Библиографическое описание:

Голубков В. О., Кузнецова А. В., Ушков М. Ю. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 14-17.



В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников.

Ключевые слова: нравственное воспитание, ценностные ориентации, ФГОС, старшие дошкольники, мотивация, поведение

Актуальность исследования. В ходе интеграционных процессов образовательной системы Российской Федерации в течение последних двадцати лет, четко прослеживается характерная тенденция к усилению инновационности в сфере воспитания всесторонне развитой, морально-устойчивой и духовно обогащенной личности как члена общества. В настоящие время по мнению ряда ученых обществу необходимо отказаться от функционального образования, которое полностью превращает жизнь человека только на подготовку к предстоящим социальным функциям. Сегодня важно обеспечить в процессе воспитания и обучения полноценное развитие личности на пути утверждения высоких нравственных ценностей и идеалов.

На протяжении всего культурно-исторического пути развития цивилизации прослеживается понимание значимости формирования нравственных ценностей в становлении личности. К различным аспектам этой проблемы обращались античные мыслители Аристотель, Демокрит, Сократ, Платон. Вопросы воспитания у подрастающего поколения нравственных ценностей отражены в трудах выдающихся ученых Г. Гегеля, А. Дистервега, Д. Дьюи, Я. Коменского, И. Песталоцци и др.

Не обошли вниманием указанную проблему отечественные мыслители, начиная еще с эпохи Киевской Руси (Илларион, Святослав, Владимир Мономах), а также известные просветители-педагоги прошлого Х. Алчевская, Б. Гринченко, А. Макаренко, Ф. Прокопович, Е. Славинецкий, В. Сухомлинский, Л. Толстой, К. Ушинский, и другие.

Решению важных вопросов формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения способствуют положения современных философов: Л. Архангельского, Б. Додонова, В. Андрущенка, Г. Дашутина, М. Кагана; психологов: Б. Ананьева, Л. Выготского, А. Запорожца, И. Кона, А. Леонтьева, Л. Рубинштейна; педагогов: С. Гладневой, А. Кирьяковой, Е. Алябьевой, Ю. Бабанского, Т. Ерофеевой, Б. Лихачева, Е. Поленякина и других.

В результате исследований ученых Л. Артемовой, Р. Буре, Л. Куцаковой, Е. Субботинского и других ученых получены важные данные о сущности психолого-педагогических аспектов формирования нравственных ценностей у старших дошкольников.

Проведенный анализ научно-педагогической базы дает возможность констатировать, что данный момент накоплен значительный опыт формирования нравственных ценностей у детей старших дошкольников. Однако, остается мало изученной проблема особенностей моделирования данного процесса, научно обоснованные рекомендации по эффективному осуществлению указанного процесса носят традиционный характер со слабо выраженным инновационным подходом.

В связи с этим, актуальным становится вопрос глубокого изучения особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников в современной педагогической науке и практике.

Анализ научно-педагогических исследований ипубликаций показал, что выбор нравственных ценностных ориентаций подрастающим поколением, несмотря на стремительный техногенный мировой прогресс, нацелены на классическое ранжирование приоритетов воспитания: добро, терпимость, дружелюбность, честность, уважение к другим людям, трудолюбие, патриотизм. Кроме того, отмечено, что развитие психолого-педагогической науки в России и за рубежом в конце ХХ-начало ХХІ вв. способствовало расширению методологической концепции и технологических подходов к формированию нравственных ценностей у дошкольников (Ш. Амонашвили, Б. Гершунский, С. Козлова, Е. Кравцова, С. Лысенкова, и др.).

Цель данной статьи изадания исследования заключаются в аналитическом обзоре и систематизации результатов исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников.

Изложение основного материала. Понятие нравственные ценностные ориентации в научной литературе рассматривается как сочленение двух дефиниций: конкретизированной — нравственный и общепринятой — ценностные ориентации.

В. Кузнецов определяет понятие «нравственность» как «совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами» [2, с. 659]. Толкование универсалии «ценностные ориентации» существенно обосновано Г. Коджаспировой и А. Коджаспировым, которые трактуют ее как «избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении» [5, с. 162].

Исходя из данной репрезентации этих понятий, в нашем исследовании мы будем отталкиваться от осмысления процесса формирования нравственных ценностных ориентаций как воспитание у ребенка избирательной совокупности норм, правил поведения в обществе и природе с опорой на систему материальных и духовных ценностей, которые отображены в «Федеральном государственном образовательном стандарте» от 17.10.2013 г. как ключевые результативные показатели.

Согласно ФГОС, деятельность детских дошкольных учреждений, направлена на всестороннее развитие ребенка с последующей адаптацией в обществе. Одним из ключевых заданий перед дошкольными учреждениями ФГОС поставил социально-коммуникативное развитие, которое предусматривает «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [9].

Обозначенная Федеральным стандартом система ценностей ратифицирует границы социокультурной активности ребенка, являясь регулятором деятельности личности в социуме и обуславливает модель, порядок жизни и функционирует в виде стереотипов поведения. В практической деятельности воплощением ценностей являются нормы.

Моделирование процесса формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста предусматривает учет возрастных особенностей и выделение содержательной структуры нравственных ценностей детей данной возрастной группы.

Отметим, что особенности развития ребенка дошкольного возраста определяются не только его физическими аспектами, но и воспитанием социально-нравственных устоев в процессе формирования специфических ценностных ориентаций. Содержание данной процессуальной деятельности заключается в становлении и развитии в ребенке первых моральных оценочных качеств и суждений. В процессе коммуникации со взрослыми и сверстниками у детей развивается способность понимать и уяснять, что такое норма поведения, формируется отношение к ней, результаты соблюдения норм поведения и их последствия при несоблюдении и т. д. [7].

Следует подчеркнуть, что нравственное воспитание личности не совершается только в раннем возрасте, а продолжается в течение всей жизни, поэтому очень существенным и важным является фундаментальное основание формирования нравственных ценностных ориентаций в дошкольном возрасте. Определяющим фактором этого аспекта воспитания подрастающего поколения ученые определяют окружающую действительность как в макро- и микро-системах, так и в экосистеме [1].

В связи с этим, обозначим этапы формирования нравственных ценностей у старших дошкольников. Обобщая исследования Л. Гладких, выделим основные возрастные этапы нравственного развития дошкольников:

– Первый год жизни характерен потребностью ребенка в эмоционально-телесном контакте с матерью, что является первой социально-нравственной потребностью. В процессе такого общения формируется начальная форма эмоционально-нравственного понимания речи, доверие, открытость окружающему миру.

– Последующие два года ребенка характеризуются осваиванием предметного мира с уяснением смысла и назначения объектов познания. Создание необходимых условий способствует формированию такой нравственной ценности как сочувствие, которое закладывает нравственную ориентировку ребенка в мире.

– В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) «в общении с близкими взрослыми ребенок осваивает нравственный смысл: «добрый–злой», «хорошо–плохо», «можно–нельзя–надо» [4, с. 88], что обеспечивает конструктивные отношения с окружающим миром. Ребенок к концу третьего года приобретает доверие, милосердие и послушание; трудолюбие и потребность помогать старшим, заботиться о них.

– В среднем дошкольном возрасте (4–5 лет) к уже сформировавшимся нравственным качествам добавляются такие как умение подчинять свои желания требованиям других, ответственность за порученное дело, развиваются религиозные чувства, любовь к Богу.

– Для детей 5–6 лет характерно умение управлять своим поведением, формирование религиозных чувств не только на эмоциях, но и используя определенные знания, правильное представление о добре и зле, справедливости. Духовно-нравственное развитие ребенка этого возраста в процессе бытовой, игровой и изобразительной деятельности обеспечивает освоение основных принципов мировосприятия и мироустройства. Дети 5–6 лет способны идентифицировать себя с другими взрослыми, персонажами сказок. Доверие ко взрослым и подражание им позволяет принять такую норму поведения, как правдивость.

– В шесть-семь лет происходит осознание своего «Я». Целостность осознания у детей 6–7 лет собственного «Я», как устойчивое и определяющее личностное основание, сохраняется в дальнейшем вплоть до взрослого возраста [4].

Таким образом, формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников предусматривает развитие и воспитание таких качеств личности как мотивация к социально-моральному поведению, эмоционально-чувственная реакция на явления окружающей действительности, которые в последующем развитии ребенка формируются в единую систему. Анализируя компоненты формирования мотивационно-поведенческих и эмоционально-чувственных составляющих нравственного воспитания дошкольников, С. Козлова выделяет ряд этапов формирования нравственных ориентаций дошкольников, указывая, что они осуществляются за алгоритмом (рис. 1):

Рис. 1. Формирование мотивационно-поведенческих и эмоционально-чувственных компонентов нравственного воспитания [6]

Содержание каждого этапа становления личности ребенка согласовывается в соответствии с программой развития и воспитания старших дошкольников и младших школьников, таких как программа С. Козловой «Я — человек!» [6], Р. Буре «Дружные ребята» и др.

Опираясь на требования ФГОС и вышеизложенные научные подходы к формированию нравственных ценностей у старших дошкольников, рассмотрим некоторые практические результаты реализации программы нравственного воспитания старших дошкольников в МДОУ «Яблонька» г. Боровск, Калужская обл.

Детский сад «Яблонька» работает по основной программе «Детский сад-2100» в рамках программы «Школа-2100». Основные направления развития и обучения детей в детском саду — социально-личностное, познавательное, физическое, развитие речи, эстетическое, интеллектуальное и морально-этическое направления. Анализ программы развития и обучения детей детского сада показал, что все направления педагогической работы непосредственно связаны с формированием у дошкольников нравственных ценностных ориентаций. Работа проводится систематически, с учетом возрастных особенностей и поставленных программных задач.

Так, в рамках нравственного воспитания в старшей группе включается в общий цикл учебного процесса предмет «Воспитание и развитие личностных качеств». Весь процесс обучения в этом аспекте строится на взаимоуважении воспитателя и детей, прав ребенка и на индивидуальном подходе к каждому. В работе используются такие инновационные методы дошкольной практики как:

– «деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо (сотрудничество со взрослыми развивает в ребенке ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты);

– познавательное общение с воспитателем по поводу волнующих ребенка познавательных проблем (оно способствует углублению познавательных интересов и активности детей);

– личностное общение, в которое вступает ребенок, чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями» [8].

Как видим, весь процесс общения в данном аспекте воспитания и образования нацелен на формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников. Однако, этими формами и направлениями работа дошкольных учреждений не исчерпывается. В России накоплен достаточный практический опыт формирования нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников, который определяет необходимость дальнейшего научно-практического исследования отдельных спектров обозначенной проблемы.

Выводы. Таким образом, формирование нравственных ценностных ориентаций и содержание воспитательного процесса зависит от поставленных задач перед педагогом в сфере влияния на детей, этапа иерархической лестницы в соответствии с возрастными особенностями ребенка, а также от задачи на определенном этапе алгоритма формирования мотивационно-поведенческих и эмоционально-чувственных компонентов нравственного воспитания. Кроме того, цели, задачи, методы, приемы и технологии воспитательного процесса могут меняться в зависимости от направления нравственного воспитания: от формирования коммуникационных навыков до основ социально-трудового, гражданско-правового, духовно-эстетического воспитания и т. д. Наряду с этим, педагогу следует учитывать влияние и решающую роль окружающей среды на воспитание дошкольника, отсутствие в нравственном воспитании принципа взаимозаменяемости и необходимость использования гибкой системы педагогического влияния на личность ребенка.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев. — М.: Просвещение, 1986. — 334 с.
  2. Большой толковый словарь русского языка. / Сост.и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 2000. — 1536 с.
  3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Метод. пособие / Роза Семеновна Буре. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 80 с.
  4. Гладких Л. П. Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни / Л. П. Гладких //Вестник ПСТГУ. — 2008. — Вып. IY: Педагогика. Психология. — С. 84–91.
  5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высших и средних пед. учеб. завед. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: academa, 2003. — 173 с.
  6. Козлова С. А. Я — человек: программа соц. разв. ребенка / С. А. Козлова. — Москва: Шк. пресса, 2004. — 48 с. — («Дошкольное воспитание и обучение» — прилож. к журналу «Воспитание школьников»; вып. 33)
  7. Леонтьев А. Н. Философия психологии (из научного наследия) / А. Н. Леонтьев; под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 228 с.
  8. Примерная общеобразовательная программа развития воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа -2100» «Детский сад-2100». — 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://super-sad.org/svedeniya-o-mdou-detskij-sad-5-yablonka/obrazovanie
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.gdoy115.ru/fgos/prezentatsiya_fgos.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): нравственных ценностных ориентаций, формирования нравственных, старших дошкольников, нравственных ценностей, формирования нравственных ценностных, формирования нравственных ценностей, ориентаций старших дошкольников, ценностных ориентаций старших, нравственного воспитания, формирование нравственных ценностных, особенностей формирования нравственных, формированию нравственных ценностей, опыт формирования нравственных, процесса формирования нравственных, воспитания старших дошкольников, нравственных ориентаций дошкольников, дошкольников нравственных ценностных, воспитания дошкольников, особенности формирования нравственных, выбор нравственных ценностных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов