Библиографическое описание:

Огородник С. И., Тюрина О. Н. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 60-62.



Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по экспериментированию в МБДОУ «Детский сад № 16» г. Арзамаса.

Ключевые слова: экспериментирование, творческие способности, исследовательская деятельность, воспитатель

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе развития, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через экспериментально — исследовательскую деятельность. ФГОС ДО предъявляет высокие требования к созданию условий развития ребенка, открывающих возможности для личной инициативы и формированию творческих способностей, и определяет познавательно — исследовательскую деятельность как сквозной механизм развития ребёнка. Поэтому, развитие творческих способностей, в том числе зависит от экспериментирования и является актуальным в образовательном процессе. Это позволяет детям на обычном материале учиться решать сложные интеллектуальные задачи: выделять проблемы, задавать вопросы, строить гипотезы, давать определения понятиям, проводить эксперименты и анализировать, применять знания в разных видах деятельности и рассказывать о полученных результатах, что пригодится им в дальнейшей школьной жизни. В данном направлении работали следующие исследователи: Л. С. Выготский, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, А. И. Савенков и другие.

В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков обобщил свой педагогический опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования и пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Как метод обучения, экспериментирование предлагали в своих работах такие известные педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

А. Н. Поддъяков говорил «Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника» [2, с.29].

Теоретические аспекты в организации экспериментирования с различными материалами дают основание сделать вывод о том, что такие формы работы являются неотъемлемой частью развития творческих способностей и познавательного интереса ребёнка. В настоящее время детское экспериментирование и его практическое применение, широко отражено в работах О. В. Дыбиной и А. И. Савенкова.

При детском экспериментировании И. А. Савенков и О. В. Дыбина предлагают пользоваться следующими принципами и подходами:

принцип ориентации на познавательные интересы ребенка- творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности ребенка;

‒ принцип открытости — быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания;

‒ принцип деятельностного подхода — ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых;

‒ принцип свободы выбора — право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера в совместной деятельности;

‒ принцип природосообразности — ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса;

принцип партнерского взаимоотношения — педагог должен быть фасилитатором обучения, а не просто транслятором информации, одним из факторов развития творческих способностей ребенка, является наличие в его окружении «образца творческой деятельности» [1, 9 с.].

Формирование умения вести исследовательскую деятельность — это сложный, комплексный процесс, которым можно овладеть опираясь на такие психолого-физиологические особенности ребенка, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.

На основе этого воспитатели в детском саду должны ставить следующие задачи в своей профессиональной деятельности:

‒ обогащать предметно-пространственную среду оборудованием для экспериментирования, дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями, обеспечивающими развитию творческих способностей детей. Необходимо подобрать опыты и эксперименты с материалами, которые можно использовать в изобразительной деятельности пользуясь нетрадиционными техниками рисования с описанием их проведения, изготавливать картотеки опытов, пополнять уголок экспериментирования приборами-помощниками и материалами для исследования, создавать дидактические материалы и т. д.;

‒ способствовать развитию творческого воображения, умения и навыков старших дошкольников посредством экспериментирования с различными материалами;

‒ развивать компетентность родителей в вопросах развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

В процессе экспериментирования с различными материалами, через использование современных технологий, у детей активизируются такие мыслительные процессы, как умение логически мыслить, воображать, анализировать, сравнивать, обобщать.

В работе по экспериментированию необходимо взаимодействовать с родителями: привлекать родителей к пополнению предметно-пространственной среды группы, участвовать в мастер-классах, созданию памяток, буклетов, стендовой информации, фотовыставок.

Чтобы систематизировать работу по развитию творческих способностей детей через экспериментирование у воспитателя должен быть разработан перспективный план исследовательской деятельности, серия конспектов по экспериментированию с материалами, которые можно применить в изобразительной деятельности, игровые обучающие ситуации, беседы, наблюдения. Наблюдая за деятельностью детей во время прогулок, их экспериментированием с водой, снегом, льдом, песком, игр с магнитами, воздухом, бумагой и т. п. воспитателю необходимо обращать внимание на то, как дети увлекаются делом.

Для того чтобы ребенок мог самостоятельно экспериментировать с предметами в любое свободное время, необходима соответствующая развивающая среда. В группе детского сада можно создать уголок экспериментирования или центр творческого развития, где воспитанникам предоставляется свобода выбора для исследовательской и творческой деятельности.

С помощью родителей в группе можно создать мини-лабораторию, оснащённую всеми необходимыми материалами и оборудованием для проведения детских опытов и экспериментов. Здесь могу быть: приборы-помощники (увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, микроскоп); разнообразные сосуды из различных материалов (пластмассы, стекла, металла) разного объёма и формы; природный материал (камушки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, спил и листья деревьев, птичьи перья); разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная, гофрированная; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель); медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, трубочки от капельницы, шприцы (без игл), резиновые груши); измерительный материал (метр, линейка, мерные стаканчики, условные мерки, безмены, весы); прочие материалы (зеркала, воздушные шары, сыпучие материалы, цветные и прозрачные стёкла, свечи, пилка для ногтей, сито, масло, мука, соль, сахар).

Образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем. На занятиях по окружающему миру и в процессе самостоятельной деятельности воспитанников нужно преподносить не готовые истины, а дать возможность ребенку самому исследовать, экспериментировать, наблюдать, чтобы дать возможность приходить к желаемому результату своего исследования.

Данный опыт по экспериментированию был использован в МБДОУ «Детский сад № 16» г. Арзамаса. В детском саду была проведена следующая работа с детьми:

‒ В эксперименте с глиной и песком дети узнали о свойствах сыпучих и мокрых тел при воздействии на них тепла и ветра, а затем в свободной деятельности дети рисовали цветным песком «Песчаные узоры»;

‒ В эксперименте с воздухом детирасширили представления о способах обнаружения воздуха, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха, а затем на занятие по художественному творчеству (рисованию)- раздували краски через соломинку получая «Забавные кляксы»;

‒ Беседа «Вода источник жизни» прошла в рамках презентации, на которой дети узнали для кого вода является источником жизни, кто обитает в морях и реках, как человек использует водные ресурсы в своих целях, как нужно бережно к ней относится и о последствиях жизни без воды;

‒ Проведены эксперименты с водой в результате которых дети узнали о ее свойствах, а на занятии по художественному творчеству (рисованию) — рисовали по воде с клеем, посыпая солью которая приклеивалась и впитывала излишнюю влагу делая пушистый узор «Зимняя ночь»;

‒ На занятии по познанию человека изучали строение человека, узнали о одинаковых правой и левой стороне тела, вечером рисовали в технике монотипия «Глаза»;

‒ На комплексном занятие «Хитрые комочки» экспериментировали с бумагой, обобщали представления о свойствах бумаги: мягкая, жесткая, шуршащая, гладкая, тонкая, прозрачная, анализировали и сравнивали из какой бумаги легче делать рисунок.

‒ Чтобы в полной мере взаимодействовать с родителями, проводились с ними индивидуальные консультации «Как организовать в домашних условиях мини- художественную студию», воспитатели привлекали родителей к пополнению среды группы, оформляли стендовую информацию, проводили мастер — класс по экспериментированию с различными материалами для повышения творческого интереса детей.

В результате данной работы у детей появился устойчивый интерес к экспериментированию с различными материалами. Сформировались такие качества как, любознательность, расширился словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, к начальным представлениям о физических свойствах жидких и твердых телах.

Таким образом, в результате целенаправленной, планомерной, систематической работы дети стали более наблюдательны, научились сравнивать, анализировать, делать выводы, стали более активно участвовать в познавательном общении с взрослыми и сверстниками. Вышепоказанные данные доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет деятельность детского сада в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

Литература:

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Методическое пособие. — М.: Творческий центр «Сфера», 2002. — 130 с.
  2. Поддъяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Волгоград, Перемена, 1997. — 129 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов