Библиографическое описание:

Тюнеева А. А. Преодоление грамматического недоразвития речи у дошкольников с ТНР // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 146-148.



При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения.

Но не всегда эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение определяют, как общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Компенсация речевого недоразвития ребенка,его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе зависит от своевременно и правильно организованной коррекционной работы.

Работа по формированию и коррекции нарушений лексико-грамматического строя у дошкольников проводится по следующим направлениям:

‒ обогащение словаря;

‒ уточнение значений слов;

‒ формирование словоизменения;

‒ формирование словообразования.

Она осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным.

Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания. Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»). В раннем возрасте такие ошибки можно считать «умными», т. к. ребёнок подводит формы изменения слов под одну, усвоенную им (стол — столы, дом — «домы»; сажать — сажаю, рисовать — «рисоваю», сидит — сидят, бежит — «бежат»). Но этот процесс может затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировка на форму слова, они не прислушиваются к ней. В процессе речевой практики, в результате воздействия взрослого и использования специальных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нужной части слова идр.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их дифференциация. В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Это объясняет необходимость таких методических правил в развитии речи детей, как повторение, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т. к. материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5–10 минут, но проводить их следует регулярно, с постепенным усложнением и тщательным подбором речевого материала. Занятия должны проходить живо, непринужденно. Не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. Для того чтобы заинтересовать ребенка, можно в предлагаемые фразы включать имена знакомых или присутствующих. Одна и та же грамматическая категория, форма слов повторяется до полного исчезновения грамматической ошибки.

Начинать речевые упражнения следует с материала лёгкого, доступного детям, но постепенно усложнять и вводить всё более редкие формы. В своей работе я как бы удивляю детей новыми формами словоизменения; а при ошибках предлагаю выбрать одну из форм, как рекомендует Ткаченко Т. А. Обязательно нужно похвалить за «правильный выбор» и многократно закрепить в других дидактических играх и речевых упражнениях.

Выявить навык словоизменения или словообразования (той или иной формы) можно, предложив детям изменить по образцу несуществующие слова (методика Грибовой О. Е.):

карандаш — карандаши,

шкаф –

стол –

нос –

компьютер –

баркатор

дерево — деревья

крыло –

перо –

стул –

лист –

намасо

лоб — лбы

рот –

лев –

палец –

пловец –

грамалец

тигр — тигрица — тигрёнок — тигрята

волк –

лев –

слон — слониха –

корзун

стул — стульчик

суп –

диван –

барабан –

жуван

учить — учитель

строить –

водить (машину) –

хранить –

вартить

Приёмы работы над формированием грамматического строя речи.

Работа должна быть целенаправленная, систематическая и настойчивая. Формирование грамматических стереотипов происходит и на логопедических занятиях, и на занятиях по развитию речи, проводимых воспитателями. Кроме того, мы привлекаем родителей к сотрудничеству, объясняя им всю значимость совместных усилий по формированию грамматического строя.

Работа над образованием множественного числа имён существительных –

Здесь обязательно нужно отработать разные типы окончаний имён существительных множественного числа, т. к. именно это многообразие этих окончаний и создаёт трудности. Речевые упражнения напоминают игру в слова, но, по возможности, опираются на наглядность. «Один — не один», «Назови картинки», «Лото». Используются готовые настольно-печатные игры, реальные объекты и специально сделанные дидактические пособия.

Последовательность: существительные с окончаниями –и, -ы во множественном числе; с чередованием согласных или выпадением гласных; с окончанием –а; -ья; с полной заменой основы; не изменяющиеся по числам существительные.

Работа над согласованием существительных с числительными.

Согласование числительных один, одна, одно; два, две с существительными формируется при усвоении категории рода имён существительных.

Игры «Весёлый счёт», «Лото», «У кого сколько?». счётный материал помогают детям овладеть многообразием окончаний имён существительных при согласовании с числительными 5 и др. (5 домов, зайцев, гусей, тарелок, речек, пуговиц, цыплят).

Работа над согласованием прилагательных с существительными

Работа по согласованию прилагательных с существительными начинается с различения ударных окончаний м. и ж. рода (большой — большая, голубой — голубая). Затем подбираются прилагательные с безударными окончаниями; существительные множественного числа и среднего рода.

Игры на развитие сенсорики, дидактические пособия Филичевой Т. Б., Каше Г. А. Речевые упражнения «Скажи какой?», «Отгадай, что я задумала», «О чём так можно сказать?» и т. д.

Работа над правильным употреблением предлогов.

Здесь очень важно научить детей слышать предлоги и осознать их смысловое значение, т. к. только при этом условии ребёнок сможет правильно использовать «маленькие слова» в собственной речи. При работе с предлогами пространственного расположения и движения очень хорошо помогают схемы. Кропотливая и последовательная система работы по усвоению предлогов дошкольниками с ОНР представлена у Ткаченко Т. А., Бардышевой Т. Ю. В работе используются реальные объекты (в игровой ситуации) — составление предложений по демонстрируемому действию, предметные и сюжетные картинки, схемы, вербальные игры.

Литература:

  1. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.
  2. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений.
  3. Новикова Е. В. Секреты предлогов и падежей.
  4. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игровые тесты.
  5. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов