Библиографическое описание:

Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 105-107.



В статье рассматривается коррекционно-развивающая работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей дошкольного и младшего школьного возрастов с нарушениями речевого развития. Приводятся методические рекомендации по сочетанию традиционных и инновационных приемов и методов в формировании грамматической стороны речи. Описываются традиционные и инновационные приемы и методы работы, направленные на развитие лексико-грамматической базы речи.

Ключевые слова: предложно-падежные конструкции, предлог, грамматические категории, ориентация в пространстве, пространственные функции, интерактивные средства обучения, инновационные приемы и методы, нарушения речи

На современном этапе развития системы образования проблема подготовки детей с нарушениями речевого развития к школьному обучению имеет приоритетное значение. Решению данной проблемы способствует реализация индивидуального и дифференцированного подходов, а также комплексного и системного коррекционно-развивающего воздействия. Для совершения существующей системы подготовки необходимо преобразование методической базы с учетом неоднородности контингента детей с нарушениями речевого развития и ведущих тенденций обновления содержания образования.

Задача формирования грамматической стороны речи у детей является одной из наиболее значимых в педагогике, дефектологии и логопедии. Своеобразие овладения грамматическими конструкциями проявляется у детей данной категории в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития (Р. И. Лалаева, Н.В Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.) [1].

Несмотря на то, что определены теоретические основы формирования грамматических конструкций в речи детей с нарушениями речевого развития, специфика усвоения ими предлогов с пространственным значением исследована недостаточно. Не в полном объеме изучены нарушения понимания и употребления предлогов старшими дошкольниками с различными проявлениями нарушений речи, не определены наиболее продуктивные приемы формирования предложно-падежных конструкций, обусловленных недоразвитием оптико-пространственных представлений и других пространственных функций [2, 5].

Коррекционно-развивающая работа по формированию предложно-падежных конструкций базируется на формировании у детей представлений о лексическом и синтаксическом значении предлога как средстве выражения связи между словами в высказывании. Этот этап предусматривает усвоение детьми грамматических закономерностей языка как основы формирования практических способов действия с речевым материалом.

В работе над предложно-падежными конструкциями выделены три блока:

‒ формирование лексического значения предлогов;

‒ практическое ознакомление с синтаксической ролью предлогов в словосочетании и (или) предложении;

‒ закрепление пространственных предлогов в самостоятельной речевой практике детей.

Совершенствование умений выделять предлоги из потока устной речи, дифференцировать их по значению является ключевым при формировании смыслового значения предлогов [1]. Для реализации данной задачи используются ориентировочные действия с предметами, сопровождающиеся выделением предлогов из предложения или текста. При этом изначально каждый предлог отрабатывался отдельно, а после дифференцируется нескольких предлогов посредством составления предложений по образцу и картинкам с использованием схем предлогов [7]. Для закрепления умений образовывать и употреблять предложно-падежные конструкции и развития речемыслительных операций (сравнение, анализ, синтез и обобщение) используется группировка предлогов по сходству и противоположности лексического значения. Расширялись синонимические и антонимические отношения предлогов, развивались самостоятельные высказывания детей с пространственными предложно-падежными конструкциями.

Упражнения по закреплению синтаксической роли предлогов подбираются с учетом понимания детьми соответствия значений предлога и падежа, близости синтаксических функций предлогов и падежных окончаний в языке. На конкретных примерах с использованием различных средств наглядности дети дошкольного возраста способны соотносить и сравнивать начальную и косвенную формы слова, противопоставлять различные формы одного и того же слова. Данные упражнения проводятся в игровой форме сначала с использованием наглядно-иллюстративного материала и внешних опор (схем, знаков, символов) с целью формирования навыка употребления грамматических конструкций в самостоятельной речи.

Активно используются разнообразные традиционный и инновационные приемы и методы, направленные на понимание грамматического значения предлогов и падежных форм: составление словосочетаний, противоположных по смыслу, составление предложений с использованием словосочетании с предлогами, составление словосочетаний и предложений по определенной теме, вопросам, с использованием моделирования, вставка предлога и словоформы в высказывание и подбор соответствующей схемы предложно-падежной конструкции, исправление ошибки в предложении с ориентировкой на сюжет картинки, редактирование предложений с неправильно употребленным предлогом и падежным окончанием, восстановление деформированных предложений и др. [4, 6, 8]. Для закрепления пространственных предлогов в сложном речевом высказывании работают над формированием ориентировки в структурно-семантической и грамматической организации текста с использованием предлогов в связном монологическом высказывании.

Вариантом включения в структуру занятия инновационных приемов и методов работы является использование интерактивных игр [2]. Примером инновационных приемов работы является комплекс интерактивных игр «Веселые котята» М. Г. Власовой специально разработанный для детей дошкольного возраста 4–6 лет. Данный комплекс позволяет решать следующие коррекционные задачи: формировать правильное употребление предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР; уточнять и развивать пространственные представления, выражаемые в речи посредством предлогов; учить дифференцировать их между собой; запоминать схематическое изображение предлогов; развивать зрительное внимание и память; исправлять нарушения грамматического оформления высказывания и способствовать развитию связной речи; формировать положительное отношение к занятиям. Мультимедийные игры-занятия направлены на знакомство с 15 предлогами пространственного значения и их дифференциацию. Таким образом, дети узнают, что такое маленькое слово, сколько предлогов, чем они отличаются, как изображаются в схемах и многое другое.

На закрепление предлогов в речи также направлена интерактивная игра педагогического портала «Мерсибо» «Кто за кем?» [9]. Герои каждого сюжета стоят в заданном порядке. Каждый следующий персонаж появляется по щелчку мыши. Ребенок должен четко называть, кто за кем, от кого, перед кем и т. д. В ходе игры можно повторить сказки про репку, бременских музыкантов, кощея и др. Игра хорошо развивает словарный запас и позволяет закрепить правильное употребление предлогов в речи. Интерактивная игра «Рюкзак туриста» позволяет научить детей понимать и правильно употреблять предлоги в речи. Весёлый турист собирает в рюкзак различные предметы. Ребёнок, выполняя его инструкции — кладет предметы за шкаф, под стол, достает из рюкзака, при этом не только выполняет указание, но и произносит вслух, куда он кладет предмет, правильно употребив предлог. Интерактивная игра «Королевский указ» разработана для младших школьников, однако может быть использована в работе с дошкольниками, особенно теми, которые умеют читать. Цель данной игры — проанализировать состав предложения и вставить пропущенные предлоги. Послушав королевский указ, ребенок должен понять, где должен стоять предлог, затем, выбрав предлог из нескольких вариантов, вставить на место [3].

Таким образом, одним из самых эффективных средств пробуждения живого интереса к коррекционно-развивающему и образовательному процессу является гармоничное сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций. Сочетания приемов и методов коррекционного воздействия должны быть продуманы, подготовлены и, при необходимости, адаптированы педагогом, иначе они будут утомительными и недоступными детям. Результативность коррекционно-развивающей работы зависит от систематического гармоничного целенаправленного использования традиционных и инновационных приемов и методов работы с детьми с нарушениями речевого развития.

Литература:

  1. Бурачевская О. В. Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2. — С. 61–63.
  2. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97.
  3. Бурачевская О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 113–117.
  4. Мальцева О. Л. Предлог как элемент системы средств выражения пространственного дейксиса в языке //Язык и образование: Сб. науч. тр. — Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. — С. 28–34.
  5. Мальцева О. Л. Семантический анализ предлогов с позиции формально-лингвистического подхода // Теория языка и межкультурная коммуникация: Межвузовский сборник научных трудов. — Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003.-Вып. 1.-С. 32–38.
  6. Рудакова Н. П. Особенности понимания и употребления предложно-падежных форм старшими дошкольниками с ОНР // Сб. Материалы 54-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. — Благовещенск: БГПУ, 2004. -С. 186–193.
  7. Рудакова Н. П. Проблемы овладения предложно-падежными конструкциями детьми дошкольного возраста в норме и с речевой патологией // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. — № 6. — С. 7–12.
  8. Рудакова Н. П. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с речевой патологией как одно из направлений психологической адаптации ребенка // Психологическое здоровье учащихся, проблемы и пути их решения: Сб. мат. междунар. научно-практ. конф. 4–5 ноября 2002г — Благовещенск: БГПУ, 2002. — С. 135–137.
  9. Игры и упражнения // Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». URL: https://mersibo.ru/voxflex (дата обращения: 8.09.2016).
Основные термины: нарушениями речевого развития, инновационных приемов, предложно-падежных конструкций, формированию предложно-падежных конструкций, дошкольного возраста, детей дошкольного, детей дошкольного возраста, грамматической стороны речи, лексико-грамматической базы речи, инновационные приемы, предложно-падежными конструкциями, Вопросы дошкольной педагогики, значения предлогов, речи детей, грамматических конструкций, тяжелыми нарушениями речи, Рудакова Н, употребления предлогов старшими, закрепления пространственных предлогов, грамматического значения предлогов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов