Библиографическое описание:

Скиндерева А. Н. Обучение детей раннего возраста английскому языку // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 144-146.



Начиная с 1995 года, ранее обучение иностранным языкам становится одним из приоритетных и перспективных направлений организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях России. Востребованность иностранного языка в обществе, с одной стороны, и понимание родителями того, что иностранный язык является не только свидетельством образованности, но и основой будущего социального и материального благополучия их ребенка в обществе, с другой стороны, делают раннее обучение в этот период особенно популярным и актуальным.

Психологи и физиологи обосновывают введение раннего обучения иностранным языкам природной расположенностью детей к языкам и их эмоциональной готовностью к овладению ими. В этом случае обычно ссылаются на сензитивность (чувствительность) детей дошкольного возраста к овладению языками вообще, и иностранным, в частности. [1]

Длительность сензитивного периода характеризуется примерно с 1,6 до 9 лет. Физиологи считают, что «существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти — это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом». [2] Постепенно у человека снижается чувствительность к восприятию звуков и способность их имитировать, ослабевает кратковременная память, а также способность к зрительному, а главное, слуховому восприятию. Другое очень важное преимущество дошкольного возраста заключается в глобально действующей у детей игровой мотивации, которая позволяет естественно и эффективно организовать обучение иностранному языку как средству общения и строить его как процесс, максимально приближенный к естественному процессу использования родного языка.

Существует один аспект, овладение которым проходит наиболее успешно в сензитивный возрастной период. Это — безакцентное произношение иностранных звуков, слов, интонации при условии, если маленький ребенок постоянно слушает и имитирует аутентичную иноязычную речь. [1]

Главной целью раннего обучения детей английскому языку является помощь полноценному, своевременному развитию ребенка, формирование его интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер в процессе овладения основами иноязычного общения. Также мы формируем речевую, языковую компетенции. Под речевой компетенцией мы подразумеваем овладение и развитие навыков аудирования и говорения. Если у ребенка сформирована данная компетенция, то он может адекватно и уместно пользоваться языком в конкретных ситуациях. Языковая компетенция объединяет фонетическую, лексическую и грамматическую компетенции.

Из вышесказанного, следует вывод, что практическая цель раннего обучения английскому языку предполагает овладение детьми умениями в аудировании и говорении, достаточными для того, чтобы адекватно реагировать на услышанное, либо вступить в речевой контакт с собеседником, поддержать разговор, получить и передать элементарную информацию, связанную с содержанием детского общения, закончить общение и пр., а не просто произнести какие-нибудь слова или фразы на английском. И самое главное в этом возрасте это то, что занятия должны быть веселыми и эмоционально яркими — ребенку, прежде всего, должно быть интересно, а само изучение иностранного языка не должно становится целью занятий.

На занятиях английского языка с детьми раннего возраста нужно создавать искусственную иноязычную языковую среду и учить детей комфортно чувствовать себя в ней. Единственным способом формирования познавательных мотивов и интереса к английскому языку является совмещение этих мотивов и интересов с предметно-манипулятивными играми и наглядно-действенный характер презентаций языковых образцов. При обучении детей раннего возраста английскому языку необходимо применять те же методы, что родители применяют при обучении ребенка родному языку — играть, петь песенки, рассказывать стихи, рисовать, выполнять какие-либо действия, сопровождая комментариями на изучаемом языке. Чтобы объяснить слово, нужно показать предмет или совершить действие несколько раз, и он запомнит его название. В данном возрасте детям не объясняются правила грамматики или фонетики, ребенок слышит, как говорит взрослый и запоминает.

Раннее бучение детей английскому языку начинается с формирования навыка аудирования — восприятия иноязычной речи на слух. Под аудированием мы понимаем не только восприятие сообщений, но и подготовку во внутренней речи ответной реакции на услышанное. Аудирование способствует овладению звуковой стороной языка, фонемным составом, интонацией, речевыми образцами, т. е. подготавливает этап говорения. Если мы хотим, чтобы ребенок свободно овладел иностранным языком, необходимо с ним разговаривать на этом языке. Очень важно, чтобы он слышал английскую речь, детские песенки, стишки и сказки на английском языке.

Каждый язык это уникальная система со своими правилами и принципами. Когда ребенок слушает речь, он анализирует звуки, жесты, интонации и поведение того человека который с ним общается. Постепенно он начинает слышать похожие повторяющиеся звуки при похожих обстоятельствах. Он начинает вычленять эти звуки, понимать их, формировать логику построения фраз. Для ребенка каждый человек уникален, обладает своими индивидуальными жестами и интонациями, привычками и особенностями поведения. Поэтому на занятиях с ребенком раннего возраста педагогу не стоит его путать и переключаться с одного языка на другой, т. к. в одних и тех же ситуациях, один и тот же человек произносит разные звуки. Это создает трудности для ребенка выстроить систему из тех звуков, которые он слышит. Он не может вычленить отдельные слова и их смысл.

Обучение иностранному языку должно проходить в соответствии с возрастом детей.

Период с рождения до года можно считать адаптационным, язык воспринимается только на слух. Чем больше в этот период дать ребенку звуков, тем больше звуков он будет воспринимать и воспроизводить в дальнейшем.

В возрасте от года до двух ребенок накапливает свой пассивный словарь. Ребенок вычленяет из речи отдельные фразы. Очень полезно в этом возрасте читать сказки, небольшие рассказы на английском языке, смотреть иностранные мультфильмы, разговаривать с ребенком на неродном языке, комментируя его и свои действия.

Два–три года — это тот возраст, когда ребенок начинает понимать неродной язык. Он понимает не только отдельные фразы и слова, но и поток речи, он пытается сам заговорить на иностранном языке.

Когда ребенку исполнится 3–4 года, ему уже нужен собеседник. Это период становления речи. Родители и педагоги должны мотивировать ребенка говорить на иностранном языке.

Период самостоятельной работы наступает в возрасте 5–6 лет.

Одной из особенностей раннего обучения детей иностранным языкам является использование пальчиковых игр. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это происходит в связи с тем, что область мозга, которая отвечает за управление кистями рук, находится с речевым центром, поэтому стимулируя развитие мелкой моторики стимулируется развитие речевых навыков. Пальчиковые игры на иностранных языках стимулируют развитие речи у ребенка в принципе и иностранной речи в частности. Пальчиковые игры развивают речевые навыки, позволяют запоминать новые слова, а во время движений понимать, как эти слова применяются в повседневной жизни. Также они помогают развить мелкую моторику, что в дальнейшем пригодится для выполнения любых бытовых действий, развития творческих способностей и навыков письма. Начинать играть в пальчиковые игры можно уже с рождения — разминать ладони у малыша, сгибать и разгибать пальчики. Все это стимулирует развитие мозговой деятельности малыша, развивает мышцы на ручках. Во время такого массажа мама может перечислять название пальчиков, проговаривать стишки на английском. Нужно выбирать сначала самые простые игры, для самых маленьких. Важно, чтобы в игре было как можно больше движений и различных эмоциональных звуков. Постепенно необходимо подключать все новые и новые пальчиковые игры, но периодически возвращаясь к уже изученным. Это будет тренировать память ребенка и его мышление. Чем старше становится ребенок, тем он будет самостоятельнее, и в этот период можно попробовать театральные игры с использованием пальчиковых кукол, колпачков, резинок, тряпочек. Все это будет радовать ребенка, стимулировать его играть и повторять за мамой или педагогом.

Применение пальчиковых игр положительно сказывается на раннем обучении ребенка английскому языку.

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. [3]

Литература:

  1. Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н.. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс,2004. — 240 с., 2004
  2. Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. — Л.: Медицина, 1964.
  3. Примеры пальчиковых игр на уроках английского языка. [интернет-ресурс] http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/09/01/palchikovye-igry

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов