Библиографическое описание:

Голубков В. О., Кузнецова А. В., Ушков М. Ю. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 14-17.



В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников.

Ключевые слова: нравственное воспитание, ценностные ориентации, ФГОС, старшие дошкольники, мотивация, поведение

Актуальность исследования. В ходе интеграционных процессов образовательной системы Российской Федерации в течение последних двадцати лет, четко прослеживается характерная тенденция к усилению инновационности в сфере воспитания всесторонне развитой, морально-устойчивой и духовно обогащенной личности как члена общества. В настоящие время по мнению ряда ученых обществу необходимо отказаться от функционального образования, которое полностью превращает жизнь человека только на подготовку к предстоящим социальным функциям. Сегодня важно обеспечить в процессе воспитания и обучения полноценное развитие личности на пути утверждения высоких нравственных ценностей и идеалов.

На протяжении всего культурно-исторического пути развития цивилизации прослеживается понимание значимости формирования нравственных ценностей в становлении личности. К различным аспектам этой проблемы обращались античные мыслители Аристотель, Демокрит, Сократ, Платон. Вопросы воспитания у подрастающего поколения нравственных ценностей отражены в трудах выдающихся ученых Г. Гегеля, А. Дистервега, Д. Дьюи, Я. Коменского, И. Песталоцци и др.

Не обошли вниманием указанную проблему отечественные мыслители, начиная еще с эпохи Киевской Руси (Илларион, Святослав, Владимир Мономах), а также известные просветители-педагоги прошлого Х. Алчевская, Б. Гринченко, А. Макаренко, Ф. Прокопович, Е. Славинецкий, В. Сухомлинский, Л. Толстой, К. Ушинский, и другие.

Решению важных вопросов формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения способствуют положения современных философов: Л. Архангельского, Б. Додонова, В. Андрущенка, Г. Дашутина, М. Кагана; психологов: Б. Ананьева, Л. Выготского, А. Запорожца, И. Кона, А. Леонтьева, Л. Рубинштейна; педагогов: С. Гладневой, А. Кирьяковой, Е. Алябьевой, Ю. Бабанского, Т. Ерофеевой, Б. Лихачева, Е. Поленякина и других.

В результате исследований ученых Л. Артемовой, Р. Буре, Л. Куцаковой, Е. Субботинского и других ученых получены важные данные о сущности психолого-педагогических аспектов формирования нравственных ценностей у старших дошкольников.

Проведенный анализ научно-педагогической базы дает возможность констатировать, что данный момент накоплен значительный опыт формирования нравственных ценностей у детей старших дошкольников. Однако, остается мало изученной проблема особенностей моделирования данного процесса, научно обоснованные рекомендации по эффективному осуществлению указанного процесса носят традиционный характер со слабо выраженным инновационным подходом.

В связи с этим, актуальным становится вопрос глубокого изучения особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников в современной педагогической науке и практике.

Анализ научно-педагогических исследований ипубликаций показал, что выбор нравственных ценностных ориентаций подрастающим поколением, несмотря на стремительный техногенный мировой прогресс, нацелены на классическое ранжирование приоритетов воспитания: добро, терпимость, дружелюбность, честность, уважение к другим людям, трудолюбие, патриотизм. Кроме того, отмечено, что развитие психолого-педагогической науки в России и за рубежом в конце ХХ-начало ХХІ вв. способствовало расширению методологической концепции и технологических подходов к формированию нравственных ценностей у дошкольников (Ш. Амонашвили, Б. Гершунский, С. Козлова, Е. Кравцова, С. Лысенкова, и др.).

Цель данной статьи изадания исследования заключаются в аналитическом обзоре и систематизации результатов исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников.

Изложение основного материала. Понятие нравственные ценностные ориентации в научной литературе рассматривается как сочленение двух дефиниций: конкретизированной — нравственный и общепринятой — ценностные ориентации.

В. Кузнецов определяет понятие «нравственность» как «совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами» [2, с. 659]. Толкование универсалии «ценностные ориентации» существенно обосновано Г. Коджаспировой и А. Коджаспировым, которые трактуют ее как «избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении» [5, с. 162].

Исходя из данной репрезентации этих понятий, в нашем исследовании мы будем отталкиваться от осмысления процесса формирования нравственных ценностных ориентаций как воспитание у ребенка избирательной совокупности норм, правил поведения в обществе и природе с опорой на систему материальных и духовных ценностей, которые отображены в «Федеральном государственном образовательном стандарте» от 17.10.2013 г. как ключевые результативные показатели.

Согласно ФГОС, деятельность детских дошкольных учреждений, направлена на всестороннее развитие ребенка с последующей адаптацией в обществе. Одним из ключевых заданий перед дошкольными учреждениями ФГОС поставил социально-коммуникативное развитие, которое предусматривает «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [9].

Обозначенная Федеральным стандартом система ценностей ратифицирует границы социокультурной активности ребенка, являясь регулятором деятельности личности в социуме и обуславливает модель, порядок жизни и функционирует в виде стереотипов поведения. В практической деятельности воплощением ценностей являются нормы.

Моделирование процесса формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста предусматривает учет возрастных особенностей и выделение содержательной структуры нравственных ценностей детей данной возрастной группы.

Отметим, что особенности развития ребенка дошкольного возраста определяются не только его физическими аспектами, но и воспитанием социально-нравственных устоев в процессе формирования специфических ценностных ориентаций. Содержание данной процессуальной деятельности заключается в становлении и развитии в ребенке первых моральных оценочных качеств и суждений. В процессе коммуникации со взрослыми и сверстниками у детей развивается способность понимать и уяснять, что такое норма поведения, формируется отношение к ней, результаты соблюдения норм поведения и их последствия при несоблюдении и т. д. [7].

Следует подчеркнуть, что нравственное воспитание личности не совершается только в раннем возрасте, а продолжается в течение всей жизни, поэтому очень существенным и важным является фундаментальное основание формирования нравственных ценностных ориентаций в дошкольном возрасте. Определяющим фактором этого аспекта воспитания подрастающего поколения ученые определяют окружающую действительность как в макро- и микро-системах, так и в экосистеме [1].

В связи с этим, обозначим этапы формирования нравственных ценностей у старших дошкольников. Обобщая исследования Л. Гладких, выделим основные возрастные этапы нравственного развития дошкольников:

– Первый год жизни характерен потребностью ребенка в эмоционально-телесном контакте с матерью, что является первой социально-нравственной потребностью. В процессе такого общения формируется начальная форма эмоционально-нравственного понимания речи, доверие, открытость окружающему миру.

– Последующие два года ребенка характеризуются осваиванием предметного мира с уяснением смысла и назначения объектов познания. Создание необходимых условий способствует формированию такой нравственной ценности как сочувствие, которое закладывает нравственную ориентировку ребенка в мире.

– В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) «в общении с близкими взрослыми ребенок осваивает нравственный смысл: «добрый–злой», «хорошо–плохо», «можно–нельзя–надо» [4, с. 88], что обеспечивает конструктивные отношения с окружающим миром. Ребенок к концу третьего года приобретает доверие, милосердие и послушание; трудолюбие и потребность помогать старшим, заботиться о них.

– В среднем дошкольном возрасте (4–5 лет) к уже сформировавшимся нравственным качествам добавляются такие как умение подчинять свои желания требованиям других, ответственность за порученное дело, развиваются религиозные чувства, любовь к Богу.

– Для детей 5–6 лет характерно умение управлять своим поведением, формирование религиозных чувств не только на эмоциях, но и используя определенные знания, правильное представление о добре и зле, справедливости. Духовно-нравственное развитие ребенка этого возраста в процессе бытовой, игровой и изобразительной деятельности обеспечивает освоение основных принципов мировосприятия и мироустройства. Дети 5–6 лет способны идентифицировать себя с другими взрослыми, персонажами сказок. Доверие ко взрослым и подражание им позволяет принять такую норму поведения, как правдивость.

– В шесть-семь лет происходит осознание своего «Я». Целостность осознания у детей 6–7 лет собственного «Я», как устойчивое и определяющее личностное основание, сохраняется в дальнейшем вплоть до взрослого возраста [4].

Таким образом, формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников предусматривает развитие и воспитание таких качеств личности как мотивация к социально-моральному поведению, эмоционально-чувственная реакция на явления окружающей действительности, которые в последующем развитии ребенка формируются в единую систему. Анализируя компоненты формирования мотивационно-поведенческих и эмоционально-чувственных составляющих нравственного воспитания дошкольников, С. Козлова выделяет ряд этапов формирования нравственных ориентаций дошкольников, указывая, что они осуществляются за алгоритмом (рис. 1):

Рис. 1. Формирование мотивационно-поведенческих и эмоционально-чувственных компонентов нравственного воспитания [6]

Содержание каждого этапа становления личности ребенка согласовывается в соответствии с программой развития и воспитания старших дошкольников и младших школьников, таких как программа С. Козловой «Я — человек!» [6], Р. Буре «Дружные ребята» и др.

Опираясь на требования ФГОС и вышеизложенные научные подходы к формированию нравственных ценностей у старших дошкольников, рассмотрим некоторые практические результаты реализации программы нравственного воспитания старших дошкольников в МДОУ «Яблонька» г. Боровск, Калужская обл.

Детский сад «Яблонька» работает по основной программе «Детский сад-2100» в рамках программы «Школа-2100». Основные направления развития и обучения детей в детском саду — социально-личностное, познавательное, физическое, развитие речи, эстетическое, интеллектуальное и морально-этическое направления. Анализ программы развития и обучения детей детского сада показал, что все направления педагогической работы непосредственно связаны с формированием у дошкольников нравственных ценностных ориентаций. Работа проводится систематически, с учетом возрастных особенностей и поставленных программных задач.

Так, в рамках нравственного воспитания в старшей группе включается в общий цикл учебного процесса предмет «Воспитание и развитие личностных качеств». Весь процесс обучения в этом аспекте строится на взаимоуважении воспитателя и детей, прав ребенка и на индивидуальном подходе к каждому. В работе используются такие инновационные методы дошкольной практики как:

– «деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо (сотрудничество со взрослыми развивает в ребенке ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты);

– познавательное общение с воспитателем по поводу волнующих ребенка познавательных проблем (оно способствует углублению познавательных интересов и активности детей);

– личностное общение, в которое вступает ребенок, чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями» [8].

Как видим, весь процесс общения в данном аспекте воспитания и образования нацелен на формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников. Однако, этими формами и направлениями работа дошкольных учреждений не исчерпывается. В России накоплен достаточный практический опыт формирования нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников, который определяет необходимость дальнейшего научно-практического исследования отдельных спектров обозначенной проблемы.

Выводы. Таким образом, формирование нравственных ценностных ориентаций и содержание воспитательного процесса зависит от поставленных задач перед педагогом в сфере влияния на детей, этапа иерархической лестницы в соответствии с возрастными особенностями ребенка, а также от задачи на определенном этапе алгоритма формирования мотивационно-поведенческих и эмоционально-чувственных компонентов нравственного воспитания. Кроме того, цели, задачи, методы, приемы и технологии воспитательного процесса могут меняться в зависимости от направления нравственного воспитания: от формирования коммуникационных навыков до основ социально-трудового, гражданско-правового, духовно-эстетического воспитания и т. д. Наряду с этим, педагогу следует учитывать влияние и решающую роль окружающей среды на воспитание дошкольника, отсутствие в нравственном воспитании принципа взаимозаменяемости и необходимость использования гибкой системы педагогического влияния на личность ребенка.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев. — М.: Просвещение, 1986. — 334 с.
  2. Большой толковый словарь русского языка. / Сост.и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 2000. — 1536 с.
  3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Метод. пособие / Роза Семеновна Буре. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 80 с.
  4. Гладких Л. П. Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни / Л. П. Гладких //Вестник ПСТГУ. — 2008. — Вып. IY: Педагогика. Психология. — С. 84–91.
  5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высших и средних пед. учеб. завед. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: academa, 2003. — 173 с.
  6. Козлова С. А. Я — человек: программа соц. разв. ребенка / С. А. Козлова. — Москва: Шк. пресса, 2004. — 48 с. — («Дошкольное воспитание и обучение» — прилож. к журналу «Воспитание школьников»; вып. 33)
  7. Леонтьев А. Н. Философия психологии (из научного наследия) / А. Н. Леонтьев; под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 228 с.
  8. Примерная общеобразовательная программа развития воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа -2100» «Детский сад-2100». — 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://super-sad.org/svedeniya-o-mdou-detskij-sad-5-yablonka/obrazovanie
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.gdoy115.ru/fgos/prezentatsiya_fgos.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов