Библиографическое описание:

Старакорова И. Н. Проект по толерантности «Мы — такие разные» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 69-71.



Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.

Далай-Лама XIV

Аннотация проекта

Целью данного проекта является развитие и укрепление у детей старшего дошкольного возраста толерантных отношений с представителями разных культур, национальностей посредством приобщения к культурным традициям народов России.

Задачи проекта:

  1. Разработать и внедрить в практику ДОУ план-проект по формированию толерантных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
  2. Обучить детей правилам игр народов России и умению использовать их в самостоятельной деятельности.
  3. Развивать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур.
  4. Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям других национальных культур, путем приобщения детей к искусству народов России.

Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении, будет обогащена и пополнена среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к представителям различных национальностей и культур.

Обоснование необходимости проекта

Наукой сформулированы концептуальные основы понятия межнациональная толерантность; анализируются особенности её проявления в дошкольном возрасте. Толерантность — это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда — многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

По отношению к детям старшего дошкольного возраста, межнациональная толерантность рассматривается как интегративное качество личности, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от национальности.

Межнациональное воспитание — это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью приобщения их к богатому культурному наследию, накопленному человечеством, формирования дружественных взаимоотношений, позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним.

Толерантность, являясь интегративным личностным образованием, не возникает на пустом месте, и не является врожденным. Толерантность подвергается развитию, стимулированию и коррекции. Дошкольный возраст — это период, когда закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости и влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями (Ш. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и др.). Таким образом, это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности других культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их национальной принадлежности.

Межнациональное воспитание, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой — привить ему уважение к другим культурам.

Проанализировав всю вышеперечисленную информацию, мы пришли к выводу о необходимости разработки инновационного проекта, который ориентирован на развитие толерантных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурным ценностям разных народов.

Разработанные специально организованные мероприятия позволяют укреплять партнёрские отношения, обогащать детей знаниями культурных традиций разных народов (игр, песен, танцев, праздников и т. п.). Проект может быть использован в различных видах деятельности педагогов и узких специалистов детских дошкольных учреждений.

Перспективный план работы над проектом

Этапы работы

Мероприятия

Исследовательский этап

Анкетирование родителей «Развитие культуры толерантности вашего ребенка»

Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности

Диагностика актуального уровня толерантности в группе сверстников у детей 6–7 лет (социометрическое исследование)

Подготовительный этап

Анализ результатов диагностического исследования

Консультация для педагогов на тему: «Формирование межнационального согласия и толерантности у дошкольников»

Презентация проекта, информирование родителей о проекте

Разработка картотеки «Подвижные игры разных народов»

Подбор музыкальных произведений народов разных стран

Основной этап— реализация проекта

Беседа-рассуждение на тему: «Зачем нужны традиции?» (коммуникация, социализация, познание)

С/р игра «Путешествие на воздушном шаре в гости к друзьям» (знакомство с традициями разных народов) (социализация, познание, коммуникация)

Создания Центра «Дети разных народов» (познание, коммуникация)

Рисунок в подарок другу «Портрет моего друга»

Использование подвижных игр разных народов в НОД ФИЗО

Изготовление альбома «Мы все разные» (познание, коммуникация, социализация, художественное творчество)

Консультация для родителей на тему: «Мы живем семьей единой»

Основной этап — реализация проекта

Спортивно-музыкальный праздник «Праздник дружбы»

(художественное творчество, социализация, ЧХЛ)

Встречи в литературной гостиной «В кругу друзей» (ЧХЛ, коммуникация, социализация, художественное творчество, познание)

Музыкальное развлечение «Мы в мире дружбы будем жить»

Развлечение «Страна Толерантности» (коммуникация, социализация, художественное творчество, познание)

Создание коллажа на тему: «Мы разные, но мы вместе»

(коммуникация, социализация, познание, художественное творчество)

Театрализованное представление «Ничего нет краше — Родины нашей»

Памятки «Нити дружбы» для родителей и педагогов по развитию толерантности у дошкольников

Заключительный этап

Итоговая диагностика уровня толерантности в группе сверстников у детей 6–7 лет (социометрическое исследование)

Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности

Заключение

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Таким образом, воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения является необходимым условием формирования личности ребенка в современном обществе

Литература:

  1. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. — 2-е изд., стереотип. — М.:, 2003. — С. 74–85.
  2. Бондырева С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.
  3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. — М.: МГУ, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): старшего дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, представителями разных культур, толерантных отношений, народов России, дошкольного возраста толерантных, толерантных взаимоотношений детей, межнациональная толерантность, разных народов, толерантных отношений детей, воспитанию детей старшего, Межнациональное воспитание, детям старшего дошкольного, доброжелательного поведения, дошкольном возрасте, формирование толерантных отношений, детей навыков уважительного, Проблема воспитания толерантности, Декларация принципов толерантности, культурным традициям народов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов