Библиографическое описание:

Каменская О. А. Колыбельная песня как источник формирования личности ребёнка-дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 33-35.



Песня матери — главная песня в мире; начало всех человеческих песен

Расул Гамзатов

Голос человека — самый древний природный музыкальный инструмент, с помощью которого можно передавать интонацию, чувства, переживания, настроение. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Современное пение можно рассматривать как один из видов музыкальной культуры нашего народа.

Колыбельная песня является неотъемлемой частью русской культуры. Этот музыкальный жанр известен всем с глубокой древности. Она несёт в себе не только успокаивающий, эмоциональный элемент, но и воспитательную, познавательную для ребёнка функцию, а также скрепляет родную, близкую материнскую связь с ребёнком, формирует детско-родительские отношения.

В современном обществе колыбельная песня перестала быть популярна среди родителей. К великому сожалению, современные родители в большинстве случаев либо вовсе не исполняют такую песню своим детям, либо заменяют её спокойной, тихой современной музыкой, включив радио, телевизор, магнитофон. Следовательно, создаётся актуальнейшая на сегодняшний день проблема дошкольного детства: у ребёнка не формируется детская картина мира, теряется воспитательная значимость колыбельной песни.

К вопросу значения и влияния колыбельной песни обращались многие учёные, исследователи, психологи, педагоги. Среди них В. В. Головин, А. Н. Мартынова, О. И. Капица, М. Н. Мельникова и другие. Многие из них считают, что колыбельная песня формирует первый словарный запас ребёнка, даёт представления об окружающем мире.

Головин В. В. отмечает «В представлениях традиционного общества, именно колыбельная песня как постоянно воспроизводимый песенно-словесный ритуал, ежедневно закрепляет, определяет и стимулирует правильное и безопасное развитие нового человека» [2, с. 10].

В. В. Головин подчеркивает два свойства колыбельной, которые способствуют обучению и овладению языком:

  1. «Функция успешно реализуется благодаря психофизиологическому состоянию ребенка в момент усыпления. Многие психотехники используют момент перехода от бодрствования ко сну как состояние повышенной естественной внушаемости.
  2. Ограниченный репертуар текстов (сюжетов) жанра, заключающих в себе одну содержательную систему обозначений, повторяется адресату изо дня в день в течение длительного времени. Процесс восприятия переходит в процесс узнавания и распознавания» [2, с. 35]

Видный исследователь А. Н. Мартынова доказала магический характер колыбельной песни, защищающий ребёнка о т бессонницы и болезней. Она выделяет такие группы песен как: императивные, содержащие пожелания ребенку и др. существам, требования к ним, а также пожелания ребенку смерти; повествовательные, в которых сообщается о каких-то фактах, содержатся бытовые зарисовки, или небольшой рассказ о животных, что несколько сближает их со сказками. Можно выделить несколько типов повествовательных колыбельных: о ребенке, о людях, о животных, о птицах; заимствованные из других жанров; литературного происхождения.

Таким образом, А. Н. Мартынова считает, что в древней Руси колыбельную понимали, как заговор, оберег, молитва матери о благополучии своего малыша.

Однозначного определения понятия «колыбельная песня» нет. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой можно увидеть такую трактовку данному понятию: «колыбельная песня — небольшое музыкальное вокальное лирическое произведение» [6,285]. Этот музыкальный жанр имеет умеренный ритм и монотонное напевание, что помогает укачивать, убаюкивать ребенка.

Ученые утверждают, что информация, которая приходит во время сна, откладывается в подсознании человека и влияет на его дальнейшую жизнь, на то, как он будет относиться к различным событиям, к печалям и радостям. Поэтому очень важно, чтобы слова колыбельной содержали тему счастья, тему любви родных людей к малышу. Это играет большую положительную роль в том, как будет складываться судьба подрастающего человека в дальнейшем.

Проводились исследования путём измерения биоритма мозга детей, в то время когда они слушали колыбельные песни. В ходе этих экспериментов выяснилось, что колыбельные влияют на работу правого полушария мозга, то есть, на эмоциональную сферу и подсознание, а также отмечалась высокая частота в диапазоне дельта — ритма, это ритм такого состояния мозга, когда человек, как губка впитывает информацию, что приводит к развитию творческих способностей человека.

Обратим внимание на то, что колыбельные создавались отдельно для мальчиков и девочек. В них перечисляются качества, которые будут полезны ребенку. Мальчику быть сильным, смелым, выносливым, а девочке — красивой, ласковой, отзывчивой:

Спи, сыночек мой, усни

Спи, сыночек мой, усни

Люли, люшеньки, люли

Скоро ноченька пройдет,

Красно солнышко взойдет.

Свежи росушки падут,

В поле цветушки взрастут,

Сад весенний расцветет,

Вольна пташка запоет.

Люли, люшеньки, люли,

Ты, сыночек, крепко спи.

Очень важно в колыбельной песенке произносить имя ребёнка, что благоприятно для его развития, так как, неоднократное повторение имени даёт осознание ребёнку самого себя.

Ой, баюшки-баюшки,

В огороде заюшки

Травушку щипают,

Маринку забавляют.

А Марина умная

Да очень разумная.

Спи-усни, спи-усни,

Крепкий сон тебя возьми.

В колыбельных содержатся ласковые слова: котик, волчок, травушка, зоренька, солнышко. Таким образом, с первых месяцев жизни начинается развиваться речь ребенка, накапливается словарный запас, работает фонематический слух. Ребёнок слышит родную речь с пелёнок.

Несёт в себе усыпительный жанр музыки и воспитательную функцию. Ребёнку постоянно присваивают положительные действия — вырастешь большой, будешь хороший, добрый, сильный, будешь делать то, и не будешь делать это. Перед юным слушателем выстраивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он создаст семью, будет работать, кормить и содержать своих собственных детей и родителей. Здесь ему прививают нравственные качества — его взаимоотношения со сверстникам и старшим поколением.

Известный исследователь колыбельных песен И. С Карабулатова, отмечает в своих работах, что у сибирских народов именно через колыбельные идет передача нравственных идеалов от одного поколения к другому. Это справедливо и по отношению к колыбельным песням других народов. Ведь считали, что младенческий возраст — самый благоприятный для формирования нравственных основ. Исполняя перед сном песню, мать закладывает определённый поведенческий стереотип сына или дочери, принятый в обществе:

Баю — баюшки — бай — бай

Спи-ка, Ваня, засыпай.

Поскорее вырастай,

По работе привыкай,

Тёте с мамой помогай.

Баю — баюшки — бай — бай,

Когда вырастешь большой,

Пойдешь в поле за сохой

Будешь жить поживать.

Не лениться работать!

Баюшки — баю.

Знакомство с колыбельными песнями продолжают дети в дошкольном возрасте в детском саду. В раннем и младшем возрасте на музыкальных занятиях педагогу целесообразно предлагать детям слушать колыбельные песни, показывая картинку, рассказывая о характере песни. Можно попросить малышей представить, что они качают куклу, мишку или зайку. Они с удовольствием изобразят укладывание игрушек, да ещё будут подпевать взрослому «Баю-Баю» и т. д.

Педагог:

Наша Танечка не хочет спать. Как же ее уложить спать? Как мама укладывает вас спать? (Дети молчат.) Может мама поет вам песенку?

Дети. Нет.

Педагог. А мне мама пела песенки перед сном. Спою и я кукле Тани. Послушайте и вы:

Спи, хорошая моя,

Укачаю я тебя,

Спи до самого утра,

До восхода солнышка,

Придет времечко-пора –

Разбужу я тебя.

Педагог. Вам понравилась песенка?

Дети. Да. Понравилась.

Педагог: У меня есть красочная книга. Называется она: «Баю-баю, баиньки». (Педагог демонстрирует детям книгу.)Здесь много песенок. Песенки эти называются колыбельными. Их придумали люди. Раньше часто мамы, бабушки пели такие маленькие песенки детям, чтобы они поскорее засыпали. Вы рассматривайте картинки, а я буду петь колыбельные песенки.

Спи-ко, Машенька, здорово,

А вставай весело.

Уж ты спи камушком,

Вставай перышком.

Педагог.Кому эту песенку пела мама? Как девочку зовут?

Дети. Маша. Машенька.

Педагог. В песенке есть слова: «Уж ты спи камушком». Это значит, крепко спать. «Вставай перышком» — значит, легко просыпаться, радостно.

Знакомить с колыбельными песнями нужно не только младших детей, но и детей старшего возраста. Дошкольники старшего возраста могут самостоятельно индивидуально исполнять колыбельные песни и инсценировать их как на занятиях музыкой, так и в самостоятельной деятельности. Важно донести до старших дошкольников всю ласковость и напевность, мелодичность, теплоту, интимность исполнения этого жанра. Важной задачей здесь будет постановка дикции. Многие дети отличаются излишней торопливостью в речи, нечетким проговариванием слов, «проглатыванием» окончаний или замедленной манерой произношения слов. Так как колыбельные лаконичные и четкие по форме, глубокие и ритмичные, следовательно, повторяя их, дети преодолевают недочеты речи. Главное влияние пения колыбельных на детей именно старшего дошкольного возраста — развитие гибкости и подвижности речевого аппарата, формирование правильного произношения звуков, освоение интонационных богатств и различного темпа речи.

Понравится детям и озвучивание колыбельных песен музыкальными инструментами:

Ночь пришла, (играет металлофон-глиссандо)

Темноту привела, (звучит бубен)

Задремал петушок, (играет металлофон-глиссандо)

Запел сверчок. (звенит колокольчик)

Вышла маменька, (играют ложки хохломские)

Закрыла ставеньку. (играет трещотка)

Засыпай, (звучат маракасы)

Баю-бай. (звучат маракасы)

Воспитательные и образовательные ресурсы несёт с собой такой мощный музыкально-народный жанр как колыбельная песня. Она играет значимую роль в формировании личности ребёнка — дошкольника, влияет на линию его жизни. Использование колыбельной песни в дошкольном возрасте — это неисчерпаемый источник многогранных возможностей для педагогов и родителей в воспитании детей.

Литература:

  1. Аникин, В. П.Русское устное народное творчество: учебник для вузов / В. П. Аникин. — 2-е изд. — М.: Высш. шк., 2004.— 736 с.
  2. Головин, В. В. Тихвинские колыбельные 1852 года: опыт структурно-функционального анализа / В. В. Головин // Тихвинский фольклорный архив. Исследования и материалы. — СПб.: 2000. — 156 с.
  3. Зуева, Т. В. Русский фольклор: словарь-справочник / Т. В. Зуева. — М.: Просвещение, 2002. — 336 с.
  4. Капица, Ф. С. Русский детский фольклор: учебное пособие / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. — М.: Флинта; М.: Наука, 2002. — 314 с.
  5. Карабулатова И. С. Колыбельная песня Тюмени / И. С. Карабулатова, Л. В. Демина. Тюмень: Экспресс, 2004. — 127с.
  6. Ожегов С. И. и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М. ООО «ИТИ Технологии», 2008. — 944 с.
  7. Потешки. Считалки. Небылицы / Сост. А. Н. Мартынова.— М.: Современник, 1997. — 365с.
  8. Радынова О. П. Баюшки — баю. Слушаем и поем колыбельные песни. — М.: ВЛАДОС, 1995.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов