекционно-развивающая работа по формированию предложно-падежных конструкций базируется на формировании у детей представлений о лексическом и синтаксическом значении предлога как средстве выражения связи между словами в высказывании. Этот этап предусматривает усвоение детьми грамматических закономерностей языка как основы формирования практических способов действия с речевым материалом.

В работе над предложно-падежными конструкциями выделены три блока:

‒ формирование лексического значения предлогов;

‒ практическое ознакомление с синтаксической ролью предлогов в словосочетании и (или) предложении;

‒ закрепление пространственных предлогов в самостоятельной речевой практике детей.

Совершенствование умений выделять предлоги из потока устной речи, дифференцировать их по значению является ключевым при формировании смыслового значения предлогов [1]. Для реализации данной задачи используются ориентировочные действия с предметами, сопровождающиеся выделением предлогов из предложения или текста. При этом изначально каждый предлог отрабатывался отдельно, а после дифференцируется нескольких предлогов посредством составления предложений по образцу и картинкам с использованием схем предлогов [7]. Для закрепления умений образовывать и употреблять предложно-падежные конструкции и развития речемыслительных операций (сравнение, анализ, синтез и обобщение) используется группировка предлогов по сходству и противоположности лексического значения. Расширялись синонимические и антонимические отношения предлогов, развивались самостоятельные высказывания детей с пространственными предложно-падежными конструкциями.

Упражнения по закреплению синтаксической роли предлогов подбираются с учетом понимания детьми соответствия значений предлога и падежа, близости синтаксических функций предлогов и падежных окончаний в языке. На конкретных примерах с использованием различных средств наглядности дети дошкольного возраста способны соотносить и сравнивать начальную и косвенную формы слова, противопоставлять различные формы одного и того же слова. Данные упражнения проводятся в игровой форме сначала с использованием наглядно-иллюстративного материала и внешних опор (схем, знаков, символов) с целью формирования навыка употребления грамматических конструкций в самостоятельной речи.

Активно используются разнообразные традиционный и инновационные приемы и методы, направленные на понимание грамматического значения предлогов и падежных форм: составление словосочетаний, противоположных по смыслу, составление предложений с использованием словосочетании с предлогами, составление словосочетаний и предложений по определенной теме, вопросам, с использованием моделирования, вставка предлога и словоформы в высказывание и подбор соответствующей схемы предложно-падежной конструкции, исправление ошибки в предложении с ориентировкой на сюжет картинки, редактирование предложений с неправильно употребленным предлогом и падежным окончанием, восстановление деформированных предложений и др. [4, 6, 8]. Для закрепления пространственных предлогов в сложном речевом высказывании работают над формированием ориентировки в структурно-семантической и грамматической организации текста с использованием предлогов в связном монологическом высказывании.

Вариантом включения в структуру занятия инновационных приемов и методов работы является использование интерактивных игр [2]. Примером инновационных приемов работы является комплекс интерактивных игр «Веселые котята» М. Г. Власовой специально разработанный для детей дошкольного возраста 4–6 лет. Данный комплекс позволяет решать следующие коррекционные задачи: формировать правильное употребление предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР; уточнять и развивать пространственные представления, выражаемые в речи посредством предлогов; учить дифференцировать их между собой; запоминать схематическое изображение предлогов; развивать зрительное внимание и память; исправлять нарушения грамматического оформления высказывания и способствовать развитию связной речи; формировать положительное отношение к занятиям. Мультимедийные игры-занятия направлены на знакомство с 15 предлогами пространственного значения и их дифференциацию. Таким образом, дети узнают, что такое маленькое слово, сколько предлогов, чем они отличаются, как изображаются в схемах и многое другое.

На закрепление предлогов в речи также направлена интерактивная игра педагогического портала «Мерсибо» «Кто за кем?» [9]. Герои каждого сюжета стоят в заданном порядке. Каждый следующий персонаж появляется по щелчку мыши. Ребенок должен четко называть, кто за кем, от кого, перед кем и т. д. В ходе игры можно повторить сказки про репку, бременских музыкантов, кощея и др. Игра хорошо развивает словарный запас и позволяет закрепить правильное употребление предлогов в речи. Интерактивная игра «Рюкзак туриста» позволяет научить детей понимать и правильно употреблять предлоги в речи. Весёлый турист собирает в рюкзак различные предметы. Ребёнок, выполняя его инструкции — кладет предметы за шкаф, под стол, достает из рюкзака, при этом не только выполняет указание, но и произносит вслух, куда он кладет предмет, правильно употребив предлог. Интерактивная игра «Королевский указ» разработана для младших школьников, однако может быть использована в работе с дошкольниками, особенно теми, которые умеют читать. Цель данной игры — проанализировать состав предложения и вставить пропущенные предлоги. Послушав королевский указ, ребенок должен понять, где должен стоять предлог, затем, выбрав предлог из нескольких вариантов, вставить на место [3].

Таким образом, одним из самых эффективных средств пробуждения живого интереса к коррекционно-развивающему и образовательному процессу является гармоничное сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций. Сочетания приемов и методов коррекционного воздействия должны быть продуманы, подготовлены и, при необходимости, адаптированы педагогом, иначе они будут утомительными и недоступными детям. Результативность коррекционно-развивающей работы зависит от систематического гармоничного целенаправленного использования традиционных и инновационных приемов и методов работы с детьми с нарушениями речевого развития.

Литература:

  1. Бурачевская О. В. Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2. — С. 61–63.
  2. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97.
  3. Бурачевская О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 113–117.
  4. Мальцева О. Л. Предлог как элемент системы средств выражения пространственного дейксиса в языке //Язык и образование: Сб. науч. тр. — Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. — С. 28–34.
  5. Мальцева О. Л. Семантический анализ предлогов с позиции формально-лингвистического подхода // Теория языка и межкультурная коммуникация: Межвузовский сборник научных трудов. — Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003.-Вып. 1.-С. 32–38.
  6. Рудакова Н. П. Особенности понимания и употребления предложно-падежных форм старшими дошкольниками с ОНР // Сб. Материалы 54-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. — Благовещенск: БГПУ, 2004. -С. 186–193.
  7. Рудакова Н. П. Проблемы овладения предложно-падежными конструкциями детьми дошкольного возраста в норме и с речевой патологией // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. — № 6. — С. 7–12.
  8. Рудакова Н. П. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с речевой патологией как одно из направлений психологической адаптации ребенка // Психологическое здоровье учащихся, проблемы и пути их решения: Сб. мат. междунар. научно-практ. конф. 4–5 ноября 2002г — Благовещенск: БГПУ, 2002. — С. 135–137.
  9. Игры и упражнения // Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». URL: https://mersibo.ru/voxflex (дата обращения: 8.09.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов