Библиографическое описание:

Лебедева Л. В., Чернышова И. Н., Каушкаль О. Н., Журавлева Н. Н., Морозова Ю. М., Корпунова Н. С. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды через проектную деятельность учителя-логопеда // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 38-47.



Ежегодно, в нашем учреждении реализуются самые разнообразные проекты, которые мы стремимся подчинить решению логопедических задач. Продукты проектной деятельности существенно обогащают предметно-пространственную развивающую среду нашего дошкольного подразделения.

В июне 2016 года в нашем учреждении во всех возрастных группах был реализован логопедический проект по теме «Цветы. Насекомые» — «Стадион «Жукамо».

Продуктом проекта стали интересные дидактические игры и пособия, которые мы решили использовать в оформлении холлов детского сада.

Новой идеей для нас стало выделение зоны «Игры на стене» (рисунок 1)

Рис. 1. «Игры на стене»

Оформленная таким образом стена дает возможность организовать педагогу самые разнообразные дидактические игры. Некоторые из них мы представили ниже.

Дидактическая игра «Объясни, почему так называется»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи, закрепление навыка словообразования, умение объяснить значение нового слова(семантика).

Ход: Взрослый предлагает детям объяснить, почему такие названия у жуков на стадионе «Жукамо».

Лексический материал:

Жук — олень — рога, как у оленя; Жук — носорог — рог, как у носорога;

Жук — усач — очень длинные усы; Светлячок — жук, который светится в темноте;

Щитник — туловище в форме щита; Долгоносик — длинный нос;

Карапузик — туловище в форме круга; Златка — золотая по цвету;

Бронзовик — цвет бронзы (золотисто — коричневые); Головач — большая голова;

Музейный жук — любит жить в старых вещах; Жук — медляк — медленно ползает;

Жук — щелкун — издают щелкающий звук;

Часовщик — издает звук тикающих часов; Жук — скрипун — издает скрипучий звук;

Жужелица — жужжит; Могильщик — зарывает в землю неживых насекомых;

Листоед — ест листья; Притворяшка — вор — притворяется неживым;

Жук — типограф — прогрызает на коре деревьев лабиринты;

Слоник — похож на хобот слона; Бомбардир — стреляет, бомбардирует.

Дидактическая игра «Вспомни или прочти».

Цель: развитие познавательного интереса, обогащение словаря, применение навыка послогового чтения в игровой ситуации.

Ход: Взрослый предлагает детям рассмотреть жуков и назвать их. В случае затруднений дети имеют возможность прочитать их название (каждый жук подписан крупным печатным шрифтом)

Дидактическая игра «Узнай, чья тень»?

Цель: развитие целостного зрительного восприятия и активизация словаря по теме «насекомые».

Материал: вырезанное контурное изображение жуков, аналогичное цветное изображение жуков.

Ход: Педагог предлагает посмотреть на черное контурное изображение жука («тень жука») и по характерным признакам определить какому жуку она принадлежит.

Дидактическая игра «Куда смотрит тень»?

Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве, развитие памяти.

Ход: Детям предлагалось посмотреть внимательно на тени жуков несколько секунд (10–15), и, отвернувшись от стены вспомнить и назвать сначала жуков, повернутых вправо, а затем, жуков, повернутых влево.

Дидактическая игра «Кто за кем?».

Цель: совершенствование навыка употребления имен существительных в форме творительного падежа с предлогом «ЗА».

Ход: Педагог предлагает детям рассмотреть стадион «Жукамо» и назвать жуков по направлению от старта к финишу.

Пример: Бомбардир ползет за медляком. Медляк ползет за златкой. Златка ползет за слоном. Слон ползет за носорогом.

Мы не перестаем удивляться творческому потенциалу наших воспитанников, они всегда готовы привнести в игру что-то новое.

Так, играя в дидактическую игру «Кто за кем?», Вова предложил отгадать жука, которого он загадал, сообщив, что его жук ползет за жуком-носорогом. Его идею с удовольствием подхватили остальные дети, и игра заиграла новыми красками.

Развитию воображения и речевого творчества способствовали игровые ситуации, в которых педагог предлагал детям, выбрав понравившегося жука, пофантазировать и ответить на следующие вопросы:

  1. Зачем жук пришел на стадион?
  2. Есть ли у него друзья и кто они?
  3. Есть ли у жука соперники?
  4. Любит ли он цветы, какие?

Во время беседы педагог обращал внимание на развернутость, логичность и полноту ответа.

Пример: Жук пришел на стадион, чтобы побегать с другими жуками. Он считает себя самым быстрым. Его лучший друг жук-слон. Они любят бегать вместе. А когда устанут, садятся на василек покачаться на его лепестках.

Еще одной находкой для нас стало оформление стены съемными рисунками к сказке В. Бианки «Муравей и Стрекоза» (рисунок 2)

Рис. 2 «Иллюстрация сказки В. Бианки «Муравей и Стрекоза»

Содержание данной сказки очень богато интересными фактами. Текст сказки и игровые задания были размещены в пюпитре рядом со стеной.

Детям, предлагалось ответить на следующие вопросы:

– От кого и как прячутся бабочки?

– Что случилось в Улейграде?

– Почему пауки не едят муравьев?

– Страшилка — это какое насекомое?

– В чем кроется муравьиная сила?

К данной сказке были разработаны опорные схемы, помогающие детям пересказать ее (рисунок 3)

Рис. 3. «Опорные схемы для пересказа сказки В. Бианки «Муравей и Стрекоза»

Дидактическая игра «На какой цветок доберется насекомое»

Цель: активация и активизация словаря по лексической теме: «Цветы», «Насекомые»; развитие зрительного восприятия, концентрации внимания, пространственной ориентировки; закрепление навыка умения употреблять простые предлоги;

Ход: детям предлагается провести дорожку от насекомого к цветку и составить предложение, используя схемы предлогов.

Например: «Бабочка подлетела к цветку». «Бабочка сидит на цветке» и т. д.

Дидактическая игра «Летает — не летает»

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, мыслительной деятельности (дифференциация понятий летает — не летает), двигательной активности.

Ход: Взрослый предлагает детям послушать названия насекомых. Если насекомое летает, то дети поднимают руки вверх, а если насекомое не летает — дети присаживаются.

Летает:

Не летает:

Бабочка

Таракан

Шмель

Гусеница

Оса

Паук

Пчела

Кузнечик

Стрекоза

Богомол

Жук

Итоговым мероприятием проекта стала организация интерактивных выставок, проводимых в холлах.

Рис. 4. «Демонстрация Д/И «Расскажи, кто какой?»

Дидактическая игра «Расскажи, кто какой?»

Цель: развитие фразовой речи, упражнение в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а», опираясь на схемы и зрительные символы.

Оборудование: часы, плоскостные изображения насекомых, пейзажи леса и луга, опорные схемы.

Ход: детям предлагается выбрать двух насекомых, используя часы. Затем составляется сравнительный рассказ с помощью опорных схем.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: умение образовывать слова с помощью уменьшительно — ласкательных суффиксов; развивать мелкую моторику, внимание.

Оборудование: карточки, сделанные из фетра с изображением насекомых (большой — маленький).

Ход: дети берут по одной карточке, находят пару друг с другом; называют насекомое.

Рис. 5 «Демонстрация Д/И «Найди пару»

Дидактическая игра «Отгадай, кто где?»

Цель: активизация лексикона по лексическим темам «насекомые», «цветы». Закрепление навыка пространственной ориентировки на листе бумаги (верхний правый угол, центр, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, слева по центру, справа по центру, сверху по центру, снизу по центру).

Практическое употребление имен существительных в предложном падеже с предлогом «На».

Материал: игровое поле 3 на 3 с изображением цветов (ромашка, фиалка, тюльпан, нарцисс, роза, ландыш, космея, одуванчик, василек), изображение насекомых на магните (пчела, жук-усач, стрекоза, жук-носорог, шмель, жук-одень, бабочка, муравей, майский жук), магнитная доска.

Ход: ведущий (педагог или ребенок) просит поместить картинку с изображением насекомого в определенное место игрового поля и сказать на каком цветке он сидит.

Например: «Стрекоза села в левый нижний угол, на какой цветок села стрекоза».

Другой участник игры размещает картинку в указанном месте и отвечает полный ответом: «стрекоза села на космею».

Дидактическая игра «Дрессированное насекомое».

Цель: активизация лексикона по теме «насекомые». Развитие наглядно-образного мышления, закрепление навыка употребления пространственных понятий (вверх, вниз, вправо, влево). Развитие способности совершать умственные действия во внутреннем плане.

Материал: игровое поле 3 на 3 клетки, изображение насекомых (пчела, жук-усач, стрекоза, жук-носорог, шмель, жук-олень, бабочка, муравей, майский жук).

Ход: ведущий (педагог или ребенок) помещает картинку с изображением насекомого на какую-либо клетку игрового поля, он будет ему «приказывать» на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Другой участник игры должен представить себе мысленно эти передвижения.

После нескольких приказаний (например, одна клетка вверх, две вправо, одна вниз), ведущий просит ребенка показать то место, где теперь должно быть хорошо дрессированное насекомое.

Если ответ верный, ребенок перемещает насекомое на соответствующую клеточку. Если ответ неверный, ребенок перемещает насекомое пошагово (ведущий повторяет маршрут). Затем ход переходит к другому игроку.

Рис. 6. Демонстрация игры «Дрессированное насекомое»

Дидактическая игра «Превращение»

Цель: активизация элементарных научных экологических знаний. Развитие связной речи.

Материал: картинки с изображением жизненного цикла насекомого (бабочка, жук) с полным превращением (яйцо-куколка-имаго (взрослая особь) по количеству человек.

Ход: Участники игры делятся на две команды. Каждый игрок получает одну картинку с изображением определенного этапа жизненного цикла насекомого. Задача игроков разложить картинки в соответствии с последовательностью жизненного цикла насекомого, назвать и описать все стадии развития по порядку.

Пример. 1. Мы хотим рассказать о том, как на свет появляется красавица-бабочка махаон. Она не появляется на свет сразу в таком же виде, как ее мама. Она проходит несколько стадий развития- превращений. Все бабочки появляются из яиц, которые они откладывают на разные растения. 2. Проходит немного времени, и из яиц появляются личинки- маленькие гусеницы. Гусеницы ползают и едят все растения, которые попадаются на пути. 3. Осенью, гусеница сворачивается в клубок и превращается в куколку. Куколка не двигается и ничего не ест. Так она переносит зиму. 4. Весной солнышко пригревает куколку, и из куколки появляется бабочка. Бабочка будет летать и питаться нектаром цветов.

Рис. 7. Демонстрация Д/И «Превращения»

Дидактическая игра «Раздели названия насекомых на слоги»

Цель: Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза.

Оборудование: поле со «слоговыми цветочками», объемные фигуры насекомых (шмель, оса, муравей, кузнечик, стрекоза).

Ход: детям предлагается разделить названия насекомых на слоги и поместить фигурки к соответствующему количеству «слоговых цветов».

Рис. 8. Демонстрация Д/И «Раздели название животного на слоги»

Дидактическая игра «Отгадай цветок»

Цель: развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.

Ход: детям предлагается в предметах, изображенных на картинках, выделить первый звук в словах. Затем по первым звукам составить слово, обозначающее название цветка.

Рис. 9.Демонстрация Д/И «Отгадай цветок»

Дидактическая игра «Отгадай название насекомого»

Цель: совершенствование навыков языкового анализа и синтеза.

Ход: детям предлагается по схемам, обозначающим звуки, подобрать картинку с изображением насекомого.

Рис. 10. Схемы к Д/И «Отгадай название насекомого»

Дидактическая игра «Кто, где сидит»

Цель: закрепление навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций.

Ход: ребенок выбирает две картинки, с изображением насекомого и цветка, и по схеме составляет предложение.

Рис. 11. Схемы для составления предложений

Составление рассказа по опорным схемам «Стрекоза Соня»

Цель: развитие связной речи с использованием опорных схем, автоматизация свистящих звуков.

Ход: детям предлагается пересказать рассказ с опорой на схемы.

Рис. 12. Опорные схемы для пересказа «Стрекоза Соня»

Рассказ «Стрекоза Соня».

Стрекоза Соня с сумкой летала по лесу. Она увидела подсолнух, мела на него и стала собирать семечки в сумку. Затем Соня отнесла сумку с семечками к большой сосне.

В дупле большой сосны жила старая мудрая сова. А так как к сове ходили лечиться все лесные звери, то её дом-дупло так и назывался — «Скорая помощь». Стрекоза Соня отнесла сумку с семечками старой сове, надеясь, что из них можно приготовить лекарство для слона и лисы.

Так Стрекоза помогла вылечиться лесным жителям.

Составление рассказа по опорным схемам «Шмель Шуня»

Цель. развитие связной речи с использованием опорных схем, автоматизация шипящих звуков.

Ход: детям предлагается пересказать рассказ с опорой на схемы.

Рис.13. Опорные схемы к рассказу «Шмель Шуня»

Рассказ «Шмель Шуня»

Из дупла на прогулку вылетел Шмель Шуня. Он захватил с собой воздушный шарик. Когда Шуня стал надувать шарик, то шарик наткнулся на шип шиповника и лопнул. Тогда шмель горько заплакал.

Его услышала бабушка Шура, которая в это время на лужайке шила шмелю шорты. Она сказала: «Не плачь, Шуня, давай лучше мы с тобой попьем чаю и сыграем в шахматы».

И шмель Шуня с бабушкой Шурой полетели на грушевое дерево, где стоял стол с шахматами и чаем.

Составление описательного рассказа по схемам.

Цель: развитие связной речи с использованием опорных схем.

Ход: ребенок выбирает картинку с изображением цветка или насекомого и, используя опорные схемы, составляет рассказ-описание о насекомом или цветке.

Рис. 14. Схемы для составления описательного рассказа

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов