Библиографическое описание:

Выродова Е. А., Реброва С. И. «Чебурашка и крокодил Гена знакомятся с жителями лесной полянки». Конспект НОД для воспитанников средней группы // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 153-156.



Цель образовательной деятельности:

‒ Развитие у воспитанников представления о многообразии живой природы, в частности о жизни насекомых.

Образовательные задачи:

‒ Уточнение знаний детей о мире насекомых, их признаках, условиях жизни;

‒ Обучение способам выражения при помощи пластики, жестов, мимики движениям насекомых;

Развивающие задачи:

Развитие у детей зрительного восприятия, памяти, внимания, интереса к живой природе;

Воспитательные задачи:

Воспитание бережного отношения к насекомым, любовь к природе;

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, физическая культура;

Демонстрационный материал:

Игрушки: Чебурашка и крокодил Гена, рисунок лесной поляны, резиновые фигуры бабочек, жуков, гусениц, плакаты с нарисованными насекомыми.

Раздаточный материал:

Рисунки грибочков, листьев, цветов, цветные рисунки бабочек, гусениц, жуков, маски и крылышки бабочек. Тарелочки с разными крупами, разноцветные пластмассовые зажимы.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение во время прогулок за бабочками, гусеницами и жучками.
  2. Рассматривание иллюстрированных книг, открыток, картинок в журналах.
  3. Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики.
  4. Разукрашивание рисунков из серии «Насекомые».
  5. Просмотр мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена».

Предварительная словарная работа:

Названия насекомых: жуки, бабочки, гусеницы.

Признаки: белая, голубая, длинная, большая, летающая, маленькая и др.

Действия: ползет, летит, жужжит, садится.

Ход занятия:

1 часть:

Воспитатель: Дорогие ребята, к нам сегодня пришли в гости любимые сказочные герои Чебурашка и крокодил Гена. Они рассказали, что вместе с ними на полянке появились неизвестные путешественники, различные насекомые. Незнакомцы очень понравились Чебурашке и крокодилу Гене. И они хотели бы с ними познакомиться. Но насекомые очень боялись, и быстро прятались. Чебурашка и крокодил Гена попросили ребят помочь им узнать, кто такие эти пугливые насекомые.

2 часть: (Воспитатель предлагает детям подойти к столикам, найти насекомых и сказать, как они называются. Перед детьми на столиках лежат плоские изображения грибочков, листьев, цветов. Воспитатель предлагает детям посмотреть, кто спрятался под грибком. Дети находят жука.)

Воспитатель: Кто это такой дети? (жук)

(Педагог рассказывает ребятам, что жуки употребляют в пищу траву, листья деревьев и кустарников)

G:\DCIM\101D3100\DSC_0962.JPG

Воспитатель: А теперь ребята вместе с Чебурашкой и крокодилом Геной рассмотрим первого гостя. (Дети вместе с воспитателем разглядывают жука и называют его части тела (головка, брюшко, спинка, крылышки, лапки).

А скажите дети, какого цвета спинка у жука? (Чёрного)

Воспитатель: Атеперь ребята, давайте вспомним, что умеет делать жук? (Летать, ползать, жужжать).

(Воспитатель предлагает вниманию детей плакаты с изображением различных жуков и обращает внимание воспитанников на то, что на спине у жука, под толстыми, жесткими крыльями находятся тоненькие, прозрачные крылышки, которые помогают жуку летать. На свободе, во время полета жуки часто подвергаются опасности, т. к. у всех жуков есть враги: птицы, летучие мыши и лягушки ловят их, а также поедают личинок жуков, находящихся в земле).

Воспитатель: Дети, Чебурашка и крокодил Гена увидели на лесной полянке новое незнакомое и очень красивое насекомое, которое было похоже на красивый цветок. Как только они приблизились к этому «цветку», он взмахнул крылышками и улетел.

А как вы думаете, ребята, умеют ли цветы летать? (Ответы детей)

Воспитатель обращается к детям с предложением посмотреть, кто сидит под цветком?)

Воспитатель: Кто здесь спрятался, ребята? (Ответы детей) Давайте внимательно рассмотрим и расскажем, какая здесь спряталась бабочка, на что она похожа? (ответы детей)

Воспитатель: После того, как дети описали бабочку, воспитатель говорит детям, как называются части тела у бабочки. Тело бабочек состоит из головы, груди, брюшка и крыльев. (Педагог предлагает ребятам обвести бабочку по контуру пальчиком. Рассказывает о том, что бабочки не являются носителями болезней, никогда не кусаются и никого не жалят.) Во многих странах очень любят бабочек. Например, в Японии верят, что если обнаружить в своем доме бабочку, то непременно случится что-то хорошее. В Польше взрослые никогда не трогают летающих насекомых, не позволяют ловить и мучить бабочек детям. Считают, что это плохая примета. Бабочки имеют право называться самыми красивыми насекомыми, рисунки на их крылышках смотрятся, как необыкновенные узоры, и потому они сами похожи на цветочки. Бабочки и цветы не могут существовать друг без друга, т. к. бабочки питаются цветочным нектаром и опыляют цветы. Давайте подумаем, ребята, а что умеет делать бабочка? (Порхать, сидеть, летать).

(Воспитатель предлагает посмотреть различные картинки летающих, сидящих бабочек. После рассматривания изображений предлагает детям поиграть и превратиться в бабочек. Каждому ребенку одевают маску и крылышки, после чего, дети под звуки музыки «летают» взмахивая «крылышками» руками).

Воспитатель: Наши любимые герои, Чебурашка и крокодил Гена, спрашивают у вас, ребята, кто еще сидит под листочком? (Предположения детей.)

Отгадайте, кто питается зелёными листочками? Кто умеет превращаться в бабочку? (Гусеница)

(Дети обнаруживают под следующим листочком гусеницу. Воспитатель показывает детям и называет части тела гусеницы.)

Воспитатель: Тело гусеницы похоже на маленький паровозик, состоящий из нескольких вагончиков-колечек, на голове у гусеницы находятся очень маленькие глаза и ротовое отверстие. У гусеницы во рту есть челюсти, необходимые для того, чтобы пережевывать и мять траву и листья. Мы можем видеть, что у гусеницы множество ножек, растущих сразу от головы. Существует много видов гусениц, они отличаются друг от друга формой, размером и цветом. Гусеницы могут быть разных цветов — белые, черные, розовые, зеленые, серые. Есть гладкие и мохнатые гусеницы.

(Воспитатель предлагает рассмотреть плакаты, на которых изображены гусеницы).

Воспитатель: Вот таких насекомых повстречали Чебурашка и крокодил Гена на лесной полянке.

3 часть.

Воспитатель: А теперь мы с вами немного разомнемся.

Физкультминутка «Веселые насекомые»

Воспитатель: Ребята становятся кругом вместе с Чебурашкой и крокодилом Геной.

Я веселый майский жук. (Дети хлопают в ладоши.)

Знаю все сады вокруг. (Разводят руки в стороны.)

Над лужайками кружу, (Кружатся.)

А зовут меня Жу-жу.

Не кусай, комарик злой! (Грозят пальчиком.)

Я уже бегу домой. (Бег на месте.)

G:\DCIM\101D3100\DSC_0974.JPG

4 часть. Упражнения на развитие мелкой моторики:

Воспитатель: Ребята на столах в тарелочках, с насыпанной в них различной крупой (гречкой, пшеном, манкой, рисом) спрятаны фигурки маленьких пластмассовых и резиновых игрушечных насекомых, которых вы должны найти, и назвать на ощупь.

G:\DCIM\101D3100\DSC_0966.JPG

Воспитатель: А сейчас давайте на макете дерева с цветами и листочками разноцветными зажимами прикрепим фигурки насекомых. Бабочек располагаем на цветах, гусениц на листьях, жуков на стволе и ветках деревьев.

(Цвета зажимов должны соответствовать цвету насекомых)

5 часть.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами, с кем повстречались на лесной полянке наши маленькие друзья Чебурашка и крокодил Гена? Как зовут этих незнакомцев?

(Жуки, бабочки, гусеницы)

Как мы можем назвать их одним словом? (Насекомые)

Кто у нас прятался под грибочком? Цветочком? Листочком?

(Произвольные ответы детей)

Как насекомые могут радовать нас? Что нужно для этого делать?

(Произвольные ответы детей)

(Воспитатель хвалит детей, оценивает их работу на занятии и говорит, что наступило время прощания с Чебурашкой и крокодилом Геной)

Воспитатель: А теперь ребята давайте попрощаемся с нашими сказочными друзьями Чебурашкой и крокодилом Геной! Занятие окончено.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов