Развитие невербальных средств коммуникации как составная часть процесса обучения связной речи детей с ОНР | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.09.2016

Статья просмотрена: 1303 раза

Библиографическое описание:

Хомякова, С. Е. Развитие невербальных средств коммуникации как составная часть процесса обучения связной речи детей с ОНР / С. Е. Хомякова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 148-149. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1257/ (дата обращения: 24.04.2024).



Речевое развитие ребёнка осуществляется в процессе его социализации определяется прежде всего характером взаимодействия со взрослыми. На ранних этапах взаимодействия у ребёнка начинают складываться первичные представления об окружающем мире. Основными средствами в этом взаимодействии выступают различные движения и слова матери. Благодаря этому общению намечаются две взаимосвязанные линии в развитии коммуникативных способностей ребёнка: вербальная и невербальная коммуникация. В дальнейшем оба средства коммуникации выступают в ситуациях межличностного речевого взаимодействия в совмещённом виде, представляя тем самым структурно-семантическое единство целостного коммуникативного процесса, что обеспечивает информационную содержательность высказываний и одновременно их эмоциональную и экспрессивную выразительность.

В нашей стране и за рубежом проводились исследования о роли и использовании невербальных средств общения между людьми.

A. Mehrabian приводит данные, согласно которым в ходе коммуникативного акта вербальными средствами сообщается лишь 7 % информации, 38 % передаётся при помощи звуковых средств и 55 % информации передаётся с помощью невербальных и незвуковых средств.

В своих исследованиях И. Н. Горелов показал, что невербальные компоненты могут выполнять основные определяемые языкознанием функции естественного языкового знака, т. е. фактически заменять текст.

Интонация, по мысли Жинкина Н. И., связывает текстовые компоненты в единый динамический поток, который образует устойчивое равновесие в процессе разговорной коммуникации.

Без учета жестов, по мнению Петровой Е. А., невозможно создать полноценную речевую продукцию.

Невербальная коммуникация детей с ОНР имеет специфический характер, что она количественно и качественно отличается от таковой у детей с нормой речевого развития. Дошкольники с ОНР используют и понимают более простые средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды), характерные для детей более раннего возраста. Из анализа литературы и моих собственных наблюдений следует, что у дошкольников с ОНР нарушение коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает всю коммуникативную систему в целом, включая её невербальную составляющую. Недостаточность коммуникативных возможностей затрудняет взаимодействие детей с ОНР с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность, что в целом ведёт к смещению сроков становления предметного и других форм сознания, к деформированному развитию личности с речевой патологией.

К числу важнейших задач логопедической работы с детьми с ОНР относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у таких детей обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы-фонетико-фонематического, лексического, грамматического, а также недостаточной сформированностью смысловой стороны речи. Поиск новых, более эффективных способов обучения на современном этапе связан с широким использованием в логопедической работе новых технических средств. Такие способы усиливают наглядность и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала. Просмотр красочных картин, использование музыки для более точной характеристики героев вызывают у детей различные эмоциональные переживания и благоприятно влияют на познавательную деятельность, обогащают её чувственную основу.

Из изложенного со всей очевидностью вытекает вывод о необходимости целенаправленной работы по развитию невербальной коммуникации у дошкольников с ОНР, проведение которой особенно важно на ранних этапах коррекционного воздействия. Необходимо системно и целенаправленно вырабатывать у детей умения и навыки применения невербальных средств коммуникации в моделируемых ситуациях общения (игры-драматизации, музыкальные и другие занятия, самостоятельные игры, бытовые ситуации…) Учить выражать с помощью невербальных средств различные эмоциональные состояния.

Результаты проведённой коррекционно-развивающей работы по формированию невербальных средств общения у дошкольников с ОНР показали не только положительную динамику в количественном и качественном состоянии невербальной коммуникации детей, но и их возросшие коммуникативные возможности в целом. К концу обучения у детей повысилась социальная активность: они стали инициативнее вступать в межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми, использовать разнообразные средства невербального общения, их эмоциональные проявления приобрели более выразительный характер. Развитие невербальной коммуникации требует разработки направлений специального коррекционно-педагогического воздействия.

Основной целью обучения детей становится развитие у дошкольников умения воспроизводить различные типы интонационного оформления высказываний. При этом они должны научиться произвольно использовать интонационные средства в соответствии с коммуникативной направленностью, со смыслом высказывания и его эмоциональным значением.

Литература:

  1. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. — М.: Наука, 1980.
  2. Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе. — М., 1999.
  3. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1980.
  4. Mehrabian A. Silent Messages. — Belmont, California: Wadsworth, 1971.
Основные термины (генерируются автоматически): невербальная коммуникация, средство, невербальная коммуникация детей, невербальное общение, невербальное средство общения, окружающий мир, ребенок.

Похожие статьи

Теоретические основы использования невербальных средств...

невербальное средство общения, жест, средство, речевая деятельность, слово, речевое выражение, дошкольный возраст, процесс общения, невербальное поведение, эмоциональное состояние.

Экспериментальное изучение состояния невербальных...

Изучение невербального общения детей с недоразвитием речи и определение коррекционно-развивающего эффекта невербальных средств общения является одной из актуальных проблем современной логопедии.

невербальная коммуникация, средство, невербальное...

невербальная коммуникация, средство, невербальное общение, невербальная коммуникация детей, невербальное средство общения, окружающий мир, ребенок. Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного...

Невербальные средства коммуникации

Тема невербального общения очень интересна и актуальна во все времена. Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личности своего «Я«, межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению...

Формирование невербальных (кинесических) средств общения...

В процессе общения с детьми должны широко использоваться невербальные средства, позволяющие наладить контакт: добрый взгляд, прикосновение к руке, уменьшение физической и психологической дистанции.

Невербальные средства – важный элемент разговорной речи

Невербальные средства коммуникации. Осознанное восприятие и применение невербальных средств общения позволяет преодолеть барьеры общения и сделать коммуникацию более эффективной.

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

ребенок, навык, аутичный ребенок, реакция, провоцирование ребенка, основное средство работы, окружающий мир, невербальный навык коммуникации, коммуникативное взаимодействие, речевая активность.

Использование невербальных (альтернативных) средств...

Использование невербальных (альтернативных) средств общения в работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития (из опыта работы). Автор: Магутина Анна Алексеевна. Рубрика: 7. Дефектология.

Альтернативные средства общения, используемые...

Использование альтернативных средств невербальной коммуникации содействует подготовке к формированию навыков говорения и общения. Как мы видим, существует большое количество средств альтернативного общения.

Похожие статьи

Теоретические основы использования невербальных средств...

невербальное средство общения, жест, средство, речевая деятельность, слово, речевое выражение, дошкольный возраст, процесс общения, невербальное поведение, эмоциональное состояние.

Экспериментальное изучение состояния невербальных...

Изучение невербального общения детей с недоразвитием речи и определение коррекционно-развивающего эффекта невербальных средств общения является одной из актуальных проблем современной логопедии.

невербальная коммуникация, средство, невербальное...

невербальная коммуникация, средство, невербальное общение, невербальная коммуникация детей, невербальное средство общения, окружающий мир, ребенок. Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного...

Невербальные средства коммуникации

Тема невербального общения очень интересна и актуальна во все времена. Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личности своего «Я«, межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению...

Формирование невербальных (кинесических) средств общения...

В процессе общения с детьми должны широко использоваться невербальные средства, позволяющие наладить контакт: добрый взгляд, прикосновение к руке, уменьшение физической и психологической дистанции.

Невербальные средства – важный элемент разговорной речи

Невербальные средства коммуникации. Осознанное восприятие и применение невербальных средств общения позволяет преодолеть барьеры общения и сделать коммуникацию более эффективной.

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

ребенок, навык, аутичный ребенок, реакция, провоцирование ребенка, основное средство работы, окружающий мир, невербальный навык коммуникации, коммуникативное взаимодействие, речевая активность.

Использование невербальных (альтернативных) средств...

Использование невербальных (альтернативных) средств общения в работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития (из опыта работы). Автор: Магутина Анна Алексеевна. Рубрика: 7. Дефектология.

Альтернативные средства общения, используемые...

Использование альтернативных средств невербальной коммуникации содействует подготовке к формированию навыков говорения и общения. Как мы видим, существует большое количество средств альтернативного общения.

Задать вопрос