Библиографическое описание:

Найденова А. С. Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений «Сказочные приключения» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 135-138.



Для качественного проведения непосредственной образовательной деятельности, мною была смоделирована игровая ситуация с целью постановки проблемы и создания мотивации, были подобраны упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, были использованы дидактические пособия, наглядный материал, физкультминутки, технические средства — компьютер, запись фоновых заставок и мелодия к музыкальной игре.

Форма проведения: Игра-путешествие.

Цель: закрепление пройденного материала

На занятии решались следующие задачи:

Образовательные:

– учить различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат; определять геометрические формы путем тактильных ощущений, отличать фигуры путем наложения их друг на друга; отличать их физические свойства;

– отвечать на вопрос «сколько?», закреплять понятия «один», «много», «ни одного», «нисколько»;

– учить сравнивать два предмета по длине, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами «длинный — короткий», «длиннее — короче».

Развивающие:

– совершенствовать связную речь; развивать наблюдательность, внимание, память, мыслительные операции; пространственную ориентировку;

Воспитательные:

– воспитывать доброту, отзывчивость.

Здоровьесберегающие:

– повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление.

Ребята заходят в группу.

— Ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними!

— У нас с вами необычный день. Вы любите сказки? Я буду волшебницей, и мы отправимся с вами в страну сказок. Согласны? А на каком транспорте мы туда отправимся?

Дети называют виды транспорта.

—Мы полетим туда на самолете. Вы забыли, что я волшебница. Сейчас я превращу наш ковер в самолет! Рекс,пекс,фекс! Готово! Садитесь на ковер и закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова: «Где вы, сказки, отзовитесь, нам ребятам покажитесь!»

(Звучит музыка «В гостях у сказки».)

Основная часть.

Объединение предметов.

Вот мы и прилетели в первую сказку. А какая это сказка попробуйте отгадать.

Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом,

Он залезть в него не смог…

Это сказка...

Дети: ТЕРЕМОК.

— Посмотрите, ребята, герои сказки «Теремок» нас встречают.

(На столе стоят куклы из настольного театра «Теремок».)

— Ребята, вспомните, какие звери поселились в теремке?

Дети: мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь.

— Ребята, скажите, сколько зверей поселилось в теремке? (Много.)

— А сколько там было лягушек? мышек? лисичек? (Одна.)

— А сколько у нас в группе ребят? (Много.)

— Молодцы!

— А давайте вспомним, что натворил медведь в этой сказке?

Дети: сломал домик.

— А почему так случилось, что медведь сломал дом.

Дети: потому что дом был маленький, а медведь большой.

— Ребята, звери нас просят, чтобы мы им построили новый домик. Поможем им?

Дидактическая игра с использованием больших кубиков «Построй домик».

— Дом мы будем строить из чего?

Дети: из кубиков.

— Какую геометрическую форму напоминает нам кубик?

Дети: квадрат.

— Ребята, возьмите в правую и левую руку по одному кубику и все вместе постройте большой дом.

— Молодцы, звери благодарят вас за новый дом. Теперь они зимой не замерзнут. Давайте попрощаемся со сказкой «Теремок» и поспешим в новую сказку.

Физкультминутка.

Отправляемся в поход

Сколько нас открытий ждет.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Только в лес мы зашли,

Появились комары.

Руки вверх — хлопок,

Руки вниз — хлопок другой.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

Моделирование. Геометрический материал.

Ребята, чтобы узнать в какую сказку мы попали, попробуйте отгадать загадку.

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?

Дети: КОЛОБОК.

— Правильно, мы в гостях у колобка. Но посмотрите, колобок совсем не веселый. Давайте спросим, что случилось?

Воспитатель подносит к уху колобка.

Ребята, колобок мне рассказал, что пока он катался по лесу, потерял баночку с мыльными пузырями и теперь он не может надувать пузыри. Давайте ему поможем и надуем один большой пузырь.

Проводится игра «Раздувайся пузырь».

— Надувался-надувался пузырь и лопнул, частички его разлетелись в разные стороны. Расстроился колобок еще больше. Ребята, что же делать? Надо ему как-то помочь. Ой, посмотрите, что это лежит на столах? Да это же частички от пузырей. Попробуйте каждый собрать из частичек по одному пузырю.

(Дети собирают круги из 4-х частей).

— Ребята, посмотрите внимательно и скажите, у вас пузыри одного цвета или разного?

Дети: разные.

Спросить у каждого ребенка, какого цвета у него получился пузырь.

— Кто мне подскажет, на какую геометрическую форму похож пузырь?

Дети: на круг.

— Правильно. Посмотрите, сколько у нас получилось кругов?

Дети: много.

—Колобок обрадовался, но он просит сделать для него такую дорожку, чтобы он не повстречал лису, очень не хочется ему, чтоб его съели. Поможем?

Дети: Да.

Нанизывают шарики в порядке желтый-красный-синий

Какие красивые дорожки получились для Колобка!!!

— Ребята, а вот посмотрите, здесь еще две дорожки, но они разные. Давайте сравним их по цвету. Эта дорожка какого цвета? А эта дорожка какого цвета?

Дети: зеленая, желтая.

— Правильно. А теперь посмотрите внимательно и скажите, по какой дорожке мы придем в следующую сказку быстрее.

Дети: по желтой.

— Правильно. А почему?

Дети: потому что она короче.

— А как вы узнали, что эта дорожка короче, а эта длиннее.

Дети: нужно положить одну дорожку на другую и соединить их верхний край.

Молодцы, дети, теперь скажем Колобку до свидания и поспешим по короткой дорожке в следующую сказку.

— Молодцы.

— Чтобы узнать в какую сказку мы попали, вам снова придется отгадать загадку.

Возле леса, на опушке,

Там 3 стула и 3 кружки,

3 кровати, 3 подушки.

Отгадайте, без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Дети: ТРИ МЕДВЕДЯ.

(На разных стульях сидят три медведя.)

— Давайте вспомним, как звали медведей?

Дети: Михайло Потапыч, Анастасия Петровна, Мишутка.

— Кто из них самый большой?

— Кто самый маленький?

— Что медведи любят кушать?

Дети: мед, малину.

— Вот и мы сегодня к мишкам пришли не с пустыми руками. Принесли им гостинце — медовое печенье. Посмотрите в мою волшебную корзиночку. Сколько у меня печенья?

Дети: много.

— Они одинаковые или разные?

Дети: разные.

— Эта печенюшка похожа на какую геометрическую форму?

Дети: квадрат

— А эта?

Дети: круг.

— Ребята, а чем отличается квадрат от круга?

Дети: у квадрата есть углы, а круга нет углов.

— Правильно.

— Но прежде чем мы угостим медведей печеньем, раздадим им миски. Эта миска какая?

Дети: большая.

— Кому мы её дадим? Почему?

Дети: Михайло Потапычу, потому что она большая.

— Эта миска какая?

Дети: поменьше.

— Кому мы её дадим? Почему?

Дети: Анастасии Петровне, потому что она поменьше.

— Эта миска какая?

Дети: маленькая.

— Кому мы её дадим? Почему?

Дети: Мишутке, потому что она маленькая.

— А теперь разложите печенье так, чтобы большие были у МихайлаИваныча, поменьше — у Анастасии Петровны, а маленькие — у Мишутки.

— Ребята, вы помните сколько у меня было печенья в корзинке?

Дети: много.

— Загляните ко мне в корзинку, сколько печенья у меня осталось?

Дети: ни одного.

— Мишки вас благодарят за угощенье, говорят спасибо и маленький Мишутка предлагает вам сыграть в музыкальную игру. Вы согласны?

Дети: да.

Логоритмическая игра с музыкальным сопровождением.

Я бурый медвежонок,

Меня должны все знать.

Люблю я мед и сахар,

Люблю потанцевать.

А теперь, все мальчики, попрыгайте, как зайчики,

А теперь все девочки попрыгайте, как белочки.

— Молодцы! Но нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с мишками, скажем им до свидания и поспешим на ковер самолет. Закрываем глаза и полетели! Группа, группа, отзовись, нам ребятам покажись!

(Звучит музыка.)

— Вот мы и снова в группе.

Итог

— В каких сказках мы побывали?

Дети: «Теремок», «Колобок», «Три медведя».

— Какие добрые дела мы сделали?

Дети: построили дом для зверей, подарили мыльные пузыри Колобку, угостили медведей печеньем.

— Из чего мы построили дом для зверей?

Дети: из кубиков.

— На какую геометрическую форму похож кубик.

Дети: на квадрат.

— Что подарили Колобку?

Дети: мыльные пузыри.

— На какую геометрическую форму похож пузырь?

Дети: на круг.

— Чем угощали медведей?

Дети: печеньем.

— Печенье было одинаковой формы или разной?

Дети: разной: квадратное и круглое.

— Понравилось вам путешествие?

Дети: да.

— Вы мне понравились на занятии, были внимательные, активные, молодцы! А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем гулять.

Самоанализ непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений

«Сказочные приключения»

Мною было проведено комплексное занятие по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в сказки» для детей 2 младшей группы.

Возраст детей —3–4 года.

Тип занятия — интегрированное, закрепляющее.

При планировании занятия были учтены программные задачи, поставленные в программе «Тропинки» для данной возрастной группы по формированию элементарных математических представлений: формировать представления о различных признаках и свойствах объектов и явлений (цвет, форма, величина, физические свойства), их количестве (много, мало, нисколько, ни одного). На занятии широко примела наглядный материал и материал, направленный на преимущественное решение познавательных задач с помощью наглядно-образного мышления (путем практического манипулирования и образного представления).

С детьми была проведена предварительная работа на занятиях и в повседневной жизни в форме:

– Совместной деятельности: свободное общение по сказкам «Теремок», «Колобок», «Три медведя», беседа о героях сказки. Рассматривание картин с изображением персонажей участников сказки. Отгадывания загадок.

– Образовательной деятельности в ходе режимных моментов: дидактические игры на развитие математических способностей; разрезные картинки и пазлы по сказкам «Теремок», «Колобок», «Три медведя»; подвижные и малоподвижные игры.

– 3.Самостоятельной деятельности детей: рассматривание иллюстраций по сказкам, настольный театр.

– Большое внимание уделяла словарной работе.

В начале занятия я мотивирую детей на игровой, практический характер занятия, объединяя его единым сюжетом, предлагая им путешествовать по сказкам.

В ходе занятия я использовала разнообразные формы и методы: проблемная ситуация (как помочь зверям, потому что медведь сломал их дом; как помочь колобку, ведь он потерял баночку с мыльными пузырями в лесу), дидактические игры, направленные на развитие мыслительных операций сравнения, классификации, развитие памяти, восприятия, внимания (сделай пузырь для колобка, угости медведей печеньем)

Здоровьесберегающие задачи я решала посредством рациональной организации двигательной деятельности детей, с физкультминутки «Мы идем в поход», малоподвижной игры «Раздувайся пузырь», музыкальной игры «Я бурый Медвежонок».

Широко использовался наглядный и раздаточный материал.

В заключительной части подвели итог НОД.

На мой взгляд все моменты совместной деятельности с детьми логичны и последовательны, подчинены одной теме. Дети были активны, им было интересно, так как приёмы несли игровой характер, побуждали к самостоятельной деятельности, быстрая смена заданий и использование физкультминутки, игры малой подвижности и музыкальной игры не позволили детям устать. Они отвечали на поставленные вопросы, проявляли положительные эмоции. На протяжении всего занятия мотивировала детей на успех похвалой.

Я считаю, что, поставленная цель НОД достигнута. В ходе занятия был закреплён пройденный материал и выявлен уровень знаний детей по предложенным заданиям.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов