Библиографическое описание:

Лазарева О. Ю., Шестакова Л. А. Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 164-167.



Детство является периодом, наиболее благоприятным, сенситивным в отношении становления музыкальности. Упущенное в дошкольном возрасте невосполнимо. Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенка-дошкольника является воспитание музыкальной культуры, основы которой формируются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду. Решить данную проблему может только педагог, владеющий теоретическими знаниями в музыкальной педагогике и психологии, и имеющий практический опыт. Музыкальные способности развиваются не сразу, а покомпонентно, от простых к более сложным составляющим. Поэтому очень важно не упустить каждый из элементов.

Одним из таких элементов, который мы будем рассматривать в нашей статье, являются дидактические игры. Так как восприятие музыки — сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний и опыта, задачи, которые мы перед собой ставим, заключаются в том, чтобы научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темпе, динамике и т. д.), учить различать произведения по жанру, характеру, слышать высоту звуков и тембр музыкальных инструментов.

Исходя из вышеизложенного, актуальным в педагогической практике в современных условиях является разработка и использование музыкально-дидактических пособий, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывая у него зрительную, слуховую, двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Вышеуказанные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию нового. Педагогическая ценность музыкально — дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком практически неограниченные возможности и свободу применения полученных знаний в жизненной практике.

Основными целями применения музыкально-дидактических игр являются:

– формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме;

– научить разбираться в соотношении звуков по высоте;

– развитие у детей чувство ритма, тембра и динамического слуха;

– побуждение их к самостоятельным действиям.

Как и любая другая, музыкально — дидактическая игра должна включать игровые действия, которые должны помочь ребенку в интересной форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки.

В процессе своей работы в МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 33 «Радуга», нами был сделан вывод о том, что применение музыкально — дидактических игр дает возможность провести занятие более полно и содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования по выполнению певческих и музыкально-ритмических движений, и даже слушанию музыки. Дидактические игры нами применяются с первой младшей группы. В основном это игры на развитие звуковысотного слуха, тембровой окраски.

С детьми более старшего возраста основным материалом становятся музыкальные игрушки, инструменты, наглядные пособия.

В качестве методической помощи музыкальными руководителями МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 33 «Радуга», используется авторская методика Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» [3. с. 3]. «Данная программа является целостным выражением игровой методики: игровой материал, игровой подход педагога, игровое развертывание занятия и его игровая атмосфера. У детской музыкальности есть свои законы и ступени развития…У нее есть одна абсолютно приоритетная цель: телесно-эмоциональное знакомство с музыкой и освоение ее через деятельность и игру. Слово, движение, игра, общение, музыкальный инструмент, пантомима, маленький театр — вот формы, которые адекватны ребенку, а это и есть элементарное музицирование» [3. с.6].

Цели и задачи, которые были нами поставлены, заключаются в следующем:

– формирование у детей эмоционально — радостных ощущений от активного участия в совместном коллективном музицировании;

– знакомство детей с различными музыкальными инструментами (колокольчиками, бубенцами, погремушками и т. д.);

– развитие слуховых и телесных ощущений равномерной метрической пульсацией;

– формирование слуховых и телесных ощущений основных выразительных средств музыки: музыкальных темпов (быстро-медленно), контрастной динамики (громко-тихо), средств выразительности (грустно-весело);

– развитие основ интонационного слуха в звукоподражательных играх со словом, инструментами, наглядными пособиями, слушанием музыки.

На занятиях нами применяются различные дидактические игры, которые направлены [2]:

  1. На развитие певческих способностей, например, такие, как: «Музыкальная лесенка», «Вот иду я вверх, вот иду я вниз». С помощью данных игр-распевок дети тренируют зуковысотный слух, пытаются услышать движение музыки вверх и вниз. В качестве методического материала нами используется «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Данное пособие играет немаловажную роль в развитии слуха и ритма. Иллюстрации «Музыкального букваря» нами используются в качестве демонстрационного материала. Например, прослушав песенку «Качели» ребенок получает задание определить по одному звуку, где находятся качели (внизу или вверху) и показать на картинке.

В игре «Где мои детки?» дошкольники учатся определять звуки по высоте, отвечая тоненьким голоском маме-утке, кошке, птичке [2]. Дети с удовольствием играют в эту игру и твердо знают, что у мамы голосок ниже, чем у ее деток. Еще нами применяются детские любимые игрушки: медведя, волка, зайчика, мышку, птичку. Задание заключается в том, чтобы, прослушав музыку, найти соответствующую игрушку (в более старших группах можно попросить поставить на соответствующую ступеньку по высоте).

  1. Развитие чувства ритма. Для этого нами используются распевки. Обычно это знакомые детям попевки такие как, «Андрей-воробей», «Чики-чики-чикалочки» и др. Одновременно с пением, детей просят прохлопать ритм, в дальнейшем простучать на бубне или др. музыкальных инструментах. Упражнение «Веселые ладошки» также используется нами, в качестве развивающего ритмическое чувство: под веселую ритмичную музыку дети выхлопывают ритмический рисунок. В качестве музыкально-дидактических игр, развивающих чувство ритма нами используются ударные инструменты: погремушки, бубны, треугольники.
  2. Активизацию внимания и памяти при помощи игры «Волшебный волчок», где играется вступление к знакомой песне, а дети пытаются ее угадать.
  3. Развитие воображения и представления о характере музыки (веселая или грустная), музыкальных жанрах (пеня, танец, марш). В данном разделе используется активным образом слушание музыки. Для этого мы прослушиваем инструментальную, вокальную музыку русских и советских композиторов (особенно незаменимым здесь является «Детский альбом» П. И. Чайковского) [5]. Дети делятся своими впечатлениями, придумывают короткие истории. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение и мог сопоставить музыкальные образы, необходимо обращаться к наглядным пособиям. Это могут быть иллюстрации картин русских художников, картинки из любимых сказок или изображения разного настроения. Для закрепления пройденного материала хорошо использовать музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Детям очень нравится угадывать знакомую мелодию, и подбирать к ней картинку. В средних группах нами используется музыкально-дидактическая игра «Волшебные танцы» на определение танцевального жанра музыки: марш, русский народный танец, полька. Здесь используются иллюстрации с различными видами танца, изучаются характерные движения. Изучая жанр марша, нами используется музыкально-тематическое занятие на данную тему: «Марш вмузыке, движении, сказке» [4].Дети стоят в кругу и выполняют упражнение «Ходить бодрым и спокойным шагом» (музыка М. Робера). Затем определяют, сколько частей в этом упражнении и как нужно идти под музыку первой части — бодрым шагом, и как нужно идти под музыку второй части — спокойным шагом. Далее обсуждается характерные черты марша: отчетливый ритм, бодрое настроение, то, что под него удобно считать раз-два, раз-два. Прослушав, старинную солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки», поговорить о чувствах, которые вызвала эта песня. Спросить у детей, почему именно солдаты пели задорные маршевые песни спросить, а знают ли дети песню с таким же характером? Для примера, нами используется песня «Праздничная песенка» (М. Красева, сл. Н. Саксонской). Можно попросить одного ребенка исполнить эту песенку на барабане, а другие промаршеруют. Далее послушать музыкальное произведение композитора Ивара Арсеева «Солдаты маршеруют», но, не называя названия, дети должны придумать ему название (различные варианты), затем сказать, что это походный марш. В начале пьесы музыка звучит тихо — отряд приближается издалека. В середине музыка звучит громко — солдаты проходят мимо нас. В конце пьесы музыка звучи тише и тише — отряд уходит. Затем вводится небольшое задание: вместе с музыкой сыграть на барабанах (в начале — тихо, в середине — громко, в конце — тихо).

Еще марши бывают сказочные. Композитор Михаил Иванович Глинка написал марш для злого и хитрого Черномора, другой композитор Петр Ильич Чайковский — сочинил «Марш деревянных солдатиков». Детям предлагается, взять в руки игрушечное оружие и пошагать как солдаты. На этом занятие может быть окончено.

Хотелось бы отметить и немаловажную роль музыкального руководителя при проведении музыкально-дидактических игр. На своих занятиях он должен создать атмосферу комфорта и доверия, в которой ребенок может почувствовать себя музыкантом, а также развивать способность слушать и наблюдать. Музыкальный руководитель должен уметь дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на музыкальных инструментах, а также поддерживать интерес к музыке из занятия в занятие, чтобы это стало непрерывным процессом.

Большое значение имеет качественное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, от того, как они будут работать совместно, зависит успешность проведения музыкально-дидактических игр. Перед занятием мы стараемся объяснить игру воспитателю, чтобы на занятии он сделал первый показ, а дети поняли правила игры. Он должен следить за ходом игры, чтобы вовремя тактично направить ребенка и помочь ему. Также воспитатель должен контролировать взаимоотношения играющих, сохраняя при этом самостоятельный и творческий характер игры. В младших группах воспитатель не только должен организовывать игры, но и сам становиться их активным участником.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально-дидактические игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства. Своей главной задачей мы считаем развитие эмоциональной сферы ребенка. Именно она играет решающую роль в становлении его личности, развитии ее высоких психологических функций, регуляции поведения. Одна из центральных ролей при этом принадлежит искусству и, в частности, музыке. Благодаря уникальным ее особенностям, она способствует формированию не только эмоциональной, но и познавательной, нравственной сфер и, что особенно важно, формирует творческую личность ребенка.

Литература:

  1. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: учебное пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  2. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
  3. Тютюнникова Т. Э. Просто, легко. весело. — Музыкальный руководитель. — № 5. — 2009. — С.4–7.
  4. Кулешова С. А. Марш в музыке, движении, сказке. — Музыкальный руководитель. — № 4. — 2008. — С.11–12.
  5. Чайковский П. И. Детский альбом: полное собрание сочинений для фортепиано. Том IV. — М.: АО «Скорпион», 1994. — 133с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов