Библиографическое описание:

Титова С. А., Жаринова Е. Е. Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 72-74.



В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотрудничества с семьями воспитанников позволяет гуманизировать межличностные отношения всех участников образовательного процесса.

Сотрудничество — это венец человечества.

Ш. А. Амонашвили

Одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования является его гуманизация. Она подразумевает ориентацию образовательного процесса на становление и развитие сотрудничества детей, педагогов и родителей (законных представителей), основанного на уважении прав каждого человека, сохранение и укрепление здоровья ребенка-дошкольника, а также развития его личностного потенциала.

В последние годы эта проблема приобретает все большую социальную значимость. Прежде всего, это связано с тем, что рождаются «другие» дети, которые растут и развиваются в новых условиях. «Дети эти — мудрые, разносторонне талантливые, проявляют раннее развитие, часть из них обладает необычными способностями. Они открыты и уверены в себе» [1]. Однако, подчеркивает Шалва Александрович Амонашвили, эти дети уязвимы перед грубостью и насилием. «В авторитарной среде, среде равнодушия и непонимания они ломаются, начинают болеть душевно, уходят в себя, впадают в отчаяние» [3]. А, следовательно, для новых детей нужна новая педагогика, которая «… принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой», то есть гуманная педагогика [4].

По мнению Шалвы Александровича необходимо, чтобы «… наши педагогические подходы к Ребёнку, во-первых, были естественными составными нашего образа жизни (они родятся внутри этой жизни); во-вторых, в нас должно быть понимание Ребёнка, его сиюминутного состояния, и должны быть исполнены нами с внутренним призывом к сотрудничеству» [3].

Принимая идеи гуманной педагогики и учитывая требования ФГОС ДО, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида строит свою работу на основе принципа партнерства.

В настоящее время детский сад посещают 84 ребенка с разнообразными заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Из них 28 детей (33 %)– это дети — инвалиды.

В детском саду создана особая модель развивающей информационно-образовательной среды «Мир физической культуры и здоровья», которая включает в себя такие компоненты, как:

– бальнеологический комплекс: бассейн, сауна, комната отдыха;

– физкультурный зал;

– зал лечебной физкультуры

– музыкальный зал;

– комната психологической разгрузки;

– тематические познавательные экспозиции в транзитных пространствах.

Все компоненты средовой модели ежедневно способствуют объединению всех участников образовательных отношений (педагоги-дети-родители) в различных видах совместной деятельности.

Педагогический коллектив детского сада находится в постоянном поиске новых эффективных форм взаимодействия с семьей. Одной из таких форм, на наш взгляд, является организация детско-родительского клуба «Здоровячок», действующего на базе учреждения с 2014 года.

Целью деятельности детско-родительского клуба является организация совместной деятельности всех участников образовательного процесса, приобретение практических навыков здорового образа жизни, а также гуманизация и гармонизация межличностных отношений.

На первых заседаниях были разработаны правила, выбраны название — «Здоровячок» и эмблема.

Заседания клуба организуются 1 раз в месяц по 30–40 минут. Они проводятся в различных формах совместной деятельности: проекты, мастер-класс, соревнования, походы, развлечения, «КВН» и т. д. Кроме того, нами используются современные технологии и методы:

 здоровьесбергающие (дыхательная и пальчиковая гимнастики, фитболгимнастика, элементы самомассажа, артикуляционные игры и др.);

 игровые (песочная анимация, подвижные игры, игровые танцевальные упражнения и др.);

 коммуникативные (ИКТ, коммуникативные игры, игры-тренинги и др.)

D:\ИРИНА\Портфель\работа\д.с.67 старшая\здоровячок\DSCN4043.JPGD:\ИРИНА\Портфель\работа\д.с.67 старшая\здоровячок\DSCN3891.JPG

Систематические заседания клуба, активная работа родителей со специалистами показали важность совместных занятий и игр с детьми, т. к. это благотворно влияет не только на их физическое развитие и психическое благополучие, но и позволяет гуманизировать детско-родительские отношения.

Таким образом, детско-родительский клуб — это эффективная форма работы с родителями, опирающаяся на начала гуманного и личностного подхода к ребенку. В этом случае между детским садом и семьей, между педагогами и родителями открываются перспективы для духовной общности. Ведь главная обязанность педагогов, по мнению Ш. А. Амонашвили, не в упреках в адрес родителей и наставлениях, как им повлиять на ребенка, а в стремлении гуманизировать взаимоотношения родителей с детьми. Шалва Александрович считает, что гуманная школа должна быть открытой для родителей, должна стать школой для постижения родителями сути гуманной педагогики. «Пусть родители приходят на уроки в любое для них свободное время группами или в одиночку, пусть они включаются в жизнь детей в школе — пусть руководят кружками, организуют походы и соревнования, встречи, утренники, пусть заботятся, по мере возможностей, о благоустройстве классной комнаты своих детей, и пусть еще родительские собрания превратятся в открытый разговор об опыте семейного воспитания».

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Манифест гуманной педагогики / Ш. А. Амонашвили. — http://de.tls.in.ua/page-66.html
  2. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.
  3. Амонашвили Ш. А. Школа Жизни / Ш. А. Амонашвили — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000
  4. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили,1995.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов